"Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность"
проект на тему
Долгосрочный литературный проект для детей 4-7 лет
Авторы: Лычангина Л.В., воспитатель; Федотова Т.В., педагог дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»
- Продолжительность проекта: 2014-2015г.
- Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
- Участники проекта: воспитанники средней и старшей групп, педагог дополнительного образования; воспитатели, родители, музыкальный работник.
- Возраст детей: 4-7 лет
Актуальность
- В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.
- В процессе воспитания и обучения понятие «творчество» неотрывно связано с понятиями «способности», «интеллект», «развитие». Личность, одарённость, творчество можно расценивать, как одно из проявлений разностороннего гармоничного развития воспитанника.
- Литературный жанр «сказка» - идеальный инструментарий для формирования творческой и одновременно - духовной личности ребёнка, т,к, входя в мир чудес и волшебства, ребёнок не только получает первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, но и получает уроки нравственного отношения к предметам и явлениям.
Проблема
- Ни для кого не секрет, что наше время, век компьютеризации существует явный диссонанс между миром реальным и виртуальным, что откладывает определённый отпечаток на личность ребёнка - дошкольника и его поведенческие особенности. Это сказывается как на внешнем, так и на и на внутреннем мире ребёнка.
- Излишнее приобщение к виртуальному миру препятствует всестороннему развитию личности, глушит природные задатки, не позволяя личности развиваться творчески и всесторонне.
Цель
- Создание системы развития творческих способностей для реализации креативного потенциала активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной, духовно-нравственной и развивающейся личности посредством приобщения к литературному жанру – «сказке».
Задачи
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей.
• Создать психологически комфортные условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с охватом всех образовательных областей. Привлечь ко взаимодействию социальных партнёров.
• Создать систему реализации творческого потенциала личности при помощи сказки.
Краткое содержание проекта:
1 этап
- Диагностический - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей; изучение психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
2 этап
- Теоретический – создание системы развития творческих способностей, научно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию проекта.
3 этап
- Практический – апробация системы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Обогащение и распространение опыта.
Система формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста при помощи сказки
1 блок
Воспитание у детей качеств, служащих предпосылками для развития творческой личности: наблюдательности, коммуникативности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.
2 блок
Планирование и осуществление совместной деятельности педагогов и воспитанников по теме проекта «Сказка - рядом с нами!» с охватом пяти образовательных областей согласно ФГОС .
3 блок
Самовыражение индивидуальности детской личности через творчество и театральную деятельность.
Презентация результатов деятельности.
Перспективное планирование
совместной учебно-воспитательной деятельности педагогов, детей и родителей по реализации проекта
- Задачи:
- Развивать познавательный интерес к театральной деятельности, драматизации.
- Учить навыкам общения и коллективному творчеству.
- Воспитывать эстетические чувства у детей.
- Формы работы.
- Театрализованные игры.
- Занятия в театральном кружке.
- Рассказы воспитателя о театре.
- Организация спектаклей.
- Индивидуальные творческие задания.
- Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
- Беседы-диалоги.
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
- Чтение литературы – русских народных и авторских сказок.
- Оформление альбома о театре.
