"Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность"
проект на тему

Любовь Владимировна Лычангина

Долгосрочный литературный проект  для детей  4-7 лет  

Авторы: Лычангина Л.В., воспитатель; Федотова Т.В., педагог дополнительного образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект   «Сказка - рядом с нами!»

Информационная карта
проекта

  • Продолжительность проекта: 2014-2015г.
  • Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
  • Участники проекта: воспитанники средней и старшей групп, педагог дополнительного образования; воспитатели, родители, музыкальный работник.
  • Возраст детей: 4-7 лет

Актуальность

  • В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся  личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.
  • В процессе воспитания и обучения понятие «творчество» неотрывно связано с понятиями «способности», «интеллект», «развитие». Личность, одарённость, творчество можно расценивать, как одно из проявлений разностороннего гармоничного развития воспитанника.
  • Литературный жанр «сказка» - идеальный инструментарий для формирования творческой и одновременно - духовной личности ребёнка, т,к, входя в мир чудес и волшебства, ребёнок не только получает первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, но и получает уроки нравственного отношения к предметам и явлениям.

Проблема

  • Ни для кого не секрет, что  наше время, век компьютеризации существует явный диссонанс между  миром реальным и виртуальным, что откладывает определённый отпечаток на личность ребёнка - дошкольника и его поведенческие особенности.  Это сказывается  как на внешнем, так и на и на внутреннем мире  ребёнка.
  • Излишнее приобщение к виртуальному миру  препятствует всестороннему развитию личности, глушит природные задатки, не позволяя личности развиваться творчески и всесторонне.

Цель

  • Создание системы развития творческих способностей для реализации креативного  потенциала  активной, самостоятельной,  эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной,  духовно-нравственной и развивающейся личности  посредством приобщения к литературному жанру – «сказке». 

Задачи

• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей.

• Создать психологически комфортные условия развития творческих способностей у детей  дошкольного возраста с охватом  всех образовательных областей. Привлечь ко взаимодействию социальных партнёров.

• Создать  систему  реализации творческого потенциала личности при помощи сказки.

Краткое содержание проекта:

       1 этап

  • Диагностический  -  анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме развития творческих способностей; изучение психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей  дошкольного возраста;

       2 этап

  • Теоретический – создание системы развития творческих способностей, научно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию проекта.

        3 этап

  • Практический – апробация системы развития творческих способностей у детей  дошкольного возраста. Обогащение и распространение опыта.

Система формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста при помощи сказки

1 блок

Воспитание у детей качеств, служащих предпосылками для развития творческой личности: наблюдательности, коммуникативности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.

2 блок

Планирование и осуществление совместной деятельности педагогов и воспитанников по теме проекта «Сказка - рядом с нами!» с  охватом пяти образовательных областей  согласно  ФГОС .

3 блок

Самовыражение индивидуальности детской личности через творчество и театральную деятельность.

Презентация результатов деятельности.

Перспективное планирование
совместной учебно-воспитательной деятельности педагогов, детей и родителей по реализации проекта

  • Задачи:
  • Развивать познавательный интерес к театральной деятельности, драматизации.
  • Учить навыкам общения и коллективному творчеству.
  • Воспитывать эстетические  чувства у детей.
  • Формы работы.
  • Театрализованные игры.
  • Занятия в театральном кружке.
  • Рассказы воспитателя о театре.
  • Организация спектаклей.
  • Индивидуальные творческие задания.
  • Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
  • Беседы-диалоги.
  • Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
  • Чтение литературы – русских народных и авторских сказок.
  • Оформление альбома о театре.

Сроки

Содержание

Ответственные

1

Сентябрь

«Наш любимый детский двор» (районный конкурс) Выставка поделок для оформления территории ДОУ на тему «Экологическая сказка»

 Формировать у детей и родителей чувство сплочённости, коллективизма при оформлении участка  ДОУ.

Педагоги ДОУ,

воспитанники,

родители.

2

«Попробуем измениться!»

Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

Развивать способность понимать собеседника. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

Педагог дополнительного образования

3

«Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?»

Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность.

Драматизация  сказки «Теремок».

Педагог дополнительного образования,

воспитатель

4

Экскурсия в библиотеку. Игровой урок -  по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги» Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

Педагог дополнительного образования,

воспитатели

5

Октябрь

«Одну простую сказку…»

Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Творческая игра «Что это за сказка?»

Педагог дополнительного образования,

воспитатели

6

«Играем пальчиками».

Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

Пальчиковые игры

Конструирование «Книжки-малышки» - развивать фантазию, воспитывать эстетические чувства.

Педагог дополнительного образования,

воспитатели

7

«Постучимся в теремок»

Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений.

Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

Педагог дополнительного образования,

воспитатели

8

«Теремок» (ТРИЗ). Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки с точки зрения сравнения систем. Совершенствовать интонационную выразительность. Погружение в сказочную атмосферу.

Воспитатель,

воспитанники

средних групп.

Сроки

Содержание

Ответственные

9

Ноябрь

«Многим домик послужил, кто только в домике ни жил!» Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

Педагоги ДОУ,

воспитанники,

родители.

10

«Косолапый приходил. Теремочек развалил» Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

Формировать дружеские взаимоотношения. Игра «Угадай героя». Драматизация сказки «Колобок на новый лад».

Педагоги групп, педагог доп.образования, воспитанники, родители.

11

«Золотая сказка» (Районный детский фестиваль). Драматизация  «Про дедку, бабку, да бравого солдата – Кондрата» (Автор Лычангина Л.В,)  Развивать  интонационную выразительности речи. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности. Воспитание чувства патриотизма.

Педагоги ДОУ, родители, дети.

12

Учимся четко говорить. С помощью сказки развивать фантазию детей.

Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. Погружение в сказочную ситуацию. Драматизация сказки  «Хвосты»

Педагог доп.образования

13

Декабрь

«У слонёнка день рождения!» Сочинение сказки. Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Педагог доп.образования

14

«Играем пальчиками». Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Пальчиковые игры. НОД по изобразительной деятельности «Закладки».

Педагог доп.образования, воспитатели

15

«Постучимся в теремок, а похож он на грибок!» Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

16

«Теремок» (ТРИЗ). Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки с точки зрения сравнения систем. Совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитатель

Сроки

Содержание

Ответственные

17

Январь

Знакомство со сказками «Мешок яблок» (В,Сутеева), «Сказка о лесном пожаре» (Л,Лычангиной). Учить детей  анализировать и запоминать  движение и развитие сюжета, воспроизводить отдельные диалоги героев.

Игра «Книжкина больница» - воспитывать бережное отношение к книге.

Педагоги ДОУ,

воспитанники,

родители.

18

Познакомить детей с музыкальным сопровождением к сказке «Мешок Яблок» В.Сутеева. Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. Учить слышать различные  эмоциональные состояния в музыке и в соответствии с этим передавать различные переживания в движении, танцевальной композиции.

Педагог доп.образования,

воспитанники.

19

Февраль

Постановка сказки «Мешок яблок» В.Сутеева.

Приглашаются дети средних групп, родители, сотрудники.

Акция «Подарим радость детям!»-дать представление о том, что лучший подарок – книга.

Педагог доп. образования, дети средних групп, родители,сотрудники.

20

Знакомство с экологической сказкой «О том, как Яблонька спасла друзей от наводнения». (Автор Л,Лычангина). Продолжать учить детей оценивать выступление свое и других детей; воспитывать чувство любви к природе.  Развивать пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается».

Воспитатель.

21

Знакомство с экологической сказкой  «Про волшебный пруд и весёлую ферму» (Автор Л.Лычангина).  Драматизация сказки «Хвосты»

«Сказки из корзинки» - придумывание сказок (Авторы – дети и Т.Федотова)

педагог дополнительного образования.

