Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
Цель разработки - показать необходимость речевого развития дошкольников, как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне её; наметить цели и задачи совершенствования речевых коммуникаций ребёнка в детском саду с взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_avtonomnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 39.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
детьми образовательной области «Коммуникация»: цель,
формы работы, интеграция с другими областями.
Творческая разработка
Выполнила:
Поддубная Елена
Михайловна
Новокузнецк
2011-2012
Содержание
Введение 3
I Теоретические основы образовательной области «Коммуникация» 4
- «Коммуникация»: понятие, цели. 4
- Взгляд на коммуникативные способности дошкольников с точки зрения психологов,
педагогов, лингвистов. 5 - Образовательная область «Коммуникация»: задачи, принципы, средства,
методы обучения и воспитания, формы работы. 7
II Практический опыт педагога по освоению детьми образовательной области
«Коммуникация» 9
2.1. Образовательная область «Коммуникация» глазами педагога. 9
Интеграция с другими областями. 13
Заключение 15
Список литературы 16
Приложения 17
2
Введение
Мир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Звучащая речь входит в жизнь ребёнка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом ещё до его появления на свет, и это небезразлично для будущего психического благополучия малыша. К шести месяцам под влиянием общения с взрослыми у ребёнка формируется лепет. Малыш учится координировать слух и собственное произнесение звуков. В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребёнка: он овладевает речью, знакомиться с богатством звукового, лексического и грамматического строя языка. В непосредственно организованной образовательной области «Коммуникация» и вне её, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определённое значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу. Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова. В первой и второй младших группах: обогащение и активизация словаря, использование в устной речи несложных предложений. В средней группе происходит освоение детьми правильного произношения всех звуков, формирование навыков пересказывания. В 5-6 лет ребёнок должен уметь - правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно, поддерживать непринуждённую беседу, составлять связные рассказы по картинке из 5-6 предложений, составлять рассказы из личного опыта. Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребёнка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.
Цель разработки - показать необходимость речевого развития дошкольников, как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне её; наметить цели и задачи совершенствования речевых коммуникаций ребёнка в детском саду с взрослыми.
Задачи: 1.Изучить опыт педагогов и психологов по этой проблеме.
2.Систематизировать и обобщить свои знания и умения по теме «Коммуникация» 3.Составить модель организации образовательного процесса «Коммуникация»
3
I.1.Теоретические основы образовательной области «Коммуникация» 1.1. «Коммуникация»: понятие, цели.
Словарь русского языка С.И.Ожегова даёт следующую трактовку, что такое коммуникация. «Коммуникация» - это сообщение, общение. Речь как средство коммуникации. Коммуникативный, значит, общительный.
Коммуникация (лат. communicatio, от communico) - делаю общим, связываю, общаюсь. Общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). Такое понятие коммуникации даёт советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова, 1988г.
Таким образом, коммуникация дошкольников - это общение детей друг с другом, с воспитателем, сообщением им информации. Причём, это общение всегда происходит в процессе какой-либо познавательно-игровой деятельности. А речь - это средство общения. Как в непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», так и в других видах деятельности (режимные моменты, самостоятельная деятельность) воспитатель учит культуре общения, звуковой культуре речи, основам связной речи, формирует словарь дошкольников, знакомит с грамматическим строем языка, его лексикой, диалогической и монологической речью, в старших группах особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, в подготовительной к школе группе осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
4
1.2.Взгляд на коммуникативные способности дошкольников с точки зрения психологов, педагогов, лингвистов.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, Л.В.Щерба, А.В.Запорожец и др.) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в сенситивный для этого период.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохина, А.М.Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей таковы: речь ребёнка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи; ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, наш прекрасный русский язык, этот
клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь
почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать
чудеса. И.Тургенев
Язык занимает чрезвычайное важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребёнку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем - школы. По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.
5
Психолог А.Н.Леонтьев даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнёра; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.
Коммуникативные способности - это те способности, которые нужно развивать. Детей нужно учить умению общаться, учить культуре общения.
