Форма 14 4.3. Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Представлена исследовательская работа Педагогические условия воспитания интереса к обучению в школе у детей 6-7лет. Воспитание интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста одна из наиболее актуальных тем современной педагогики.
Представленная исследовательская работа подтвердила, что воспитание интереса к школе, а также создание педагогических условий может способствовать воспитанию данного интереса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: выявить роль педагогических условий воспитания интереса к обучению в школе у детей 6-7 лет.
. Задачи исследования: – проанализировать основные теории и направления исследования по данной проблеме; – провести опытно-экспериментальную работу по данной проблеме; – разработать методические материалы по созданию педагогических условий в подготовке детей к школе.
Объект исследования: процесс формирования готовности ребенка к школьному обучению. Предмет исследования: педагогические условия воспитания интереса к обучению в школе у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: создание педагогических условий способствует воспитанию интереса к обучению в школе у детей 6-7 лет, если: - учитывать возрастные особенности ребенка; - проводить комплекс мероприятий по воспитанию интереса к обучению в школе у детей; - создавать развивающую среду для воспитания интереса к обучению в школе.
Понятие готовности к школьному обучению ее компоненты: Готовность к школе это определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая и интеллектуальная готовность.
Формирование интереса к школе как составная часть мотивационной готовности Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего, характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах: - ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности; - учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность; - сформирована широкая полимотивация учения; - сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей; - сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения; - ребенок свободно называет мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
Готовность к обучению в школе – это так же и желание учиться, получать новые знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные), это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В частности Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни. (самообслуживание, пользование простыми бытовыми приборами и.т.д. ) Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.
Пути формирования интереса к обучению у детей 7- го года жизни. Пути формирования интереса к обучению в школе у детей седьмого года жизни достаточно многообразны: Для этого используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу. Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ "хорошего ученика " и "плохого ученика", строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения.
Констатирующий этап. На данном этапе была проведена диагностика уровня школьной зрелости.
Для проведения эксперимента определено 2 группы детей по 8 человек. Экспериментальная группа – 8 детей. Контрольная группа – 8 детей. Опираясь на критерии развития интереса к школе, разработанные Т.А. Нежновой, в ходе констатирующего этапа у детей экспериментальной и контрольной групп были определены следующие уровни развития интереса к школе: высокий , средний, низкий. Наглядно это отображается в таблице уровневой диагностики Сравнительная таблица уровневой диагностики детей на констатирующем этапе . Уровень выполнения задания Исследуемая группа Экспериментальная группа Исследуемая группа Контрольная группа Кол-во детей % Кол-во детей % Высокий уровень - 3 37,5% Средний уровень 1 12,5% 5 62,5 % Низкий уровень 7 85,7% - -
Таким образом, данные количественных и процентных результатов говорят о том, что дети в обоих группах имеют средний уровень развития интереса к школе и внутренней позиции школьника. Более наглядно это можно проследить в диаграммах.
Формирующий этап Проведение комплекса мероприятий по воспитанию интереса к обучению в школе у детей группы А Цель – апробировать методику воспитания интереса к школе и развития у детей желания идти в школу, используя занятия по ознакомлению со школой Основные формы работы с детьми – занятия по ознакомлению дошкольников со школой, разработанные Волчковой В.Н., Ушаковой О.А. Ознакомительное занятие на тему: «Скоро в школу мы пойдем» Занятие на тему: «Составление описательного рассказа по картине «Дети идут в школу» Занятие на тему: Рассказывание по картине «В школу» Итоговое занятие на тему: "В Школу"
Контрольный этап Цель – на основе полученных результатов сделать вывод об эффективности использованной методики. Задачи: 1. Провести уровневое диагностирование детей, участвующих в эксперименте. 2. На основе результатов сделать сравнительный анализ развития интереса к школе и желания идти в школу у детей подготовительной к школе группы. 3. На основе результативного анализа вывести заключение о проделанной работе. На этом этапе экспериментальной работы участвуют дети экспериментальной группы А и контрольной группы Б. Диагностика проводилась по методике констатирующего эксперимента, т.е. была взята методика «Беседа о школе», разработанная Нежновой Т.А. Наиболее наглядно результаты можно проследить в сравнительной таблице результатов эксперимента.
Сравнительная таблица уровневой диагностики детей. Экспериментальная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Контрольная группа Начало Конец Начало Конец Уровень Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Высокий - - - - 3 37,5 5 62,5 Средний 1 чел. 12,5 8 100 5 62,5 3 37,5 Низкий 7 чел. 87,5 - - - - - -
Результаты таблицы показывают, что в экспериментальной группе А есть существенная динамика: все дети с низкого поднялись на средний уровень (100%). Говоря о контрольной группе детей Б, можно говорить о том, что показатели в ней остались практически без изменений. Динамика в ней незначительная – два ребенка перешло на высокий уровень. Это позволяет говорить о том, что предложенная методика по воспитанию интереса к школе и развитию желания идти в школу через систему занятий по ознакомлению со школой является формирующей, то есть действенной и результативной. Данное утверждение наглядно проиллюстрировано результатами диагностирования контрольной группы детей, в которой не проводился цикл занятий по ознакомлению со школой и развитию желания идти в школу. А также может быть отражено в итоговой диаграмме.
Гипотеза исследования Выдвинутая ранее гипотеза подтвердилась: создание педагогических условий способствует воспитанию интереса к обучению в школе у детей 6-7 лет, если: - учитывать возрастные особенности ребенка; - проводить комплекс мероприятий по воспитанию интереса к обучению в школе у детей; - создавать развивающую среду для воспитания интереса к обучению в школе.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности
Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности...
Форма № 2 Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности
Приказ муниципального образования Славянский район об участии в РМО педагогов ДОУ...
Форма № 2 Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности
Участие педагогического работника в экспертной и организационно-методической деятельности...
Результаты участия педагогического работника в экспертной и организационно-методической деятельности
Оценка работ Всероссийских мероприятий, проводимых на сайте издания «Всероссийский портал образования».Свидетельство Всероссийского портала образования (СМИ ЭЛ № ФС № 77-67159. Серия ЭК № ...
Участие педагогического работника региональном конкурсе инновационных образовательных проектных инициатив
Участие педагогического работника региональном конкурсе инновационных образовательных проектных инициатив...