Индивидуальный план повышения профессионального уровня
рабочая программа на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_plan_povysheniya_professionalnogo_urovnya.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 314 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» МОСКОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Программа профессионального самообразования на тему:

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

с учетом ФГОС»

        

Музыкальный руководитель:

Магсумова Альбина Раисовна

Индивидуальная тема самообразования: «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС»

Цель программы: развитие у детеймузыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению.

Задачи программы:

  • воспитывать эстетическое и сознательное отношение к музыкальному искусству, формировать музыкальную культуру, потребность активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, в отношения с окружающими людьми;
  • развивать музыкально-эстетическое восприятие;
  • развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);
  • развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности);
  • проанализировать литературу по данной теме;
  • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;
  • изучить мониторинги по данной теме;
  • изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в старшей и подготовительной группах;
  • изучить и подобрать песенный материал для разных тематических уголков.
  • подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для музыкальных занятий и организации самостоятельной деятельности детей;

Программа рассчитана на 3 года (2013 г -  2016 г.)

 

Предполагаемые результаты:

  • разработать перспективный план театральной деятельности;
  • консультации для воспитателей по теме самообразования;
  • консультации для родителей по теме самообразования;
  • разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;
  • обогатить предметно – развивающую среду в группе;
  • усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста.

 

Способ демонстрации результата проделанной работы

Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, диагностика, родительское собрание.

Форма отчета по проделанной работе

Обобщение опыта работы на уровне детского сада

Введение.

Искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств,  тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр  - это игра, чудо, волшебство, сказка!
Детство каждого из нас проходит в мире
ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.  Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  •  повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;
  •  познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. 

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  Участвуя в  театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием  детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества
. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

 В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал   театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  • Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
  • Приобщение  к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
  • Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
  • У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском  саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  • Театральные игры применяются в основном как  «зрелище» на праздниках      Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в  свободную игровую деятельность.
  • Невмешательство  взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят    из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из - за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.
Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Предполагаемые

результаты

Профессиональное

  • Изучить новые программы и книги, ФГОС дошкольного образования
  • Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
  • Систематически выписывать журналы «Музыкальный руководитель» и «Музыкальная палитра».
  • Вести каталог статей из этих журналов.
  • Закончить учебу в КФУ «Высшая школа искусств имени С.Сайдашева.

2013- 2016

Повышение собственного профессионализма

Психолого-педагогические

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

регулярно

Совершенствование свои знания в области детской психологии

Методические

  • совершенствовать знания современного содержания музыкального образования;
  • провести мониторинг, целью которого является - определить особенности организации процесса театральной деятельности с детьми;
  • подобрать методическую литературу по теме самообразования;
  • знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников;
  • изучить подобранную методическую литературу;
  • выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;
  • помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности;
  • Принимать активное участие в работе МО музыкальных руководителей района;
  • Изучать опыт работы лучших музыкальных руководителей района, города и области через Интернет.
  • Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  • Создать собственную базу лучших сценариев и конспектов занятий.
  • Проводить открытые занятия для коллег по работе.

2013 г.

 

 

 

 

регулярно

2014 г.

регулярно

регулярно

2015 г.

Владение новыми методиками музыкального преподавания

Информационно технологические технологии

  • Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
  • Обзор в Интернете информации по музыкальному образованию, педагогике и психологии.
  • Мастер-класс «Использование ИКТ на музыкальных занятиях».
  • Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

регулярно

регулярно

2014

 

Повышение интереса воспитанников к НОД «Музыка»

Общение с другими музыкальными руководителями, расширение кругозора в профессиональной области.

Охрана здоровья

  • Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
  • Вести здоровый образ жизни.

регулярно

 

 регулярно

Работа с родителями

Подбор и разработка  консультаций для родителей и выступления на родительских собраниях.

регулярно

 Работа с родителями по подготовке детей к  конкурсу «Стань звездой»

Февраль, март 2015

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. 

Регулярно

Работа с педагогами

Анализ «Методической копилки педагогического опыта» на заседаниях

МО педагогов

Регулярно

Оказание профессиональной помощи

коллегам по  музыкальному воспитанию детей разных возрастных групп.

Регулярно

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Предполагаемые результаты

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2013-2014

  • Закончить учебу в КФУ.
  • Выступление на заседании МО.
  • Подписка на методическую литературу «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра».
  • Изучение литературы

 

Повышение профессионализма

Прогностический

  • Определение целей и задач темы.
  • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Прогнозирование результатов.

2014-2015

Выступление на заседании городского  МО музыкальных руководителей

Практический

  • Внедрение опыта работы.
  • Формирование методического комплекса.
  • Корректировка работы.

