Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей старшей группы (лексико-грамматической стороны речи)
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Перспективное планирование в старшей группе для детей с ОНР I и II уровня , разработано по программе Н.В. Нищевой. Перспективное планирование отличается тем, что из него исключены обучение грамоте и оно направлено на занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_starshaya_gruppa.docx | 37.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности в старшей логопедической группе
Период | Месяц , неделя | Тема | Общие речевые навыки. | Общая моторика. Мелкая моторика. Речь с движением. | Зрительное и слуховое внимание. | Лексика. Связная речь. Грамматика . | Слоговая структура. | ||
Сентябрь | Обследование детей. заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение листков оценки. | ||||||||
1 период | Октябрь | 1 неделя | Осень. Признаки осени. Деревья осенью. | Тренировка плавного выдоха. Развитие силы и длительности выдоха. «Осенние листочки» | Пальчиковая гимнастика «вышел дождик», подвижные игры: «листья», «дождик». | «4 лишний» (времена года), «что перепутал художник», игра «разноцветные круги», слуховое внимание –«лягушка». | Актуализация словаря по теме, составление предложений по картинке об осени. Распространение предложений прилагательными. Составление относительных прилагательных по теме «деревья». Игра «разноцветные листочки». Учить детей давать полные ответы на вопросы по теме «осень» | Упражнение в передаче ритмического рисунка слов : дуб, кусты, рябина. | |
2 неделя | Огород. Овощи. | Воспитание длительного плавного выдоха. «чей листик улетел дальше | Пальчиковая гимнастика «хозяйка однажды с базара пришла..», подвижная игра «овощи» | «Что прибавилось», слуховое внимание- игра «наша грядка» | Актуализация словаря по теме, отгадывание загадок. Игра «в огороде у козы» . образование множественного числа существительных. Игра с мячом «один-много». Составление рассказа про овощи. | Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: лук, репа, морковь, овощи. | |||
3 неделя | Сад. Фрукты. | Развитие длительного плавного выдоха. «чей пароход лучше гудит?». Работа над четкостью дикции и выразительностью речи. | Пальчиковая гимнастика «компот». Игра «кто скорее соберет яблоки». Подвижные игры «Ежик и барабан», «яблоня» | Игры «что прибавилось, что изменилось». Слуховое внимание-«яблоки» | Актуализация словаря по теме. Дифференциация овощей и фруктов. Игра «поможем клоуну». Составление загадок-описания о фруктах с опорой на картинки. Образование относительных прилагательных по теме «Веселый повар» рассказ по картинке «сбор урожая» | Упражнение в передаче ритмического рисунка слов : лимон, груша, мандарин. | |||
4 неделя | Лес. Грибы и лесные ягоды | Развитие силы голоса «эхо» . работа над ОРН в стихах « в тесноте» | Подвижные игры «за малиной», «по ягоды». Пальчиковая гимнастика «в лес идем мы погулять» | Слуховое внимание «какой гриб лишний». «Подскажи словечко», разрезные картинки из 8 частей ( по теме). | Актуализация и расширение словарного запаса по теме. Игра «за грибами». Образование существительных с уменьшит-ласкат. суффиксами. Игра с мячом «назови ласково». Образование относительных прилагательных «веселый повар». Составление рассказа по опорным картинкам « в лесу» | Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: клюква, малина, земляника. | |||
Ноябрь | 1 неделя | Одежда | Развитие ритмичной и выразительной речи. «дождик, дождик».дыхательные упражнения. | Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка», игра «кто скорее застегнется», подвижные игры «Помощники», «Обезьянка» | «что изменилось», «четвертый лишний» | Расширение словаря по теме, отгадывание и толкование загадок, образование относительных прилагательных. Использование несклоняемого существительного пальто. Составление предложений по картинкм, составление рассказов- описания по теме. Игра «магазин». | Работа над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных кафтан). Проговаривание предложений с отработанными словами. | ||
