Посиделки у свечи "Сказки"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с творчеством А.Н. Афанасьева , И.Я. Билибина. В ходе занятия дети с помощью презентации знакомятся с биографией сказочника и художника, повторяют и обобщают знания о русских народных сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_skazki_u_svechi_-_kopiya.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Посиделки "Сказки у свечи”
Разработала:
Самарская Наталия Геннадьевна
Педагог дополнительного образования
Мыскаменского филиала ЯЦВР
Мыс Каменный, 2015 год
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с творчеством А.Н. Афанасьева , И.Я. Билибина.
Задачи:
- воспитывать любовь к Родине и народной культуре;
- повторить и обобщить знания учащихся о русских народных сказках;
- формирование устойчивой мотивации к изучению устного народного творчества;
Посиделки «Сказки у свечи»
1. инициация (начало образовательного мероприятия, знакомство)
Метод приветствия «Ладошки - свечи»
Вед: Здравствуйте, мои дорогие, мои хорошие! Проходите, садитесь! Сегодня я вас позвала к себе на посиделки и что я должна сделать?
Ответы детей: Зажечь свечу!
Слайд 2.
Вед: Помните, мои хорошие! Свечка зажигается – сказка начинается! Как у нас хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки. Какой он, этот огонёк? Что вы чувствуете?
Ответы детей: От него тепло, светло.
Вед: Соедините свои ручки вместе, от локотка до пальчиков. Посмотрите, наши ручки похожи на свечи, чувствуете , как внутри ладошек становится всё теплее и теплее. А теперь соедините свои ручки с ручками соседей и почувствуйте, как становится тепло внутри ваших соединённых ладошек. Это душевное тепло, нам хорошо, спокойно и уютно здесь. Мы поделились своим теплом с товарищами!
Вед: А кто я, дети?
Ответы детей: Сказочница!
Слайд 3.
2. вхождение или погружение в тему (сообщение целей образовательного мероприятия)
Вед: Правильно, я – сказочница. Я рассказываю вам сказки, знакомлю со сказочными секретами. К нам приходят сказочные герои из разных сказок. А где живут сказки?
Ответ детей: В книжках.
Слайд 4.
Вед: Правильно, сказки живут в книжках. И дома у сказок разные, есть новые, а есть вот такие старенькие, ветхие, как избушки-развалюшки.( показ выставки книг) Как вы думаете, ребята, почему одни книжечки похожи на дворцы, а другие на избушечки — развалюшечки?
Ответ детей: Одни новые, большие, блестящие, а другие - старенькие, залатанные – их много читали и сделали их давно.
3. интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
Вед: Правильно, дети! Любите ли вы сказки?
Вы ведь знаете их огромное множество: о мышке-норушке и лягушке-квакушке, о хитром мужике и глупом барине, о богатырях и королевнах, о Змее-Горыныче и Бабе Яге, о волшебных приключениях и чудесных превращениях…
Сказки - это наше первое знакомство с литературой, первые уроки доброты, трудолюбия, храбрости, справедливости. Значит, чем больше сказок знаешь, тем мудрее станешь!
Чтобы вы могли сказки знать выпускают книжки сказок. И сегодня я хочу познакомить вас, дети, с теми, кто очень много сделал, чтобы вы могли радоваться сказкам.
Слайд 5.
Вед: Афанасьев Александр Николаевичем, этнограф, собирателем сказок и устного народного творчества (пословиц, поговорок, загадок, потешек). За восемь лет он собрал, изучил и издал огромное количество русских народных сказок волшебных и бытовых, сказок потешных и сказок о животных. Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания народных сказок, которое по богатству можно сравнить с афанасьевским.
«Шестьсот сказок - не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, - шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев».
Так их и называют теперь - «Сказки Афанасьева», самого Афанасьева со- творцом русских сказок.
Слайд 6.
Вед: Родился Александр Николаевич11 июля 1826 года в уездном городе Богучаре Воронежской губернии.
Слайд7.
Вед: Вскоре Афанасьевы переехали в Бобров, где отец семейства долгое время служил стряпчим - мелким судейским чиновником. В этом доме в городе Бобров маленький Сашенька жил с трех лет.
Слайд 8.
Вед: В воспоминаниях А.Н. Афанасьева отмечено, что его отец «справедливо почитался за самого умного человека в уезде, и к нему многие обращались за советами».
Слайд 9.
Вед: «Наслаждение и трепет» охватывали Сашу, когда вечерами в углу темной комнаты, затаив дыхание, он слушал волшебные, поучительные и добрые истории в изложении дворовых женщин. Вспыхнувшая позже любовь к книгам не изгладила этого ярчайшего впечатления от устных народных сказок.
Слайд 10.
