«КАРТОТЕКА ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ».
картотека на тему

Немыткина Елена Евгеньевна

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

«ДЕНЬ ЗНАНИЙ»

(Здравствуй школа, школьные принадлежности, профессии)

ОО  «Речевое развитие»/  «Физическое развитие»

Речевая подвижная игра «Веселая зарядка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_rechevoe_razvitie.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

«КАРТОТЕКА ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

«ДЕНЬ ЗНАНИЙ»

(Здравствуй школа, школьные принадлежности, профессии)

ОО  «Речевое развитие»/  «Физическое развитие»

Речевая подвижная игра «Веселая зарядка»

Задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, формировать физические качества, отрабатывать мышечный тонус.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим

*

ОО «Речевое развитие»/ Познавательное развитие»

Чистоговорки

Задачи: развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух,

формировать представление о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Шо-шо-шо,шо-шо-шо я пишу уж хорошо.
Шу-шу-шу,шу-шу-шу все, что хочешь, напишу.
Ши-ши-ши,ши-ши-ши "Ешьте кашу", -напиши.
Шу-шу-шу,шу-шу-шу это я уж напишу.

Рю-рю-рю,рю-рю-рю как я много говорю?
Ри-ри-ри,ри-ри-ри от зари и до зари.
Ре-ре-ре,ре-ре-ре о горе и о норе.
ря-ря-ря,ря-ря-ря про озера и моря.
Рю-рю-рю,рю-рю-рю говорю и говорю.
ря-ря-ря,ря-ря-ря обо всем, но, видно, зря!

Ола-ола-ола – это наша школа.

Олы-олы-олы – я стою у школы.

Алы-алы-алы – новые пеналы.

Ал-ал-ал – я купил пенал.

Ал-ал-ал – со стола упал пенал.

Ал-ал-ал – в классе есть журнал.

Ра-ра-ра – тетрадь купил вчера.

Ру-ру-ру – ручку подберу.

*

ОО / «Речевое развитие»/ «Познавательное развитие»

Словесная игра «Правила поведения в школе»

Задачи: усвоить  нормы и ценности, принятые в обществе (морально-нравственные ценности), развивать и активизировать словарь,  расширять кругозор об окружающем мире.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая)

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать

Надо руку …(поднимать).

На математике считают,

На перемене …(отдыхают)

Если друг стал отвечать,

Не спеши …(перебивать)

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно …(руку).

Знай, закончился урок,

Коль, услышал ты… (звонок).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не …(кричи).

ОО «Речевое развитие»/ «Познавательное развитие»

Игра «Собери портфель»

Задачи: развивать и активизировать словарь,  расширять кругозор об окружающем мире.

 (Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают и кладут в портфель предметы.)

Новый дом, несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно Важные. (Портфель.)

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? (Ластик.)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (Карандаш.)

Языка нет, а рассказывает. (Книга.)

— Как называются книги, по которым учатся дети? (Учебники.)

То я в клетку, то в линейку,

— Написать по ним сумей-ка! (Тетради.)

 «ОСЕННЯЯ ПОРА, ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ»

ОО  «Речевое развитие»/ «Познавательное развитие»

Дидактическая игра «Назови ласково»

Задачи: формировать способность образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; расширить и активизировать словарь по лексической теме; формировать представление о многообразии деревьев.

Тополь — тополек,

дуб — дубок,

осина — осинка (осиночка),

береза — березка (березонька),

рябина — рябинка (рябинушка),

ива — ивушка,

елка — елочка,

сосна — сосенка,

клен — кленок,

яблоня — яблонька,

шишка — шишечка,

ветка — веточка,

лист — листик, листок, листочек,

лес — лесок,

иголка — иголочка.

*

ОО  «Речевое развитие» / «Познавательное развитие»

Дидактическая игра «Один — много»

Задачи: формировать способность образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; расширить и активизировать словарь по лексической теме; формировать представление о многообразии деревьев.

