Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
методическая разработка (старшая группа) по теме
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка Выполнила: Лапшина Наталья Викторовна, слушатель КПК № 15/5 Новокузнецк 2011 Содержание Введение 3 I Теоретические основы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» в условиях ДОУ 4 1.1 Теоретико-методологические основы чтения художественной литературы в психолого-педагогических исследованиях 4 1.2 Анализ соответствия содержания образовательной области «Чтение художественной литературы» вариативных программ Федеральным государственным требованиям 6 II Содержание работы педагога ДОУ по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» 10 2.1 Чтение художественной литературы в условиях непосредственно образовательной деятельности: цели, формы работы 10 2.2 Интеграция образовательной области «Чтения художественной литературы» с другими областями содержания образования в практике работы ДОУ 12 Заключение 15 Список литературы 16 Приложения 18 Введение Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Следовательно, работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Данное направление представлено в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач развития свободного общения детей со взрослыми и сверстниками. Цель: Теоретическое обоснование средств дошкольного развивающего образования для решения задач образовательной области «Чтение художественной литературы». Задачи: 1. Изучить теоретические основы «Чтение художественной литературы» в психолого-педагогических исследованиях. 2. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность образовательной области «Чтение художественной литературы» и ее направленность на обеспечение познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. 3. Проанализировать соответствия содержания образовательной области «Чтение художественной литературы» вариативных программ Федеральным государственным требованиям. 4. Определить, научно обосновать цели, формы работы и интеграцию, рассматриваемую образовательную область с другими областями содержания образования. I Теоретические основы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» в условиях ДОУ 1.1 Теоретико-методологические основы чтения художественной литературы в психолого-педагогических исследованиях В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное усвоение словарного состава родного языка. Развитие словаря рассматривается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С.Выготским, установившим, что «ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности». Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно происходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. Произведения художественной литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой в условиях ДОУ были определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы детьми. Обобщённо эти задачи сформулированы методистами Карповой С.И. и Мамаевой В.В. и звучат следующим образом: - воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него; - формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы; - воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность произведений, развивать поэтический слух . У детей формируется также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Основными методами при ознакомлении с художественной литературой, по мнению ученых, Алексеевой А.М. и Яшиной В.И., являются следующие: 1. Чтение воспитателем книги или передача текста наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение художественной литературы и рассказывание, заучивание наизусть стихотворений на занятиях и использование литературных произведений устного народного творчества на занятиях и в разных видах деятельности. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событии, «мысленном действии», создаёт эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Ушакова О.С. и Никифорова О.И. выделяют в развитии восприятия художественного произведения три стадии: «непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность учителя (через чувства и сознание)». Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Гурович Л.М. на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя «два периода в их эстетическом развитии: от 2-5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным». Таким образом, целесообразно отметить, что умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Следовательно, на плечах педагога лежит колоссальная ответственность за заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты которые определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. 1.2 Анализ соответствия содержания образовательной области «Чтение художественной литературы» вариативных программ Федеральным государственным требованиям Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Данное направление представлено в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: 1. развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками; 2. развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; 3. практическое овладение детьми нормами речи. Проведённый анализ содержания задач речевого развития детей в вариативных программах с точки зрения соответствия Федеральным государственным требованиям выявил следующее: • во всех анализируемых программах задачи развития речи детей представлены в полной мере, знания и умения детей в области родного языка достаточно детализированы, в основе выделения речевых задач – учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей; • наиболее подробно данные образовательные задачи представлены в Программе воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А. Васильевой: задачи развития речи разделены на общие и частные, более детализированы, при этом особое внимание акцентируется на выявлении смысла, значения языковой единицы детской лексики, очень подробно представлены требования к развивающей речевой среде каждой возрастной группы; • в образовательной программе «Детство» внимание акцентируется на обогащении мотивации речевой деятельности детей, особо следует отметить выделение познавательных и речевых умений (для младших дошкольников) и уровней речевого развития (для старших дошкольников); реализация речевых задач предполагает использование развивающих игровых технологий, стимулирующих речевое творчество и самостоятельность ребёнка; • в Примерной общеобразовательной программе под редакцией Л.