План работы по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Головинская Марина Валерьевна

перспективное планирование на год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_poznavatelno_issled_deyat.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе.

Сентябрь

Тема: «Человек. Звук и слух»

Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык  - определять на вкус).

Материал: ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.

Тема «Человек. Звук и слух»

Беседа- игра: «Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета

Материал: бубен стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон.

На прогулке:

Игра: «У кого какие детки?»

Цель: выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию строения семян: ядрышко, оболочка

Материал: ягоды: вишня, слива, фрукты: яблоко груша; овощи: тыква, кабачок.

Опыт: «Какая бывает земля?»

Цель: закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая

Материал: совочки, формочки, вода.

Октябрь

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

Занятие: «Волшебная водица»

Цель:Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.

Материал: две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой поднос, предметные картинки, воронка, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый  пакет, узкий высокий стакан.

Опыт: «Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.

Материал: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или от мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы, клеенки.

На прогулке:

Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи

Цель: показать, что дождевая вода, попадая на землю (лужа) становится грязной, непрозрачной.

Тема: «Вещество.Камни»

Занятие: «Домики для камешков»

Цель: учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях

Материал: различные по форме , цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней.

Опыт: «Можно ли менять форму камня и глины?»

Цель: закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить; выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

Материал: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Опыт: «Где вода?»

Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Материал: лупы, вода в стакане, глина, песок.

Ноябрь

Тема: «Измерение.Вес»

Занятие: «Зачем нужны весы?»

Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала.

Материал: предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком.

Тема: «Вещество. Бумага»

Занятие: «Путешествие в прошлое бумаги»

Цель: познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.

Материал: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага.

Опыт: «Волшебное сито»

Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

Материал: различные сита, ведерочко, миски, крупы: манная, гречневая или рисовая.

Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?»

Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага), применению знаний на практике.

Декабрь

Тема: «Вещество. Резина»

Занятие: «На чем полетят человечки?»

Цель: научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

Материал: резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи.

Тема: «Вещество. Дерево и его свойства»

Занятие: «Почему дерево плавает?»

Цель: расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Материал: образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой.

Беседа: «Приключение карандаша»

Цель: систематизировать  и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность.

Материал: карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши.

Январь

Тема: «Свет и цвет»

Занятие: «Разноцветные шарики»

Цель: путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

Материал: палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок)

Занятие: «Свет вокруг нас»

Опыты: «Волшебный луч», «Тень»

Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.

Материал: картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча.

Опыт: «Что отражается в зеркале?»

Цель: познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать

Материал: зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки.

Тема: «Вещество.Жидкость. Вода и ее свойства»

Опыт: «Изготовление цветных льдинок»

Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная.

Материал: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочк

Февраль:

Тема: «Твердое тело. Материалы»

Занятие «В мире стекла»

Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы.

Материал: небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка

Тема: «Твердое тело. Материалы»

Занятие: «В мире пластмассы»

Цель: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность.

Материал: пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

Опыт: «Взаимодействие воды и снега»

Цель: познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Материал: мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки

Март

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

Занятие: «Где спрятался воздух?»

Цель: Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.

Опыт: «Что растворяется в воде?»

Цель:Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материал: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.

Тема: «Движение. Инерция»

Занятие: «Упрямые предметы»

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.

Материал: игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.

Наблюдение за черепахой

Цель: обогащать представление детей о жизни черепахи, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия.

Материал:  черепаха

Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»

Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.

Материал: емкости с водой и снего

Апрель

Тема: «Растительный и животный мир»

Занятие: «Посадим фасоль»

Цель: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности.

Материал: клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей,  лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла)

Тема: «Вещество. Ткань»

Занятие: «Такая разная ткань»

Цель: познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.

Материал: разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды.

Опыт: «Тепло-холодно».

 Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу.

Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение.

Материал: ветка сирени или березы, ваза с водой

Май

Тема: «Вещество. Материалы»

Занятие: «Курочка Ряба»

Цель: Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл.

Материал: сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы.

Тема: «Вещество. Материалы»

Занятие: «Незнайкин клад»

Цель: закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла)

Материал: различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла.

Опыт: «Испарение воды»

Цель: познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры.

Материал: блюдце, вода, мокрая ткань

Опыт: «Зачем растениям нужен корень?»

Цель: определить значение корня для развития, роста и укрепления растения в почве.

Материал: баночка с водой, горшок с почвой, головки лука.

На прогулке:

Наблюдение за насекомыми.  «Где живут насекомые?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по познавательно- исследовательской деятельности ( окружающий мир) с дошкольниками 5-6 лет

Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. Все явления природы, которые окружают детей , позволяют формировать у дошкольников бережное отношение к природным матери...

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей старшей группы (лексико-грамматической стороны речи)

Перспективное планирование в старшей группе для детей с ОНР I и II уровня , разработано по программе Н.В. Нищевой. Перспективное планирование отличается тем, что из него исключены обучение грамоте и о...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Перспективный план работы по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе

Организация экспериментирования подразумевает использование  целого спектра методов и приемов, активизирующих познавательные интересы,  творческие способности дошкольников.  Очень важно...

Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы с ОНР.

Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы с ОНР с подобранными методами и приемами соответствующими лексическим темам....

Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками

Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к са...