«Использование мнемотехники для развития связной речи в работе с детьми группы компенсирующей направленности»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной неуспеваемости.
Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР). К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны.
Наиболее удачной и действенной в работе с детьми с задержкой речевого развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является мнемотехника. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemo_pechat.docx | 25.79 КБ |
ispolzovanie_mnemotehniki_v_dou.pptx | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники для развития связной речи в работе с детьми группы компенсирующей направленности» (слайд1)
Подготовила воспитатель логопедической группы: Трушникова Ирина Николаевна
Санкт-Петербург 2019г
(слайд2)
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной неуспеваемости.
Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР). К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны.
(слайд3)
При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Наиболее удачной и действенной в работе с детьми с задержкой речевого развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является мнемотехника. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Цель нашей работы: Активизировать и корригировать речевое развитие детей с задержкой речевого развития средствами мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности, а также в различных режимных моментах.
(слайд4)
Мнемотехника - это совокупность различных приемов и способов,
облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. (Мнемоника - искусство запоминания)
Актуальность применения мнемотехники
У детей с ОНР наблюдаются следующие проблемы:
1. Недостаточный словарный запас, нарушение звукопроизношения;
2. В диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
3. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
4. Неумение согласовывать слова в предложении;
5. Не развиты зрительная и слуховая память, внимание, воображение, мышление.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.
(слайд5)
Методы мнемотехники:
- Метод « крокирования» - чертёж, схема, набросок;
- Метод, использующий образное мышление (эйдотехника);
3. Метод ассоциативных цепочек;
- Метод трансформации (превращения);
- Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);
- Метод опор (числобуквенный метод)
Приёмы мнемотехники:
- облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций;
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире,
- заучивание стихов превращается в игру;
- сокращается время обучения связной речи;
- стимулируется познавательная активность детей.
(слайд6)
Приём наглядного моделирования, мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей:
- Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам, серии картин, составление описательного и творческого рассказа)
- Пересказ художественной литературы;
- Заучивание стихов, пословиц;
- Отгадывание и загадывание загадок;
- Обучение грамоте (работа со звуками и буквами);
- Коррекция нарушения звукопроизношения
(проговаривание чистоговорок, скороговорок);
- Дидактические игры.
(слайд 7)
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами;
- Ткаченко Т. А.- предметно-схематическими моделями;
- ГлуховВ.П.- блок-квадратами;
- Большева Т.В.- коллажем;
- Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
(слайд 8)
Работа с мнемотаблицей строится по следующим этапам:
1 этап работы:
Мнемоквадрат – это одиночное изображение с определённой информацией, обозначает слово, словосочетание, простое предложение.
На этом этапе работы с мнемоквадратом задача педагога научить детей находить, выделять в картинках те признаки, по которым их можно было бы связать словом, или предметом. В предмете – это может быть форма, цвет, назначение или применение и т. п. В слове – это наличие звука в слове или количество звуков, слогов
(слайд 9)
- этап работы:
Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. 1. Использование мнемодорожки, как средства обучения детей составлению предложений, описательных рассказов, позволяет повысить уровень описательной речи у воспитанников, улучшить качество детских рассказов. 2. Использование мнемодорожки приводит к раскрепощению детей, изменению их эмоционального настроя на занятиях по составлению описательных рассказов о предметах и игрушках.
(слайд 10)
3.этап работы: Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, лисичка- оранжевая, солнышко - жёлтое. На начальном этапе обучения целесообразно рисовать реальных персонажей.
(слайд 11)
А в старшем дошкольном возрасте можно уже «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: В подготовительной группе можно усложнить или заменить другой графической заставкой, ввести цифры, буквы, стрелки.
(слайд 12)
Виды мнемотаблиц:
Обучающая - содержит обучающую информацию:
1. обучение рассказыванию;
2. Знакомство с новой лексической темой;
2. Обучение грамоте (знакомство с буквой, звуком) и т.д.
Развивающая - готовая таблица, расшифровывается закодированная информация, устанавливаются логические связи, таблица убирается, и дети воспроизводят таблицу по памяти.
(слайд 13)
Для составления дошкольниками описательных рассказов используем
таблицы-схемы Ткаченко Т.А.