Клен — клены — кленов;

тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин;

дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип;

береза — березы — берез;

ива — ивы — ив;

рябина — рябины — рябин;

ель — ели — елей;

елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен;

яблоня — яблони — яблонь;

плод — плоды — плодов;

шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей;

сережка — сережки — сережек;

крона — кроны — крон;

макушка — макушки — макушек;

корень — корни — корней;

ствол — стволы — стволов;

ветка — ветки — веток;

сук — сучья — сучьев;

иголка — иголки — иголок;

лепесток — лепестки — лепестков;

лес — леса — лесов;

чаща — чащи — чащ.

*

ОО «Познавательное развитие» / «Речевое развитие»

Дидактическая игра «Чьи плоды (семена)?»

Задачи: познакомить детей с многообразием плодов (семян) и местами их произрастания; развивать способность анализировать; расширить и активизировать словарь по лексической теме.

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

*

ОО  «Речевое развитие»  / « Познавательное развитие»

Дидактическая игра «Подбери слова-действия»

Задачи: расширить и активизировать глагольный словарь; закрепить знания о строение деревьев; развивать мыслительные способности детей

Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ;

дерево ... ;

крона ... ;

почки ... ;

корни ... ;

ветви ... .

Чистоговорки

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.


«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

ОО «Речевое развитие» / «Познавательное развитие»

Задачи: Формировать владение речью, обогащение активного словаря, развитие речевого творчества, воображения и творческой активности, расширение представления об окружающим мире

Стихотворение

Мама курица цыплят

На прогулку водит в сад.

Учит землю клювом рыть,

Учит бабочек ловить

*

ОО «Речевое развитие »

Задачи: Развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, формирование социального и эмоционального интеллекта.

Чистоговорки

Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать.
Улитки на лугу без шуток
Учились прятаться от уток.

Чистоговорки

Ту-ту-ту – поет петух.

Ха-ха-ха – поймал петуха

Чистоговорки

Из колодца принесла курица водицы,
Цы-цы-цы,цы-цы-цы отогнали? молодцы!
Це-це-це,це-це-це вот вам сказка о яйце.

Чистоговорки

Цо-цо-цо-,цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу,цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца,ца-ца-ца брысь,котенок, от яйца!
Цу-цу-цу,цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо,цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.

Чистоговорки

Ха-ха-ха,ха-ха-ха есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи,хи-хи-хи все дерутся петухи.
Ху-ху-ху,ху-ху-ху клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи,хи-хи-хи хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха,ха-ха-ха без хвостов два петуха.

Чистоговорки

Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
-Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.

Чистоговорки

Цыпленок с курицей
Пьют чай на улице.

Чистоговорки

Цветет у птичника цветок-
Цветок на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок...
-Цветок, ты кто?
-Цыпленок!

Чистоговорки

Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?

*

ОО «Речевое развитие »

Задачи: Развивать общение и взаимодействие с взрослым, становление саморегуляции собственных действий, развитие интеллекта.

Чистоговорки

Ор-ор-ор – петух взлетел на забор.

Оре-оре-оре – сидит петух на заборе.

Ора-ора-ора – все видит он с забора.

Лята-лята-лята – у курицы цыплята.

Лят-лят-лят – учит курица цыплят.

Лята-лята-лята – ищут корм цыплята.

Лята-лята-лята – скоро вырастут цыплята.

*

 « Что умеют птицы?» .


Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить.
Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Гусь умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Петух умеет кукарекать, клевать, бегать, летать, драться.
Далее логопед просит детей повторить, что умеют птицы.

«КТО ЖИВЕТ НА ЛУГУ?»

(Все о насекомых)

ОО «Речевое развитие»/ «Познавательное развитие»

 Задачи: развитие и активизация словаря, уточнение и формирование правильного речевого уклада,  умение слушать и повторять за взрослым чистоговорки.

Чистоговорки

Жук давно желал жениться,
Без жены жить не годится.
Взял бы жужелицу в дом,
И жужжали бы вдвоём.

*

ОО «Речевое развитие»/ «Познавательное развитие»

 Задачи: развитие и активизация словаря, уточнение и формирование правильного речевого уклада,  умение слушать и повторять за взрослым чистоговорки.

Чистоговорки

Ки-ки-ки,ки-ки-ки притаились пауки.
Ка-ка-ка,ка-ка-ка муха в сетке паука.
Ки-ки-ки,ки-ки-ки нам полезны пауки
Ка-ка-ка,ка-ка-ка вы не бойтесь паука.