А. Парамоновой речевые задачи также достаточно подробно представлены по каждой возрастной группе, каждая задача имеет три вектора решения: непосредственное воздействие педагога; организация ситуаций взаимодействия детей; организация среды. Авторы программы обращают внимание педагогов на формирование у ребёнка желания активно вступать в общение всеми доступными неречевыми и речевыми средствами; • анализ содержания речевых задач в образовательной программе «Радуга» позволяет отметить особую концентрацию внимания на освоении ребёнком знаковой системы речи, а также развитии диалогической речи как способа коммуникации, в то же время следует отметить отсутствие детализации конкретных знаний, умений и навыков детей в области родного языка; • полное соответствие содержания задач образовательной области «Коммуникация» Федеральным государственным требованиям можно отметить в образовательной программе «Успех»: в целях оптимизации построения образовательного процесса разделы программы изложены по возрастным подпериодам дошкольного детства, содержание задач строится на адекватных возрасту видах деятельности. В целом можно отметить, что практически во всех анализируемых программах задачи развития речи детей достаточно подробно детализированы. Например, в Федеральных государственных требованиях задача развитие произносительной стороны речи не имеет чёткой конкретизации, тогда как в существующих программах, в соответствии с классической методикой развития речи выделяется задача воспитание звуковой культуры речи, которая включает в себя не только формирование у детей навыков правильного звуко- и словопроизношения, но и воспитание орфоэпически правильной речи, выработку чёткой дикции, формирование выразительности речи и др. Поскольку Федеральные государственные требования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках речевой работы актуализируется проблема организации речевой развивающей среды. Следует отметить, что достаточно полная характеристика структурных компонентов речевой среды каждой возрастной группы представлена только в Программе воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой. Говоря об образовательной области «Чтение художественной литературы», следует отметить, что её содержание, согласно Федеральных государственных требований, направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Традиционно данный раздел программ предусматривал работу по ознакомлению детей с художественной литературой различными методами, ведущим из которых был метод чтение художественных произведений (по книге или наизусть). В Федеральных государственных требованиях отмечается отождествление понятий «чтение» и «восприятие». Реализация содержания образовательной области «Чтение художественной литературы» предусматривает решение следующих задач: 1. формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; 2. развитие литературной речи; 3. приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Следует отметить, что чтение по отношению к детям дошкольного возраста – условное понятие. Взрослый является своего рода посредником между ребёнком и книгой, поэтому именно педагог формирует круг детского чтения. Данное обстоятельство учитывается при определении содержания работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста во всех вариативных программах. Во всех анализируемых программах задачи работы по данной образовательной области достаточно подробно раскрыты (формирование интереса к художественной литературе; развитие эстетического восприятия; знакомство детей с изобразительными средствами языка; формирование выразительность речи; развитие исполнительских навыков и др.). Особого внимания заслуживает образовательная программа «Детство», в которой восприятие ребёнком произведений художественной литературы рассматривается в одном ряду с восприятием изобразительного искусства и музыки; среди знаний, умений и навыков авторы программы выделяют познавательные умения (слушать, запоминать), речевые умения (передача текста, выразительность речи) и отношения (эмоциональный отклик). Основная концептуальная позиция программы «Успех» в отношении анализируемой образовательной области «Чтение художественной литературы» - «не ознакомлять детей с художественной литературой, не заниматься литературным образованием детей, а ежедневно читать». При этом, основной вид речевой деятельности при ознакомлении детей с художественной литературой – аудирование (смысловое восприятие звучащей речи). Наиболее подробно данные образовательные задачи представлены в Программе воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой. Авторы программы рассматривают художественную литературу как средство нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания детей; особое внимание обращается на формирование у детей элементарных представлений о специфике произведений разных жанров, на образность и выразительность речи. Образовательные задачи программы «Радуга» по анализируемой образовательной области в полной мере соотносятся с Федеральными государственными требованиями. Достаточно подробно задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой представлены в Примерной общеобразовательной программе под редакцией Л.