Программа социального партнерства с семьей педагога – психолога ДОУ на 2014-2015год.
рабочая программа на тему
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предпологают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями, помогающими решать образовательные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsialnogo_partnerstva.docx | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида №4
Утверждаю
« » 2014г.
Заведующая Л.Е.Кочеткова
Программа социального партнерства с семьей педагога – психолога ДОУ на 2014-2015год.
Выполнил:
Педагог – психолог МБДОУ
Шаланова О.В.
Г.о.г. Выкса – 2014
Содержание.
- Пояснительная записка………………………………………………..3 стр.
- Содержание программы……………………………………………….4 стр.
- Литература……………………………………………………………...9 стр.
Пояснительная записка.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагога - психолога ДОУ являются родители воспитанников. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их партнерство.
Программа социального партнерства направлена на взаимодействия с семьями воспитанников с полутора лет до 7 лет. Планирование представлено по возрастам.
В данной программе социального развития представлены взаимодействия педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям, которые педагог-психолог внимательно изучает, анализирует, выбирает пути оказания помощи семье. Так же разрабатывает диагностический инструментарий, позволяющий выбрать методы, приемлемые для конкретных родителей и удобные в использовании педагогом-психологом. Методика работы не предусматривает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций партнерства, сотрудничества, тесное взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.
С этой целью разработана программа социального партнерства с семьями воспитанников ДОУ №4 на 2014- 2015 год.
Содержание программы.
В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:
1) утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
2) не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;
3) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;
4) утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;
5) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.
Актуальность обусловлена двумя основными факторами. С одной стороны, отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствования методов и приемов их оздоровления, а с другой – существует понимание значения активного взаимодействия педагога –психолога и родителей.
Взрослые, окружающие ребенка, играют существенную роль в его развитии. Первичная ступень социализации малыша – семья, но, к сожалению, она не всегда может обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности. Ребенок, поступивший в дошкольное образовательное учреждение, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на решение этих задач.
Педагоги и психологи единодушны в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием. Многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических и психологических знаний, умений родителей.
Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.
Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.
Цель психолога — создание условий для повышения психологической компетентности родителей, чтобы сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.
Задачи психолога:
- осуществляет просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
- решает по просьбе родителей частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;
- проводит индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);
- обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких;
- проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей;
- обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии, в общество.
- педагог-психолог должен помочь родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.
- психолог обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.
- пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду.
Социальное партнерство психолога с родителями позволяет решать задачи в нескольких направлениях:
- научно-исследовательском,
- прикладном,
- практическом.
Научно-исследовательское направление включает изучение законов обучения взрослых (родителей), проведение исследований по проблемам методологии, разработке оптимальных методов и форм совместной работы. Одна из задач здесь – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ и др.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний родителями, которые в содружестве с психологом изучают психологические закономерности развития ребенка, участвуют в решении его проблем в образовательном учреждении.
Практический аспект включает в себя работу с родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы, психологические закономерности. Изучение проблем ребенка во взаимоотношениях со школой может стать дополнительным поводом для самоосознания и личностного роста родителей, развития самоконтроля, рефлексии и др., и в целом способствовать укреплению сотрудничества с образовательным учреждением.
Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
- Значимость социального партнерства для каждой из сторон;
- Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;
- Равноправие и равноответственность родителей и педагога -психолога;
- Открытость и добровольность;
- Взаимное доверие во взаимоотношениях педагога - психолога и родителей;
- Уважение и доброжелательность друг к другу;
- Индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.
Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении строится по следующим направлениям:
Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей осуществляется в следующих формах: тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительский клуб, информирование о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, психологической готовности к ДОУ, к обучению в школе и др.
Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.
Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а так же в форме психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым в осознании им природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов и психолога будут эффективнее решаться задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Развивающий подход к взаимодействию психолога с родителями является ведущим и отражает партнерские, равноправные отношения между субъектами общения.
Психологическое просвещение родителей
Таблица №1
Дата проведения | Тематика консультаций | С кем проводиться |
Сентябрь | «Проблемный ребенок. Как воспитывать агрессивного ребенка» | Старший возраст, группы №3,4,10 |
Октябрь | «Поступаем в детский сад. Особенности адаптационного периода.» | Первая младшая группа №1,2 |
Ноябрь | «Вам скоро в школу!» | Подготовительные группы №6,8 |
Декабрь | «Можно ли заменить родителей.» | Младший возраст, группы №9,11 |
Январь | «Как взаимодействовать с тревожным ребенком» | Средний возраст, группы №5,7 |
Февраль | « Индивидуально – психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» | Старший возраст, группа № 10, 3,4 |
Март | « Как воспитывать гиперактивного ребенка» | Средний возраст, группы №5,7 Младший возраст, группы №9,11 |
Апрель | «Какую выбрать школьную программу» | Подготовительные группы №6,8 |
Май | «Летний отдых ребенка» | Первая младшая группа №1,2 |
Формы взаимодействия с семьей
Таблица №2
Дата проведения | Форма проведения | Тема | С кем проводится |
В течение года |
Консультации | Индивидуальное обследование детей по запросам родителей |
Родители всех групп |
Октябрь
| Родительское собрание | «Адаптация в ДОУ» | Первая младшая, группы №1,2 |
Родительское собрание | «Готовность к школе» | Подготовительные группы №6,8 | |
Родительское собрание | «Невнимательные дети. Как помочь ребенку стать внимательным.» | Старшие группы №3,4 | |
В течение всего года | Консультационный пункт для родителей, дети которых не посещают детский сад | По требованию | Индивидуальное по требованию |
Октябрь | Анкетирование родителей вновь прибывших детей | «Что нужно знать о ребенке.» | Первая младшая группа, №1,2 |
Ноябрь | Опрос- анкета для родителей | «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» | Подготовительные группы №6,8 |
Ноябрь | Родительское собрание | «Работа психолога с логогруппой.» | Старший возраст логогруппа №10 |
Январь - апрель | Проект | Дружбатерапия | Все группы |
Пожелания в ящик «Дружбы» для сада и педагогов от родителей | Дружбатерапия | Все группы
| |
Фотовыставка | «Мои друзья» | Все группы | |
Конкурс рисунков | «Не секрет для всех вокруг: садик – лучший друг!» | Все группы | |
В течение года | Ознакомление родителей с результатами диагностики. | По теме обследования | Все группы |
Март | Семинар – практикум | «Скоро в школу» | Подготовительные группы №6,8 |
Апрель | Анкета | «Готов ли ваш ребенок к школе» | Подготовительные группы №6,8 |
Литература.
- Взаимодействие педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебное – методическое пособие. Авт.- составитель УдоваО.В.,Коломенец Е.В. – Иркутск, 2013-156с.
- Буева И. Социальное партнерство : детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 30-31.
- Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения : социальное партнерство в интересах детей : воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. - N 3. - С. 21-24.
- Грибоедова Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения : проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 3. - С. 3-6.
- Осипов А. М. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. - 2008. - С. 108-115.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнерства с семьей
Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...
программа социального партнерства с родителями
Программа социального партнерства направлена на взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Предусматривает: профилактику нарушений в речевом развитии детей массовых групп, коррекцию уже имеющихся нар...
Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)
Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...
Программа социального партнерства с семьей
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала программу социального партнёрства по работе с родителями....
Программа социального партнерства с семьей на 2017-18гг
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение 2017 - 2018 учебного года...
Программа социального партнерства с семьей на 2018-19гг
В программе предлагаются Вашему вниманию разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2018-19гг....
Программа социального партнерства с семьей педагога - психолога с ДОО на 2015 -2016 уч.год
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....