По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Ребёнок всему учиться в общении с взрослыми, ранний опыт дошкольника создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.
Задачи коммуникативного общения дошкольников - это умение элементарно осознавать факты слышимой речи, словесно формулировать мысль. Также ребёнка нужно научить отвечать на вопросы взрослого, самому их задавать, устанавливать с окружающими эмоционально положительные контакты, высказывать своё мнение, вести спор, беседу. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребёнок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и общаться с окружающими; реализовывать свои планы. Поэтому общение с ребёнком должно быть организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой — сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
Для обучения детей общению необходимо: уточнить ситуацию общения, создать потребность и мотивацию у каждого ребёнка вступить в это общение, а также включить детей во взаимодействие друг с другом, т.е. создавать благоприятные условия игровой, практической и познавательной деятельности.
6
1.3.Образовательная область «Коммуникация»: задачи, принципы, средства, методы обучения и воспитания, формы работы.
Достижение целей поставленных в образовательной области «Коммуникация» можно осуществить через решение следующих задач:
-развитие активной речи детей в различных видах деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической) в различных формах и видах детской деятельности;
-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
-развитие интеллекта и личных качеств.
Принцип-это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Принципы образовательной области «Коммуникация»: развитие речи как целостного процесса; коммуникативно-деятельный подход; учёт возрастных особенностей детей (доступность, индивидуальность); мотивация речевой деятельности; развитие языкового чутья; общая активность ребёнка в процессе речевого общения; принцип стимулирования воспитанников; взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей; принцип опоры на интересы ребёнка; принцип наглядности, системности и прогрессивности.
Средства - приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Средства - это материализованные предметные способы работы с содержанием, которые используются в единстве с методами. Средства воспитания - всё то, что педагог может использовать в воспитательных целях.
Средства обучения - всё то, что является источником для ребёнка: учебное оборудование, наглядные пособия, кино, книга, учебные пособия, дидактический материал, ТСО. Обобщим всё сказанное. Средства образовательной области «Коммуникация»: общение взрослых и детей в деятельности; культура языка семьи и детского сада; обучение речи и языку в непосредственно организованной образовательной деятельности, художественная литература, искусство.
Методы - это действия педагога и ребёнка, посредством которых передаётся и принимается содержание. Методы могут быть воспитательными и дидактическими. Классификация методов воспитания (Г.А.Щукина): методы формирования общественного
7
сознания, методы организации опыта детей и общественного поведения, методы
стимулирования поведения и деятельности детей. Методы обучения - это система
последовательных действий педагогов, ведущих к усвоению содержания образования и
достижение целей. Если обратиться к традиционной классификации методов обучения
(Е.Я.Голант), то можно выделить следующие методы обучения, которые можно использовать
в образовательной области «Коммуникация»:
- Словесные методы.
Средством данного метода является слово педагога или печатное слово (книга): речевой
образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос,
беседа, дидактический материал.
-Наглядные методы.
Средством метода являются - наглядные пособия - показ иллюстративного материала
(плакаты, опорные конспекты, таблицы, карты, схемы, зарисовки), методы демонстрации
(использование приборов, просмотр фильмов), положение органов артикуляции.
- Практические методы.
Средством методов выступают упражнения: устные, письменные, графические, творческие.
- Игровые методы: словесные, наглядные и практические.
Непосредственно образовательная деятельность создает благоприятные возможности для сочетания: фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. В образовательной деятельности (непосредственно организованная образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) используются различные формы воспитательной работы (те виды деятельности, в которых прослеживается воспитательный момент): беседы, лекции, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами и т.д. В самостоятельной деятельности детей можно использовать следующие формы работы: рассматривание альбомов, картинок, настольные игры, игры-имитации. Формы работы при взаимодействии с родителями - это консультации, коммуникативные тренинги, участие в работе семейных и родительских клубов. Образовательная область «Коммуникация» предполагает использование вспомогательных форм организации педагогического процесса - это посещение кружков, студий, выполнение домашних самостоятельных работ детьми и т.д.
8
II. Практический опыт педагога по освоению детьми образовательной области
«Коммуникация»
2.1.Образовательная область «Коммуникация» глазами педагога.
