Развитие творческих способностей дошкольников в проектной деятельности.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Курбацкая Елена Ивановна

Методическая разработка в которой описывается развитие творческих способностей у дошкольников через проектную деятельность в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников  в проектной деятельности.

Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Поэтому фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование, построенные по основополагающему принципу - принципу интеграции образовательных областей.

Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий обучения дошкольников. Поэтому задача воспитателя  - научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, уметь целенаправленно искать её. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев не может найти ответы на все, интересующее его. Как показывает образовательная практика, что наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постеᴨенно усложняющихся практических заданий - проектов.

В научной педагогической литературе метод проектов упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

Проектная деятельность побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, сказывается на качестве образовательного процесса и подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов, родителей воспитанников и организации социальных партнеров. Проектная деятельность формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию творческих способностей и  познавательной активности.

Он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Внедрение в практику технологии проектного метода позволяет изменить стиль работы с детьми. Повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Для проекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников"...

Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.

Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность...

«Развитие творческих способностей через проектную деятельность»

Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  Одним из важных ...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...