Программа социального партнерства с семьей педагога - психолога с ДОО на 2015 -2016 уч.год
методическая разработка на тему
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.portners.2015g.docx | 38.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4
607067,Нижегородская обл. г.Выкса, ул.Лазо зд.№79 контакты: тел:8(831)77-6-78-40,8(831)77-6-78-26 e –mail: mbdou2012@yandex.ru
Утверждаю
« » 2015г.
Заведующая Л.Е.Кочеткова
Программа социального партнерства с семьей педагога – психолога ДОУ на 2015-2016 год
Выполнила:
Педагог – психолог МБДОУ №4
Шаланова О.В.
Г.о.г.Выкса - 2015
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………4 стр.
2.Содержание программы……………………………………………………5 стр.
3. Литература………………………………………………………………….10 стр.
Пояснительная записка
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Введение должности психолога в систему образования позволило раскрыть новые пути партнерства между образовательным учреждением и семьей в контексте гуманистической парадигмы. Появление психологов в детских садах способствовало ориентации коллектива на интересы развития каждого ребенка; переосмыслении понятия "педагогика сотрудничества". Сотрудничество воспринимается как системное явление, включающее в структуру взаимодействия и родителей, и психологов как полноправных представителей образовательной системы. Однако, учитывая трудности в организации взаимодействия с семьей всех специалистов ДОУ, педагог-психолог также испытывает сложности в осуществлении сотрудничества с родителями. Каждый педагог-психолог ищет свой путь, выбирает наиболее приемлемые для него и эффективные для родителей формы взаимодействия.
Программа социального партнерства направлена на взаимодействия с семьями воспитанников с 2-х лет до семилетнего возраста.
С этой целью разработана программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ №4 на 2015 -2016 учебный год.
Содержание программы.
Работа педагога-психолога дошкольного учреждения невозможна без социального партнерства с семьей, поскольку каждый детский психолог знает, что дети практически не имеют собственных психологических проблем, их проблемы — отражение проблем родителей. Поэтому работая с личностью родителей, меняя их поведение как по отношению к ребёнку, так и по отношению друг к другу, можно разрешить психологические проблемы ребенка.
Пытаться что-то изменить в ребёнке, не затрагивая его взаимодействия с родителями невозможно. Ведь самыми главными людьми на свете, на слова и поведение которых ориентируется ребёнок, являются его родители. Психолог может затратить огромные усилия на то, чтобы обучить ребёнка чему-то. Но возвратившись из детского сада домой, он сверит полученные знания с теми, которые ему предлагает родитель, а эти знания для ребёнка важнее, и будет воспроизводить старые закрепленные образцы поведения.
Ребёнок, имеющий внутренние проблемы, которые формируются именно семьей, не может с ними справиться самостоятельно без помощи психологов, педагогов и, естественно, родителей.
И отсюда вытекает актуальность работы педагога- психолога с семьей. Однако привлечь родителей к сотрудничеству, часто бывает не простой задачей. Взрослые люди, если они не готовы к социальному партнерству, всегда найдут массу причин для того, чтобы избежать его. И тогда встает вопрос: «Как привлекать родителей к эффективному взаимодействию? Как показать им важность сотрудничества с ДОУ? »
Семья является древнейшим общественным институтом. В ней сочетаются личностные и общественные интересы. Именно в семье закладываются основы взаимоотношений, дети получают первые знания, в процессе деятельности формируются практические навыки. Семья является тем самым «маленьким миром», в котором закладываются и развиваются личностные качества ребенка. Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Вместе с тем, не всегда родители могут правильно на практике применить имеющиеся в багаже знания.
Работа с родителями и семьёй в целом представляет собой важное направление в деятельности психолога, т.к. именно в семье осуществляется воспитание и социализация ребёнка.
Основными формами взаимодействия с родителями в саду являются:
- консультации;
- родительские гостиные;
- беседы с родителями и детьми;
- информационные уголки;
- выступления на родительских собраниях
- тренинги и т.д.
