Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
статья на тему
В данной статье авторы рассматривают вопросы влияния театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольника, способы и формы ее организации в детском саду. Делятся опытом работы по данному направлению, описывая систему взаимодействия с учреждениями дополнительного образования как средства взаимовыгодного партнерства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
Современное общество заинтересовано во всестороннем развитии своих членов, ибо только такие личности могут уловить современный жизненный ритм, не потеряться и внести существенный вклад в развитие общества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет в качестве целевых ориентиров такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка как инициативность и самостоятельность, способность выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности, уверенность в своих силах и открытость внешнему миру, толерантность, творческие способности, умение подчиняться социальным нормам, способность к волевым усилиям.
Каждая образовательная организация, в том числе и дошкольная, ищет свой путь раскрытия и развития личности воспитанников, соответствующий его ресурсам, традициям, потенциалу. В поисках своего пути раскрытия и развития многогранных способностей детей мы как раз пытались отыскать ту «полянку», на которой каждый ребенок мог бы проявить активность. Этой условной «полянкой» стала театрализованная деятельность.
Мир театра предоставляет поистине неограниченные возможности для применения детских талантов. Дети не только могут попробовать себя в роли актеров, но и в роли сценаристов, режиссеров, художников, декораторов, костюмеров и т.д. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Таким образом, театрализованная деятельность позволяет реально развивать личность каждого ребенка на «удовольствии», в ситуации успеха. Это педагогическое кредо нашего коллектива.
Театрализованная деятельность вошла в часть, формируемую участниками образовательного процесса Основной образовательной программы дошкольного образования нашего ДОУ. В основу ее содержания легла парциальная программа Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович "Театр –творчество - дети". В качестве цели определили развитие природных способностей детей средствами театрального искусства. Задача педагога заключается в том, чтобы на каждом возрастном этапе раскрыть природный потенциал каждого воспитанника. Важно в младшем возрасте заинтересовать детей театрально - игровой деятельностью, показать ее привлекательность. В среднем возрасте воспитать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, подвести детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях. В старшем возрасте создать условия для всестороннего развития творческих способностей детей средствами театрального искусства и развить самостоятельность в создании художественного образа.
Для того чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога – руководителя детского театра, который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности. Функции такого «режиссера» в нашем детском саду выполняет музыкальный руководитель, который помогает воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекает их к активному участию в работе над театрализованными играми. Функции педагогов не ограничиваются сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами. Все эти функции определяет главная цель - через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала.
В образовательную деятельность нашего детского сада включены театрализованные занятия «Веселый балаганчик», которые строятся на основе авторских методик Т.И. Петровой, Е.Л. Сергеевой, Э.Г. и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения, образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- ритмические минутки;
- пальчиковые игры;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
- театральные этюды;
- коррекционно-развивающие игры;
- разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
- просмотр кукольных спектаклей.
Использование социоигровой методики Ершовой предполагает качественно новый уровень взаимоотношений как между ребенком и взрослым, так и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.
В образовательном процессе в качестве игровой мотивации включаем разнообразные виды театра: кукольный, теневой, пальчиковый, настольный и другие. Накопленные знания дети позже активно используют в художественной и самостоятельной деятельности. При организации НОД продуктивной деятельности педагоги с помощью куклы создают игровую мотивацию детей. Дают от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. НОД познавательного цикла чаще проводятся как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают детям о буквах и цифрах, природных явлениях. Использование персонажей способствует установлению обратной связи, стимулирует мышление детей, корректирует реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы выявлено, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений. С ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели со взрослым. Педагоги считают куклу помощником в решении многих педагогических задач. Таким образом, театрализованные игры выступают одним из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
В нашем городе в течение многих лет сложилась добрая традиция проведения «театральной недели», приуроченной ко Дню театра 27 марта. В эти дни детские сады демонстрируют свои театрализованные достижения, готовят спектакли, драматизации, мюзиклы, обмениваются показами. В ДОУ организована музыкально-театральная студия «Золотой ключик», где дети старшего дошкольного возраста вместе со взрослыми работают над спектаклем. Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
В результате этого дети ждут каждую репетицию с нетерпением, работают с желанием и радостью.
Вся работа с дошкольниками над спектаклем делится на девять основных этапов:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и
реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпа и ритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
Как в настоящем театре у нас оформлена галерея «Золотого ключика», где представлены фотографии наших воспитанников в театрализованной деятельности.