2 неделя | Обувь | Работа над четкостью дикции. Работа над шепотной речью. «валенки» | Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» , игра «зашнуруй ботинки». | «Что лишнее?», «подбери пары тапочек», «что изменилось» | Расширение словаря по теме, отгадывание и толкование загадок. Образование множественного числа сущ. Игра «-много» , образование родительного падежа сущест. «чего не хватает» | Работа над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных . проговаривание предложений с отработанными словами. | |||
3 неделя | Игрушки | Постановка дыхания. | Координация речи с движением «лошадка», «мячик мой». | «Что прибавилось», слуховое внимание «Помоги Андрюшке». «Подскажи словечко» | Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок. Составление рассказов- описания о любимых игрушках. Составление рассказа по плану. | Проговаривание двусложных слов с закрытым слогом и стечением согласных (бантик, фантик, винтик). Проговаривание предложений с отработанными словами. | |||
4 неделя | Посуда | Работа над четкостью дикции | Подвижная игра «Чайник», пальчиковая гимнастика «Помощники». | Зрительное внимание «разбитые чашки». «у белочки в гостях», слуховое внимание. | Расширение словаря по теме. Формирование понятий «чайная, столовая, кухонная посуда». Загадки. Образование множественного числа сущ. Составление рассказов описаний о посуде. Согласование прилагательных с сущ. (какой, какая какое) с мячом. | Работа над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных. (стакан) составление предложений с отработанными словами. | |||
2 период | Декабрь | 1 неделя | Зима. Зимующие птицы | Работа над четкостью дикции. «гололедица» работа над ясной шепотной речью. «снегири». | Диалог «кисонька-мурысонька» подвижная игра «Снеговик» | Игры «разноцветные круги», «свяжи шапочку», «снеговики» (найди одинаковых) | Рассматривание картины «первый снег». Беседа. Актуализация словаря. Отгадывание загадок. Образование однокоренных слов от слова воробей. Игра с мячом «передай дальше». Употребление предлогов. Игра «у кормушки». Образование притяжательных прилагательных по теме «зимующие птицы». Игра «Чей? Чья? Чье?» | Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (снеговик, снегокат, снегопад). Проговаривание предложений с отработанными словами. | |
2 неделя | Домашние животные зимой | Работа над четкостью дикции «котик» . развитие диалогической речи. Диалог. «кисонька-мурысонька» | Пальчиковая гимнастика «буренушка». Координация речи с движением «Как мы поили телят» | «Кого не стало» (домашние животные) | Беседа о домашних животных с рассматриванием картинок. Грамматический строй речи: образование Сущ с суф -онок, -енок. Игра «найди маму». Развитие связной речи . рассказы-описания о домашних животных по плану. Образование притяжательных прилагательных . игра «кто за забором» | Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (котенок, ягненок). Проговаривание предложений с отработанными словами. | |||
3 неделя | Дикие животные зимой | Работа над четкостью дикции. «белка» преодоление твердой атаки гласных. Проговаривание предложений. | Подвижная игра «маленький кролик» | Слуховое внимание «подскажи словечко», зрительное внимание -игра «кто убежал?» | Беседа о диких животных ( с опорой на картинки) .Загадки. Придумывание и отгадывание загадок описания о диких животных. «волшебный мешочек». Образование притяжательных прилагательных «кто за деревом?» употребление сущ. С творительным п. «кто чем питается?». | Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (бельчонок, лисенок). Проговаривание предложений с отработанными словами. | |||
4 неделя | Новый год | Работа над интонационной выразительностью речи. Работа над ясной шепотной речью «год прошел». | Пальчиковые гимнастики «тает месяц молодой», «что принес нам дед мороз». Подвижная игра «На елке» | Беседа о новогоднем празднике ( с рассматриванием картинок). Загадки. Образование однокоренных слов от слова Хлопушка. Игра «передай мяч». Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок . «подарок Незнайки». Относительные прилагательные по теме. Игра с мячом. | Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (снегопад). Проговаривание предложений с отработанными словами. | ||||
