Выступление на заседании городского методического объединения по развитию элементарных математических представлений «Поиск» на тему: «Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка».
консультация на тему
Цель: Обобщение опыта между педагогами ДОУ города с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 29.09 КБ |
prostranstvennoe_otnoshenie.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад «Дельфин»
Выступление
на заседании городского методического
объединения по развитию элементарных
математических представлений «Поиск»
на тему:
«Роль пространственных представлений
в жизни и развитии ребенка».
Воспитатель: Лобанова Марина Евгеньевна
г. Муравленко
2011 год.
Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.
Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.
Работа по данному направлению ведется на занятиях по «Ознакомлению с пространственными отношениями» по программе «Развитие» Л.А. Венгера, рассчитана на три года обучения (средняя, старшая и подготовительная группа) и предусматривает освоение заданий разной степени сложности.
Обучение составлению и использованию планов не случайно начинается в средней группе. В этом возрасте усваиваются практически все словесные обозначения пространственных отношений.
Первоначальное развитие пространственной ориентировки осуществляется на занятиях, направленных на освоение детьми умение практически, а не только словесно определять направление пространства.
Например: Дети на индивидуальных фланелеграфах выкладывают плоскостные фигуры трех медведей.
Воспитатель задает вопрос: «Где стоит Настасья Петровна?»
Ответы детей: «Между Михайло Потапычем и Мишуткой»;
Воспитатель: «За кем стоит Мишутка?»
Ответы детей: за Настасьей Петровной.
Дети отвечают на вопрос, употребляя в речи пространственные предлоги и наречия: в, за, между, около, возле и т.п. Далее занятия усложняются тем, что добавляются деревья и грибы.
На следующем этапе дети составляют план расстановки мебели в кукольной комнате, используя готовые плоскостные геометрические фигуры, соответствующие по форме проекциям видимых сверху предметов мебели. Затем используют этот план для размещения мебели в комнате.
Например: Для составления плана кукольной комнаты дети так же используют
фланелеграфы. На них они обозначают полосками окна и двери. Дети используют в работе заместители. Они определяют, какая из плоскостных геометрических фигур соответствует предметам мебели, то есть круглый стол – кружок, кровать - прямоугольник, табурет - квадрат и т. п. Заместители расставляют самостоятельно, проявляя при этом свое творчество. Затем по данному плану расставляют мебель в кукольной комнате.
Все сказанное продемонстрировать на фланелеграфе.
Программа для средней группы предполагает последовательное усложнение заданий по ряду параметров. Первый параметр предполагает переход от «игрушечного» пространства кукольной комнаты к пространству реальной комнаты (спальни, раздевалки, затем всех помещений групповой комнаты); пространству нескольких помещений детского сада, открытому пространству (участок для прогулок, весь участок детского сада).
Все занятия проводятся в игровой форме в виде игр «Прятки», «Найди игрушку», «Где спрятались зверюшки» и т.п.
Например: На плане воспитатель отмечает каким-нибудь условным обозначением, где он спрятал игрушку. Дети, посмотрев на план, идут по очереди искать игрушку. Либо дети по очереди самостоятельно прячут игрушку и отмечают ее местоположение на плане, а другой ребенок ее ищет.
Все сказанное продемонстрировать на плане.
Вторым параметром усложнения заданий на ориентировку в пространстве по готовому плану вводятся задания на самостоятельное изображение плана с дальнейшей ориентировкой по нему в пространстве, затем задания на изображение плана пространства по памяти.
Обучение построению и использованию планов разных пространственных ситуаций, начатое в средней группе, продолжается и в старшей. Предлагаемая программа несколько усложняется за счет увеличения количества заданий на самостоятельное изображение планов с дальнейшей ориентировкой по ним в пространстве. В процессе обучения изображению планов разных пространственных ситуаций детям показывают условные обозначения, при помощи которых изображаются разные предметы на плане.
Например: Дерево обозначается кружком, дом – прямоугольником и т.п.
Последний год работы с детьми по данному разделу связан с закреплением представлений об ориентировке в пространстве. Дети должны уметь отыскивать на плане расположение своего детского сада, место собственного дома, некоторые достопримечательности города.
Следующие занятия в подготовительной группе направлены на развитие пространственных представлений при ориентировке на плоскости, то есть на игровом поле с координационной сеткой.
Например: Дети обучаются элементам игры – «Морской бой» - называют координаты определенных точек на поле.
На игровом поле представлены цифры, условные обозначения и расставлены корабли. Ребенок называет цифру и условное обозначение с помощью которого можно ранить или убить корабль, в зависимости от того, сколько у него палуб.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы. Выступление на заседании городского методического объединения дошкольных учителей - дефектологов. Тема: "Развитие познавательной активности детей группы коррекционно-развивающего обучения в экспериментальной деятельности"
Развитие у детей группы КРО наглядно-образного мышления в экспериментальной деятельности...
Выступление на заседании городского методического объединения по развитию элементарных математических представлений «Поиск» на тему: «Ключевые компетенции дошкольников"
Цель: Раскрыть понятие - ключевые компетенции....
Выступление "Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду"
На базе МБДОУ - детский сад «Голубой вагон» Тукаевского муниципального района прошел республиканский семинар-практикум « Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольно...
Тезисы выступления на заседании ГМО "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"
Тезисы выступления на заседании ГМО "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"...
Выступление на заседании городского методического объединения воспитателей
Современному дошкольнику часто не хватает общения с родителями, сверстниками, он теряется в мире объемной информации. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него ...
Перспективный план по самообразованию "Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка"
Создание условий для развития ориентации у детей в пространстве....