Составные части схем отражают основные свойства объектов:
цвет, форму, величину, материал, действия ребёнка с объектами)
Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц проходит постепенно и последовательно, обычно в три этапа.
На первом этапе показываем ребёнку схему и объясняем содержание условных знаков. На втором этапе воспитатель даёт ребёнку образец описательного рассказа. Описывая предмет, воспитатель обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки.
На третьем этапе ребёнок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно. Ребёнок выбирает или получает предмет, игрушку, картинку, внимательно рассматривает его и потом начинает свой рассказ.
(слайд 14)
Таблицы-схемы составления рассказов Ткаченко Т.А.
(схема описания и сравнения птиц)
(слайд 15)
Мнемотаблица «Расскажи о себе»
(слайд 16)
Используем разновидность мнемотехники – коллаж.
Коллаж – это объединение на одном листе, фланелеграфе букв, цифр, фигур, картинок, которые должны быть связаны между собой одной темой и целью.
Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать. Установление логических и ассоциативных связок. Развитие фотографической памяти.
(слайд 17)
Использование мнемоколлажей при составлении рассказов («Зима», «Осень»)
(слайд 18)
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Этапы работы над стихотворением:
1.Взрослый выразительно читает стихотворение, сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
2.Еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу, приготовленную заранее. 3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение. 4. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. 6 5.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу, рисует свою мнемотаблицу.
(слайд 19)
Составляю авторские мнемотаблицы и использую их на занятиях
(слайд 20)
Рассказывание сказки проходит 3 этапа: 1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы. 3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
(слайд 21)
Применение мнемотехники для заучивания, отгадывания и загадывания загадок особенно актуально для детей, имеющих ЗРР и ОНР, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова, развивают мышление, речь, память, внимание, воображение, расширяют запас знаний и представлений об окружающем мир. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущие только загадываемому предмету.
(слайд 22)
Проводим работу по звукопроизношению чистоговорки, скороговорки, считалки.
(слайд 23)
Работа по мнемодорожкам с пословицами
В мнемодорожку заложена определенная информация, с помощью которой ребёнок может составить рассказ о том, что изображено, запомнить пословицу.
- Рассматривание и разбор того, что изображено, беседа по содержанию.
- Осуществляется, так называемое, перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
(слайд 24)
Используем мнемотаблицы при обучении детей грамоте:
1.Знакомим детей с образом буквы, из каких элементов они состоят, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов.
2. Формируем знания об аккустических признаках звуков: гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой.
(слайд 25)
Используем мнемоквадраты и мнемодорожки для формирования грамматичесого строя речи (работа с предлогами)
(слайд 26)
Составление рассказа по мультфильму «Воробушек» (Про девочку во время блокады Ленинграда) по методике Ефименковой Л.Н.)
(слайд 27)
При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе использовали сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой*, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой), нарисованные на мнемотаблице картинки.
(слайд 28)
Мнемотехнику мы используем в дидактических играх:
- «Прочитайте пословицу»;
- «Угадай стихотворение»;
- «Как картинки связаны?» Сообщаем детям, что в этой таблице все картинки связаны с предметом и словом «чашка». Эта картинка нарисована в центре этой таблицы. Картинки вокруг связаны с ней. Давайте,подумаем как?
(слайд 29)
Игра «Подбери нужные картинки» тема «Эмоции»
(Можно создать мнемотаблицу вместе с детьми. Соберите карточки, которые относятся к радости, к горю? (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).
(слайд 30)
Дидактических игры помогают развивать ассоциативное, логическое мышление, развивают речь:
- «Восстанови последовательность картинок по памяти»;
2. «Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других»;
3. «Найди лишнюю картинку»;
4. «Найди ошибку в мнемотаблице (последовательность картинок) после прочтения текста;
5. «Выбери картинки на заданную тему» (смешать их с другими картинками
(слайд 31)
Вывод:
Таким образом, мнемотехника, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой речевого развития:
1.Расширяется круг знаний об окружающем мире; 2. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; 3. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, отгадыванию, придумыванию загадок; 4. Увеличивается словарный запас; 5. Дети учатся свободно держаться перед аудиторией. 6. Развивается мелкая моторика, память, внимание, мышление.
Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотехнику и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
(слайд 32) Наша картотека по мнемотехнике
Используемая литература:
1. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
2. Ю.Е.Розова, Т.В.Коробченко Методическое пособие «Развиваем речь, тренируем память» М.Редкая птица, 2018-96с.