Январь | 2 неделя | Мебель | Работа над четкостью дикции «я за книжку…». Работа над ясной шепотной речью. Загадки про буфет. Преодоление твердой атаки гласных. | Пальчиковая гимнастика «Квартирка» | «Что изменилось?», игра «будь внимательным « на слуховое внимание | Беседа по теме «моя комната», загадки. Составление рассказов- описания о мебели по плану, образование относительных прилагательных ( игра с мячом), расширение словаря. Части мебели. | Работа над двусложными словами с закрытым слогом (диван, комод, буфет). Проговаривание предложений с отработанными словами. | ||
3 неделя | Грузовой и пассажирский транспорт | Работа над интонационной выразительностью речи. «самолет». Преодоление твердой атаки гласных. Проговаривание предложений. Работа над четкостью дикции. Загадка про вагоны. | «паровоз» подвижная игра. Координация речи с движением «Теплоход» | Слуховое внимание «ехали медведи на велосипеде», «что лишнее?», «что перепутал художник». | Беседа по картинке «виды транспорта». Загадки. Образование множ. числа сущ. Лото «1-много», употребление в речи предлогов. Игра с машинами. Составление рассказов описания о транспорте. | Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (самолет). Проговаривание предложений с отработанными словами. | |||
4 неделя | Профессии на транспорте | Работа над четкостью дикции, выразительностью речи. «машинист». Преодоление твердой атаки гласных. Пение гласных. Работа над силой голоса. Упражнение «Паровозы гудят» | Пальчиковая гимнастика «Песня машиниста», подвижная игра «шофер». | Беседа о профессиях на транспорте. Загадки. Связная речь-составление рассказа о профессии по плану (с опорой на картинки) .Грамматика -творит.п.сущ. игра «кто чем управляет?» (с мячом), дат.п.сущ. «кому что нужно?» | Работа над трехсложными словами с зарытым слогом . проговаривание предложений с отработанными словами. | ||||
Февраль | 1 неделя | Детский сад. Профессии | Работа над четкостью дикции, выразительностью речи. «повар». Работа над ясной шепотной речью «дворник». Работа над интонационной выразительностью «Врач» | Пальчиковая гимнастика «Наша группа» | Слуховое внимание «Кто лишний?» | Экскурсия по детскому саду. Расширение словаря. Беседа. Образование однокоренных слов от слов «САД». Игра с мячом «передай дальше». Связная речь- рассказы о профессиях в детском саду. Грам.строй-«кто чем пользуется?» (твор.п. сущ. С опорой на картинки) | Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (логопед). Проговаривание предложений с отработанными словами. | ||
2 неделя | Ателье. Закройщица | Работа над четкостью дикции и выразительностью речи . Б.Заходер «Портниха». Работа над ясной шепотной речью . работа над интонационной выразительностью речи. «я рубашку сшила мишке» преодоление твердой атаки гласных. | Пальчиковая гимнастика «Наперсток» | Слуховое внимание «что лишнее?». Зрительное внимание «Кто лишний?» | Беседа о профессии швеи ( с опорой на картинки). Расширение словаря. Твор.п. «чем пользуется портниха?» (выбери и назови). Составление рассказа о портнихе . Развитие грамм.строя –относительные прилагательные . «какие платья сшила портниха?» | Работа над трехсложными словами с закрытым слогом. Проговаривание предложений с отработанными словами. | |||
3 неделя | Наша армия | Работа над четкостью дикции , интонационной выразительностью речи, мягкостью голоса. «Пограничник», «На ветвях заснули птицы» | Игра «летчик» | Зрительное и слуховое внимание –«кто лишний?»(профессии) | Беседа о защитниках Родины. Расширение словаря. Чтение логопедом стихотворения «Наша армия». Грамматика -твор.п. сущ «Кто чем управляет?»; дат.п.сущ-«кому что нужно?». Связная речь- рассказы описания о защитниках Родины. | Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (часовой) | |||
