Программа дополнительного образования с детьми среднего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"
рабочая программа (средняя группа) по теме
: ЦельЦелью программы « Волшебники» является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, лепки, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техники моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_programmy.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель программы: Целью программы « Волшебники» является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, лепки, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техники моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе.
Пояснительная записка.
Человек от природы – творец. Для этого у него все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания инструментов и материалов, именно поэтому, они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.
Замечательный материал для поделок является соленое тесто. Работа с тестом- это, своего рода упражнения , оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации. Всему, что так необходимо ребенку: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Аппликация – увлекательный мир, который вы можете открыть для себя и своих детей! Это мир фантазии и игры, великолепных превращений, удивительных открытий и волшебных сказок! Работа с применением макаронных изделий способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние такая деятельность оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность, наблюдательность.
Задачи:
- Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно- прикладным промыслом, расширять знания об использовании и художественной обработке современных материалов.
- Развивать у детей эстетический и художественный вкус, цветовое восприятие, абстрактное мышление.
- Познакомить детей с тесто пластикой, с аппликацией из макарон
- Способствовать развитию у детей воображения, внимания, эстетического восприятия, творческой фантазии, развитию конструктивной деятельностью.
- Развивать речь и навыки общения в группе.
- Воспитывать чувство «прекрасного», аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд.
- Учить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования.
- Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребенка.
- Способствовать развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей.
Принципы:
Работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом повышение работ ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным, от самого простого до заключительного, максимально сложного задания;
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
- Индивидуальный творческом подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети- дети, дети-родители, дети-педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
- Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
- Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребенка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Условия:
- Организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жестко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка.
- Возможность ребенка выбора цели из нескольких, т.е. педагог «предлагает» или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.
- Открытый временной конец занятия, позволяющий каждому ребенку в любое время закончить работу.
- Стремление достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.
Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено на основе:
- Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата.
- Наличие творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
- Четкой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
- Добровольного участия на занятиях кружка.
- Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией.
- Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.
- Понимания, что взрослый только посредник между ребенком и миром «большого искусства».
- Игрового характера подачи любого материала.
- Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановка творческих задач.
Содержание программы:
Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества.
Занятия с детьми проводятся в группе или специально отведенном помещении. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой «П», и составлены в ряд). Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, еще до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребенку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приемов изображения. Дети рассаживаются за столы свободно.
Курс занятий по программе рассчитан на 2 раза в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня по 15-20минут, с детьми 4-5лет.
Сентябрь | |||||
«Ягода- малина» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение. | ||||
Раскрашивание красками «Ягоды-малины» из соленого теста | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено н на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать работать с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. | ||||
«Лепка грибов из соленого теста | Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь. | ||||
«Раскрашивание красками «Грибочков» из соленого теста. | Учить раскрашивать изделие из слоеного теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии . Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. | ||||
«Гусеничка» из соленого теста | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение. | ||||
Раскрашивание красками «Гусенички» из соленого теста. | Учить раскрашивать изделие из соленого теста. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. | ||||
«Рыбка» из соленого теста | Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полу объёме. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки аккуратности. | ||||
«Раскрашивание красками «Рыбки» из соленого теста. | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. | ||||
Октябрь | |||||
