Главные вкладки
Самарская Наталия Геннадьевна
сайт педагога дополнительного образования
Профессия: воспитатель, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно - воспитательной работе
Профессиональные интересы: психология, театральная педагогика, сказкотерапия
Увлечения: поэзия, живопись, хореография, бардовская песня
Регион: Ямало-Ненецкий АО
Населенный пункт: Ямальский район, с. Мыс каменный
Место работы: МКОУ "Ямальский районный детский дом"
Звание, ученая степень: Почетный работник образования, 2014 год
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/samarskaya-nataliya“Ведь у подлинного счастья всегда две стороны. Первая – счастье человеческого общения, счастье взаимопонимания. И способность к такому счастью можно формировать через искусство. Оно для этого. Вторая сторона – это счастье творческого труда, в котором проявляется твоя личность. Способность к творчеству также может формировать искусство. Здесь оно – сильнейший инструмент в руках педагогики”.
На суровом Ямале, среди снежного безмолвия, находится поселок Мыс Каменный. Затерянный среди снегов, наш маленький поселочек так далек от большой земли, от её проблем и суеты. Он живет своей жизнью, среди снегов зимой и окруженный водой летом. С одной стороны – озера, сопки. С другой – Обская губа, почти как море, с приливами, отливами и штормами.
На Обском берегу этот мыс вы найдёте,
Только Каменным вряд ли его назовёте.
Летом всюду песок, а зимою снега,
И лишь дружба у нас словно камень крепка.
Люди щедрой души на том мысе живут,
О любви и надежде здесь песни поют.
Пусть морозы трещат и метели метут,
О весне и о лете здесь песни поют.
На суровом Ямале есть Каменный Мыс,
Улетаю - зовёт он: «Я жду - ты вернись!»
Здесь, в Мысе Каменном, находится Ямальский районный детский дом. Свое начало он берет с двух реабилитационных групп, открывшихся на базе детского сада. И когда привезли первых ребятишек, пришли все сотрудники, и конечно, не с пустыми руками. Несли одежду, обувь, игрушки, книжки. Малышей накормили, отмыли, одели. И вот их уже не отличить от поселковых детей, занимавшихся в группах детского сада. С 1995 года детский дом был признан официально. Сейчас живут в нем 30 детей, хотя 5 лет назад их было 64 ребенка. Они – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети, с нелегкой судьбой, зачастую испытавшие такое, что трудно было бы пережить даже нам, взрослым.
Как страшно мне смотреть в эти глаза,
Где столько боли, страха, мук.
Из этих глаз не раз лилась слеза,
В них виден след обиды и разлук.
Как трудно вдруг становится понять,
Что это детские глаза, глаза ребёнка.
Как хочется прижать к себе, обнять,
Услышать, как смеётся громко, звонко.
Но он пока испуган и растерян,
И кажется совсем один, потерян.
Сидит, сложивши ручки меж колен,
Как - будто бы попал в неволю, в плен.
Но вот уже накормлен и помыт,
Он сладко в чистенькой постельке спит.
И может завтра утром, как проснётся,
Впервые мне тихонько улыбнётся.
И они начинают улыбаться и любить.Ведь детям несвойственно жить вне состояния любви. Они должны любить и быть любимыми. Но это не сразу. Вначале они учатся простым правилам, которых не знают: учатся умываться, не бояться воды, кушать ложкой, спать в постели и не прятаться ночью под кроватью. Привыкают к режиму, покою и вниманию. Учатся доверять. А это дается с трудом нашим особенным детям. Наши дети действительно особенные во многом, но самое главное их отличие в том, что неверие стало частью их души…Обида, боль, страх, одиночество среди множества людей – вот те причины неверия ни во что и никому. Как помочь им, таким взъерошенным, порой озлобленным, напуганным? Как вернуть им веру в то, что будет все хорошо. Как научить их верить в добро, отрицая зло. А что такое зло в их понимании? «Я же ни кого не убил, не ограбил» – говорят они. А то, что и словом можно погубить душу, нанести неизгладимый след, им понять сложно потому, что нецензурная брань была неотъемлимой частью речи их родителей и окружения, если грубых слов они слышали больше, чем нормальных. Я не говорю уже о словах добрых, одобрения, похвалы, тем более слов любви. Как теряются они, услышав слова ласковые, добрые и первая реакция на « мой хороший, моя милая» - « я не ваш…». Да нет - мой, и будешь моим, пока я рядом с тобой и потом, уйдя от меня, будешь звонить и ждать этих слов . Но это потом… А пока…
Я не мама, только ласковее рук, нежней,
Для тебя сейчас нет, милый мальчик.