Основной целью работы педагога – психолога в детском саду является:
Создание условий для повышения психологической компетентности родителей, чтобы сделать социализацию и развитие ребенка в детском саду комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.
В процессе деятельности педагога –психолога с семьей решаются следующие задачи:
1. Обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;
2. Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста.
Принципы взаимодействия:
- Значимость социального партнерства для каждой стороны;
- Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;
- Равноправие и равноответственность родителей и педагога –психолога;
- Открытость и добровольность;
- Индивидуальный подход к каждой семье.
В настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.
Необходимость организовать социальное партнерство педагога-психолога с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника.
В должностной инструкции определено, что педагог-психолог ДОУ:
• Должен знать: методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими)… педагог-психолог оказывает консультативную помощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), … в решении конкретных проблем.
• Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
• Участвует в формировании психологической культуры родителей (лиц, их заменяющих).
• Участвует … в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
ЗиновьеваН.О разработала модель взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения с родителями (таблица №1), в которой представлены три основных направления деятельности специалиста: кризисное вмешательство, психопрофилактика, развитие и обучение.
Таблица №1
Модель взаимодействия педагога – психолога с родителями
Кризисное вмешательство | • Индивидуальное консультирование • Семейное консультирование |
Психопрофилактика | • Индивидуальное консультирование • Семейное консультирование • Психолого-педагогическое просвещение |
Развитие и обучение | • Тренинги для родителей |
Планируя работу с семьей необходимо учитывать имеющийся у педагога-психолога опыт общения с родителями, возрастные особенности детей, особенности семей воспитанников.
Перед педагогом-психологом в начале учебного года стоит проблема выбора приоритетных направлений деятельности на предстоящий период. Как правило, четкая организация планирования прослеживается в диагностической и коррекционной работе с детьми, а планирование работы с родителями зачастую носит эпизодический, иногда бессистемный характер. Необходимо соблюдать систему в работе педагога-психолога. Ю.В. Останкова предлагает выделять два этапа во взаимодействии с семьями воспитанников.
I этап работы – диагностический, позволяет определить содержание и формы предстоящей совместной работы педагога-психолога с родителями.
Цели диагностического этапа: изучение особенностей воспитания ребенка в семье и выявление проблем для учета в планировании психологической работы с детьми и их родителями; установление контакта педагога-психолога с родителями и формирование положительной установки на дальнейшее общение;создание возможности для осознания родителями причин дезадаптивного поведения детей.
Задачи:
1. Изучить общие сведения о ребенке и семье, особенностях воспитания и эмоционального развития ребенка.
2. Узнать, какие проблемы волнуют родителей в вопросах воспитания и обучения детей для последующего консультирования.
3. Определить психологический климат семьи, родительские установки и позиции по отношению к детям.
4. Определить причины нарушения взаимоотношений в системе родитель-ребенок, приводящие к отклонениям в поведении и развитии ребенка.
Формы работы: индивидуальное и групповое анкетирование родителей.
II этап – консультативный представляет собой важную, сложную и необходимую часть деятельности педагога-психолога в ДОУ. Реализуется в форме индивидуального, группового и стендового консультирования. Иногда информация по различным вопросам воспитания и обучения детей передается родителям для ознакомления в печатном виде. Такая форма работы с родителями носит профилактический характер.
Цель стендового консультирования: психологическое просвещение родителей и предотвращение или уменьшение вероятности возникновения условий, которые неблагоприятно воздействуют на развитие детей. Информация предлагается родителям в рекомендательной, а не в обязательной форме. Родители могут сами выбирать, что им приемлемо. Темы таких консультаций определены самими родителями.
Цель индивидуального консультирования: оказание психологической помощи и поддержки консультируемому родителю.
Задачи:
1. Помочь родителю довести проблему до уровня решаемой.
2. Подвести консультируемого к способам решения данной проблемы.
3. Способствовать личностному развитию консультируемого.
В данном случае индивидуальное консультирование носит терапевтический характер.
Групповые консультации планируются сразу на весь учебный год для родителей детей различной возрастной категории.
