Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей программы
учебно-методический материал по теме
Содержание психолого-педагогической работы в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей программы
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Физическое развитие».
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
- «Физическая культура»
Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.
Образовательная область «Физическая культура» взаимодействует с образовательной областью «Здоровье», определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как к единству его физического, психологического и эмоционального благополучия.
Программы | Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям |
Комплексные программы Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М.: «Мозаика-Синтез», 2014 | ОО «Здоровье» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. ОО «Физическая культура» Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. |
Парциальные программы Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа - М.: «Мозаика-Синтез», 2009 Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа - М.: «Мозаика-Синтез», 2009 Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа - М.: «Мозаика-Синтез», 2009 Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа - М.: «Мозаика-Синтез», 2010 Степаненкова Э.Я., Методика проведения подвижных игр 2 – 7 лет - М.: «Мозаика-Синтез», 2011 Степаненкова Э.Я., Физическое воспитание в детском саду - М.: «Мозаика-Синтез», 2008 | Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Укреплять здоровье средствами закаливающих процедур. Формировать интерес и любовь к спорту. Воспитывать гигиенические привычки и телесную рефлексию (знание своего тела, название отдельных его частей). |
Деятельность по программам дополнительного образования (кружки) | |
Коррегирующая гимнастика (система работы инструктора по физической культуре Семыкиной И.Д.) |
- «Формирование начальных представлений о ЗОЖ»
Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Профилактическая работа включает систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждения возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.
Вариативные программы | Программа МКДОУ д/с № 16 «Здоровье», утверждена на педагогическом Совете № 1 от 31.07.2011г., рецензирована заведующей школьно-дошкольным отделением, врачом педиатром высшей квалификационной категории БЦГБ Герасимовой Т.П. |
Технологии и пособия по ОО «Здоровье» | Анисимова Т.Г., Ульянова С.А Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011 |
Формы и приемы организации образовательного процесса
по образовательной области «Формирование начальных представлений о ЗОЖ»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
НОД | ОД в режимных моментах | ||
Занятия Занятия-развлечения | Объяснение Показ Д/и Чтение Личный пример Театрализованная деятельность Иллюстративный материал Досуг | Игры со сверстниками: с/ролевые, п/и | Беседа Совместные игры Чтение х/произведений |
2.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
- «Формирование основ безопасности»
Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях, и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Обязательность включения области «Безопасность» в Программу обусловлена:
- с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и пр.);
- с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений, животных и пр.).
Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека, взрослого, ребенка.
Программы | Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям ОО «Безопасность» |
Комплексные программы Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М.: «Мозаика-Синтез», 2014 | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности О правилах безопасности дорожного движения. Формирование предпосылок экологического сознания. |
Авдеева Н.Н. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность М.: Просвещение, 2001 Старцев О.Ю. Школа дорожных наук - М.: Просвещение, 2010 Шорыгина Т.А, Осторожные сказки, безопасность для малышей - М.: Прометей Книголюб, 2003 Шорыгина Т.А, Беседы о здоровье -М.: Прометей Книголюб, 2004 Новикова И.М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников 2-7 лет. – М., Мозаика-Синтез, 2009 Николаевой С.Н., «Методика экологического воспитания в детском саду», .-М.: Просвещение, 2000 Николаевой С.Н. Мы. -М.: Просвещение, 2008 Макеева А.Г., Лысенко И.А. Долго ли до беды? – М.: Линка-Пресс, 2000 Логинова Л., 365 Уроков Безопасности, Айрис Пресс, М.: 2000 Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М.: Просвещение, 1979 Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников.-М.: Просвещение, 2004 Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005 | Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек–часть природы). Знакомить с деятельностью людей по охране живой природы. |
Занятия по программам дополнительного образования (кружки) | Эколого-валеологическое воспитание детей. Расширение познавательной активности детей с особыми потребностями. |
Перспективное планирование по ОБЖ, | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности О правилах безопасности дорожного движения. Формирование предпосылок экологического сознания. |
Формы образовательной деятельности по освоению
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
с детьми 3-7 лет в вариативной части Программы
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
НОД | ОД в режимных моментах | ||
Занятия Экскурсии Наблюдения Беседа Чтение Объяснение Обучение Напоминание Упражнение Рассказ Ситуативный разговор Творческое задание Д/и Проблемные ситуации Продуктивная деятельность Рассматривание иллюстраций Тренинги | Объяснение Обучение Показ Напоминание Личный пример Похвала Тематический досуг Упражнение Тренинги Игры Рассматривание иллюстраций Эвакуация тренировочная | Игры со сверстниками: с/ролевые, д/и, театрализованные самообслуживание Рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность | Беседа Личный пример Рассказ Объяснение Напоминание Запреты Похвала Чтение х/произведений |
- «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»
Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
- взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
- патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Программы | Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Социализация» |
Комплексные программы Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М.: «Мозаика-Синтез», 2014 | Развитие игровой деятельности. Приобщение к элементарным общепринятым нормам. и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
Парциальные программы | |
Игровая деятельность Аникеева Н.П. Воспитание игрой Новосибирск 1994г. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников М.: Просвещение 1981г. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. –М.: Просвещение, 1988. Коссаковская Е.А. Игрушки в жизни ребенка. –М.: Просвещение, 1980. Краснощекова Н.В. сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1979. Михайленко Н.Я. Коротикова Н.А. как играть с ребенком. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. Недопасова В.А. растем играя. - М.: Просвещение, 2002. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. - М.: Этрол Лада,2005. Руководство играми детей дошкольного возраста/под ред. М.А. Васильевой–М.: Просвещение, 1986. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет. –С-Пб.: Питер, 1996. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во 2 мл. группе– М.: Мозаика-Синтез, 2009 Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: Просвещение, 1986 Осокина Т. И. Игры и развлечения на воздухе. - М.: Просвещение, 1983 Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр – М.: Мозаика-Синтез, 2009 Караманенко Т.Н., Юг. Кукольный театр дошкольника. –М.: Просвещение, 1982. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Просвещение, 1996. Охорзина Т.П. развитие общих и специальных способностей детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре «Театр». –Новосибирск, 1996. Сорокина Н.Ф. играем в кукольный театр.- М.: Аркти, 2004. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду– М.: Мозаика-Синтез, 2008 Нормы поведения и общения Буре С.Р. Социально-нравственное воспитание дошкольника. - М.: Мозаика Синтез, 2011 Петрова В.И.Стульник Т.Д. Нравственое воспитание в детском саду– М.: Мозаика-Синтез, 2008 Щербакова Е.И. Формировнаие взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в д/саду.-М.:Просвещение 1967 Гендерная, семейная, гражданская принадлежность, патриотические чувства, принадлежность к мировому сообществу Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... - М.: Скрипторий, 2009 Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Средняя группа – М.: Скрипторий, 2010 Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. – М.:Аркти, 2003 Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина. – М.: ТЦ Сфера, 2003 | Формировать такие качества как отзывчивость, справедливость и скромность. Развивать волевые качества, умения ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. В своих поступках следовать положительному примеру. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей. Совместно продумывать игровые действия, воспитывать чувства коллективизма. Развивать у детей интерес к различным видам игр. |
Формы и приемы организации образовательного процесса
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
НОД | ОД в режимных моментах | ||
Занятия Экскурсии Наблюдения Чтение х/литературы Беседы Просмотр видеофильмов Д/игры Проблемные ситуации Поисково-творческие задания Объяснение Упражнения Рассматривание иллюстраций Тренинги Викторины КВН Моделирование | Инд. Работа Обучение Объяснение Напоминание Личный пример Похвала Наблюдения Упражнения Тренинги П/игры Д/и Творческие игры Рассматривание иллюстраций Трудовая деятельность Театрализованные постановки Праздники и развлечения | Игры со сверстниками: с/ролевые, д/и, театрализованные, п/и, хороводные. Самообслуживание Дежурство Рассматривание иллюстраций (совместно со сверстниками) Продуктивная деятельность (коллективные работы) Экспериментирование Наблюдения | Экскурсии Путешествия Наблюдения Чтение Личный пример Беседа Объяснение |
- «Трудовое воспитание»
Цели: формирование положительного отношения к труду
через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Программы | Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям ОО «Труд» |
Комплексные программы Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М.: «Мозаика-Синтез», 2014 | Развитие трудовой деятельности Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека |
Парциальные программы и технологии | |
Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2005 Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2008
| Продолжать воспитывать интерес к различным профессиями месту работы родителей. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. |
Занятия по программам дополнительного образования (кружки) «С любовью к природе» Программа эколого-валеологического воспитания. Утв. Мин. Образования г. Новосибирска, 1998г. | Обобщение, уточнение, закрепление знаний о труде в природе. Формирование экологически грамотного отношения к природе, деятельности человека в природе. |
Формы и приемы организации образовательного процесса
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | ||
НОД | ОД в режимных моментах | |||
Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей:
Трудовые поручения. Самостоятельное планирование трудовой деятельности. | Игры со сверстниками: с/ролевые, д/и. Совместный труд детей Дежурство рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность | Личный пример Беседа Объяснение Показ Напоминание Совместный труд детей и взрослых Рассказ Просмотр видеофильмов, презентаций | ||
Показ Наблюдение Объяснение Обучение Напоминание | Самообслуживание Обучение Напоминание Беседы Разыгрывание игровых ситуаций Упражнения Объяснение Наблюдение Поручения Совместный труд Чтение и рассматриваине иллюстраций о труде взрослых Тематические праздники и развлечения Просмотр вилеофильмов Продуктивная деятельность экскурсии |
2.3. Содержание психолого-педагогической работы по направлению «Познавательное развитие»
- «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Основные направления психолого-педагогической работы в данной области образования дошкольников связано с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами деятельности).