№ | Сроки | Содержание | Ответственные |
1 | Сентябрь | «Наш любимый детский двор» (районный конкурс) Выставка поделок для оформления территории ДОУ на тему «Экологическая сказка» Формировать у детей и родителей чувство сплочённости, коллективизма при оформлении участка ДОУ. | Педагоги ДОУ, воспитанники, родители. |
2 | «Попробуем измениться!» Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Развивать способность понимать собеседника. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов. | Педагог дополнительного образования | |
3 | «Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?» Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность. Драматизация сказки «Теремок». | Педагог дополнительного образования, воспитатель | |
4 | Экскурсия в библиотеку. Игровой урок - по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги» Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | Педагог дополнительного образования, воспитатели | |
5 | Октябрь | «Одну простую сказку…» Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Творческая игра «Что это за сказка?» | Педагог дополнительного образования, воспитатели |
6 | «Играем пальчиками». Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Пальчиковые игры Конструирование «Книжки-малышки» - развивать фантазию, воспитывать эстетические чувства. | Педагог дополнительного образования, воспитатели | |
7 | «Постучимся в теремок» Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. | Педагог дополнительного образования, воспитатели | |
8 | «Теремок» (ТРИЗ). Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки с точки зрения сравнения систем. Совершенствовать интонационную выразительность. Погружение в сказочную атмосферу. | Воспитатель, воспитанники средних групп. |
№ | Сроки | Содержание | Ответственные |
9 | Ноябрь | «Многим домик послужил, кто только в домике ни жил!» Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. | Педагоги ДОУ, воспитанники, родители. |
10 | «Косолапый приходил. Теремочек развалил» Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Формировать дружеские взаимоотношения. Игра «Угадай героя». Драматизация сказки «Колобок на новый лад». | Педагоги групп, педагог доп.образования, воспитанники, родители. | |
11 | «Золотая сказка» (Районный детский фестиваль). Драматизация «Про дедку, бабку, да бравого солдата – Кондрата» (Автор Лычангина Л.В,) Развивать интонационную выразительности речи. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности. Воспитание чувства патриотизма. | Педагоги ДОУ, родители, дети. | |
12 | Учимся четко говорить. С помощью сказки развивать фантазию детей. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. Погружение в сказочную ситуацию. Драматизация сказки «Хвосты» | Педагог доп.образования | |
13 | Декабрь | «У слонёнка день рождения!» Сочинение сказки. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. | Педагог доп.образования |
14 | «Играем пальчиками». Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Пальчиковые игры. НОД по изобразительной деятельности «Закладки». | Педагог доп.образования, воспитатели | |
15 | «Постучимся в теремок, а похож он на грибок!» Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. | ||
16 | «Теремок» (ТРИЗ). Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки с точки зрения сравнения систем. Совершенствовать интонационную выразительность. | Воспитатель |
№ | Сроки | Содержание | Ответственные |
17 | Январь | Знакомство со сказками «Мешок яблок» (В,Сутеева), «Сказка о лесном пожаре» (Л,Лычангиной). Учить детей анализировать и запоминать движение и развитие сюжета, воспроизводить отдельные диалоги героев. Игра «Книжкина больница» - воспитывать бережное отношение к книге. | Педагоги ДОУ, воспитанники, родители. |
18 | Познакомить детей с музыкальным сопровождением к сказке «Мешок Яблок» В.Сутеева. Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. Учить слышать различные эмоциональные состояния в музыке и в соответствии с этим передавать различные переживания в движении, танцевальной композиции. | Педагог доп.образования, воспитанники. | |
19 | Февраль | Постановка сказки «Мешок яблок» В.Сутеева. Приглашаются дети средних групп, родители, сотрудники. Акция «Подарим радость детям!»-дать представление о том, что лучший подарок – книга. | Педагог доп. образования, дети средних групп, родители,сотрудники. |
20 | Знакомство с экологической сказкой «О том, как Яблонька спасла друзей от наводнения». (Автор Л,Лычангина). Продолжать учить детей оценивать выступление свое и других детей; воспитывать чувство любви к природе. Развивать пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается». | Воспитатель. | |