Вед: В 1870 году стараниями А.Н. Афанасьева в России вышла книга «Русские детские сказки». В неё входили такие знакомые и любимые всеми нами сказки, как «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Морозко» и многие другие.
Слайд 11.
Вед: Представить детскую отечественную литературу без них сейчас невозможно. Записав эти сказки, передаваемые ранее из уст в уста, от поколения к поколению, Афанасьев спас их от забвения и сделал доступными для всех. Очень много интересных сказок вы, ребята, можете прочитать в сборниках А.Н.Афанасьева. Все они удивительно разные, но, если задуматься, есть в них нечто общее: свои сказочные секреты. Эти сказки учат жизни, они, как правило, имеют счастливый конец, в них добро обязательно побеждает зло, присутствуют волшебные элементы, фантастика, мечта о чудесах. Все сказки сказываются необыкновенно поэтическим языком, в них много эпитетов и интересных сравнений – значит, сказки учат нас красиво говорить на родном языке. Что же это за сказочный язык? Давайте вспомним как сказки начинаются, с каких слов.
Слайд 12.
Ответ детей:
В некотором царстве, в некотором государстве…
Жили – были…
Давным – давно, в давние времена…
Жил – да был…
Вед: По окончании сказки бывают концовки – конечные присказки. Например: «А Мартынка и теперь живёт, хлеб жуёт…», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка». А какие концовки знаете вы?
Слайд 13.
Ответ детей:
Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!
Вед: В каждой сказке есть сказочный герой. Угадайте – ка ребята, сказочных героев!
Слайд 14-20
Красная девица грустна.
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная и злая,
Кто она такая? (Баба-Яга)
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. (Репа)
На сметане был мешен
В русской печке испечен
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)
Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
И всех детей она спасла. (Волк)
Вед: В сказках добрым и честным героям помогают волшебные предметы. Отгадайте –ка загадки!
Слайд 21.
Конкурс «Волшебные предметы»
- Сказочная обувь, прекрасно заменяет скорый поезд. Необходима для игры в догонялки. (сапоги-скороходы)
- Предмет кухонного убранства, Необходима для приглашения всего детского сада на чаепитие. (скатерть-самобранка)
- Волшебный головной убор. Незаменим для игры в прятки (шапка-невидимка)
- Совершенно обыкновенная вещь, ничего не стоит найти на улице, но исполняет самые необыкновенные желания (волшебная палочка)
- Транспортное средство для одной сказочной бабушки (ступа и метла).
- Указатель пути из ниток.
- Фрукт, дающий молодость.
- Украшение на пальчик.
Слайд 22.
Релаксация
(Игра «Потягушки - порастушки»
(дети встают со скамеечек, выполняют движения)
Ручки вверх — все потянулись,
Все к друг — другу повернулись,
Все друг — другу улыбнулись,
Встали, снова потянулись,
Все к друг — другу повернулись,
Все друг — другу улыбнулись,
Потягушечки — порастушечки!
Слайд 23
Игра "Волшебный сундучок"
Вед: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебный сундучок». В сундучке находятся сказочные предметы. Нужно вспомнить, в какой сказке они встречаются.
Сказки:
"Маша и медведь" – пирожок;
"Курочка Ряба" – золотое яйцо;
"Финист" – ясный сокол – перышко;
"Царевна-лягушка " – стрела Ивана царевича;
"Крошечка-хаврошечка" – яблоко;
Игровой метод в виде учебной игры:
1 группа - « Все герои по домам»,
2 группа - « Книжкин дом».
Вед: Ты ещё много чего нового узнаешь, Кузенька, на наших посиделках. Я принесла вам, ребята, волшебный мешочек и вошебную шкатулочку.Те дети, кто сидит справа от меня будут выполнять задание, которое называется : « Все герои по домам». Им нужно угадать в каком сказочном доме живёт герой и поселить его там. На столе лежит лист , где нарисованы сказочные дома, а в мешочке фигурки сказочных героев. Для ребят, которые сидят слева от меня задание «Книжкин дом» будет такое : нужно достать из шкатулочки книжки — малышки, прочитать какая это сказка, вспомнить главных героев и разложить по видам. На столе для вас лежит лист, на нём нарисованы животные, волшебник, предметы быта. Какая сказка — туда нужно положить книжечки. Ну, что ж приступаем.
(Дети работают самостоятельно, затем проверка работы в группах, самооценка и взаимооценка в группах.)
Вед: Молодцы, дети! Все справились с заданием!
Слайд 24
Вед: Красивые книжки - малышки сказок я вам принесла, ребята! Есть очень важная часть сказок – картинки, или как их называют иллюстрации. И сегодня я хочу вас познакомить с еще одним замечательным человеком, который помог сделать сказки, собранные Александром Николаевичем Афанасьевым красочными. Это Билибин Иван Яковлевич. У него тоже в этом году юбилей, 140 лет со дня рождения.
