Интегрированный подход в поликультурном образовании дошкольников
статья по теме

В статье представлен опыт работы по мультикультурному образованию дошкольников. Автором предложен проект "Под небом славян" с подробным планом реализации, основанный на приобщении детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ

ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Реализация основной общеобразовательной программы детского сада в соответствии с Федеральными государственными требованиями предполагает активный поиск путей межвидовых связей в содержании разных разделов, использование интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Единство образовательных областей «Коммуникативно-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» переносит акцент со знаний, умений и навыков на формирование общей культуры дошкольника.

Коллектив МАДОУ Центра развития ребенка – детского сада №45 с 2009 года проводит поисково-исследовательскую работу по теме: «Педагогические условия приобщения дошкольников старшего возраста к культуре народов мира». Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса позволяет естественным образом решить педагогическую задачу мультикультурного образования детей.

Понятие «мультикультурное образование» подразумевает образование, приобщающее детей к культурным и нравственным ценностям других стран и народов. Именно в мультикультурном образовании реализуется принцип диалога и взаимодействия культур. Наряду с всесторонним изучением традиций и обычаев народов России дети старшего дошкольного возраста вовлечены в занимательный мир путешествий в Японию и Египет, встречаются с ожившими героями сказок и преданий Англии, погружаются в историческое прошлое древних индейцев – исконного народа Северной Америки.

Благодаря интегрированному подходу при ознакомлении с культурой народов мира, дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой, активно общаются и быстро вступают в игру. В процессе интегрированного обучения ребенок учится: познавать явления с разных точек зрения; применять знания из разных областей в решении конкретных задач; выражать себя посредством слова, движения, музыки;

Интеграция, как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности конструирования непосредственной образовательной деятельности на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.  

Первым шагом в познании и понимании детьми общечеловеческих духовных ценностей стало  приобщение их к истории культуры России при реализации проекта «Под небом славян». Целью проекта явилось приобщение детей к славянской народной культуре,  установление связи между поколениями, знакомство детей с народными обрядовыми праздниками, народными играми, являющимися национальным богатством и достоянием русского народа. Ребенок в проекте  -  участник шумных бесед и посиделок, веселых забав и игрищ.

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

  1. Дать детям представление о славянах – группах народов (русские,  украинцы,  белорусы,  поляки и др.), имеющих общее происхождение, похожий язык  и традиции.  Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
  2. Расширить знания детей о том, что жизнь славян проходила по законам природы, в которых воплотились образы древних славянских богов (богиня Макошь – покровительница женского начала, защитница женщин как воплощение мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира; бог Белбог – воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба; бог Перун – бог грозовых туч, грома и молнии, покровитель воинов и др.)
  3. Познакомить с традиционными русскими народными играми, хороводами.
  4. Обогатить представление детей об одежде древних славян, о мифологическом значении элементов народного орнамента

В соответствии с задачами творческого проекта был разработан перспективный план работы по ознакомлению старших дошкольников с культурой древних славян, приобщению их к историческому наследию предков, который учитывал принцип интеграции образовательных областей, рекомендуемый ФГТ (табл.1).

Таблица 1

План реализации проекта: «Под небом славян»

Тема

Интеграция образовательных областей

Составляющие компоненты

«Русь великая, Русь былинная!»

Познание.

Коммуникация.

Чтение художественной литературы.

Музыка.

Знакомство с бытом древних славян и их верованиями в силы природы, в русских богов. Рассматривание иллюстрации Б.Ольшанского «Лель», «Берендеи», «Клятва Сворожича». Инсценировка песни «Ворон».

«И летит на крылатом коне Русь в далёкие тысячелетья!»

Познание.

Художественное творчество.

Социализация.

Коммуникация.

Чтение художественной литературы.

Музыка.

Образ коня в жизни славян как символ жизни и солнца. Изготовление из соленого теста и роспись игрушки Полкан. Народная подвижная игра «Переездной конь». Русская народная песня «Выйду ночью в поле с конем»

 «Там русский дух! Там Русью пахнет!»

Познание.

Художественное творчество.

Социализация.

Коммуникация.

Чтение художественной литературы.

Музыка.

Физическая культура.