«Яблочки румяные» | Упражнять в рисовании дерева, использую различные приемы и изо- материалы: ствол и ветки изображать кистью, яблоки – в технике печатания (оттиск пробкой) | ||||
«Волшебный лес» | Познакомить с нетрадиционным изобразительным средством – мятой бумагой и способом рисованию ею. Развивать способность видеть и изображать состояние природы. | ||||
«Вазы на витрине» (коллективная работа) | Знакомство детей с восковыми мелками и их свойствами. Украшение силуэтов ваз несложным узором. Наклеивание готовых ваз на лист ватмана, оформление в виде витрины. | ||||
«Деревенский дворик (дом)» | Учить передавать особенности строения объекта с помощью аппликации: вырезание и наклеивание стен, крыши на тонированный лист бумаги. Познакомить с приемами печатания ластиком (оттиск им окошек в доме, трубы). | ||||
«Шубка для овечки» | Учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего вида животных. Упражнять в передаче фактуры пушистой кудрявой шерсти овечки при помощи зубной пасты, оформляя фактуру при помощи коктельных трубочек | ||||
« Ежик в лесу» | Закреплять представление об особенностях строения животного. Передача образа ежа разными способами: оттиском мятой бумаги (колючая спинка животного), картофельными матрицами (яблоки, грибы,), кистью дорисовывать недостающие детали. | ||||
«Матрешка» | Украшение силуэта матрешки узором по мотивам дымковской росписи (круги, точки, пересекающие , волнистые линии), используя нетрадиционные техники: оттиск пробкой, рисование ватными палочками. | ||||
Ноябрь | |||||
«Аквариум» 1 занятие | Учить создавать аппликацию из готовых форм и элементов. Продолжать учить аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые элементы на клеенке, пользоваться салфеткой. | ||||
«Аквариум» (2занятие) | Научить пользоваться клеевым способом приклеивания семян и ракушек. Научить делать кораллы, обмакивая веточки в клей, а затем в манку. | ||||
«Цыпленок» | Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы | ||||
«Веселая гусеница» | Воспитывать интерес к аппликации; вспомнить правила пользования кистью, клеем, салфеточкой; развивать творчество. | ||||
«Жучки и паучки» | Закрепляем навыки приклеивания и украшения (усики, лапки, кружочки), основной детали; развиваем глазомер, чувство формы и композиции. | ||||
«Ладошка- осьминожка» | Учить детей создавать образы из необычных деталей; продолжаем формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать творчество, чувство ритма и композиции; | ||||
«Бабочка красавица» | Показать способ вырезывания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение ; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. | ||||
«Овечка» | Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. | ||||
Декабрь | |||||
«Снеговик» | Упражнять в технике тычкования жесткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами ( глазки, нос, пуговки на шубке). | ||||
«Зимние узоры» | Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно, закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. | ||||
«Волшебные снежинки» | Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесенным свечой рисунком. | ||||
«Елочки зеленые встали в хоровод» | Знакомство с техникой печатания поролоном по трафарету, передача в данной технике фактуры пушистых елок. Свободный выбор способов изображения снега (губкой, пальчиком, ватными палочками, кистью) | ||||
«Кружатся снежинки в воздухе морозном….» | Знакомство с техникой рисования ватой на бархатной бумаге. Рисование в данной технике снежинок в воздухе, предварительно сделав набросок простым карандашом. | ||||
«Красивая шубка для Снегурочки» | Закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской. Упражнять в тампонировании губкой (меховой воротник и опушка шубки). Выбор средств для изображения узора из снежинок (кисть, ватные палочки). | ||||
«Зимний лес» (планируется 2 занятия) |
| ||||
Январь | |||||
«Коврик для котенка» | Научить детей работать с нитками, различать толстые , тонкие нитки, научить аккуратно распускать трикотаж ручной вязки, а также наклеивать нитки на заготовку. | ||||
«Собачка» | Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями , передавая эффект «пушистой шерстки». Развивать технические навыки. | ||||
«Котенок с клубком» | Продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки». Развивать творческие способности. | ||||
«Мышка» | Продолжать учить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | ||||
«Дельфин» | Учить нарезанными педагогом нитками равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко. | ||||
«Лебедь» | Аппликация из резаных ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитки. | ||||
Февраль | |||||
«Раскрашивание макарон» | Познакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; учить аккуратно, раскрашивать макароны для создания будущих работ; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. | ||||
« Зонтики» | Продолжать знакомить детей с художественным материалом - макаронные изделия; воспитывать интерес к работе с необычными материалами, аккуратность | ||||
«Шкатулка для украшений» | Макаронные изделия различной формы; Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; создавать объемные работы; воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. | ||||
«Бабочки» | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия ; создавать сюжетные композиции; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах | ||||
«Наши домашние любимцы» | Продолжать учить работать с таким материалом, побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах. | ||||
«Раскрашивание макарон» | Подготовить макаронные изделия для создания будущих работ; продолжать учить аккуратно раскрашивать макароны; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. | ||||
«Рамочка в подарок маме! | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; создавать объемные работы; воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. | ||||
