Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде, как к одному из условий реализации основной образовательной программы.
статья

Сутака Ольга Борисовна

Концепции построения предметно развивающей среды.

 

Принципы построения развивающей
предметно - пространственной среды (РППС)

 

Требования ФГОС к развивающей предметно пространственной среде.

 

Примерный перечень центров для организации РППС.

Что должен знать  педагог при организации  развивающей предметно-пространственной  среды в группе.

 

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_fgos_k_razvivayushchey_predmetno.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Требования ФГОС к  развивающей предметно – пространственной среде,
как к одному из условий реализации основной образовательной программы.

Концепции построения предметно – развивающей среды

  • Концепция Петровского (стратегия и тактика концепции направлена на личностно – ориентированную модель)
  • Концепция  С.Л.Новоселовой   носит развивающий характер, деятельностно – возрастной подход, информативность, эстетичность, гигиенические требования.

Принципы построения развивающей 
предметно - пространственной среды (РППС)

  • Учет половых и возрастных различий детей (гендерное воспитание);
  • Дистанции, позиции при взаимодействии;
  • Активности, самостоятельности, творчества;
  • Стабильности, динамичности, комплексирования и гибкого зонирования;
  • Эмоциональности (эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого);
  • Сочетание привычных и нетрадиционных элементов в эстетической организации среды;
  • Открытость – закрытость РППС среды.

Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде

  • РППС должна обеспечивать реализацию образовательной программы ДОУ;
  •  реализацию двигательной активности детей;
  • возможность общения детей и взрослых в совместной деятельности;
  • Учет индивидуальных особенностей и коррекции развития
  • Возможность для уединения.

Требования ФГОС к РППС:

  • Содержательно – насыщенной,
  •  трансформируемой,
  •  полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной и безопасной.
  • условия для организации инклюзивного образования;
  • учет национально – культурных, климатических условий;

Примерный перечень центров для организации РППС

  • Игровая (С/РИ, режиссерские, театральные)
  • познавательной активности (экспериментирование с материалами, развитие речи, математические представления)
  • самостоятельной деятельности (конструирование, художественно-продуктивная деятельность, литература, выставки детского творчества, центр патриотического воспитания)
  • двигательной активности (спортивные игры, соревнования)
  • настольно-печатных и развивающих игр
  • экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (лаборатории, календарь природы, организация проектов)
  • отдыха (уединение, общение).

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе

Что должен знать  педагог при организации  развивающей предметно-пространственной  среды в группе:
1.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3.
Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствие  возраста детей. группы.
4.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6.
Организуя предметную среду в групповом помещениинеобходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной  сферы.
7.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9.
Развивающая предметно – пространственная  среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе

Младший  возраст

- Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности

Средний возраст

- формирование опыта совместного со сверстниками действия,

- развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.

Старший и подготовительный возраст

- формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы,

 - участие в преобразовании предметно – пространственной среды

Элементы РППС не должны:

  • Провоцировать ребенка на агрессивные действия
  • Вызывать у него проявления жестокости по отношению к персонажам игры
  • Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием
  • Вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам
  • Провоцировать ребенка на негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета МБДОУ в условиях реализации ФГОС.

Вопрос организации  развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ на сегодняшний день  особо актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного...

Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

В условиях реализации ФГОС ДО психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические услови...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»         РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ У...

Статья "Основные требования ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОУ"

Эволюция предметно-пространственной среды гарантирует максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также прилегающей к организации территории, пригодной для ...

Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста в условиях реализации ФГОС (Обобщение опыта работы)

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста создается для комфорта и на пользу дошколят возрастом от года до трех, именно поэтому особенности наполнения пространства группы подчиняются прева...

Рекомендации для воспитателей ДОУ «Создание предметно-развивающей среды центра искусств в группе, обеспечивающее реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом ФГОС»

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. ...