Описание педагогического опыта
статья (подготовительная группа) на тему

Филимонова Елена Викторовна

Описание педагогического опыта по использованию ИК-тезнологий в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта воспитателя

МАДОУ города Нижневартовска №61 «Соловушка»

Филимоновой Елены Викторовны

По теме «Эффективное использование ИК-технологий,

как обеспечение   высокого качества образовательного процесса»

Воспитание - дело трудное,

и улучшение его условий–  

одна из священных обязанностей

каждого человека,

ибо нет ничего более важного,

как образование самого себя

и своих ближних.
Сократ 

Актуальность и проблематика. Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:

  • с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
  • с созданием новых форм и видов развивающей среды, способной мотивировать детей;
  • с появлением коммуникационных и сетевых технологий;
  • с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов.

Чтобы создать комфортные ощущения в новых социально-экономических условиях, где приоритетной ценностью современного человека является информация и умение работать с ней, в настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Это ориентирует нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, которые позволяют строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видов детской деятельности.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов обеспечивает своевременное решение ряда проблем в системе дошкольного образования, оказывающих в дальнейшем существенное влияние. Перед образованием поставлены новые задачи, предусматривающие модернизацию дошкольных организаций и ведение деятельности по проектированию работы педагогических коллективов в новом режиме. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных форм деятельности в отечественной дошкольной педагогике.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.

С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых публикуются в сети Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.

Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте.

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для меня, как для педагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно–методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:

  • Преобразование развивающей предметно-пространственной среды
  • Расширение возможности познания окружающего мира
  • Использование новой наглядности

 В своей работе я активно применяю различные ИК-технологии:

  1. Мультимедийное оборудование (интерактивная доска SMART, проектор)
  2. Ноутбук
  3. Цифровой микроскоп;
  4. Документ-камера;
  5. Стол с подсветкой для пескотерапии
  6. Музыкальный центр (для прослушивания музыки, аудио сказок, создание фонового пространства в соответствии с детсой деятельностью);
  7. Создана мультимедийная копилка (презентации, обучающие мультфильмы, копилка фоновой музыки и аудио сказок)

С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, рассуждать экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Исходя из актуальности данного направления, понимая, какое значение имеет ИК - в детской деятельности, в развитии интеллектуальных и познавательных способностей, стремясь создать условия для активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на эффективное использование ИК-технологий,

Новизна данного опыта, комплексное использование элементов ранее известных и современных ИК-технологий при организации работы с детьми.

Задачи:

  • Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • Расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
  • Обогащать детей новыми, интересными знаниями;
  • Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;

 Инновационная направленность опыта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность с использованием ИК-технологий связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Все это в совокупности позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике.

     Практическая значимость состоит в возможности совершенствования повышения и качества образовательного процесса в данном направлении, образовательного процесса, эффективности руководства данным процессом у в дошкольных образовательных организациях.  

Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандартам планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей. поиск инновационных методов, средств и технологий дошкольного образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования),

Планирование и организация работы строятся с учетом ведущих принципов развития дошкольников:

Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

Принцип природ сообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Современные инновационные средства информационных компьютерных технологий позволяют проводить детскую деятельность в активном взаимодействии и наглядном получении результата исследования.

Интерактивная доска - это удобный инструмент, незаменимый при проведении и для организации занятий. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления.

Документ камера - это особый вид электронного устройства, предназначенного для формирования в реальном времени изображений наблюдаемых предметов с целью их отображения в увеличенном виде на специальном экране на всю аудиторию. В простейшем видео это обычная видеокамера на штативе, направленная на предметную плоскость, и соединенная с монитором или видеопроектором. Таким образом, документ-камера – это современное средство презентации, решающее задачу донесения необходимой визуальной информации до большой или малой группы детей.

Цифровой микроскоп -  это приспособленный для работы в дошкольных условиях оптический прибор, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи на компьютер, в реальном времени, изображение микрообъекта и микропроцесса; его хранение, в том числе в форме цифровой видеозаписи; отображение на экране; распечатки; включение в презентацию.

Стол с подсветкой для пескотерапии - дети с удовольствием посещают такие занятия, ведь они помогают им реализовать свои представления в творчестве, освободиться от напряжения и беспокойства, развить коммуникативные навыки, то есть умения общаться.

Для совершенствования собственных навыков и изучения новых технологий изучаю методику работы с интерактивным столом,  планирую пройти курсы повышения квалификации по использованию в работе компьютерной программы «Эдуплей» и «Интерактивной песочницы»

Участвую в деятельности профессиональных сообществ -  в составе творческой мини-группы создала web-квест, который представлен на сайте ДОУ.

Использую электронные образовательные ресурсы в повышении собственного образования – это посещение вебинаров, образовательных сайтов.

Вношу свой вклад в успешную деятельность детского сада. Передаю свой опыт другим педагогам на педагогических часах, мастер – классах, в сети интернет.

Применение ИКТ позволяет мне сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Решая образовательные задачи, я применяю ИКТ во всех образовательных областях.

Используя программу Microsoft PowerPoint,мною созданы презентации по окружающему миру (о временах года, об органах чувств, о строении тела), по безопасности (о правилах поведения на дороге), подборки слайдов по изобразительной деятельности, конструированию.

По художественной литературе: чтение произведений и последующий просмотр мультфильмов.

С помощью видеокамеры создан ролик для родителей к Новому году.

Для утренников совместно с музыкальным руководителем создаём фоновое сопровождение /музыка, презентации/.

В игровой зоне мои маленькие воспитанники имеют возможность осваивать азы компьютерной грамотности: это различные виды современных технических устройств (принтер, клавиатура, телефон, компьютер и др.). В привычной деятельности  дошколята совершают различные игровые действия с атрибутами, используют  игровые модули и конструкторы, позволяющие проявить фантазию и творчество в обыгрывании различных ситуаций, связанных с применением технических устройств.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, обязательно использую комплексы упражнений для глаз, проветриваю помещение.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.

Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.

  • Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Креативная компетентность педагога (исследовательская).

  • Иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
  • Владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала.
  • Уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Итак, говоря о повышении качества образования обучающихся, необходимо учитывать все основные инновационные  технологии, а особенно использование ИК-технологий, что является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начинается Родина? -описание педагогического опыта.

Сегодняшние дошколята -это будущие строители, инженеры ,учителя, врачи , руководители. Какими они вырастут? Будут ли они гордиться своей малой Родиной, станут ли они преумножать её богатства и заботит...

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта работы в группе раннего возраста №1 (ясельной) по развитию речи

Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей младшей ясельной группы.   ...