4 неделя | Стройка. Профессия строителей | Работа над четкостью дикции , интонационной выразительностью речи «Плотник», «Каменщик», «Маляр» | Координация речи с движением «Маляры» | Слуховое внимание «Кто лишний?» (профессии в детском саду) | Беседа о профессиях на стройке. Расширение словаря (экскаваторщик, крановщик, сварщик) . Образование множ.числа сущ (игра «1-много»). Рассказы-описания о маляре, штукатуре, каменщике. Дат.п.сущ. «Кому что нужно?» | Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (молоток) | |||
Март | 1 неделя | Весна . Приметы весны. Мамин праздник | Работа над плавностью речи, мягкостью голоса «Апрель». Рассказывание стихотворения А.Барто на мягкой атаке-«Весна идет». Работа над ясной шепотной речью. | Координация речи с движением «Клен» | Слуховое внимание, чувство ритма-«подскажи словечко» | Беседа о весне. Рассматривание картины. Загадки , рассказ о весне. образован множ.ч.сущ. образование однокоренных слов от слова «Весна» игра- «кто больше?» | Работа на трехсложными словами со стечением согласных (сосулька) | ||
3 период | 2 неделя | Комнатные растения | Работа над четкостью дикции, звукопроизношением «Камнеломка». Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи «кактусы». Проговаривание стихотворения «Беготня» | Координация речи с движением . «На Окне» | Зрительное внимание «Что изменилось», «найди листики», слуховое внимание –«Подскажи словечко» | Экскурсия в уголок природы. Рассматривание растений. Уход за ними. Беседа . отгадывание загадок о комнатных растениях с объяснениями. Согласование прилагательных с сущ. Игра с мячом «какой, какая, какое?». Составление рассказов о комнатных растениях. | Работа над трехсложными словами со стечением согласных (кактусы) | ||
3 неделя | Пресноводные и аквариумные рыбки | Работа над ясной шепотной речью . Чистоговорки. | Пальчиковая гимнастика «Рыбка» | Слуховое внимание. Речные и аквариумные рыбки . игра «кто лишний»зрительное внимание «кто приплыл?» | Расширение лексики по теме. Отгадывание загадок. Игра «аквариум». Согласование числит. «2» и «5» с сущ. Составление рассказов –описания по теме. (по алгоритму). Твор.п.сущ «кто чем питается?» | Работа над трехсложными словами со стечением согласных (густера) | |||
4 неделя | Наш город | Заучивание стихотворений «наш город». Работа над общими речевыми навыками. | Координация речи с движением. | Виды города «что лишнее?» «найди ошибки художника» «узнай по контуру» | Беседа о городе. Рассматривание картинок. Составление предложений о достопримечательностях. Развитие связной речи –составление рассказов о городе. Использование предлогов (на,в, по, над, в, из, через, около) | Работа над трехсложными словами со стечением согласных, с закрытым слогом. | |||
Апрель | 1 неделя | Весенние работы на селе | Заучивание загадок о тракторе. Работа над общими речевыми навыками. | Общая моторика-«Веснянка», «Грядка» | Признаки весны- «что лишнее?», «разноцветные круги», «назови лишнее слово»(слуховое внимание -глаголы по теме) «что лишнее» (сельхозтехника) | Расширение глагольного словаря. Беседа по картинкам. Составление предложений о весенних работах. Единст.и множ.ч.глаголов. составление рассказов по серии картинок- «Наш огород» | Работа над трехсложными словами со стечением согласных, с закрытым слогом.(трактор, сеялка) | ||
2 неделя | Космос | Работа над четкостью дикции. «Космонавт», развитие интонационной выразительности речи «В темном лесу». Работа над звукопроизношением | Общая моторика-«луна» | Зрительное внимание | Беседа о космосе. Новая лексика. Развитие грамм.строя- предлоги. Игра «ракета и космонавт». Рассказ о космонавте. | Работа над трехсложными словами со стечением согласных, с закрытым слогом (космонавт) | |||
3 неделя | Откуда хлеб пришел? | Работа над диалогической речью. Работа над интонационной выразительностью речи. Диалог «ветерок и рожь». Работа над ясной шепотной речью. | Пальчиковая гимнастика «хлеб» | Игры на слуховое и зрительное внимание «что нужно пекарю», «будь внимательным, чего не купишь в булочной», «что в поле не растет» | Беседа о хлебе и рассматривание картин. Новая лексика. Загадки. Развитие связной речи, пересказ рассказа, словообразование -однокоренные слова от слова «Хлеб» . Игра «кто больше придумает «. Составление предложений о труде хлебороба. | Работа над трехсложными словами со стечением согласных, с закрытым слогом (комбайнер) | |||