Сядь поближе и прижмись ко мне скорей,
Покажи порезанный свой пальчик.
Расскажи о том, что прочитал.
И понравилась тебе ли эта книжка?
Там малыш из дома убежал?
Правда, глупый он совсем мальчишка?
Ты нарисовал красивый дом!
Это твой? Ты в нём хотел бы жить?
Только почему твой дом пустой?
Ты кого хотел бы пригласить?
Знаю, мамы нет и папы тоже,
Нет того, кто всех тебе дороже.
Можно, я с тобой в твой дом войду,
Разожгу очаг, порядок наведу.
Чай поставим и печенье испечём.
А кого мы в гости позовём?
Видишь, все хотят с тобой играть,
Никого не будем обижать!
Знаю я, ты добрый, милый мальчик.
Заживёт порезанный твой пальчик.
Только очень бы хотела я,
Чтобы зажила душа твоя.
В детском доме пять групп - семей, как пять лепестков у цветка, в середине которого - эмблема: теплые руки сложены в виде чума, внутри которого ребенок. И сияет над чумом северное сияние, и встает над чумом солнце. Я, создавая эмблему, хотела показать защищенность наших детей и начало для них новой жизни. Доброе начало для детей, которых сюда привела судьба.
На Ямале суровом и снежном ,
В нашем доме пусть дети живут.
Будет дом наш и строгим и нежным,
И родным пусть его назовут.
Детский дом, детский дом,
Пусть и радость, и смех живут в нём.
Чтоб как можно поменьше печали,
И глаза чтоб с улыбкой встречали.
Пусть здесь ценится дружба вдвойне,
Будут дети добрее и проще.
А на пурги и на мороз,
Никогда и никто здесь не ропщет.
Так пускай наши дети растут,
Не печали, не страха не зная.
И пусть мамами нас назовут,
В путь далёкий от нас улетая.
Свою любовь и тепло душ дарят им люди, работающие в детском доме, заменившие им родителей. Стараются сделать так, чтобы детский дом стал для них домом детства. Ведь оно, увы, так быстро заканчивается. И вот, наступает тот миг, когда дети выходят во взрослую жизнь. Уже сейчас у нас болит душа за каждого из них. Как примет их взрослая жизнь? Как они сумеют распорядиться своей самостоятельностью? Много слов сказано детям в напутствие и научены они многому, что пригодится им в жизни. Но, вспомнят ли они в нужную минуту то, что мы им говорили? Смогут ли воспользоваться тем багажом знаний, которые мы даем им с собой…
А они, наши дети, такие хорошие, умные и красивые! Хотят быть художниками, медиками, плотниками, водителями, хореографами, воспитателями. Мы предоставим им такую возможность - поступить учиться тем профессиям, которые они выберут. И будем надеяться и верить, что они постараются не подвести нас, тех, кого они иногда, в порыве нежности и благодарности называют мамами.
А мы душой всегда будем с ними, потому что они – наши дети. Наш детский дом будет всегда открыт для них, как открыт настоящий родительский дом для своих детей!
Этот дом – он особый, прошу вас, поймите,
И грустинку в глазах даже в праздник, простите.
С непростою судьбою здесь дети живут,
О любви и надежде здесь песни поют.