Пятый год жизни - период наивысшей активности. Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребёнка я уделяю работе по обучению детей устной речи. Если посмотреть программу средней группы, то увидим, что она направлена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов. Совместную деятельность с дошкольниками я строю по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что:
- создаются условия для мотивации детской речи;
-стимулируется и поддерживается речевая инициатива ребёнка;
-качественный отбор содержания для обсуждения;
-используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
Очень важно для коммуникативного развития ребёнка необходимо создать в группе развивающую речевую среду. Я предлагаю включить в окружение детей картинки, иллюстрации, открытки (животные, транспорт, растения, достопримечательности родных мест), любимые книги, разные приборы для исследовательской деятельности. Т.е. всё то, что может развивать у ребёнка любознательность. Общаясь со своими воспитанниками я создаю непринуждённую обстановку располагающую к общению. Я выслушиваю детей, уточняю их ответы, подсказываю слова, которые более точно отражают особенность предмета, помогаю детям доброжелательно общаться друг с другом, часто использую слова синонимы, точнее сказать высказывания. Например, общение «Круг добра». Дети и педагог сидят на стульчиках ( на коленях, на подушечках). Проводится игра «Знакомство». Чтобы узнать имя ребёнка, педагог показывает пример речевого поведения и задает вопросы по-разному: Как тебя зовут? Мальчик, а как твоё имя? Назови своё имя? И т.д. Речь педагога - это пример для дошкольника. Поэтому, я всегда стараюсь следить за правильностью своей речи. При подготовке к коммуникативному общению с детьми, если возникает вопрос о правописании, постановке ударения в словах, значение слов, то моими помощниками становятся разные словари, энциклопедии. Ведь человек всегда должен учиться и совершенствоваться.
Весь образовательный процесс я строю по следующим направлениям.
Это звуковая культура речи. Она включает в себя:
9
1 .Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков. 2.Развитие артикуляционного аппарата.
3.Развитие фонематического слуха.
4.Совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний. 5.Подбирать слова на определённый звук.
При работе над интонационной выразительностью речи я использую с детьми проговаривание: шёпотом, тихо, громко. Для формирования звуковой культуры речи я применяю: артикуляционную гимнастику, чистоговорки. Важно при этом добиваться чёткой артикуляции. У каждого ребёнка зеркало, чтобы дети могли пронаблюдать за положением артикуляционного аппарата (положение губ, зубов, языка). Артикуляционную гимнастику я провожу каждый день перед завтраком в течение 3-5 мин.(2-3 упр.) Провожу эмоционально, в игровой форме, сидя или стоя. План проведения: рассказ об упражнении; показ; выполнение детьми перед зеркалом; проверка правильности упражнений, исправление ошибок; выполнение без зеркала. Упражнения необходимо проводить ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, постепенно усложняя упражнения. Развитие речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому я очень часто в своей практике использую пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию речи с движениями. Часто использую скороговорки - хорошие упражнения для уточнения произношения согласных звуков, дифференциации звуков (например, свистящих и шипящих, твёрдых и мягких). Использую дыхательную гимнастику, способствующую формированию правильного речевого дыхания: пускать мыльные пузыри, надувать резиновые игрушки, дуть в дудочку, губную гармошку и т.д.
По формированию словаря могу предложить следующие формы работы: пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей; существительными, обозначающими профессии; как можно больше прилагательных, обозначающих признак предмета не имевших места в их собственном опыте; учить определять и называть местоположения предмета (слева, справа и т.д.), время суток, слова синонимы (весёлый -радостный) ,слова антонимы (белый - чёрный), слова с обобщающим значением (стол, стул, шкаф - мебель.)
В процессе совершенствования грамматического строя речи я тактично подсказываю образец, как принято произносить то или иное слово, но иногда в целях создания благоприятных условий коммуникации, как игровой момент, релаксации поощряю
10
словотворчество. Помогаю детям правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных, правильно произносить несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).