2014-2016

  • Выступление на заседании педагогического совета по теме:
  • «Использование ИКТ на музыкальных занятиях»
  • Открытые занятия на муниципальном уровне.
  • Участие в конкурсах, конференциях.
  • Создать электронную почту для контакта с единомышленниками 

 

Распространение своего опыта работы

Обобщающий

  • Подведение итогов.
  • Оформление результатов работы.

2015-2016

  • Выступление на заседании районного МО музыкальных руководителей города.
  • Участие и результаты на конкурсах, конференциях.
  • Мастер-класс «Использование ИКТ на музыкальных занятиях»
  • Консультативная помощь педагогам и родителям.
  • Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2015-2016

Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте ДОУ

Отзывы других педагогов и родителей.


Перспектива развития на 2016 -2020 годы 

1.Подготовка к аттестации: изучение вопросов по тестированию, открытие личного сайта, подготовка всех документов, видео музыкальных занятий и фотографий.

2. Изучение  основополагающих

документов: «Конвенция о правах ребенка»; «Единый квалификационный справочник по должностям работников образования»; «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ»; «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ; «О программно-методическом обеспечении ДО- в контексте педагогике развития»» О гигиенических требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

3. Подготовка материала к публикации в журнале «Дошкольное образование»

4..Участие во Всероссийском конкурсе экспериментальной деятельности педагогических идей. Экспериментальная работа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с нетрадиционными техниками изображения»

5. Разработка мультимедийного сопровождения к занятиям для детей 4-5 лет по музыкальному воспитанию.

6. Изучение танцев разных народов, подбор музыки, фонограмм. Изучение структуры танцев, постановка танцев.

7. Подбор мультимедийной коллекции по темам: видеоролики выступлений детей на фестивалях детского творчества, презентации, музыкальные и дидактические игры, документы к аттестации и т.д.

8.. Подготовка воспитанников для участия в районном  конкурсе «СТАНЬ ЗВЕЗДОЙ»  (апрель 2017 года)

9. Выступления на семинарах-практикумах Республиканского значения в ГАОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции РОСТОК».

10. Анализ «Методической

копилки педагогического

опыта» на заседаниях

МО педагогов

в течении года.

11. Оказание профессиональной помощи

коллегам по  музыкальному воспитанию детей разных возрастных групп.

12. Создание методической копилки музыкального руководителя ДОУ

13. Разработка сценариев к вечерам развлечений: «День знаний», «День пожилого человека», «День матери», «Карнавал», «Масленица», «Навруз», «Сабантуй». Утренники –Осенины, Новый год, Смотр солдатской песни, 8 марта,  Встреча весны, День Победы.Выпускной.

Список литературы:

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж : НПО «Модэк», 1998.

2. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М. : Линка – Пресс, 1997.

3. Васина-Гроссман В. А. Первая книжка о музыке. – М., 1976.

4. Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия: методическое пособие для музыкальных руководителей / О. А. Вайнфельд. – СПб., 2000.

5. Гаккель Л. Е. Исполнителю, педагогу, слушателю. – Л., 1988.

6. Галлеев Б. В. Содружество чувств и синтез искусств. – М., 1982

7. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

8. Ершова А. П. Искусство в жизни детей. – М., 1994.

9. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М., 2000.

10. Клёнов А. С. Там, где музыка живёт. – М., 1994.

11. Картотека предметных картинок. – М., 2010.

12. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.

13. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

14. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль : Академия развития, 1997.

15. Музыкальная шкатулка: детские песни. – М., 1995.

16. Осовицкая З. Я., Казаринова А. М. В мире музыки. – М. ; СПб., 1998.

17. Педагогический опыт: сб. метод. разработок: Находками делюсь с коллегами:/ Саратовское областное отделение общественной организации «Педагогическое общество России». – Саратов.

18. Спенс Кейт. Всё о музыке. Популярная энциклопедия. – М., Белфакс, 1997.

19. Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. – М., 1989.

20. Финкельштейн Эмиль. Музыка от А до Я. СПб., Композитор, 1992.

21.Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников:-М: Издательский центр «Педагогическая Академия» 2010г.-210с.

22.Дормидонтова Л.П. Развитие творческих способностей дошкольников: Науч.- метод. пос. Ульяновск: Ул ГТУ,2008г-175с.

23.Дормидонтова Л. П. Музыкальные ступеньки детского творчества: программа музыкального образования и развития дошкольников: Науч.- метод. пособие Ульяновск:Ул ГТУ,2009г.-145с.

24.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов высших и средних учеб. Заведений-3-е изд., стереотип,-М: Издательский центр «Академия»-2000г.-240с.

Журналы:

1.Дошкольная педагогика.

2.Музыкальный руководитель.

4.Справочник музыкального руководителя.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя.

Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Методическая тема: «Формирование у детей эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.

Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Тема «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста».Цель: 1.Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математическ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...