Выступление на заседании городского методического объединения воспитателей
статья на тему
Современному дошкольнику часто не хватает общения с родителями, сверстниками, он теряется в мире объемной информации. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности в овладении родным языком, развитии речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_efimovoy_na_mo_2016_2.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда группы, как важнейший компонент развития речи у детей дошкольного возраста.
Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться им.
Г. Гегель
Современному дошкольнику часто не хватает общения с родителями, сверстниками, он теряется в мире объемной информации. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности в овладении родным языком, развитии речи.
Большая роль в речевом развитии дошкольников отводится предметно - развивающей среде.
Она должна соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам и принципам, таким как:
• принцип информативности, предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования;
• принцип вариативности, определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественным традициями;
• принцип полифункциональности - принцип реализуется благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.
• принцип педагогической целесообразности, позволяет предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно - развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• принцип трансформируемости, обеспечивает возможность изменения предметно - развивающей среды, позволяет, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы оно способствовало не только развитию всех видов речи, но и чтобы каждый ребенок имел возможность наблюдать, добиваться поставленной цели, проявлять инициативу. Создавая развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников, а также соответствовала возрастному периоду дошкольника.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности.
- Центр речевого развития
Непосредственно сам «Центр речевого развития» был создан с целью всестороннего развития речи детей. В этом центре ребёнка с радостью встретит хозяин уголка «Петушок-золотой гребешок», который поможет преодолеть стеснительность и неуверенность.
В речевом уголке находятся:
- Игры для развития речевого дыхания.
Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.
В этом уголке мы создали картотеку дыхательных упражнений и игр. Например, такие дидактические игры как, «Подуй и рассмотри картинку», «Вертушки», «Тучки и солнышко», «Горячий чай», «Бабочки», «Ветерок».
Для развития речи используем набор предметных, сюжетных картинок; дидактические игры и пособия: «Профессии», «Кто, где живет?»; «Времена года», предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Распорядок дня»; «Кем быть», «Мой дом», «В деревне», «Родная природа».
Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии картинок с развитием действия. Описывая предмет, рассматривая иллюстрацию, они учатся самостоятельно составлять план рассказа.
- В речевом уголке находятся пособия и дидактические игры для обучения грамоте: домики с твердыми и мягкими звуками; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; игры «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Чтение по слогам», «Я учу буквы»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам», «Разложи картинки»; «Один – много», «Многозначные слова», «Антонимы», «Придумай слова со звуком», «Четвёртый — лишний», «Цвет и форма», «Говори правильно», магнитная доска; наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках»; разрезные картинки, домино.
Работа в этом уголке способствует развитию речи, правильному произношению звуков.
- «Книжный уголок»
Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, - обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;
- в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
- также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях.
- на витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений, портреты детских писателей. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.
- «Уголок изодеятельности»
Этому уголку отведено светлое в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, бумага разной фактуры, картон и т. д.
Дети вначале выполняют работы, а затем о них рассказывают. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей. Также в уголке есть специальное место, где дети могут организовать выставку своих работ.
- «Уголок природы»
В нашей группе есть уголок природы. Он содержит календарь природы, разнообразный материал для экспериментирования, фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать. Здесь продолжается работа по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря, поощряется проявлений интереса к смыслу слов, совершенствуется умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания
Фото на слайд
- Центр театрализованной деятельности
С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан Центр театрализованной деятельности с разными видами театра (настольный, пальчиковый, кукольный, схемами-сценариями детских постановок). Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная речь.
Фото на слайд
- «Центры сюжетно-ролевых игр».
Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д., которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.
В игровом уголке «Больница» собраны разнообразные материалы: ростомер, весы, коробочки, пузырьки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинский халат. Здесь воспитываем чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Разыгрываем такие ситуации, как «На приеме у лора врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Всё это помогает формировать представление об окружающей среде у детей, умению общаться, обогащать словарный запас словами профессионализмами.
В уголке «Магазин» дети с удовольствием играют.
В этом возрасте дети уже умеют распределять роли продавца и покупателя, водителя, который привозит продукты. Во время игры составляем с детьми рассказы на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т. д. Проводим беседы о поведении в общественных местах.
В уголке «Семья» решаем игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Всё это служит развитию связной речи.
Фото на слайд
- «Физкультурно-оздоровительный уголок»
Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.
Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность. Много в этом уголке сделано воспитателями и родителями детей:
«Дорожка здоровья» - используется для закрепления понятий: «правая нога», «левая нога», «правая рука», «левая рука». Способствует развитию координации движения, памяти, ловкости, укреплению мышц ног и рук, внимания.
«Султанчики» - предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, мышц туловища.
«Бильбоке». Изготовлено из пластиковых бутылок, шнурка, пробки, для украшения цветная клейкая бумага. Предназначено для попадания в цель. Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук.
«Спортивные мешочки». Изготовлены из плотной ткани, и наполнены пшеном, горохом. Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия.
В нашей картотеке подвижных игр, есть такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, такие как, «Два Мороза», «Мы – весёлые ребята», «Краски», «Почта».
Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.
Фото на слайд
- «Центр интеллектуального развития»
В центре интеллектуального развития находится Коврограф «Ларчик» , который раскрывает каждую из образовательных областей, в том числе и речевое развитие.
Например, при использовании пространственных карточек «Лев-Павлин-Пони-Лань» дети учатся общаться друг с другом посредством использования сказочных персонажей, придумывают продолжение сказки о приключениях героев.
В целях повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития мы используем традиционные формы работы: консультации, оформление папок-передвижек, индивидуальные беседы.
В течение года указывается перечень игр по речевому развитию детей дома. Конечно же, огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания. Совместно с родителями занимаемся изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно – речевому развитию.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое практическое пособие – лэпбук.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Это отличный способ закрепления и повторения материалов. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Для того, чтобы усовершенствовать эти знания и навыки необходимы новые пути решения – создание практического пособия интерактивной папки – лэпбук.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Демонстрация лепбука по теме «Домашние животные»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...
Презентация опыта работы. Выступление на заседании городского методического объединения дошкольных учителей - дефектологов. Тема: "Развитие познавательной активности детей группы коррекционно-развивающего обучения в экспериментальной деятельности"
Развитие у детей группы КРО наглядно-образного мышления в экспериментальной деятельности...
Выступление на заседании городского методического объединения по развитию элементарных математических представлений «Поиск» на тему: «Ключевые компетенции дошкольников"
Цель: Раскрыть понятие - ключевые компетенции....
Выступление на заседании городского методического объединения по развитию элементарных математических представлений «Поиск» на тему: «Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка».
Цель: Обобщение опыта между педагогами ДОУ города с презентацией....
Протокол заседания городского методического объединения воспитателей групп раннего вовраста
Тема: Цели и задачи работы ГМО воспитателей групп раннего возраста в 2019-2020 учебном году. Создание условий в ДОУ для раннего развития детей и поддержки семьи....
В «Ивушке» прошло заседание Городского методического объединения воспитателей
10.04.19 на базе дошкольной образовательной площадки «Ивушка» прошло заседание городского методического объединения воспитателей на тему «Круг детского чтения. Художественное произве...
Протокол заседания городского методического объединения среди воспитателей младшего дошкольного возраста
Методическое объединение...
- Мне нравится (1)