22

Новые сказки о животных. «Паучок - Художник», «О том, как золотая рыбка спасла море». (Автор Л,Лычангина)  Беседа по содержанию сказки – учить детей высказывать свое отношение к персонажам, определять их характер различными эпитетами, воспитывать любовь к природе.

Воспитатель.

Сроки

Содержание

Ответственные

23

Март

«Сказка о лесном пожаре» (Л,Лычангиной). Распределение ролей. Учить детей  запоминать и пересказывать движение и развитие сюжета, отдельные диалоги героев. Развивать и совершенствовать дикцию детей – «Курочка по зернышкам». Развивать воображение детей – «Заколдованные животные»

Педагоги ДОУ,

воспитанники,

родители, музыкальный руководитель.

24

Знакомство с экологическими сказками «О том, как Яблонька спасла друзей от наводнения» и «Про волшебный пруд и весёлую ферму» (Автор Л.Лычангина).  Продолжать учить детей оценивать выступление свое и других детей. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается». Скороговорки.

Педагог доп.образования, воспитатель.

25

Апрель –

Май

«Неделя Сказки в ДОУ» Постановка пасхальных сказок  «Курочка – розовые пёрышки» (Автор Федотова Т.В.) и «Маша и Медведь» (Автор Лычангина Л.В.). «Репка» (Провела Медведева В.В.) . «Добро и зло» (Подпругина И.М,).  «Путешествие Алёнушки  в лес». «Красная шапочка»  (Ерецкая И.В.). «Репка» (Суслова О.В.). «Дюймовочка» (Федотова Т.В.)

НОД «Книжка снова заболела»-воспитывать аккуратность по отношению к книге.

Воспитанники групп, родители, воспитатели, сотрудники.

26

Новые сказки о животных. «Паучок - Художник», «О том, как золотая рыбка спасла море». (Автор Л,Лычангина)  Беседа по содержанию сказки – учить детей высказывать свое отношение к персонажам, определять их характер различными эпитетами. Драматизация сказки «Хвосты»

Воспитатель, педагог дополнительного образования.

27

Районный фестиваль детско-юношеского самодеятельного художественного творчества «Звёзды нового века». Районный конкурс чтецов  «Классика  – детям!»

(Выступление Корниенко Евы)  Экскурсия в библиотеку.

Педагоги ДОУ, муз.руководитель,

воспитанники,родители

28

30

Творческий  отчёт  педагогов ДОУ о работе за год

НОД по экологии и окружающему миру «Путешествие Утёнка в лес»

(Автор Лычангина Л.В.)

НОД по экологии «Путешествие в сказочный лес» (провела  Федотова Т,В.)

Педагоги ДОУ,

воспитанники в качестве участников или зрителей,

родители.

Заключение

  • Выводы и заключения по диагностическим исследованиям наглядно показывают, как положительно влияет работа со сказкой на всестороннее личностное развитие воспитанников  дошкольного возраста, на раскрытие их творческих способностей,  а так же –  на воспитание нравственных качеств у детей и развитие духовной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность

В данной статье авторы рассматривают вопросы влияния театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольника, способы и формы ее организации в детском саду.  Делятся опытом ра...

Сообщение на тему: Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность.

Из опыта работы.Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность.«Именно творческая деятельность человека делает егосуществом, обращенным к будущему, созидающимег...

Развитие творческих способностей дошкольников в проектной деятельности.

Методическая разработка в которой описывается развитие творческих способностей у дошкольников через проектную деятельность в детском саду....

Требования ФГОС ДО в развитии творческих способностей дошкольников через ИЗО деятельность.

Задачи изобразительного искусства в развитии творческой личности ребёнка; условия необходимые для развития творческого потенциала дошкольника в изобразительной деятельности; методы и приёмы используем...

Статья "Ментальная арифметика, как методика для развития интеллектуальных способностей дошкольников, через проектную деятельность"

В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути дополнительного развития умственных способностей детей. Вот и для меня наиболее актуальным стал вопрос - «Как орг...

Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность

На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость повышения качест...