Слушание песен Николая Емелина «Русь Великая», певицы Алевтины «Мокошь». Народная подвижная игра  «Волк во рву».

«Братья славяне»

Познание.

Социализация.

Коммуникация.

Чтение художественной литературы.

Музыка.

Обобщение  представление о славянах – группах народов (русские, украинцы, белорусы, поляки); славяне имеют общее происхождение, похожий язык и традиции. Слушание украинских и белорусских народных песен.

«По следам любимых сказок»

Познание.

Социализация.

Коммуникация.

Чтение художественной литературы.

Физическая культура.

Чтение славянских сказок, русских былин. Народная подвижная игра «Чучело».

Ратная дружина»

Познание.

Социализация.

Коммуникация.

Встреча  и беседа детей с дружиной богатырей исторического клуба с. Арское.

Посещение музеев г. Ульяновска

«Наша русская игрушка не стареет сотни лет»

Познание.

Социализация.

Коммуникация.

Художественное творчество.

Музыка.

Изготовление куклы-скрутки. Разыгрывание кукольного спектакля по желанию детей.

«Кружит Колесо времен»

Познание.

Социализация.

Коммуникация.

Художественное творчество.

Физическая культура.

Знакомство с элементами славянского орнамента. Украшение русской рубахи, пояса с помощью аппликации. Народная подвижная игра «Ловишки с ленточкой».

«По законам природы»

Познание.

Социализация.

Коммуникация.

Чтение художественной литературы.

Музыка.

Значение оберега. Изготовление оберега из различных материалов (соленое тесто, бумага, ткань) по выбору детей. Хороводная игра «Во поле береза стояла».

«Мой любимый сказочный герой»

Познание.

Социализация.

Художественное творчество.

Музыка.

Физическая культура.

Рисование сказочных былинных персонажей. Хороводная игра «Матрешки».

«Валяный мяч»

Познание.

Социализация.

Художественное творчество.

Музыка.

Физическая культура.

Изготовление с детьми традиционного мяча из овечьей шерсти с помощью валянья, игра «Передай мяч».

Обрядовый праздник Мокоши

Познание.

Социализация.

Коммуникация.

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы.

Труд.

Музыка.

Физическая культура.

Знакомство с традициями  народного обрядового праздника: угощение гостей пшенной кашей на молоке, начало больших зимних домашних работ, пение разученных ранее хороводных песен,  использование устного фольклора (приветствие, пословицы). Конкурс плетения кос.

Итоговым продуктом проекта стало создание в старших группах совместно с родителями воспитанников мини-музея «Славянские умельцы», экспонатами которого стали предметы русской старины, образцы вышивок, росписи, куклы в национальных костюмах, детские поделки. Кроме того, в заключительной части проекта был проведен праздник  «Золотая осень России» совместно с родителями и приглашенными гостями.

В целом, в процессе мультикультурного образования в группах появляется обновленная предметно-развивающая среда, составляются планы-проекты, подбирается разнообразный наглядный и иллюстративно-познавательный материал, игры, развлечения и праздники, способствующие ознакомлению детей с культурой Великобритании, Египта, США и Японии.

Совместная деятельность взрослого и ребенка предполагает тесную взаимосвязь воспитателей,  музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, ПДО по хореографии,  преподавателей по английскому языку и  по изобразительной деятельности. Мультикультурное образование детей дошкольного возраста, построенное на интеграции всех образовательных областей, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника. Формируется мультикультурная личность ребенка, признающая культурный плюрализм и активно содействующая ему, принимающая национально-культурное многообразие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства

Задачи: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус; знакомить с разновидностями струнных инструментов; закреплять практические навыки выразительного...

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства

Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников буд...

Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста...

Интегрированный подход в дошкольном образовании. РАЗРАБОТКА НОД

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования. Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз&ra...

Целевые ориетиры поликультурного образования дошкольников Приангарья

В статье описаны цели поликультурного образования дошкольников и примеры их реализациии...

Педагогические чтения как одна из форм взаимодействия с педагогами по поликультурному образованию дошкольников

Многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур разных народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает з...

Буклет "Проблема поликультурного образования дошкольников"

Буклет "Проблема поликультурного образования дошкольников" в формате буклета...