Заходите в наш дом, вам откроют все двери,
Здесь надеждой живут и в хорошее верят.
Учат снова любить и прощать, и надеяться,
Несмотря ни на что, пусть в хорошее верится.
И рассветы встают, и пылают закаты,
Но бывает и так, что себе мы не рады.
Нам тревоги порой заполняют всю душу,
Но скажи сам себе: «Я не брошу, не струшу».
Ну, а дети, как дети – растут, вырастают,
И как птицы они из гнезда вылетают.
Пусть хорошие люди на пути им встречаются,
Только с радостной вестью домой возвращаются.
О себе
В первый день мая я родилась,
Мама моя - радовалась,
Дочка белёна - маленькая,
На ручке родинка аленькая.
Кем её доченька меченая,
Солнцем весенним встреченная?
Толи по маю - маяться,
Чужою виною - каяться?
Болеть ли любовью непрошенной,
Быть одинокой ли, брошенной
Вдруг для страданий рождённая,
Счастья лишь ждать обречённая?
Вопреки материнской тревоге,
Пойду по своей дороге.
А что богом дано, то и сбудется.
Лишь бы «душа сбылась».
*** *** ***
Мне говорят, что это неизбежность,
Но я поверить в это не могу,
И вновь меня захлёстывает нежность
К неверному и первому врагу.
Мне говорят, что я совсем другая,
Живу на небесах, а не в миру.
Но мне два шага лишь от ада и до рая,
Когда я в руки карандаш с листком беру.
И мыслей рой, и красок разноцветье,
И звуками заполнена душа,
И пониманье – я одна в ответе
За то, что потеряла и нашла.
Ни перед кем я не держу ответа,
Они никто, не судьи для меня,
Я с Богом своего держусь завета,
Неся частицу Божьего огня.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Сказки.
Библия.
Поэзия "Серебряный век"
Ю.Афанасьев "Изгой или мастер?"
Мои достижения
6. Государственные и отраслевые награды – Почетный работник образования, Ветеран труда, Ветеран Ямала медаль «Вдохновение» за победу во Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации – 2009», Почетная грамота Департамента образования Администрации муниципального образования Ямальского района 2011 г. Благодарность Районной Думы муниципальное образование Ямальский район, 2011г. Благодарственное письмо Департамента по молодёжной политике ЯНАО за участие в организации и проведении IX Окружного фестиваля молодежных субкультур «Мы выбираем жизнь» Благодарность департамента образования муниципального образования Ямальский район, приказ от 24.05.2012г №233. 2007-2008уч.г. – диплом II место в районном конкурсе методических разработок по теме здорового образа жизни «Мой выбор» 2008-2009 уч.г. - дипломом за представление педагогического опыта, сертификат публикации на сайте Фестиваля (htt:// festival.1september.ru всероссийский конкурс «Открытый урок» с циклом занятий «Сказки у свечи» для детей дошкольного, младшего школьного возраста 2009-2010уч.г. – победитель всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации - 2009», медаль «Вдохновение» дипломом «Педагог - исследователь» в «Ярмарке педагогических идей» кафедра педагогики ТГСПА им. Д.И. Менделеева 2010-2011уч.г. - Сертификат Международного Института Развития «ЭкоПро», Факультет «Реформа образования» участие в Первом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» и публикацию образовательного материала «Посиделки «Сказки у свечи» в Интернете, по адресу www.tdu-reforma.ru Сертификат Международного Института Развития «ЭкоПро», образовательный портал «Мой университет» участие в Четвертом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» и публикацию образовательного материала «Литературно-музыкальная гостиная «Не потуши огонь свечи…» в Интернете, по адресу www.moi-mummi.ru 2011-2012уч.г. - Диплом Победителя конкурса в муниципальном туре Всероссийского конкурса «Виват Россия» Гран-при в районном заочном конкурсе «Педагог – мой друг и наставник», номинация «Литературное творчество» Золотой сертификат соответствия «ССИТ» «Образовательные услуги для детей» Благодарственное письмо от Отделения пенсионного фонда Российской федерации по Тюменской области за подготовку выступлений воспитанников МКОУ «Ямальский детский дом» в мероприятии «Связь поколений»_2012г.
