«Метод проектов в работе с детьми групп компенсирующей направленности как способ личностного развития воспитанников»
статья (старшая группа) на тему
Данное выступление посвящено вопросу личностного развития воспитанников групп компенсирующей направленности через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Лангепасское Городское Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное
Учреждение «Детский сад комбинированного вида №9
«Солнышко»
Выступление на тему:
«Метод проектов в работе с детьми групп
компенсирующей направленности как
способ личностного развития
воспитанников»
Составила
Воспитатель
Бадретдинова Е.С.
2015
Данное выступление посвящено вопросу личностного развития воспитанников групп компенсирующей направленности через проектную деятельность. В нём рассматривается эффективность метода проектов в коррекционно – образовательной работе с детьми ОНР. Показано, что проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. Дан образец этого метода, в котором прослеживается роль воспитателя, логопеда и родителей ребёнка с ОНР. Главное достоинство этой технологии в том, что она позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, даёт возможность развития у них качеств успешной личности.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Но как ребёнку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения? Как показывает практика, количество детей, имеющих патологии речи, увеличивается. Достаточно высокий процент среди них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи. Данное речевое расстройство сказывается на формировании интеллектуальной, сенсорной и волевой сферы дошкольника. Определенные отклонения проявляются и в игре, и в ходе непосредственно образовательной и продуктивной деятельности. Дошкольники с данной речевой патологией могут быть слишком возбудимы или наоборот вялы и апатичны, агрессивны, ранимы и обидчивы. Принимая во внимание, что дети с ОНР отличаются от нормально развивающихся сверстников характером психических процессов, воспитание и образование таких детей должно осуществляться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Таким образом, одна из основных задач педагогов дошкольного учреждения - коррекция речевых нарушений и психический особенностей дошкольников с ОНР на основе личностно ориентированного подхода к каждому ребенку с использованием эффективных форм совместной деятельности.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Чем же интересен метод проектов?
Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОНР.
Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителя - логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, детей, родителей.
- Педагоги помогают детям обнаружить проблему (возможна провокация этой проблемы), вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект.
- Дети поэтапно осуществляют практическую деятельность по достижению поставленной цели.
- Родители получают возможность принять участие в коррекционно-образовательном процессе. Каждая семья может проявить свои лучшие качества, таланты, дети испытывают чувство гордости за свою семью. Между родителями и педагогами складываются доверительные отношения, что немаловажно, поскольку без участия семьи воспитательно-образовательный процесс будет менее результативным.
Проектный метод позволяет не только активизировать познавательную активность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие. Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связанной речи, повышению познавательной мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.
Этот метод перспективен и тем, что даёт возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость, коммуникативность.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. Коллективный характер всех этапов над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижений единой созидательной цели. Тактикой построения взаимоотношений между участниками является поддержка, ценится любая инициатива, идея, усилие. Атмосфера поддержки и творчества ответственность за результат, стимулирует взрослых и маленьких участников проекта к самосовершенствованию.
Учебная проектная деятельность – это как бы « Проект в проекте» педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности детей не только с учетом необходимости решения проблемы, лежавшей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развитие воспитанников. Таким образом, проект-это не случайная совокупность различных видов деятельности. Его фундамент должна составить личностно - ориентированная ситуация - педагогический проект поддержки организации ребенком собственного мира. Воспитателю необходимо сформулировать не только учебную, но и педагогическую цель проекта, раскрывающую вид личностного опыта, который должны приобрести дети. Это определяет выбор личностно-значимых содержания и форм работы в рамках учебного проекта, путей приобретения детьми соответствующего опыта, логики организации взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактики оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
Как правило в логопедических группах детского сада проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР, которые прослеживаются по всех образовательным областям сразу.
Например:
Лексическая тема «Овощи» - проект «Витамины на грядке»
Лексическая тема «Домашние животные» - проект «Мой верный друг» (оформление альбома «Домашние любимц
Лексическая тема «Город, в котором я живу» - проект «Мой любимый город» и т.д.
Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому в логопедическую работу включаются небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование. С другой стороны в воспитательную работу включаются приемы, направленные на коррекцию речевых нарушений у детей. Например, во время рисования воспитатель использует логопедические распевки. Это способствует эффективности коррекционно-образовательного процесса.
При разработке проекта учитель – логопед совместно с воспитателем:
- определяют тему, цель и задачи общеобразовательной деятельности и коррекционной работы;
- намечают этапы и содержание работы;
- в завершении анализируют результативность проекта и обсуждают дальнейшую перспективу.