При реализации ОО «Познание» необходимо учитывать следующее:
- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса.
- Для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как ДОУ, так и группы детей дошкольного возраста.
Программы | Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям |
Комплексные программы Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М.: «Мозаика-Синтез», 2014 | Сенсорное развитие. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Проектная деятельность. Формирование элементарных математических представлений Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Ознакомление с природой. |
Парциальные программы, технологии, методики | |
Перспективное планирование ОО «Познание», разработанной МКДОУ д/с № 16 | Формирование целостной картины мира (во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах) |
Арапова. Пискарева Н.А. Формирование ФЭМП в детском саду. Программа и метод. рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации с детьми 2-7 лет– М.: Мозаика-Синтез, 2010 «С любовью к природе» Программа эколого-валеологического воспитания Утв. Мин. Образования г. Новосибирска, 1998г. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по ФЭМП, 2 младшая группа– М.: Мозаика-Синтез, 2009 Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по ФЭМП, средняя группа– М.: Мозаика-Синтез, 2009 Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по ФЭМП, старшая группа– М.: Мозаика-Синтез, 2009 Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984 Комарова Т.С., Комарова И.И. Туликова А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011 Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 мл. группе– М.: Мозаика Синтез, 2009 Дыбина О.В. Что было до…– М.: ТЦ Сфера, 2010 Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром– М.: ТЦ Сфера, 2007 Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы– М.: ТЦ Сфера, 2010 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1, 2,3.– М.: ТЦ Сфера, 2010 Лебедева Л.В. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) А.С.Васильева. Тематический словарь в картинках. С.Вохренцева. Дидактический материал. Г.Я. Затулина, конспект занятий по развитию речи Н. С. Голицына Конспекты комплексно- тематических занятий. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет– М.: Мозаика-Синтез, 2011 Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. –Волгоград: Учитель, 2011 Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 мл. группе. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 Иванова А.И. Человек.– М.: ТЦ Сфера, 2010 Иванова А.И. Мир растений.– М.: ТЦ Сфера, 2010 Иванова А.И. Мир животных.– М.: ТЦ Сфера, 2010 Кравченко И.В. Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы.– М.: ТЦ Сфера, 2011 Кравченко И.В. Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы.– М.: ТЦ Сфера, 2011 | Продолжать развивать органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику. Совершенствовать характер и содержания обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей. Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой. Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных. |
Занятия по программам дополнительного образования (кружки): | |
«С любовью к природе» Программа эколого-валеологического воспитания. Утв. Мин. Образования г. Новосибирска, 1998г. | Формирование начал экологического сознания дошкольников. Научить детей в практической деятельности наблюдать, экспериментировать, продуктивно воспроизводить взаимосвязи в жизни природы и человека. Дать представления о об особенностях жизнедеятельности растений и животного мира во взаимосвязи между собой и человеком. Ознакомление дошкольников с человеком, сформировать взгляд на здоровый образ жизни |
Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
НОД | ОД в режимных моментах | ||
Занятия Экскурсии Наблюдения Беседы Опыты, экспериментирование Обучение в условиях специально организованной полифункциональной интерактивной среды Игровые занятия, с использованием полифункционального игрового оборудования. Игровые упражнения Д/игры П/игры Проектная деятельность Продуктивная деятельность Проблемно-поисковые ситуации | Объяснение Напоминание Обследование Развивающие игры Игры-экспериментирования Проблемные ситуации Игровые упражнения Рассматривание чертежей и схем Моделирование Коллекционирование Проекты Интеллектуальные игры Тематическая прогулка Конкурсы КВН Трудовая деятельность Тематическая выставка Мини-музеи | Игры развивающие, подвижные, со строительным мтериалом Игры-экспериментирования Игры с автодидактическим материалом Моделирование Наблюдения Интегрированная детская деятельность: Включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность – предметную, продуктивную, игровую. Опыты Труд в уголке природы Продуктивная деятельность | Беседа Коллекционирование Просмотр видеофильмов Прогулки Домашние экспериментирования Уход за животными и растениями Совместное конструктивное творчество Коллекционирование Конструктивные игры |
- «Развитие речи»
Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Центральным понятие данной области программы является понятие «Коммуникация» (от английского – сообщать, передавать), которое предполагает:
- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;
- обмен мыслями, переживания по поводу внутреннего и окружающего мира;
- побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.
Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности 9игры, труда, продуктивной деятельности и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а так же элементы рассуждений.
Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирование следующих составляющих:
- собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонента);
- речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
- невербальных средств (адекватное использование мимики и жестов).
Коммуникация как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).
Программы | Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям ОО «Коммуникация» |
Комплексные программы «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» П/р Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014год | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. |
Вариативные программы, технологии и методики | |
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Развитие речи детей 3-7 лет.– М.: ТЦ Сфера, 2010 Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.– М.: ТЦ Сфера, 2010 | Максакова А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 Максакова А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 |
Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Развитие речи»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
НОД | ОД в режимных моментах | ||
Занятия Игры с предметами и сюжетными игрушками Обучающие игры с использованием предметов и игрушек Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные). Чтение, рассматривание иллюстраций. Сценарии активизирующего общения. Имитативные упражнения, пластические этюды. Коммуникативные тренинги. Совместная продуктивная деятельность. Экскурсии Проектная деятельность. Д/игры Настольно-печатные игры. Продуктивная деятельность Разучивание стихотворений. Речевые задания и упражнения. Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций. Работа по:
| Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение). Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры. Пальчиковые игры. Пример использования образцов коммуникативных кодов взрослого. Тематические досуги. Фактические беседы. Эврестическая беседа. Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики. Речевые д/игры. Наблюдения. Чтение. Слушание, воспроизведение, имитирование. Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). Разучивание скороговорок, чистоговорок. Индивидуальная работа. Освоение формул речевого этикета. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром. Праздники и развлечения. | Коллективный монолог. Игра-драматизация с использованием разных видов театров. Игра в парах и совместные игры (коллективный монолог). Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры. Игра импровизация по мотивам сказок. Театрализованные игры. Д/игры. Игры-драматизации. Настольно-печатные игры. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Словотворчество | Речевые игры. Беседы. Пример коммуникативных кодов. Чтение, рассматривание иллюстраций. Игры-драматизации. Совместные семейные проекты. Разучивание скороговорок, чистоговорок. |
- «Приобщение к художественной литературе»
Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми художественого текста таковы, что с помощью книги ребенок в первую очередь раскрывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области – воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передачи опыта, накопленного человечеством.
При оформлении круга детского чтения педагогам и родителям рекомендуется в первую очередь руководствоваться принципом разностороннего развития ребенка (коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы или литературное образование детей.
Условия эффективности организации процесса чтения:
- систематичность (ежедневное чтение);
- выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (не в рамках регламентированного занятия).
Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, чтение ее с непосредственным интересом и увлечением.
Программы | Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям ОО «Чтение художественной литературы» |
Комплексные программы «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» П/р Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014год | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. |
Парциальные программы и методики | Вариативные программы, технологии и методики |
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет.– М.: ТЦ Сфера, 2010 Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 | Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников. 1 книга от 1-4 лет. – М.: Издательство Астрель, 2010 Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников. 2 книга от 4-7 лет. – М.: Издательство Астрель, 2010 Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду 2-4 года. – М.: Оникс, 2011 Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду 5-7 лет. – М.: Оникс, 2011 |
Формы и приемы организации образовательного процесса
по образовательной области «Речевое развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
НОД | ОД в режимных моментах | ||
Рассказывание по иллюстрациям. Творческое задание. Заучивание. Чтение художественной и познавательной литературы. Рассказ. Пересказ. Экскурсии. Беседа. Объяснения. Творческое задание. Литературные викторины. | Беседа. Рассказ Чтение Д/игры Настольно-печатные Досуги Игры-драматизации Выставка в книжном уголке. Литературные праздники. Викторины, КВН. Презентации проектов | Игровая деятельность Рассматривание иллюстраций Театрализованная деятельность Игры-драматизации, инсценировки Беседы Словотворчество | Посещение театра, музея, выставки Беседы Рассказы Чтение Прослушивание аудиозаписей |
2.4. Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие
- «Изобразительная деятельность»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные конструирование и труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Программы | Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям ОО «Художественное творчество» |
Комплексные программы «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» П/р Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 год | Развитие продуктивной деятельности. Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству. |
Парциальные программы и методики | Вариативные программы, технологии и методики |
Рисование, аппликация Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая-подготовительная группы М.: ТЦ Сфера, 2007 | Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей технике рисования детей 2-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2009 Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2010. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., Мозаика-Синтез, 2010. |
Развитие продуктивной деятельности (художественный труд) Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2010 | |
Приобщение к изобразительному искусству Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. М.: Просвещение, 2002 |
Содержание данной области Программы включает изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».
Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:
- понятие «продуктивная деятельность» детей позволяет интегрировать изо, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения Программы «художественно-эстетического развития»; продуктивная деятельность – та, в результате которой создается некий продукт; она может быть не только репродуктивной (рисование предмета, так как научили), но и творческой (рисование по замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с дошкольниками – развитие детского творчества;
- понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка (например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтение художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества);
- общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.
Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
НОД | ОД в режимных моментах | ||
Занятие Д/игры. Рассматривание. Чтение. Обыгрывание незавершенного рисунка. Коллективная работа. Обучение. Создание условий для выбора. Опытно-экспериментальная деятельность. Беседа. Творческие задания. | Беседа. Наьлюдение. Проблемные ситуации. Обсуждение. Проектная деятельность. Дизайн. Занимательные показы. Индивидуальная работа. Тематические праздники и развлечения. | Сюжетно-ролевые игры. Наблюдение Сбор материала для оформления. Экспериментирование с материалами. | Беседа. Рассматривание. Наблюдение. Рассказы. Экскурсии. Чтение. Детско-родительская проектная деятельность. |
- «Музыкальная деятельность»
Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
- развитие музыкальности детей;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.
Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.
Программы | Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям ОО «Музыка» |
Комплексные программы «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» П/р Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014год | Музыкально-художественная деятельность, приобщение к музыкальному искусству Музыкально-игровое и танцевальное творчество Музыкально-ритмические движения. |
Парциальные программы | |
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и метод. рекомендации– М.: Мозаика-Синтез, 2009 Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и метод. рекомендации– М.: Мозаика-Синтез, 2009 | Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценирование песен, танцев, театральных постановок. |
Вариативные программы, методики, технологии | |
Гераскина Л. В ожидании чуда. Выпуск 1- М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2007 Гераскина Л. В ожидании чуда. Выпуск 2- М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2007 Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2007 Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. – М.: Скрипторий, 2009 Ротт Зинаида. Музыкальные сценарии для детского сада. Песни, танцы– М.: Айрис-Пресс, 2009 Ротт Зинаида. Музыкальные сценарии для детского сада. Сценарии, песни, танцы– М.: Айрис-Пресс, 2009 |
Формы и приемы организации образовательного процесса
по образовательной области «Музыкальная деятельность»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
НОД | ОД в режимных моментах | ||
Занятие Слушание (музыкальные сказки, инструментальная музыка). Беседы с детьми о музыке. Музыкально/дидактическая игра. Театрализованная деятельность. Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. Рассматривание портретов композиторов. | Использование музыки: -на утренней гимнастике, -в с/р играх, -компьютерных играх, -перед дневным сном, -пробуждением. Музыкально/дидактическая игра. Индивидуальная работа. Праздники, Развлечения. Просмотр мультфильмов, фрагментов детских муз. фильмов. | Игра в праздники, концерт, оркестр, муз.занятия, телевизор. С/р игры. Импровизация мелодий на собственные слова. Придумывание песенок. Придумывание простейших танцевальных движений. Инсценировка содержания песен, хороводов. Составление композиций танцев. Импровизация на инструментах. Музыкально/дидактические игры. Игры драматизации. Аккомпанемент в пении, танце и др. Детский ансамбль, оркестр. | Посещение музеев, выставок, детских театров. Прослушивание аудиозаписей. Просмотр иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов. Просмотр видеофильмов. Обучение игре на музыкальных инструментах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....
Творческая разработка "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Материал предназначен для воспитателей....
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.
Цель разработки - показать необходимость речевого развития дошкольников, как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне её; наметить цели и задачи совершенствования...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в ходе взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования старшей группы комбинированной направ
Содержание психолого-педагогической работпо освоению детьми образовательных областей в ходе взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образо...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...