4 неделя | Почта | Проговаривание стихотворения И.Пивоваровой «Письмо» на мягкой атаке голоса. | Пальчиковая гимнастика «почтальон» | Слуховое внимание-«подскажи словечко», зрительное- «что в сумке у почтальона», игра «кому письмо» | Беседа о работе почтальона. Рассматривание картинок. Новая лексика. Отгадывание загадок о почте. Составление рассказа. Игра «на почте» | Работа над трехсложными словами со стечением согласных, с закрытым слогом (почтальон) | |||
Май | 2 неделя | Правила дорожного движения | Заучивание стихотворения «запомни, юный пешеход» | Игра «экскурсия», координация речи с движением –игра «машины». | Зрительное внима) ние «на перекрестке» (чем различаются картинки? | Беседа о правилах д.д. новая лексика. Составление рассказов по открыткам из набора «пешеходу-малышу». Грамматика-использование в речи предлогов (по,под,через,у) составление предложений. | Работа над трехсложными словами со стечением согласных, с закрытым слогом (пешеход, светофор) | ||
3 неделя | Лето. Насекомые | Координация речи с движением- упражнение «гусеница». Игра «мотылек», игра «угадай, изобрази» | Слуховое внимание «Кто лишний?», зрительное внимание- «что изменилось» | Лексика. Закрепление названий насекомых и введение новой лексики. составление предложений по теме, составление рассказов, употребление предлогов-на,под,за,в,из-за,из-под. Игра «Грибок и бабочка» | Работа над трехсложными словами со стечением согласных, с закрытым слогом(бабочка) | ||||
4 неделя | Лето. Цветы на лугу. | Заучивание стихотворения Маяк» | Координация речи с движением- упражнение «гусеница», Венок» | Зрительное внимание «цветы» | Закрепление названий полевых цветов и введение новых слов. Использование в речи простых и сложных предлогов. Упражнение «Бабочка и цветы». Составление рассказов-описаний о полевых цветах по плану ( с опорой на картинки). Игра «маленькие художники». Отгадывание загадок . | Работа над трехсложными словами со стечением согласных, с закрытым слогом (наготки, бархатцы) |
Разработано Яшиной М.А. в соответствии с примерной адаптированной коррекционно-развивающей программой работы с детьми логопедической группы (с 3 до 7) Н.В.Нищевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(1год обучения)
Перспективный план развития речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р, 1 год обучения направлен на развитие лексико - грамматических навыков и связной ре...
Перспективный план работы по развитию речевой деятельности детей в подготовительной группе компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(2 год обучения)
Перспективный план работы логопеда по развитию речевой деятельностив подготовительной группе компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р.( 2 год обучения) направлен на формирование лексико - граммати...
Перспективный план работы по формированию математических представлений детей старшей группы ОО "Познание" с использованием ТРИЗ-РТВ и гровых технологий.
Перспективный план направлен на: обучение детей счёту в пределах 10;обучению детей арифмитическим действиям сложения и вычитания;обучение детей решению задач;знакомство детей с величинами;ознакомление...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
делюсь своим планом по нравственно патриотическому воспитанию...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ По формированию речевой деятельности детей
Перспективный план предусматривает овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты...
Перспективный план работы по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе
Организация экспериментирования подразумевает использование целого спектра методов и приемов, активизирующих познавательные интересы, творческие способности дошкольников. Очень важно...
Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей с ФФНР в подготовительной группе
Перспективный план по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе на занятиях...