А. Парамоновой, во главу угла ставится проведение анализа художественной литературы на доступном ребёнку уровне, который приводит к формированию представлений об особенностях литературы и воспитанию грамотного читателя. Авторы программы рекомендуют использовать приёмы, максимально стимулирующие интерес детей книгам (чтение с «продолжением», чтение «толстых» книг и др.). Таким образом, можно констатировать, что во всех образовательных программах образовательная область «Чтение художественной литературы» в полной мере соотносится с Федеральными государственными требованиями, в то же время в программе «Детство» наиболее полно представлена работа по организации литературного воспитания ребёнка в семье. Во всех анализируемых программах (за исключением программы «Успех») представлена характеристика репертуара детского чтения, которая наиболее подробно представлена в Программе воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой (списки значительно обновлены за счет классических произведений из золотого литературного фонда). При этом авторы программ указывают на возможность корректировки педагогами предложенных перечней литературы в зависимости от интересов и потребностей детей, а также с учётом региональных традиций. II Содержание работы педагога ДОУ по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» 2.1 Чтение художественной литературы в условиях непосредственно образовательной деятельности: цели, формы работы Нормативные правовые документы федерального уровня последних лет, Закон РФ «Об образовании», Типовое положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666), приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года N655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки РФ N 373 от 06.12.2009 г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования» внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, поставили задачу разработки новых основных общеобразовательных программ дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГТ определяют новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно: • Совокупность образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; • Формирование общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; • Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников. • Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности. • Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером. • При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей: 1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. 2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. 3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое до конца. Таким образом, соблюдения ФГТ позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования, обеспечить преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; • развитие литературной речи; • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Формами непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» будут являться: 1. Чтение 2. Обсуждение 3. Разучивание Средствами обучения будут: 1. Учебно-методическая литература (перечень и контрольные экземпляры) 2. Учебно-наглядные пособия 3. Раздаточные дидактические материалы 4. Аудиовизуальные технические средства При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребёнка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения — систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» её с непосредственным интересом и увлечением. 2.2 Интеграция образовательной области «Чтения художественной литературы» с другими областями содержания образования в практике работы ДОУ Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) определяют подходы и принципы построения образовательного процесса и программы, которая должна строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Главная цель введения ФГТ стандартизировать содержание дошкольного образования и обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе. В.С. Безрукова рассматривала педагогическую интеграцию в виде: – принципа – ведущей идеи, отражающей особенности современного этапа развития и гарантирующей в случае её реализации достижение более высоких позитивных результатов педагогической деятельности; – процесса – непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом; – результата – формы, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом. Таким образом, интеграция – это системное образование, объединяющее интегративное целое, а именно: 1. как синтез процессуальных и результирующих составляющих; 2. как процесс; 3. как результат, отражающий момент фиксации определённого интегрального «продукта». Интеграцию можно определить как становление целостности, связанной с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний, что приводит к их уплотнению и концентрации, расширению эвристических и познавательных способностей. Чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что, помимо наличия общих оснований, они должны: 1. расширять и обогащать имеющиеся представления дошкольников; 2. быть нужными при последующем обучении в школе; 3. быть доступными и опираться на личный опыт, связываться с повседневной жизнью. Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемно поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы, стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации); повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки. Содержание интегрируемых образовательных областей распределено по четырем основным направлениям: «Физическое развитие» (образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»); «Социально-личностное развитие» (образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность»); «Познавательно-речевое развитие» (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»); «Художественно-эстетическое развитие» (образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»). Основные направления развития детей и образовательные области Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Кругозор Чтение художественной литературы Познание Коммуникация Социализация Труд Безопасность Физическая культура Здоровье Музыка Художественное творчество Также с большой долей уверенности можно утверждать, что все образовательные области интегрируются по задачам и содержанию психолого-педагогической работы. Примерные виды интеграции образовательной области «Чтение художественной литературы»: • «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений). • «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи). • «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей). • «Художественное творчество» (развитие детского творчества по средствам организации и оптимизации образовательного процесса). • «Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений). • «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений) Заключение Наиболее эффективной непосредственно образовательная деятельность будет в случае, когда педагог целенаправленно использует интегрированный подход при организации образовательного процесса. В перспективном планировании по каждому направлению психолого-педагогической работы должен соблюдаться принцип интеграции, согласно которому задачи одной образовательной области осуществляются не только в процессе специфических игр, упражнений, заданий, но и при организации всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на табличную форму плана, могут планировать по своему усмотрению. Исходя из условий и потребностей ДОУ и окружающего социума, считаем главной целью деятельности сохранение и развитие психического и физического здоровья ребенка, развитие творческого потенциала личности дошкольников, воспитание личности, активно осваивающей окружающий мир и обладающей ключевыми компетентностями, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творчества. Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности. Основные направления развития - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особен¬ностей, имеют свои цели и задачи. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на до¬стижение цели формирования интереса и потреб¬ности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; • развитие литературной речи; • приобщение к словесному искусству, в том чис¬ле развитие художественного восприятия и эстети¬ческого вкуса. Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Литература 1. Алексеева А.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебник / А.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издат. Центр «Академия», 1998. – 400с. 2. Выготский Л.С. Детская психология [Текст]: учебник / Собр.соч. в 6 т. – М.: Просвещение, 1994. – Т 4. – 426 с. 3. Гурович Л.М., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. – СПб., 1996. 4. Гурович Л.М., Ребенок и книга [Текст]/ Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. - М., Просвещение, 1992. – 63с. 5. Ушакова, О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой [Текст] / О.С.Ушакова. – М., 1984 – 135с. 6. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998. 7. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М., 2010. 8. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 л. [Текст]: / С.И.Карпова, В.в.Мамаева. – СПб; Речь, 2007. – 144с. 9. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6. 10. Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г., журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2010г. (библиотека МУ ГМЦ) 11. ФГТ: Найти 10 отличий. //Обруч. - 2010г - № 6. (библиотека МУ ГМЦ). 12. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5. (библиотека МУ ГМЦ). 13. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5. (библиотека МУ ГМЦ). 14. Образовательные области ООП ДО и их интеграция // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. (библиотека МУ ГМЦ). 15. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению ООП ДО // Дошкольное воспитании. – 2010. - № 8. (библиотека МУ ГМЦ). 16. Ведение педагогических наблюдений // Детский сад. Управление. - 2010. - № 6 (229). (библиотека МУ ГМЦ). 17. Образовательная программа ДОУ с учетом ФГТ // Справочник старшего воспитателя ДУ. – 2010. - № 9. (библиотека МУ ГМЦ). 18. Понятие ООП в современном дошкольном образовании // Управление ДОУ. – 2010. - № 5. (библиотека МУ ГМЦ). 19. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 г. № 655. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m655.html 20. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения // Обруч. – 2010. - № 5. (библиотека МУ ГМЦ). Приложения Принцип интеграции содержания и задач образовательной области Образовательная область «Чтение художественной литературы» Образовательная область «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи Образовательная область «Социализация» - формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы; - формирование первичных ценностных представлений Образовательная область «Познание» - формирование целостной картины мира; - расширение кругозора детей Образовательная область «Художественное творчество» - развитие детского творчества Образовательные области «Музыка» - развитие детского творчества; - приобщение к различным видам искусства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....
Творческая разработка "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Материал предназначен для воспитателей....
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.
Цель разработки - показать необходимость речевого развития дошкольников, как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне её; наметить цели и задачи совершенствования...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей " художественное творчество"
В образовательном пространстве дошкольной образовательной организации особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. ...