Воспитатель планирует и организует художественную, игровую, коммуникативную, музыкальную, познавательную деятельность детей и физическое развитие. Логопед подбирает по теме проекта логоритмические упражнения, артикуляционную и пальчиковую гимнастики, элементы самомассажа, игры и игровые упражнения, направленные на развитие лексико-грамматических категорий, формирования слоговой структуры слова, совершенствования фонематического восприятия и автоматизацию поставленных звуков в речи детей.
Учитель-логопед также помогает воспитателю выбрать наиболее актуальную и посильную для детей речевую задачу на определенный отрезок времени, рекомендует художественные произведения, способствующие закреплению поставленных звуков.
Педагоги вместе организуют экскурсии, драматизации, праздники и развлечения.
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Воспитатель вместе с логопедом в процессе реализации проекта являются для детей равноправными партнерами, незаметно направляющими их деятельность. Педагоги:
- помогают детям в поиске источников информации;
- формируют у детей обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- учат прогнозировать, собирать информацию, достигать поставленную цель, фиксировать полученные результаты, делать выводы;
- формируют предпосылки учебной деятельности, навыки коммуникативного общения.
- поддерживают и поощряют активность и инициативность детей в работе над проектом.
Вовлеченные в проект дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать, моделировать, ставить цели, решать задачи и делать выводы.
В работе с детьми с ОНР можно реализовывать проекты разных видов: исследовательские; творческие; приключенческие, игровые; информационные; практико – ориентированные. Чаще используются групповые проекты, потому что они развивают способность к сотрудничеству и взаимодействию между детьми и педагогом, детьми внутри коллектива.
В основном проекты краткосрочные – недельные (в рамках одной лексической темы), но так же могут быть и долгосрочные
При планировании проектной деятельности нужно помнить, что успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на его отдельных этапах.
Проект - это 6 «П»:
паспорт проекта,
проблема,
проектирование,
поиск (путей решения),
продукт (опыт деятельности, это то, что можно увидеть, можно взять, потрогать, обменять, применить в реальной практической деятельности),
презентация продукта.
При реализации проектов, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности педагогов с детьми,
ставятся следующие задачи:
- Изучать познавательные способности воспитанников с ОНР, проникать в их внутренний мир;
- Свободно общаться с детьми, совместно обсуждать какие-либо действия;
- Индивидуализировать работу по разным темам, опираясь на психофизические возможности детей;
- Сблизить детей и взрослых между собой, что улучшает микроклимат группы.
Основные требования к использованию метода проекта:
- в основе любого проекта лежит значимая для детей проблема, для решения которой требуется поиск;
- проект – это «игра всерьез»; результаты её носят познавательную значимость для детей и взрослых;
- наряду с ясными, отчетливыми заданиями должна оставаться зона неопределенных заданий, с учетом зоны ближайшего развития детей;
- обязательные составляющие проекта: детская самодеятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод , что использование метода проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проектная технология дает возможность осуществлять интеграцию коррекционной работы в образовательную деятельность логопедической группы, педагогическая работа в данном направлении способствует положительной динамике в коррекции имеющихся речевых нарушений и общем развитии дошкольников.
Литература
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения (№8, август 2013)
- Оберемок С.М. «Методы проектов дошкольного образования»
- Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» (№1, январь 2010)
- http://logoportal.ru/ispolzovanie-proektnoy-deyatelnosti/.html
- https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fpedakademy.ru%2Fkonferenciya%2F126.docx&ei=ydcXVfHZOIrnapisgNAN&usg=AFQjCNGFLKEGWkH72P6LhkX6eD7brNyqZA&bvm=bv.89381419,d.d2s&cad=rjt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники для развития связной речи в работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не ...
Отчёт о воспитательно-образовательной работе с детьми групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капельки», для детей со сложным дефектом «Росинки»
Представлен отчет о работе педагогов и специалистов с детьми и родителями детей групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и сложным дефектом по пяти образовательным областям ОАП....
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...
Использование проектного метода в работе с детьми группы компенсирующей направленности.
laquo;Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму» - так гласит китайская пословица. Эту пословицу я бы положила в основу моей педагогической деятельности...
Обобщение опыта работы «Игротерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности»
Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью, создают положительный эмоциональный фон. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, ко...
Проекты для работы с детьми группы компенсирующей направленности
Краткосрочный проект для детей старшей группы «День космонавтики»Краткосрочный проект для детей старшей группы «Дружба - это чудо»Краткосрочный проект для детей старш...