3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
4. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
6.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
8.Татьяна Сердюк Методическое пособие «Мнемотехника как средства развития речи детей с ЗРР в дошкольном возрасте» 9. «Живые мнемотаблицы» https://www.youtube.com/watch?v=q1hNIPnc-BM
10. Интернет ресурсы
(слайд 33) Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте , то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Количество детей , у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии , весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной неуспеваемости . Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР) . К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада : дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками . Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны .
При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин ) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений . Наиболее удачной и действенной в работе с детьми с задержкой речевого развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является мнемотехника. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Цель нашей работы : Активизировать и корригировать речевое развитие детей средствами мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности, а также в различных режимных моментах. .
Мнемотехника - это совокупность различных приемов и способов , облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций , позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации .( Мнемоника - искусство запоминания) Актуальность применения мнемотехники У детей с ОНР наблюдаются следующие проблемы : 1 . Недостаточный словарный запас , нарушение звукопроизношения; 2. В диалогической речи : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ ; 3. Трудности в построении монолога : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами ; 4 . Неумение согласовывать слова в предложении; 5. Не развиты зрительная и слуховая память, внимание, воображение, мышление. Поэтому перед нами встала задача н аучить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли .
Методы мнемотехники: Метод « крокирования » - чертёж, схема, набросок; Метод, использующий образное мышление ( эйдотехника ); 3. Метод ассоциативных цепочек; Метод трансформации (превращения ) ; Метод Цицерона (увязка информации в пространстве); Приёмы мнемотехники: О блегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций ; Р асширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире , З аучивание стихов превращается в игру; С окращается время обучения связной речи; С тимулируется познавательная активность детей .
Приём наглядного моделирования , м немотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей: Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам, серии картин, составление описательного и творческого рассказа) Пересказ художественной литературы; З аучивание стихов, пословиц; Отгадывание и загадывание загадок; Обучение грамоте ( р абота со звуками и буквами); Коррекция нарушения звукопроизношения (проговаривание чистоговорок , скороговорок); 7. Дидактические игры.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Т. А . - предметно-схематическими моделями; Глухов В.П .- блок-квадратами; Большева Т.В.- коллажем; Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
1 этап работы : Мнемоквадрат – это одиночное изображение с определённой информацией, обозначает слово, словосочетание, простое предложение. На этом этапе работы с мнемоквадратом задача педагога научить детей находить , выделять в картинках те признаки, по которым их можно было бы связать словом , или предметом . В предмете – это может быть форма, цвет, назначение или применение и т. п. В слове – это наличие звука в слове или количество звуков, слогов. Работа с мнемотаблицей строится по следующим этапам :
2 этап работы: Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Использование мнемодорожки , как средства обучения детей составлению предложений, описательных рассказов, позволяет повысить уровень описательной речи у воспитанников , улучшить качество детских рассказов. Использование мнемодорожки приводит к раскрепощению детей , изменению их эмоционального настроя на занятиях по составлению описательных рассказов о предметах и игрушках . Расскажи о транспорте Расскажи сказку
3 этап работы : Мнемотаблица – это схема , в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : елочка - зеленая, лисичка- оранжевая, солнышко - жёлтое. На начальном этапе обучения целесообразно рисовать реальных персонажей .
А в старшем дошкольном возрасте можно уже «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например, В подготовительной группе можно усложнить или заменить другой графической заставкой, ввести цифры, буквы, стрелки. Расскажи сказку Расскажи о времени года
Мнемотаблицы , коллажи: Обучающие - содержат обучающую информацию: 1. обучение рассказыванию; 2. Знакомство с новой лексической темой; 2. Обучение грамоте и т.д. Развивающие - готовая таблица, расшифровывается закодированная информация, устанавливаются логические связи, таблица убирается и дети воспроизводят таблицу по памяти
Для составления дошкольниками описательных рассказов используем таблицы-схемы Ткаченко Т.А. Составные части схем отражают основные свойства объектов : цвет , форму, величину, материал, действия ребёнка с объектами ) Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц проходит постепенно и последовательно, обычно в три этапа. На первом этапе показываем ребёнку схему и объясняем содержание условных знаков. На втором этапе воспитатель даёт ребёнку образец описательного рассказа. Описывая предмет, воспитатель обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки. На третьем этапе ребёнок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно. Ребёнок выбирает или получает предмет, игрушку, картинку, внимательно рассматривает его и потом начинает свой рассказ.