*

ОО «Речевое развитие»/ «Познавательное развитие»

Задачи: развитие и активизация словаря, уточнение и формирование правильного речевого уклада,  умение слушать и повторять за взрослым чистоговорки.

Чистоговорки

По полю полз паучок- паучишка,
      Плотно покушать пытался плутишка.

*

ОО «Речевое развитие»/ «Познавательное развитие»

 Задачи: развитие и активизация словаря, уточнение и формирование правильного речевого уклада,  умение слушать и повторять за взрослым чистоговорки.

Чистоговорки

Ся-ся-ся,ся-ся-ся не поймали карася.
се-се-се,се-се-се карасей ловили все.
Си-си-си,си-си-си в водоеме караси.
      Ся-ся-ся,ся-ся-ся вот поймать бы карася!

*

ОО «Речевое развитие»/ «Познавательное развитие»

 Задачи: развитие и активизация словаря, уточнение и формирование правильного речевого уклада,  умение слушать и повторять за взрослым чистоговорки.

Чистоговорки

Са-са-са, са-са-са ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы,сы-сы-сы не боимся мы осы!
Су-су-су.су-су-су видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы,сы-сы-сы мы не видели осы.
Са-са-са,са-са-са отгадайте, где оса?

*

«ТРАНСПОРТ»/ «ВЕСЕЛЫЙ СВЕТОФОР»/ «МЫ НА ТРАНСПОРТЕ ПОЕДЕМ» / ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

ОО «Речевое развитие»/ «Физическое развитие»

Пальчиковая гимнастика «Машина»

Задачи: формировать умение координировать речь и движение, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Би-би-би- гудит машина

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук-

Мотор стучит

(ритмично хлопают руками)

-Едем, едем, едем, едем,- он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу,

Шу-шу-шу- они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та - вперед спешат

(делают ритмичную «вертушку» руками)

*

ОО   «Речевое развитие»/ «Физическое развитие»/

Речевая подвижная игра «Самолеты»

Задачи: укреплять физическое здоровье, развивать двигательную активность, общую моторику, формировать координацию движений.  

Самолеты загудели У-у-у-у-у

(вращение руками перед грудью)

Самолеты полетели У-у-у-у-у

(Руки в стороны, наклоны влево-вправо)

На площадку тихо сели.

(Присесть)

Да и снова полетели

(Бег по кругу)

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете

(Маршировать)

На носки поднимались

(руки вверх, сомкнуть)

А потом руки вниз

Раз, два, три, потянись

(потягивание вверх)

Вот летит ракета ввысь

(бег по кругу)

*

ОО   «Речевое развитие»/ «Физическое развитие»/

«Познавательное развитие»/

                              Массаж общескелетной мускулатуры.

Задачи: сохранение физического и психического здоровья, формировать умение координировать речь и движение, развивать мелкую моторику пальцев рук, развитие крупной моторики, координации движений.

(Дети выполняют массажные движения на спине друг друга)

Ракеты летают,

(Погладить ладонями шею и плечи)

Плывут корабли,

(Рисовать на спине круги спиралевидными движениями)

И едут по трассе грузовики.

(Выполнить растирание спины ладонями противоходом вверх- вниз)

В метро под землей электрички гудят,

(Пальчиковый «душ» - рисовать подушечками пальцев круги на спине от плеч до лопаток)

По кругу бегут то вперед, то назад.

(Погладить спину обеими руками сначала по часовой, затем против часовой стрелки)

*

ОО  «Речевое развитие»/ «Физическое развитие»/

«Познавательное развитие»/

                                          Развитие мелкой моторики

Задачи: сохранение физического и психического здоровья, формировать умение координировать речь и движение, развивать мелкую моторику пальцев рук.

По морям и океанам

(Погладить левую ладонь от кончиков пальцев к кисти правой рукой)

Судна водят капитаны

(Растереть левую ладонь указательным и средним пальцами правой руки по кругу)

То на север, то на юг,

(Выполнить пиление левой ладошки ребром правой ладони слева направо и обратно)

Даже могут сделать круг.

(Выполнить пальчиковый «душ» по левой ладошке)

И большие корабли

(Размять левую ладошку большим пальцем правой руки по кругу спиралевидными движениями)

Обойдут вокруг земли.