Связную речь формирую следующим образом: учу активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их; учу детей описывать предмет (по образцу); упражняю в составлении рассказов по картине; работа с «Мнемотаблицами»; упражняю детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные отрывки из сказок; пересказ коротких сказок, составление рассказов из собственного опыта.
Для активизации и обогащения словаря я использую дидактические задания:
1 .Какая буква «заблудилась?» (Исправь ошибку) На волне - сметана,
Творог, молоко,
И рад бы поесть.
Да достать нелегко...
2.У слона - слонята, а у совы...? Назвать детёнышей животных. 3.Доскажи словечко. Жи-жи-жи, в лесу живут ...ужи.
4.Когда мы так говорим? Медведь на ухо наступил.
5.Маленький - большой. Слон: слоник, слонище. Дом: домик, домище.
6. Игра в рифму.
-Делиться со всеми - привычка моя!
Вам яду не надо? - спросила ...змея. 7.Многозначность слова.
Кисть: человека, рябины, у штор, для рисования. 8.Речевой образец (для воспроизведения детьми).
9.Объяснение происхождения (этимология слова).
10.Ответы на вопросы: что может быть сделано из стекла? (ваза, бутылка, стол и т. д.)
Речь - очень трудный вид деятельности для детей. Всем известно, что через 10 минут общения, направленного на развитие речи, дети устают, начинают отвлекаться, происходит спад речевой активности.
11
Поэтому расположение детей должно быть удобным, разнообразным (как можно меньше сидеть за столами), необходимо создать двигательную активность детей при общении. Детей необходимо хвалить, но только при правильном выполнении заданий.
Согласно ФГТ образовательный процесс включает в себя: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с родителями воспитанников. Совместная деятельность взрослого и детей подразделяется на непосредственно организованную деятельность и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Модель организации образовательного процесса
Образовательная область «Коммуникация» (Средняя группа).
Совместная деятельность взрослого и детей:
Непосредственно организованная Образовательная деятельность, осуществляемая
образовательная деятельность в ходе режимных моментов
- Интегрированные занятия по - Речевые игры и упражнения;
развитию речи; - Артикуляционная гимнастика; - Общение («Круг добра»); - Коммуникативные игры;
- Викторины. - Пальчиковые гимнастики;
- Пересказы и драматизации;
- Слушание рассказов и сказок с обсуждением;
- Дидактические игры.
Самостоятельная деятельность детей:
- Рассматривание картинок, альбомов;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Дидактические игры;
- Коммуникативные игры; ,
- Игры - имитации.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
- Консультации;
- Беседы;
-Рекомендации; - Организация семейных вечеров.
12
II.2.Интеграция с другими областями.
«Интеграция содержания дошкольного образования» - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Т.е. интеграция - это взаимосвязь, взаимодействие. Образовательная область «Коммуникация» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников. В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, необходимо общаться детям и педагогу, как невербальными средствами, так и вербальными. Например, физическая культура. Рассмотрим подвижные игры. Подвижная игра - это игра с правилами. Педагог рассказывает, во что будем играть, как, какие правила в игре, т.е. общается с детьми. В подготовительной группе дошкольники сами перед началом игры рассказывают о правилах игры. Только потом проводится игра. После игры опять общение - обсуждают результаты игры; подводят итоги; считают, например, кто выбыл из игры.
Содержание образовательной области «Здоровье» направленно на сохранение и укрепление физического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков детей. Педагог ежедневно в ходе режимных моментов, в игровых ситуациях прививает гигиеническую культуру (используем потешки, прибаутки - разучиваем во время гигиенических процедур); беседы о здоровом образе жизни. Беседы об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них (образовательная область «Безопасность») - общение по теме «Правила дорожного движения», решение проблемных ситуаций, экскурсии - всё это происходит в процессе взаимодействия педагога и воспитанников, т.е. происходит коммуникация в процессе какой- либо деятельности.
Приобщение к музыкальному искусству, умение слушать, эмоционально воспринимать музыку, развивать музыкальные способности дошкольников, проведение музыкальных вечеров для детей и родителей - всё это позволяет педагогу и дошкольникам общаться, петь, развивать музыкальный слух и т.д.