21 | Знакомство с экологической сказкой «Про волшебный пруд и весёлую ферму» (Автор Л.Лычангина). Драматизация сказки «Хвосты» «Сказки из корзинки» - придумывание сказок (Авторы – дети и Т.Федотова) | педагог дополнительного образования. | |
22 | Новые сказки о животных. «Паучок - Художник», «О том, как золотая рыбка спасла море». (Автор Л,Лычангина) Беседа по содержанию сказки – учить детей высказывать свое отношение к персонажам, определять их характер различными эпитетами, воспитывать любовь к природе. | Воспитатель. |
№ | Сроки | Содержание | Ответственные |
23 | Март | «Сказка о лесном пожаре» (Л,Лычангиной). Распределение ролей. Учить детей запоминать и пересказывать движение и развитие сюжета, отдельные диалоги героев. Развивать и совершенствовать дикцию детей – «Курочка по зернышкам». Развивать воображение детей – «Заколдованные животные» | Педагоги ДОУ, воспитанники, родители, музыкальный руководитель. |
24 | Знакомство с экологическими сказками «О том, как Яблонька спасла друзей от наводнения» и «Про волшебный пруд и весёлую ферму» (Автор Л.Лычангина). Продолжать учить детей оценивать выступление свое и других детей. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается». Скороговорки. | Педагог доп.образования, воспитатель. | |
25 | Апрель – Май | «Неделя Сказки в ДОУ» Постановка пасхальных сказок «Курочка – розовые пёрышки» (Автор Федотова Т.В.) и «Маша и Медведь» (Автор Лычангина Л.В.). «Репка» (Провела Медведева В.В.) . «Добро и зло» (Подпругина И.М,). «Путешествие Алёнушки в лес». «Красная шапочка» (Ерецкая И.В.). «Репка» (Суслова О.В.). «Дюймовочка» (Федотова Т.В.) НОД «Книжка снова заболела»-воспитывать аккуратность по отношению к книге. | Воспитанники групп, родители, воспитатели, сотрудники. |
26 | Новые сказки о животных. «Паучок - Художник», «О том, как золотая рыбка спасла море». (Автор Л,Лычангина) Беседа по содержанию сказки – учить детей высказывать свое отношение к персонажам, определять их характер различными эпитетами. Драматизация сказки «Хвосты» | Воспитатель, педагог дополнительного образования. | |
27 | Районный фестиваль детско-юношеского самодеятельного художественного творчества «Звёзды нового века». Районный конкурс чтецов «Классика – детям!» (Выступление Корниенко Евы) Экскурсия в библиотеку. | Педагоги ДОУ, муз.руководитель, воспитанники,родители | |
28 30 | Творческий отчёт педагогов ДОУ о работе за год НОД по экологии и окружающему миру «Путешествие Утёнка в лес» (Автор Лычангина Л.В.) НОД по экологии «Путешествие в сказочный лес» (провела Федотова Т,В.) | Педагоги ДОУ, воспитанники в качестве участников или зрителей, родители. |
Заключение
- Выводы и заключения по диагностическим исследованиям наглядно показывают, как положительно влияет работа со сказкой на всестороннее личностное развитие воспитанников дошкольного возраста, на раскрытие их творческих способностей, а так же – на воспитание нравственных качеств у детей и развитие духовной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
В данной статье авторы рассматривают вопросы влияния театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольника, способы и формы ее организации в детском саду. Делятся опытом ра...
Сообщение на тему: Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность.
Из опыта работы.Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность.«Именно творческая деятельность человека делает егосуществом, обращенным к будущему, созидающимег...
Развитие творческих способностей дошкольников в проектной деятельности.
Методическая разработка в которой описывается развитие творческих способностей у дошкольников через проектную деятельность в детском саду....
Требования ФГОС ДО в развитии творческих способностей дошкольников через ИЗО деятельность.
Задачи изобразительного искусства в развитии творческой личности ребёнка; условия необходимые для развития творческого потенциала дошкольника в изобразительной деятельности; методы и приёмы используем...
Творческий проект. Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»
Творческий проект для детей 3-4 лет и их родителей ....
Статья "Ментальная арифметика, как методика для развития интеллектуальных способностей дошкольников, через проектную деятельность"
В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути дополнительного развития умственных способностей детей. Вот и для меня наиболее актуальным стал вопрос - «Как орг...
Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность
На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость повышения качест...