«Любимой мамочки портрет!» | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах. | ||||
Март | |||||
«Ромашка» | Продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. Аппликация из семян тыквы. | ||||
«Подсолнух» | Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. | ||||
«Черепашка» | Аппликация из крупы. Учить равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость. | ||||
«Ежик» | Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать ежика из каштана, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять мелкие детали изделия из пластилина. | ||||
«Грибочек» | Учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина. | ||||
«Кораблик» | Учить детей конструировать поделку и з природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать воображение, внимание, усидчивость. | ||||
«Павлин» | Учить детей конструировать из тыквенных семечек, проявлять фантазию, воображение. | ||||
«Аппликация с использованием соли» | Учить детей аккуратно распределять соль на лисе. Развивать творческие способности. | ||||
Апрель | |||||
«Ваза из пластилина» | Учить детей обмазывать пластилином баночки, равномерно распределять пластилин по форме. Учить проявлять фантазию в украшении баночек. | ||||
«Елочка» | Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | ||||
«Дерево» | Закреплять технические навыки и приемы лепки. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику . Развивать творческое воображение. | ||||
«Ваза с цветами» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из пластилина. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности. Развивать творческое воображение. | ||||
«Медведь» | Научить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия , раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы. | ||||
« Цыпленок» | Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида цыпленка в своей работе. Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов. | ||||
«Ромашка» | Учить создавать композицию из отдельных деталей, использовать знания и представления об особенностях внешнего вида . Закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в своем творчество. | ||||
« Рыбка» | Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей раскатывать пластилин, создавая изображение на картоне. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при создании своей работы. Развивать творческое воображение. | ||||
Май | |||||
«Букет Роз» | Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу развивать мелкую моторику глазомер воспитывать эстетический вкус. | ||||
«Красивое платье куклы» | Учить выполнять аппликацию из ткани правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. | ||||
«Радуга-дуга» | Упражнять детей в технике рисования по - сырому: изображение радуги. Закреплять представление о 7 цветах спектра. Дополнять рисунок деталями (солнышко ,облачками), дорисовывая их восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами на просохшей бумаге. | ||||
« Лепка « Сувенир – подсвечник» из соленого теста. | Закрепить умения и навыки полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление, защипывать края). Ввести в словарь детей слова : сувенир, подсвечник. Развивать мелкую моторику рук, фантазию ( в декорировании сувенира). Воспитывать у детей стремление с любовью относиться к своим близким. | ||||
Раскрашивание красками «Сувенира – подсвечника» из соленого теста. | Закреплять с детьми навыки и умения в раскрашивании изделий из теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. | ||||
« На цветочной поляне» | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия, создавать сюжетные композиции воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. |
Список используемой литературы:
- «Волшебный мир народного творчества» , п/р Шпикаловой Т.Я. М. Просвещение, 2001г.
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М. Просвещение, 2004г.
- Комарова Т.С «Детское художественное творчество». 2005г.
- Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду « , М. Мозаика – Синтез, 2006г.
- «Необыкновенное рисование» учебное издание из серии «Исусство- детям» М. Мозаика-Синтез, 2007г. №2
- Никологороская О.А «Волшебные краски» М. Аст-Пресс, 1997г.
- Амоков А.Б. «Искусство и аппликации» М. Шк. Пресса 2002г.
- Афонькин С. Ю. «Оригами и аппликация»
- Доронова Т.Н. Якобсон С. Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации»ю
- Петрова И.М. «Объемная аппликация 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по развитию сенсорных и математических представлений воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны
Конспект НОД по РЭМП для средней группы с использованием развивающих игр(" Палочки Кюизенера","Блоки Дьеныша"," Головоломка Пифагора")...
Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"
Цель программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Формировать художественное мышление и н...
Конспект интерактивной познавательно-развивающей игры воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по развитию сенсорных математических представлений с использованием блоков Дьенеша "Домик для зверят".
При проведении данной игры мы ставили задачу закрепления знаний детей по выбору объекта по четырём признакам (цвет, форма, величина, толщина); закрепление умения ориентироваться на плоскости по вертик...
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи на тему «Весна идет - весне дорогу»
развитие связной речи по лексической теме «весна»....
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи «Осень в гости к нам пришла»
Конспект разработан для проведения открытого просмотра НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи «Путешествие по временам года»
Цель: Закрепить знания детей о временах года. Задачи: Обучающие: • Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в изменении слов при помощи суффиксов; учить различать на слух слова...