Чтобы сформировать положительное отношение к труду педагогу необходимо дать
первичные представления о труде взрослых (беседа, рассматривание альбомов, экскурсия на завод, в магазин и т.д.). Это процесс происходит при свободном общении взрослых и детей.
13
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на формирование первичных представлений о себе, своих чувствах, эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений.
Образовательная область «Познание» развивает познавательно-
исследовательскую и продуктивную деятельность, формирует элементарные
математические представления, расширяет кругозор детей, формирует целостную картину мира. Образовательная область «Социализация» и «Познание» интегрируют с областью «Коммуникация». Педагог и воспитанники общаются друг с другом; развивается активная речь детей в различных видах деятельности, дошкольники учатся культуре общения, развивается и активизируется свободное общение между взрослыми и детьми: рассказ, обсуждение после рассказа; беседа; викторина; рассматривание альбомов с обсуждением; игровые ситуации; общение; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; различные ярмарки и праздники и т.д.
По задачам и содержанию психолого-педагогической деятельности
образовательная область «Художественная литература» интегрирует с образовательной областью «Коммуникация»: развивается свободное общение взрослого и детей по поводу прочитанной книги, сказки; происходит практическое овладение нормами русской речи. Педагог с детьми учит стихи, скороговорки, - происходит развитие речи, интонационной выразительности. Педагог читает художественное произведение, ребята учатся внимательно слушать. Задаются вопросы по произведению, ребята отвечают, пытаются пересказать, возможно, инсценируют какие-то кусочки прочитанных сказок, начинают придумывать свои истории. Разве это не коммуникация педагога с детьми?
Образовательная область «Художественное творчество». Свободное общение взрослого и детей по поводу работ, как сделать, какие использовать приёмы. После выполнения творческой работы - организуются выставки. Ребята обсуждают с педагогом, что получилось, что нет. Выбирают наиболее удавшиеся работы. Можно использовать рисование с комментированием (ребёнок рисует и комментирует, что он делает или когда нарисовал - может рассказать, что он хотел передать в своей работе и что ему удалось). Разве это не интеграция с образовательной областью «Коммуникация»?
Таким образом, содержание психолого-педагогической работы по освоению
детьми образовательных областей решается интегрировано.
14
Заключение
Что такое педагогический процесс - это специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих, образовательных и оздоровительных задач. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы дошкольникам было комфортно, уютно, созданы благоприятные условия для взаимодействия педагога и воспитанников. Одна из задач дошкольного образования и воспитания - это развитие интеллекта. Приоритет ДОУ - развитие интеллекта. А показателем уровня интеллекта является развитие речи! Умение обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы!
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребёнка - дошкольника.
Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа;
- умение вступать в контакт с взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать,
отвечать, возражать, объяснять); - знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от
ситуации; - - элементарное владение основами грамоты.
Таким образом, задача педагогов дошкольного образования делать всё возможное и невозможное, чтобы повышать уровень коммуникативных способностей дошкольников, используя для этого различные методы и средства обучения и воспитания как в непосредственно организованной образовательной области. Так и в других видах деятельности (режимные моменты, самостоятельная деятельность).
15
Книга одного автора
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателей дет. сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
- Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст]: программа и методические
рекомендации / В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗИС,
2010.-64 с. - Киселёва, Г. А. Альбом игровых упражнений для развития речи и графических
навыков у детей 4-6 лет [Текст]: книжка-учишка / Г.А. Киселёва. - М.: Книголюб, 2005.-32с. - Занятия по развитию речи в детском саду [Текст] : методическое пособие / под
ред. О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1993.
Книга двух авторов
1. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991.-207 с.
Словари, энциклопедии
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов / под ред. чл.-корр. АН
СССР Н. Ю. Шведовой. - 19-е изд., испр. - М.: Рус. Яз., 1987. - 750 с. - Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. -
М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 1600 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....
Творческая разработка "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Материал предназначен для воспитателей....
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Творческая разработка "Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»"
Взгляд на коммуникативные способности дошкольников с точки зрения психологов,педагогов, лингвистов....