Выступление "Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду"
статья на тему
На базе МБДОУ - детский сад «Голубой вагон» Тукаевского муниципального района прошел республиканский семинар-практикум « Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольного образования», в котором я и заведующий детским садом Сабирзянова Д.З. приняли участие. Заведующий детским садом Сабирзянова Д.З и я воспитатель Хатыпова А.М. выступали на тему «Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду» . Сабирзянова Д.З.и Хатыпова А.М. награждены дипломом первой степени.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Хатыпова Алсина Маратовна
Сабирзянова Дания Забиховна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Кубасский детский сад»
Тема: Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду
В условиях села детский сад - культурный и образовательный центр. От уровня организации сотрудничества детского сада с социумом зависит рейтинг ДОУ, его востребованность. Сегодня система дошкольного образования проживает период обновления: изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.
Вопрос организации предметно- пространственная развивающей среды в ДОУ в сельском детском саду наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданное предметно-пространственная развивающая среда. Поэтому основной деятельностью по созданию предметно-пространственной развивающей среды стало совмещение в едином пространстве традиционных игр, наглядного материала и с современными технологиями. Основные закономерности дошкольного образования требования ФГОС позволило оформить предметно-развивающую среду для нашего дошкольного учреждения, как совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятно и интересно детям и без которых невозможно осуществление специфических видов деятельности.
Наше групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
-Спокойная зона: «Мы познаём мир», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр ППД», «Центр пожарной безопасности», « Центр труда».
-Зона средней активности: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр творчества», «Центр математического развития»
-Зона повышенной активности: «Центр физического развития», «Центр музыкально-театрализованной деятельности», «Центр сюжетно-ролевых игр».
Создавая развивающее пространство мы постарались не перенасытить его предметами мебели, в частности крупногабаритными наборами типа «Кухня», «Магазин» были заменены открытыми полками, на которых размещены атрибуты, для сюжетно- ролевых игр. Благодаря чему пространство стало динамичным, трансформируемым, безопасным.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность, исходя из этого нами были разработаны авторские игры «Угости гномиков», « Конструктор эмоций» и.т .В области социально-коммуникативное развитие были созданы фотоальбомы детей ,различные проекты и пособия ,«Книга памяти», в которой собраны рассказы о родственниках наших детей, участников Великой Отечественной войны и тружениках тыла, так же созданы макеты к 70-летию Победы: «Мы помним!».
Познавательно развитие: содержание данной образовательной области направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей, исходя из этого нами были созданы:
- Дидактические игры по ознакомлению детей с миром предметов и явлений ближайшего окружения («Найди маму для малыша», «Чей домик», «Собери животное», «Лото малышам» и т. д.)
- В рамках реализации проекта «Животный мир» созданы макеты «Лес и животные леса», «Ферма» для ознакомления детей с природной зоной России.
- Созданы фотоальбомы «Животные и птицы нашего края», «Растения нашего края», созданы серии презентаций по лексическим темам: «Времена года», «Край, в котором мы живём», «Профессии», «Насекомые», «Головные уборы».
Речевое развитие
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «речевое развитие» включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; и.т. Организуя предметно – развивающую среду и создавая условия для речевого развития детей в нашем малокомплектном детском саду создан уголок речевого развития, который мы наполнили новыми авторскими дидактическими играми: «Что лишнее?», «Чего не бывает?», “Длинные и короткие слова”
- Были созданы альбомы с участием детей и родителей: «Моё любимое животное» (с рисунками и рассказами детей), «Мы играем» (альбом фотографий), «Мы дружные ребята» (альбом фотографий нашей жизни в детском саду)
- Совместно с родителями создали «Альбом пословиц и поговорок и народных примет о временах года».
Хотелось бы отметить и одно из важных направлений деятельности учреждения в рамках реализации ФГОС, как изучение второго государственного языка. Обновлена в группе предметно-пространственная среда. Воспитателем разработана игровые пособия, игры с использованием ИКТ технологий, такие как «Кошка пришла в гости», «Угости бабушку», «Чей голос?», конспекты НОД, карманные словарики для родителей, картотека игр по обучению детей татарскому языку.
Художественно –эстетическое развитие
В этом направлении особое внимание уделяется благоустройству территории детского сада. В условиях малокомплектного детского сада художественный облик территории мы попытались создать сами, совместно с родителями. Создание художественного облика начинается уже со входа на участок. Какой же восторг будет у малыша, если за воротами детского сада его встречают смеющиеся человечки, сделанные из обыкновенных пеньков. Продвигаясь вглубь участка, взор маленького человечка падает на яркие мухоморчики, под которыми можно спрятаться. Улыбку вызовет у малыша и встреча с семейством желтых цыплят на веселой зеленой лужайке. Сделать их помогли родители наших воспитанников. Территория нашего сада похожа на сказку. Неоднократно наш коллектив принимал участие в конкурсах на лучшую территорию ДОУ и занимал призовые места. Художественный облик детского сада мы создаем и в группе:
-Создан уголок татарской избы: с помощью родителей собраны предметы домашней утвари – глиняные горшки, угольный утюг ,ухват, деревянные ложки и тарелки, самовар, деревянные шкатулки, прялка, вызвавшая бурю эмоций не только у наших детей и родителей, но и у всех сотрудников детского сада. Нашлись и самые настоящие лапти, самотканые полотенца с вышивкой и постельные принадлежности. В этом уголке прошел цикл занятий по ознакомлению малышей с татарским народным бытом.
- Организована выставка народно-прикладного творчества бабушки Ульяны Штурминой – салфетки, связанные крючком, самотканые полотенца.
Физическое развитие:
Создание здоровьесберегающей среды в нашем детском саду основывается на изучении особенностей, возможностей, функций и содержания здоровьесберегающего пространства всем педагогическим коллективом. Опираясь на: требования ФГОС ДО наш коллектив создал «Программу оздоровления детей», куда входит: модель образовательного и методического процесса, система работы с родителями по здоровьесбережению, паспорт социального партнёрства.
В нашем малокомплектном сельском детском саду совместно с родителями проводяться систематические разнообразные оздоровительные мероприятия такие, как: «День здоровья», «Папа мама и я спортивная семья», « Мы за спорт!». Так как расположение нашего детского сада на живописном месте позволяет нам совместно с родителями организовать экскурсии на Каму и проводить спортивные мероприятия на природе, как «Сабантуй», «Быстрые, сильные, ловкие».
Таким образом, создав предметно- пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС, мы старались изменить общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. И как результат совместной работы стало, новое положительное отношение родителей к ДОО, положительная оценка его деятельности.
Созданные условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива, каждому воспитаннику предоставили возможность проявлять индивидуальность и творчество. В нашем сельском малокомплектном детском саду предметно-пространственная развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом нам педагогам предоставляется возможность для творческой самореализации и организации образовательного процесса на новом качественном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно пространственная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной ра...
Интерактивная образовательная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Эффективное использование мультимедийных презентаций в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста....
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...
Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду
очное участие в Региональном семинаре - практикуме «Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» в МБДОУ - детский сад «Голубой вагон», Тукаевско...
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уде- ляется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО детского сада
В своей работе мы, воспитатели, стараемся обустроить групповое пространство с учётом выделенных требований ФГОС ДО, а именно: доступности, насыщенности, вариативности, полифункциональности, тран...
Доклад Организация предметно-развивающей среды по коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО
Доклад Организация предметно-развивающей среды по коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО...