«Основные направления работы по выполнению требований ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде».
статья на тему
«Основные направления работы по выполнению требований ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._statya.docx | 42.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основные направления работы по выполнению требований ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде».
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.
Вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
В центре предметно-пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.
Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию и соответствующее её наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственное организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентировано на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольников, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.
Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта. Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми.
Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, проекта «Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в МБДОУ должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей. В СанПиНе четко прописаны требования к помещениям, оборудованию, к размещению оборудования в помещениях ДОО, безопасность предметно - пространственной среды. В «Федеральных государственных требованиях к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» даются основные понятия «предметно- развивающей среды», функции требований и психолого-педагогические требования к созданию ПРС. В приложениях 1-4 дается перечень материалов и оборудования для всех видов деятельности по возрастным категориям.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ были заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.) Построение развивающей среды с учетом его принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности.
Эти же принципы вошли в требования к развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО, которые входят в раздел ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. (3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде)., т.е. развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности.
Хочу остановиться конкретно на каждом требовании к предметно-пространственной среде, которое требует методического объяснения.
Основными требованиями к развивающей предметно-пространственной среде Организации выступают насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным
возможностям детей и содержанию образовательной Программы.
Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём( в соответствии со спецификой образовательной программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).
Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию.
Однако, насыщенность образовательной среды - характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой - может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Объективная насыщенность и напряженность образовательной среды зависит от интенсивности, сложности и специфики образовательной программы, реализуемой в ДОУ. ООП и парциальные программы позволяют варьировать содержание образовательного процесса, поэтому насыщенность и напряженность следует оценивать через призму индивидуальности, возраста и психических особенностей воспитанников ДОО.
Использование технических средств в помещениях ДОУ должно быть адаптируемым под конкретные задачи, специфику образовательной программы и основано на систематическом использовании различных средств информационно-образовательных технологий. Совместное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования.
Трансформируемость среды связана с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
Трансформируемость предметно-пространственной среды при её формировании достигается тремя методическими подходами: использованием маркеров пространства, которые в зависимости от замысла ребёнка или взрослого могут менять своё назначение и переходить из одного качества в другое за счёт изменения их взаимного расположения. К маркерам пространства относятся всевозможные игрушечные и игровые домики и другие здания, сооружения и конструкции (мостики, фонари и пр.), мебель. Эти предметы обеспечивают сюжетную канву игры, создают опору развития сюжета.
использованием мебели или игрового оборудования, в которых заложены конструктивные возможности менять своё назначение и соответствующий внешний вид.
свободный выбор, периодическую сменяемость игрового материала в т.ч. появление новых предметов и стимулирующих различные активности детей.
Лучшим условием организации трансформируемой среды является наличие достаточного пустого пространства, которое ребенок сможет организовать самостоятельно исходя из своих потребностей и предоставляемых ему возможностей.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. Принцип полифункциональности дает ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО
Примерный перечень зон для организации РППС:
– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
– для отдыха (уединение, общение и пр.).
Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.
Вариативность развивающей среды ДОО обусловлена спецификой её деятельности в целом, особенностями контингента детей(возраст, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками и предпочтениями, возможностями и т.п.), определяется видом дошкольных образовательных организаций , содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями. Она предполагает: наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
При организации вариативной РС следует учитывать следующие факторы: возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства ( есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту); особенности развития игровой деятельности детей (каждый этап этого процесса имеет свою специфику); скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка ( резкое изменение социальной ситуации требует обновление элементов среды); особенностями контингента детей группы, специфику педагогических задач, особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками). Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной РС в ДОО.
Также необходима периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность РС предполагает
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования:
- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и гигиенический сертификат.
Следует так располагать мебель и оборудование, чтобы дети и взрослые, могли свободно передвигаться по комнате.
- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН. Большое значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений (отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др).
Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО предполагает поиск ответов на вопрос: «Как строить работу по созданию ППС в соответствии с ФГОС ДО?»
Понимая всю важность этой проблемы, мы начали с повышения методической грамотности педагогов в вопросе создания развивающей среды. По результатам анкетирования педагогов по изучению их отношения к необходимости изменений в построении ППС в соответствии с ФГОС ДО, была выявлена проблема: педагоги испытывают трудности в построении предметно-пространственной среды в соответствии с новыми требованиями.
Состав педагогов весьма неоднороден в имеющемся образовании, квалификации и опыте работы – проблема подчас лежит просто в непонимании, незнании или в нехватке опыта самих принципов и требований к построению ППС, но и что и для чего необходимо создавать в группе. Поэтому требуется корректировка, дополнения, изменения в построении ППС.
Работу по решению этой задачи мы условно разделили на два этапа, согласно разработанному плану. Первый этап был посвящен теоретической проработке данного направления работы и консультативно-методической помощи педагогам:
- цикл педагогических чтений - изучение нормативно-правовых документов ФГОС ДО, методической литературы («Организация предметно-игрового пространства в детском саду», «Концепции построения развивающей среды» В.А.Петровского
- педагогическая гостиная – знакомство с опытом работы детских садов посредством просмотра видеоматериалов. Были изучены материалы регионального авторского семинара «Особенности реализации примерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий» - «Какой должна быть предметно-развивающая среда в ДОУ», который состоялся в г.Ростове-на-Дону.
- сайт-экспедиция – самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.
- ряд консультации по созданию предметно-пространственной среды.
-семинары-практикумы: «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ».
В свете изменений, происходящих в дошкольном образовании, требований к условиям реализации ООП ДО, встает вопрос: соответствует ли наша ППС требованиям ФГОС ДО и возможностям участников образовательных отношений?
Чтобы ответить на этот вопрос, педагоги провели самоанализ предметной среды групп и составление списков, имеющихся материалов и оборудования, выявляя, тем самым, дефицитные области и пополняя их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей. Очень важно чтобы все образовательные области и виды деятельности были реализованы.
Разработала критерии оценки построения ППС, с учетом принципов её построения. Градация оценок происходила следующим образом: 1 балл - низкий уровень проявления критерия в предметно-пространственной среды, 2 балла - средний уровень проявления; 3 балла - высокий уровень проявления критерия. Для удобства оценивания используется таблица.
Каждой возрастной группе были предложены листы оценки ПРС для самоанализа. У педагогов было много вопросов, неясности, уточнений. Важным считается то, что это был самоанализ того что есть, тех условий, которые имелись на данный момент .
Обратимся к самоанализу развивающей предметно-пространственной среды (лист оценки ПРС в приложении 1).
ОЦЕНКА
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
№ | Критерии оценки принципов | самоанализ педагогов |
1. | Возрастные особенности детей | 3 |
2. | Соответствие содержанию образовательной программы | 2 |
3. | Доступность | 3 |
4. | Безопасность | 3 |
5. | Насыщенность | 2 |
6. | Трансформируемость | 1,6 |
7. | Полифункциональность | 1,6 |
8. | Вариативность | 1,8 |
9. | Полоролевые функции среды | 2,2 |
10. | Комфортность среды | 2,8 |
11. | Оценка общего дизайна помещения | 3 |
По мнению педагогов, предметно пространственная среда соответствует возрастным особенностям детей. Как правило, это действительно так. Так как игрушки подбираются в соответствии с возрастом детей, их набор изменяется перед переходом детей в следующую возрастную группу.
Анализ ответов педагогов показывают наличие слабых мест, как в требованиях трансформируемость (1,6) пространства, полифункциональности (1,6) и вариативности среды (1,8). Средний уровень проявления критерий наблюдается в принципе насыщенности (2), полоролевых функциях (2,2) , комфортности среды (2,8). По мнению педагогов ППС способствует формированию познавательных действий, познавательных процессов, расширяет представления об окружающем мире т.д., однако имеется проблема в наличие пространства для мест уединения, релаксации. Стимулирующим фактором деятельности детей является доступность расположения предметов и пособий, безопасность, что обеспечивает возможность выбора и самостоятельного использования детьми материала. Данный критерий педагогами оценен достаточно высоко(3), как и общий дизайн групп. Далее приведу анализ ПРС администрацией
Результаты сравнительного анализа тоже представлены в виде таблицы:
№ | Критерии оценки принципов | самоанализ педагогов | анализ, проведенный администрацией ДОУ |
1. | Возрастные особенности детей | 3 | 3 |
2. | Соответствие содержанию образовательной программы | 2 | 2,2 |
3. | Доступность | 3 | 3 |
4. | Безопасность | 3 | 3 |
5. | Насыщенность | 2 | 2,3 |
6. | Трансформируемость | 1,6 | 2 |
7. | Полифункциональность | 1,6 | 2 |
8. | Вариативность | 1,8 | 2,3 |
9. | Полоролевые функции среды | 2,2 | 2,6 |
10. | Комфортность среды | 2,8 | 3 |
11. | Оценка общего дизайна помещения | 3 | 3 |
Небольшие разногласия мы видим в критериях соответствие содержанию образовательной программы ( 2-2,2), насыщенность (2-2,3); трансформируемости (1,6 – 2); полифункциональности (1,6 -2,), вариативности (1,8 -2,3); полоролевых функциях среды (2,2-2,6). Это характеризуется средним уровнем оценки ППС.
Выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и нехватка в другом, то есть наличие дисбаланса, некоторого хаоса, стихийности в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.
Исходя из результатов анализа среды, параллели между тем, что должно быть и что имеется начался второй этап работы, который предполагал практическую работу по созданию ППС в группах:
- зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения ППС по всем видам деятельности.
- в каждой зоне моделирование Центров активности во всех группах для всех видов деятельности.
- распределение зон по полоролевому принципу (самореализация ребенка).
- пополнение и расширение ПРС за счет приобретения необходимых игрушек, дидактических пособий и изготовления рукотворных игрушек.
- приобретение, изготовление игровой мебели
- смотр –конкурс «Предметно-развивающая среда в группах ДОУ», с целью определения эффективности образовательной работы в ДОУ по созданию предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста; побуждения воспитателей к творческой деятельности, повышения их профессионального уровня, привлечения родителей к проблемам воспитания и развития дошкольников.
На сегодняшний день реорганизацию претерпели некоторые компоненты развивающей среды в группах. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада. Вносились изменения и дополнения в уже имеющееся зонирование среды.
Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер каждого помещения.
Хочу остановиться на том, как нам удается реализовывать принцип вариативности и трансформируемости.
На основе книжного уголка, благодаря мобильности мебели, организовали библиотеку с читальным залом. Для этого поставили столы, из магазина подставили стойку (она на колесиках). Место библиотекаря, как прописано в Стандарте, оборудовано в современном стиле: компьютер для учета перечня книг, электронные карточки читателей. Дети с удовольствием играют в библиотеку, приобретая социальный опыт, приобщаются к культуре. В нашем ДОУ игр в библиотеку очень актуальна, так как мы в течение года ходим с детьми в детскую библиотеку.
В качестве вариативности среды мы активно используем игровую зону «Магазин» (он также на колесиках). Стойку продавца в центре вы уже видели в библиотеке, а сам «Магазин», в результате легко сменяемой декорации, (в Стандарте прописано, что все декорации должны быть легко сменяемыми) превратился в уголок «Уединения». Согласно ФГОС в ДОУ обязательно должны быть такие уголки. В этом уголке дети отдыхают от суеты, релаксируют, прижимаясь к мягкой игрушке, слушают тихую музыку.
Во всех д/с есть традиционные уголки: физкультурный и дорожного движения. Воспитатели люди творческие и могут организовать множество уголков по интересам детей. Часто в группах площадь ограничена, поэтому на помощь опять же приходит метод вариативности. Поменяв наполняемость этих уголков, мы получили уголок познания, где представлены материалы, активизирующие эту деятельность: развивающие игры, головоломки, технические устройства, серии картинок для выстраивания последовательности событий, материал для формирования тактильных ощущений. Действия с данными предметами способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно – действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.
Развитие творческой личности тесно связано с возможностями детского экспериментирования. Так уголок детского творчества преобразовали в уголок экспериментальной деятельности. Если творчество – это процесс создания нового, то экспериментирование – творческий поиск, направленный на изучение свойств материалов и предметов. Согласно ФГОС «Экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности»
Трансформируемость - обычный магазин трансформировался в гипермаркет «Семейный». Добавили полки, стойки, увеличили ассортимент. Дети с большим интересом играют в магазине «Семейный». Затем по инициативе детей гипермаркет «Семейный» трансформировался в «Пятерочку». Дети часто бывают в этом магазине, знают его ассортимент: бытовая техника, одежда, обувь, посуда, товары для дома и т.д. В этом игровом центре доминирует область социально – коммуникативного и речевого развития.
Театральный уголок: представлены различные виды театров: пальчиковый, настольный. Расположили полукругом стулья, подставили стойку из магазина и театральный уголок трансформировался в центр художественно – эстетического развития «Театр». У администратора рабочее место оборудовано созвучно времени: компьютер, по которому она определяет наличие свободных , телефон для вызова служб: 01,02,03 и т.д. В этом центре происходит речевое, художественно – эстетическое развитие, приобщение к культуре, ознакомление с ОБЖ.
Если театральный уголок развернуть, то он трансформируется в «Автозаправку». Сейчас в каждой семье есть машина, поэтому дети часто посещают с родителями такие места. Они знают, что на автозаправке можно не только заправить машину, но и купить сопутствующие товары, такие как сок, шоколад, а также инструменты, необходимые для ремонта машины. Дети знают различные названия автозаправок, таких как «Лукойл» и др., знают марки бензина. В центре работает менеджер, который отпускает бензин и продает сопутствующие товары (его рабочее место – стойка из магазина). Главная цель игры «Автозаправка» - приобретение социального опыта. Так как автозаправка является местом повышенной опасности, то дети должны знать правила поведения в этом центре. Кухня – трансформируется в кафе «Пантави». Дети с родителями часто посещают это кафе и мы надеемся, что полученные в игре культурно – гигиенические навыки и правила этикета за столом, они будут применять в настоящем кафе. Далее, инициатива исходила опять от детей: дети, отведав мороженного и пирожного в «Пантави», рассказали, что дома они играют в фабрику по производству мороженного и пирожного. Так у нас кафе трансформировалось в фабрику по производству мороженного и пирожного.
«Магазин» может трансформировался в «Аптеку». Здесь мы видим наличие различных лекарств, сопутствующих товаров: памперсы, гигиенические салфетки, реклама. Задача этого центра – безопасность в обращении с медикаментами. Дети должны знать, что лекарства применять только из рук родителей, а не самостоятельно и не от чужих людей. Далее "Магазин" трансформируется в «Ателье». Здесь есть и приемщица, и закройщица. Есть пошивочный цех и гладильный цех, шьют и детям и куклам.
Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности: среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.
В группах также оборудованы центры экспериментирования "Юные исследователи"для проведения элементарных опытов с песком, водой и другими природными веществами.
Основательно подошли педагоги к выбору игр. Собранные в центре "Эрудиты" развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры "Сложи узор", "Логический поезд", палочки Кюизенера и др.).
С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический стол в группах раннего возраста является частью центра развивающих игр. В центре сенсомоторного развития "Мир под рукой" дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счетами, вкладышами, шнуровками и т. д. В дополнение к центру оформлены настенные панно для развития тактильных и зрительных ощущений.
Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства претерпели также изменения и дополнения: сюжетно-ролевых игр "Мы играем"; уединения "Мой маленький домик"; безопасности; конструирования "Маленькие строители"; физкультурно-оздоровительный "Мы – спортсмены"; театрализованный "Играем в театр"; краеведения; творчества "Талантливые пальчики"; музыкальный; развития речи "Будем говорить правильно"; групповой библиотеки "Здравствуй, книжка!";
песка и воды; природы "Юные экологи"; экспериментирования "Юные исследователи"; развивающих игр "Эрудиты".
Представленные в центре сюжетно-ролевых игр "Мы играем" игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья).
Созданный с целью гармоничного развития детей физкультурно-оздоровительный центры "Мы – спортсмены" расположены в раздевальных и групповых комнатах. Для обеспечения оздоровительного и развивающего эффекта использовали имеющиеся подручные материалы, смекалку, изобретательность, фантазию и "золотые" руки педагогов. Силами воспитателей совместно с родителями и детьми было изготовлено нетрадиционное оборудование: прикроватные массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками "осьминоги", дорожки с изображением следов. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
Большое внимание педагоги ДОУ уделяют воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. Неслучайно центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края. В центре представлены куклы в национальных костюмах, сшитые руками воспитателей, тематические альбомы, дидактические игры. Такие центры реализуют региональный компонент .
При создании предметной развивающей среды мы учитывали гендерную специфику: обеспечение возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности. Мы строили образовательную среду зная , что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки (за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность- мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации.
Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь (например, спортивная площадка). Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки. Игры мальчиков связаны преимущественно с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении ( перемещаясь в пространстве или вертя что-то в руках) тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух.
В целом у девочек развивается мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупкой моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики важно через образовательную среду стимулировать развитие у них мелкой моторики.
Нашими педагогами подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.
Огромное значение имеют рукотворные игрушки, созданные ребенком самостоятельно или в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми. Рукотворные игрушки реально и объективно отображают личный опыт ребенка, его интересы, потребности, вкусы, желания. В самодельной рукотворной игрушке и в игровой деятельности с её участием ребенок максимально реализует свое «Я», включающее гендерное представление «я-мальчик», «я-девочка». Большое значение имеют предметы оперирования – это те предметы, с помощью которых дети выполняют игровые действия: посуда, бытовая техника, инструменты и т.д. , то есть маленькие копии больших предметов. Главная их функция прожить, прочувствовать то или иное игровое действие как реальное, выстроить его движение, логику. Сегодня предметы оперирования - это самый распространенный тип сюжетных игрушек. Сегодня Вашему вниманию будут представлены рукотворные игрушки, выполненные нашими детьми в сотрудничестве со взрослыми.
Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса
Со всей серьезностью отнеслись к оформлению холлов и коридоров учреждения, были оформлены информационные стенды, познавательно-развивающие, достижений ДОУ.
Образовательная среда нашего детского сада включает в себя:
- 7 благоустроенных групповых комнат для осуществления воспитательно-образовательного процесса с детьми от 1,5 до 7 лет.
- Музыкальный зал (совмещен со спортивным), предназначенный для проведения занятий музыкально-эстетического цикла, праздников и развлечений и физкультурных занятий, спортивных досугов. Музыкальный зал детского сада эстетически оформлен, оснащен музыкальными инструментами (фортепиано), функционирует музей музыкальных инструментов, имеется достаточное количество атрибутов, костюмерная.
- «Картинная галерея»
- Выставочный зал используется для проведения выставок детского творчества.
- «Зеленая галерея» выполняет эстетическую и познавательную функцию в развитии детей. В «Зеленой галерее» детского сада расположены декоративные комнатные растения, фонтан, аквариум с рыбками.
- методический кабинет детского сада используется для проведения организационно-методических мероприятий с педагогами.
- медицинский кабинет оснащен в соответствии с требованиями СанПин.
- кабинет учителя-логопеда , который оснащен необходимым оборудованием для занятий.
- кабинет педагога-психолога
- «Русская изба»
- «Центр игры с водой и песком»
Помещения ДОУ оформляются совместными творческими работами детей и взрослых (педагогов и родителей), что помогает развивать у детей значимость своего труда, художественно – эстетический вкус, трудолюбие в совместной деятельности с взрослым, познавательную активность.
Открытое образовательное пространство является условием включения ребенка в социокультурные отношения. Это, прежде всего, пространство, обеспечивающее высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом. Оно является одновременно и пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения с взрослыми, сверстниками.
Основной целью ООП является консолидация усилий его субъектов с целью обеспечения развития индивидуальности дошкольника, укрепления и сохранения его физического, психологического здоровья.
С целью расширения образовательного пространства дошкольное учреждение тесно сотрудничает с социальными институтами города:
Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области «Сальский музей имени народного художника В.К. Нечитайло»;
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр библиотечного обслуживания детского и взрослого населения» Сальского городского поселения;
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Сальского района «РДК» им. Р.В. Негребецкого;
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко г. Сальска;
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств г. Сальска им. В.Н. Еждика;
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования Сальского района.
Педагогический коллектив МБДОУ взаимодействует со всеми социокультурными объектами по обеспечению единства культурного и образовательного пространства в рамках личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу.
Организация сотрудничества и партнерства обеспечивает целостность открытого образовательного пространства. Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок может выбирать занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Нами отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.
Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая образовательная среда не должна оставаться постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. Считаю, что предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную РС. Это открытая, живая система, способная к корректировке, постоянно меняющаяся в процессе роста ребенка.
Однако, рано говорить о наличии практического опыта созданию предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Сегодня важно осмыслить его положения, продумать построение предметно-пространственной среды. Ведь сейчас имеются проблемные места в создании ППС : нетрансформируемость среды, отсутствие мест для расслабления, уединения, индивидуальных занятий, двигательной активности.
Причинами этих недостатков мы видим в следующим:
- увеличение наполняемости групп воспитанниками ;
- ограничение возможностей в организации и трансформации ППС требованиям СанПиН;
- невозможность администрации использовать пространственный потенциал учреждений в полном объеме;
- финансы, их нехватка;
- отсутствие практики привлечения профессиональных дизайнеров к организации и трансформации ППС образовательных учреждений.
Эти трудности решаемы: временем, приобретением опыта, вовлечением родителей и социальных партнеров в образовательный процесс! На сегодняшний день успехи, несомненно, есть! Но впереди ещё много работы в плане преобразований ПРС групп и ДОУ в целом!
Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования ФГОС ДО к предметно пространственной среде
"ФГОС ДО - Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДОУ, группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для разви...
Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»
Краткое описание требований к предметно - пространственнй среде....
Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»
Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде» Елена Вавилова Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»1. Макси...
КОНСУЛЬТАЦИЯ презентация "Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде"
Данная презентация поможет на консультации по теме...
Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде, как к одному из условий реализации основной образовательной программы.
Концепции построения предметно – развивающей среды. Принципы построения развивающейпредметно - пространственной среды (РППС) Требования ФГОС к развивающей предметно – пространств...
О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...
Методический семинар«ФГОС раздвигает границы»(Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ) Воспитатель Смирнова Наталия Евгеньевна
Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки,рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребенка…»В. СухомлинскийЗачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю ?Зн...