Таблицы-схемы составления рассказов Ткаченко Т.А.
Мнемотаблица «Расскажи о себе»
Использование мнемоколлажей для познавательно-речевого развития Используем разновидность мнемотехники – коллаж . Коллаж – это объединение на одном листе, фланелеграфе букв, цифр, фигур, картинок, которые должны быть связаны между собой одной темой и целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать . Установление логических и ассоциативных связок. Развитие фотографической памяти.
Использование мнемоколлажей при составлении рассказов
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Этапы работы. 1.Взрослый выразительно читает стихотворение, сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть . 2.Еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу , приготовленную заранее. 3 . Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения , выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение. 4 . Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу . 5 . Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу , рисует свою мнемотаблицу .
Воспитатели нашей группы составляют авторские мнемотаблицы и используют их на занятиях. Двенадцать месяцев
Рассказывание сказки проходит 3 этапа : 1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап . Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы. 3 этап . После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы ( образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
Применение мнемотехники для заучивания, отгадывания и загадывания загадок особенно актуально для детей , имеющих ЗРР и ОНР, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка . Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов , формируют представления о переносном значении слова, развивают мышление , речь , память, внимание, воображение , расширяют запас знаний и представлений об окружающем мир . Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи . Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущие только загадываемому предмету.
Работа по звукопроизношению чистоговорки , скороговорки, считалки . Чистоговорки Скороговорки
Работа по мнемодорожкам с пословицами В мнемодорожку заложена определенная информация, с помощью которой ребёнок может запомнить пословицу. Рассматривание и разбор того, что изображено, беседа по содержанию, чтение пословицы, повторение с использованием мнемодорожки . 2 . Осуществляется, так называемое, перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Используем м немотаблицы при обучении детей грамоте : Знакомим детей с образом буквы , из каких элементов они состоят, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов. Формируем знания об аккустических признаках звуков: гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой.
Используем мнемоквадраты и мнемодорожки для формировани я грамматичесого строя речи (работа с предлогами)
Составление рассказа по мультфильму «Воробушек » ( Про девочку во время блокады Ленинграда ) по методике Ефименковой Л.Н.)
При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе использовали сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой , отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов ( зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой ), нарисованные на мнемотаблице картинки.
Мнемотехнику мы используем в дидактических играх : Сообщаем детям, что в этой таблице все картинки связаны с предметом и словом «чашка». Эта картинка нарисована в центре этой таблицы. Картинки вокруг связаны с ней. Давайте, подумаем как ?
М ожно создать мнемотаблицу вместе с детьми . Задание: с оберите карточки, которые относятся к радости, к горю? ( предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы ) Мнемотаблицы по теме «Эмоции» «Подбери нужные картинки »
1. «Восстанови последовательность картинок по памяти» 2. «Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других»; 3. «Найди лишнюю картинку»; 4. «Найди ошибку в мнемотаблице (последовательность картинок) после прочтения текста ; 5. « Выбери картинки на заданную тему» (смешать их с другими картинками) Дидактических игры помогают развивать ассоциативное, логическое мышление, развивают речь : «Составь слово из первых звуков слов»
Вывод : Таким образом, мнемотехника , является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой речевого развития : 1. Р асширяется круг знаний об окружающем мире ; 2. П оявляется желание пересказывать тексты , составлять описательные и сравнительные рассказы , придумывать интересные истории ; 3. П оявляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, отгадыванию, придумыванию загадок; 4. Увеличивается словарный запас ; 5. 5. Дети учатся свободно держаться перед аудиторией , обучаются в интересной игровой форме , без умственных и эмоциональных перегрузок. 6. Развивается мелкая моторика , память, внимание, мышление. Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотехнику и схемы – модели , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению .
Картотека по мнемотехнике:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Мужик и медведь»
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Презентация на тему: "Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи"
Из опыта ратобы...
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для ...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу
Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (обобщающее занятие по темам "Фрукты", "Овощи")
Обобщающее занятие по темам "Фрукты", "Овощи"...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...
- Мне нравится (1)