В кружке «Мастерская папы Карло» дети вместе со взрослыми учатся изготовлять оформление, театральную атрибутику, декорации. Результаты труда нашли отражение и в интерьере детского сада. Стены украшают красочные панно из пластилина, выполненные по сюжетам любимых русских народных сказок.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным и этом мы видим перспективу в нахождении точки соприкосновения с семьей. Через различные формы и методы работы с родителями мы стремимся раскрыть им значение театра во всестороннем развитии дошкольника. Рассказываем об условиях, которые следует создать для ребенка в семье для развития творчества. Родители всегда интересуются нашими успехами достижениями, болеют за наше общее дело. Мамы шьют костюмы, готовят атрибуты к играм, вяжут, мастерят нужные детали костюмов. Ведь детям всегда веселее и интереснее в группе, где есть игрушки, сделанные руками их родителей, особенно если это персонажи любимых сказок. В процессе работы регулярно обращаем внимание на продвижение их ребенка, на сравнение его деятельности не с успехами других детей, а его собственными. Участие родителей в совместных творческих спектаклях стало доброй традицией в нашем детском саду. Организация таких мероприятий не новинка, но не раз замечали, что данный вид взаимодействия с семьями воспитанников – одно из самых действенных и результативных направлений по сплачиванию коллектива сотрудников ДОУ, родительского коллектива и детей. Особенно важно в данной деятельности – суметь увлечь, предложив родителям интересную творческую работу, направить их усилия в творческое русло.
Важным условием эффективной организации работы по развитию творческих способностей дошкольников является взаимодействие детского сада с разнообразными социальными институтами. На современном этапе система дополнительного образования рассматривается как один из определяющих факторов развития способностей, интересов детей, личностного и социального самоопределения. В зависимости от приоритетного направления образовательного процесса каждый детский сад выстраивает свою иерархию социального партнерства с УДО. Поскольку приоритетным направлением нашего детского сада является театральная деятельность, то закономерно, что нашим главным социальным партнером стал Дом детского творчества.
В Доме детского творчества работают квалифицированные специалисты в области вокала, актерского мастерства, хореографии, изобразительного искусства и других направлений.
Эти специалисты оказывают реальную помощь педагогам детского сада в ранней диагностике творческих способностей детей и их развитии. Профессиональное общение педагогов ДОУ и УДО, совместный поиск педагогических приемов и методов способствует оптимизации развития творческих способностей детей, взаимному обогащению личного опыта каждого педагога. Совместный план работы ДОУ и ДДТ по этому направлению обеспечивает тесное взаимодействие двух коллективов.
Формы нашего сотрудничества разнообразны. Это и совместные педсоветы, и творческие лаборатории и мастер-классы, которые способствуют совершенствованию профессионального мастерства педагогов, а также взаимное посещение педагогами занятий, проводящихся как на базе детского сада, так и в стенах учреждения дополнительного образования. Разумеется, воспитанники нашего детского сада являются посетителями всевозможных выставок, зрителями концертов, спектаклей, активными болельщиками на всевозможных конкурсах и состязаниях, организованных в стенах ДДТ. Посещение подобных мероприятий имеет для детей большой воспитательный смысл, рождает в них активную заинтересованность и желание поучаствовать в подобных действах. Так, выступление театра моды «Трафальгар» побудило нас (детей, педагогов и родителей) к созданию коллекции костюмов из бросового материала, представленном на городском празднике «Весеннее настроение». Ежегодными стали городские конкурсы детского творчества «Росинка», агитбригад «Добрая дорога детства», рисунков «Мир глазами детей». Городские средства массовой информации (газеты, ТВ) постоянно освещают достижения детей и педагогов ДОУ.
Таким образом, организация эффективного сотрудничества с педагогами учреждений дополнительного образования дает нам возможность вывести на новый уровень и организацию театрализованной деятельности в нашем ДОУ, и организацию работы в развитии творческих способностей детей.
Литература
1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. - М.: Линка-Пресс, 2003. – 215 с.
2. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.- 194 с.
3. Ершова, А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание - 2002. - № 2. – С. 5-8.
4. Петрова, Т.И., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е.С. Театрализованные игры в детском саду/ Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2000. – 184 с.
5. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр / Н. Ф. Сорокина .- М.: АРКТИ, 2004.- 157 с.
6. Сорокина, Н. Ф., Миланович, Л. Г. Театр – творчество – дети: программа по театрализованной деятельности детей / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. - М.: МИОО, 1995.- 118 с.
7. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова.- М.: Владос, 2001.- 182 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность.
Доклад: Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность....
Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельностьТворчество – это спутник детского развития.Педагоги дошкольного образования, занимаясь с детьми, с...
Программа «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность"
Пояснительная записка. С самых ранних лет р...
Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Это самый распространенны...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Театрализованная деятельность пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театр оказывает на личность ребенка, позволяет использовать его, как сильное, но не навязчивое пед...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.
Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен для детей среднего,старшего и подгот...
Доклад для воспитателей на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». Гусейнова Н.С.
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность»....