Слайд 25
Иван Яковлевич Билибин проиллюстрировал семь сказок Александра Николаевича Афанасьева:
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Белая уточка»,
«Царевна-лягушка»,
«Марья Моревна»,
«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке»,
«Перышко Финиста Ясна-Сокола»,
«Василиса Прекрасная».
Слайд 26
Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Ивана Яковлевича отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Ко всем книгам художник рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги.
Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.
Слайд 27, 28
В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами.
Слайд 29
Вед: Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны. Самые запоминающиеся и красивые сказки-волшебные.
Слайд 30
Вед: Сказки, собранные выдающимся русским фольклористом Александром Николаевичем Афанасьевым и проиллюстрированные Билибиным Иваном Яковлевичем– удивительное и уникальное явление в русской литературе и шире – в русской культуре. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» – эти слова Пушкина как нельзя лучше подходят для характеристики собрания сказок Афанасьева. Из глубин веков течет сквозь них опыт и мудрость народа.
5. Реффлексия.
Ребята, наши посиделочки подошли к концу. С кем же мы сегодня познакомились и как они связаны с русскими народными сказками? В какие замечательные игры мы сегодня поиграли?
Вопросы детям:
- Кто сочиняет сказки?
- Кто рисует рисунки к сказкам?
- Из каких частей состоит сказка?
- Что такое «волшебные предметы», и какие предметы мы знаем?
- Где живут сказки?
- Справились ли мы с заданием, расселяя героев по сказочным домам?
- Справились ли дети с заданием, раскладывая книжки — малышки по видам сказок?
Я убеждена в том, что ваше знакомство с замечательными сказками А.Н.Афанасьева, иллюстрированными Билибиным Иваном Яковлевичем будет продолжаться.
Понравились ли вам наши посиделочки? Какое у вас настроение вы покажите мне с помощью ваших ладошек. Если хорошее — разверните ладошки ко мне, если не очень -разверните ладошки к друг другу, ну, а если совсем плохое, отверните ладошки от меня.
Спасибо, я очень рада, что вы все развернули ладошки ко мне и дарите мне своё тепло. Я тоже ( повернуть ладони к детям), довольна вами, спасибо за прекрасное общение на посиделочках.
Закончилась наша сказка, а вам, ребята – бараночек связка!
Слайд 31
Спасибо за внимание!
Литература:
- Афанасьев А.Н. Сказки. – М.: 1999
- Воспитание школьников – журнал №8, 2002
- Степанов В. Сказочные загадки. – М., 2006.
- Русские народные сказки. Сост. Аникин В.П. – М., 1987.
- Фольклор народов России. Сост. Калугина В.И. –М., 2002.
- Яценко И.Ф. Внеклассное чтение во 2 классе. – М., 2006.
- Серия «Воронежские писатели – детям». Как я был репкой. Сост. Бондарев А.В. – Воронеж, 2006.
Электронные ресурсы:
http://bookfi.org/g/Афанасьев%20Александр%20Николаевич
http://libatriam.net/author/600647
http://coollib.net/a/1349
http://biography.yaxy.ru/01010800.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные посиделки "Рукотворная сказка семьи Юшиных". Воспитатели: Кныш Л.Н., Позднякова Т.А., старший воспитатель Галушко В.И.
На семейной встрече присутствовали мамы, бабушки, папы. Целью данного мероприятия было выяснить, что такое семья и какая семья называется счастливой. Присутствующих познакомили с...
Цикл посиделок "Сказки у свечи"
Пояснительная запискак циклу посиделок«Сказки у свечи» Долшкольный возраст – это дети, посещающие ясли и детские сады. Но, так же, как это не печально, дети, живущие в домах – ребёнка и в д...
Посиделки "Весенние сказки" из цикла "Сказки у свечи"
Занятие - посиделки "Весенние сказки" из цикла занятий "Сказки усвечи" направлено на воспитание нравственных начал через всприятие сказок, имеющих общечеловеческие ценности, на воспитание у детей любв...
Конспект ООД "Зимняя сказка"нетрадиционная техника рисования ( граттаж,свеча+акварель)
Нетрадиционная техника рисования Непосредственно образовательная деятельность с учётом областей: "Коммуникация",Художественное творчество", Познание","Музыка",Чтение художественной литературы"Нет...
сценарий сказки "Белкины посиделки"
Сценарий для инсценировки сказки по мотивам произведений Г.Скребицкого с использованием стихов Е. Трутневой, М. Яснова, Р. Оршанской., Б. Заходера, И. Токмаковой и авторские рифмованые строки....
Посиделки "Эти дивные русские сказки!"
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста....
НОД Тема: «Сказка у свечи» для детей средней группы
театрализованная деятельность...