Цели группового консультирования: коррекция детско-родительских отношений; формирование положительных установок в сознании родителей и делового сотрудничества в деле воспитания и развития детей.
Задачи:
1. Способствовать созданию (сохранению) благоприятного психологического климата в семье.
2. Просвещать родителей в вопросах, влияющих на развитие личности ребенка.
3. Коррекция неадекватных форм поведения и эмоциональных реакций родителей на особенности поведения своих детей. Формирование навыков адекватного общения, обучение приемам бесконфликтного общения.
Тематика психологического просвещения родителей.
- Для родителей детей ясельной группы запланированы консультации на тему: «Адаптация» - сентябрь
- Для родителей детей младшей группы в этом году запланирована консультация на темы: «Детские капризы и как помочь ребенку их преодолеть» - октябрь.
- Для родителей детей средней группы консультация: «Неправильное воспитание в семье, как причина неврозов и нарушения взаимоотношений с социумом» -ноябрь.
- Для родителей детей старшей группы запланированы консультации: «Влияние конфликтов в семье на формирование личности ребенка»-январь,
«Почему ребенок избалован и как стать для него авторитетом» -февраль.
- Для родителей детей подготовительной группы темы консультации следующие: «Дисциплина и наказание» -март,
«Почему дети ссорятся. Детские конфликты» - апрель,
«Готовность к школе» - май.
Форма взаимодействия с семьей
Таблица №2
Дата проведения | Форма проведения | Тема | С кем проводиться |
Октябрь | Презентация на род. собрании | «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ» | Родители групп №1 и2 |
В течение года | Индивидуальные консультации | Индивидуальные запросы по вопросам родителей | Родители всех групп |
Декабрь | Мастер –класс с развивающими упражнениями | «Особенности взаимодействия с детьми раннего возраста» | Родители групп № 2и1 |
Сентябрь-октябрь | Анкетирование | «Первичное визитирование» | Родители детей вновь прибывших |
Декабрь | Анкетирование | «Как прошла адаптация» | Родители групп №1и 2 |
Август -октябрь | Анкетирование | «Удовлетворенность деятельности ДОУ для родителей» | Все возрастные группы |
В течение года | Знакомство с итогами диагностики | По теме обследования | Все возрастные группы |
Январь | Семинар -практикум | «Играем, обучаем вместе» | Родители группы №5 и 7 |
Февраль | Дискуссия | «Детская агрессия» | Родители группы №4 и 3 |
Апрель | Анкетирование, консультации, род. собрание | «Готов ли ваш ребенок к школе» | Родители группы №8 и 6 |
Май | Тренинг | «В гармонии с ребенком» | Родители группы №4 и 3 |
Литература.
1.Белова, Л.В. В семье будущий первоклассник / Л.В. Белова. - М, 2004. – 178 с.
2. Гализузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: Советы психолога. М:. АРКТИ, 2004.
3.Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с.
4. Осипова А.М. О социальном партнерстве в сфере образования//Социологические исследования – 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнерства с семьей педагога – психолога ДОУ на 2014-2015год.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предпологают ег...
Программа социального партнерства с семьей на 2015-2016 г. г.
ЗадачиАктивизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанниковРеализовывать единый подход к воспитанию детей в семье и детском саду на основ...
Программа социального партнерства с семьей на 2015-2016 учебный год в средней группе МБДОУ «Детский сад № 270»
Программа социального партнерства с семьейна 2015-2016 учебный год в средней группеМБДОУ «Детский сад № 270»Цель: Сплочение родителей и педагогов МБДОУ, создание единых установок на формирование у дош...
Программа социального партнерства с семьей на 2014-2016 г.
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализо...
Программа социального партнерства с семьёй в подготовительной группе «Ягодка» на 2015-2016 учебный год в соответствии с ФГОС ДО.
Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области....
Программа социального партнерства с семьей на 2015-2016гг.
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение учебного года....
Программа социального партнерства с семьей на 2015 -2016 учебный год
Целью данной программы является формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя и...