Моё портфолио
Я живу и работаю в поселке Мыс Каменный педагогом 29 лет. Воспитателем в детском саду – 13 лет, и 16 лет – в Ямальском детском доме. С первого дня работы с детьми я поняла, что все воспитательные задачи можно решить через творчество. Творчество – понятие объемное и включает в себя различные виды искусства. Как человек творческий, занималась живописью, хореографией, литературной деятельностью и все это очень пригодилось мне в моей работе. На базе детского сада «Сказка» мною была создана изостудия «Матрешкин дом», где я разработала программу для дошкольников по русскому народному творчеству, которая стала победителем во втором Всероссийском Образовательном Фестивале «Понарошкин мир». После реорганизации детского сада в детский дом, продолжила работу воспитателем и инструктором по эстетическому воспитанию.
Выдающиеся общественные деятели и педагоги рассматривали эстетическое воспитание не как изолированный участок работы с детьми, а как неразрывно связанный с трудовым,духовно - нравственным, физическим воспитанием процесс. Эстетическое воспитание в семье начинается с самого раннего детства средствами окружающей действительности, отношением в семье, красотой природы, художественным творчеством. Но, о таком воспитании можно говорить только в благополучной семье. А так как дети приходят в детский дом часто из семей, где об эстетике даже не стоит и упоминать, то эстетическое воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей зачастую начинается только с их приходом в детский дом с азов, независимо от возраста.
С момента открытия Ямальского детского дома, мне было предложено вести цикл эстетического воспитания, который включал в себя изобразительную деятельность, хореографию, литературное направление как знакомство с северным фольклором, поэтами и писателями Севера. Но, все эти направления объединяет в себе литературно - театральная деятельность, а театральная педагогика воздействует на детей целым комплексом художественных средств, способствуя их развитию и воспитанию. Театрализация помогает сбалансировать эмоциональную и интеллектуальную нагрузку детей. Беседы и литературный материал дают пищу для ума ребёнка, учат рассуждать, будят его чувства, мысли, дают творческий импульс. Сказка раскрывает ребёнку мир взрослых, будит его фантазию, развивает воображение .
Выбирая отдельные моменты и работая с ними, приходишь к тому, что в результате проб и опыта рождаются свои методы, формы работы, направленные на конкретных детей, в частности детей из детского дома, у которых специфичное восприятие мира, отношение к людям, к жизни. Происходит раскрытие творческого потенциала детей через различные по содержанию и уровню усвоения задания для детей с проблемами в сфере обучения и общения, а также одаренных детей. Отсюда возникает необходимость в разработке своей программы, которая направлена на достижение определенных воспитательных целей, где стержнем является духовно – нравственное воспитание человека, его души и чувств.
Духовно – нравственное воспитание детей – сирот считается одной из трудных педагогических задач. Это связано с множеством причин: физическое и психическое нездоровье детей, их психологическое состояние, ассоциальные привычки, и конечно, состояние их душ: неверие, закрытость, озлобленность. Работа в направлении духовно – нравственного воспитания имеет для этих детей огромное значение. Без воспитания личности ребенка на основе нравственных установок и моральных норм, у этих детей не будет будущего. Ведь они по достижению совершеннолетия выходят из стен детского дома и попадают в ту же среду, откуда попали в детский дом, а значит в то же ассоциальное окружение.
Есть такая пословица: «Сироту пристроить, что храм построить». А это не значит просто дать кров, накормить и одеть, главное – это воспитать в ребенке доброделание, сострадание, долготерпение, умение прощать, а в итоге – любовь к ближнему. Воспитать поистине духовно – нравственного человека, несущего радость и любовь себе и всему Божьему миру.