(Погладить одну ладошку другой по кругу)

(Выполнить самомассаж на правой руке)

*

 «МЕБЕЛЬ»

ОО «Речевое развитие»/ «Физическое развитие»/ « Познавательное развитие»

Пальчиковая гимнастика «НАША КВАРТИРА»

Задачи:

Развивать умение координировать речь с движением.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представления о предметах мебели.

В нашей комнате – стол –                         (на каждое название предмета мебели ребёнок

Есть отличный СТОЛ дубовый,                 загибает по одному пальчику. К концу

СТУЛЬЯ – спинки все резные,                стихотворения должны быть загнуты все десять

Ножки гнутые, витые.                         пальцев.)

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

*

ОО «Речевое развитие»/ «Физическое развитие»/ « Познавательное развитие»

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Задачи:

Развивать умение координировать речь с движением.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представления об предметах мебели..

У стола четыре ножки.

Сверху крышка, как ладошка.

(Одну рука сжать в кулак. Ладонь второй положить сверху)

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

(Одну ладонь поставить ребром вверх. Вторую сжать в кулак и соединить руки)

«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

*

ОО «Речевое развитие»/ «Познавательное развитие»/ «Социально-коммуникативное развитие»

Диалог «Все здесь»

Задачи:

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

 Формирование представлений об объектах окружающего мира.

Надя с бабушкой пошли в поле.

Колосьев в нем видимо – невидимо.

И все немного усатые. Надя спросила:

- Бабушка, а что тут растет?

- Хлеб, внученька.

- Хлеб? А булки где?

- И булки здесь, внученька.

- А баранки?

- А пряники?

- И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.

*

ОО «Речевое развитие»/«Познавательное развитие»

Чистоговорки

Задачи:

Развитие речевого творчества, фонематического слуха.

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Рюля-рюля-рюля – чистая кастрюля.

Рюлю-рюлю-рюлю- песком очистили кастрюлю.

Рюле-рюле-рюле – будем суп варить в кастрюле.

Рюлей-рюлей-рюлей – пар горячий над кострюлей.

Ар-ар-ар – мы купили самовар.

Ар-ар-ар – на стол поставим самовар.

Ар-ар-ар – закипел наш самовар.

Ар-ар-ар – кипит наш самовар.

*

ОО «Речевое развитие»/ «Познавательное развитие»

Речевые игры

Задачи: 

Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

 Образование однокоренных слов, образование множественного числа имен существительных).

Формирование познавательных действий.

«Назови ласково»: Суп – супчик и т.д. со словами – масло, булка, печенье, котлета, творог, баранки, хлеб, торт, варенье.

 «Подбери похожие слова» (однокоренные): Хлеб – хлебный, хлебушек, хлебница, нахлебник и т.д. со словами – сахар, соль, молоко, селёдка.

«Один – много»: котлета – котлеты – много котлет; и т.д. со словами – пирог, сосиска, каша, фарш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности( реализация образовательной области "познание") . тема:"веселое путешествие".

Цели: развитие внимания и наглядно- действенного мышления; закрепление в речи названий животных и их признаков( использование игрушек и картинок); расширение активного словаря за счет новых слов ( пуш...

План конспект непосредственной образовательной деятельности «Реализация образовательной области «Безопасность» и способы ее интеграции» на тему «Весенняя прогулка»

Как прекрасен и удивителен мир природы: мир превращений и неожиданностей, красоты. Каждого ребенка интересует абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать,...

Картотека форм и видов деятельности "В гостях у сказки" / "Любимые сказки", "Наш город"

Картотека форм и видов образовательной деятельности по приоритетной образовательной области "Речевое развитие"  пригодится педагогам при разработке конспектов НОД....

Формы организации детей при реализации образовательной области "Художественное развитие"

Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активность, самостоятельность детей...

КАРТОТЕКА ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«Познавательное развитие»ОО «Познавательное развитие»/ «Художественно-эстетическое развитие»...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности реализации образовательной области «Познавательное развитие», с интеграцией ОО «Социально-коммуникативное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности  реализации образовательной области «Познавательное развитие», с интеграцией ОО «Социально-коммуникативное раз...