Интегрированный подход в поликультурном образовании дошкольников
статья по теме
В статье представлен опыт работы по мультикультурному образованию дошкольников. Автором предложен проект "Под небом славян" с подробным планом реализации, основанный на приобщении детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ
ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Реализация основной общеобразовательной программы детского сада в соответствии с Федеральными государственными требованиями предполагает активный поиск путей межвидовых связей в содержании разных разделов, использование интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Единство образовательных областей «Коммуникативно-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» переносит акцент со знаний, умений и навыков на формирование общей культуры дошкольника.
Коллектив МАДОУ Центра развития ребенка – детского сада №45 с 2009 года проводит поисково-исследовательскую работу по теме: «Педагогические условия приобщения дошкольников старшего возраста к культуре народов мира». Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса позволяет естественным образом решить педагогическую задачу мультикультурного образования детей.
Понятие «мультикультурное образование» подразумевает образование, приобщающее детей к культурным и нравственным ценностям других стран и народов. Именно в мультикультурном образовании реализуется принцип диалога и взаимодействия культур. Наряду с всесторонним изучением традиций и обычаев народов России дети старшего дошкольного возраста вовлечены в занимательный мир путешествий в Японию и Египет, встречаются с ожившими героями сказок и преданий Англии, погружаются в историческое прошлое древних индейцев – исконного народа Северной Америки.
Благодаря интегрированному подходу при ознакомлении с культурой народов мира, дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой, активно общаются и быстро вступают в игру. В процессе интегрированного обучения ребенок учится: познавать явления с разных точек зрения; применять знания из разных областей в решении конкретных задач; выражать себя посредством слова, движения, музыки;
Интеграция, как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности конструирования непосредственной образовательной деятельности на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Первым шагом в познании и понимании детьми общечеловеческих духовных ценностей стало приобщение их к истории культуры России при реализации проекта «Под небом славян». Целью проекта явилось приобщение детей к славянской народной культуре, установление связи между поколениями, знакомство детей с народными обрядовыми праздниками, народными играми, являющимися национальным богатством и достоянием русского народа. Ребенок в проекте - участник шумных бесед и посиделок, веселых забав и игрищ.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
- Дать детям представление о славянах – группах народов (русские, украинцы, белорусы, поляки и др.), имеющих общее происхождение, похожий язык и традиции. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
- Расширить знания детей о том, что жизнь славян проходила по законам природы, в которых воплотились образы древних славянских богов (богиня Макошь – покровительница женского начала, защитница женщин как воплощение мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира; бог Белбог – воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба; бог Перун – бог грозовых туч, грома и молнии, покровитель воинов и др.)
- Познакомить с традиционными русскими народными играми, хороводами.
- Обогатить представление детей об одежде древних славян, о мифологическом значении элементов народного орнамента
В соответствии с задачами творческого проекта был разработан перспективный план работы по ознакомлению старших дошкольников с культурой древних славян, приобщению их к историческому наследию предков, который учитывал принцип интеграции образовательных областей, рекомендуемый ФГТ (табл.1).
Таблица 1
План реализации проекта: «Под небом славян»
Тема | Интеграция образовательных областей | Составляющие компоненты |
«Русь великая, Русь былинная!» | Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. | Знакомство с бытом древних славян и их верованиями в силы природы, в русских богов. Рассматривание иллюстрации Б.Ольшанского «Лель», «Берендеи», «Клятва Сворожича». Инсценировка песни «Ворон». |
«И летит на крылатом коне Русь в далёкие тысячелетья!» | Познание. Художественное творчество. Социализация. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. | Образ коня в жизни славян как символ жизни и солнца. Изготовление из соленого теста и роспись игрушки Полкан. Народная подвижная игра «Переездной конь». Русская народная песня «Выйду ночью в поле с конем» |
«Там русский дух! Там Русью пахнет!» | Познание. Художественное творчество. Социализация. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Физическая культура. | Слушание песен Николая Емелина «Русь Великая», певицы Алевтины «Мокошь». Народная подвижная игра «Волк во рву». |
«Братья славяне» | Познание. Социализация. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. | Обобщение представление о славянах – группах народов (русские, украинцы, белорусы, поляки); славяне имеют общее происхождение, похожий язык и традиции. Слушание украинских и белорусских народных песен. |
«По следам любимых сказок» | Познание. Социализация. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Физическая культура. | Чтение славянских сказок, русских былин. Народная подвижная игра «Чучело». |
Ратная дружина» | Познание. Социализация. Коммуникация. | Встреча и беседа детей с дружиной богатырей исторического клуба с. Арское. Посещение музеев г. Ульяновска |
«Наша русская игрушка не стареет сотни лет» | Познание. Социализация. Коммуникация. Художественное творчество. Музыка. | Изготовление куклы-скрутки. Разыгрывание кукольного спектакля по желанию детей. |
«Кружит Колесо времен» | Познание. Социализация. Коммуникация. Художественное творчество. Физическая культура. | Знакомство с элементами славянского орнамента. Украшение русской рубахи, пояса с помощью аппликации. Народная подвижная игра «Ловишки с ленточкой». |
«По законам природы» | Познание. Социализация. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. | Значение оберега. Изготовление оберега из различных материалов (соленое тесто, бумага, ткань) по выбору детей. Хороводная игра «Во поле береза стояла». |
«Мой любимый сказочный герой» | Познание. Социализация. Художественное творчество. Музыка. Физическая культура. | Рисование сказочных былинных персонажей. Хороводная игра «Матрешки». |
«Валяный мяч» | Познание. Социализация. Художественное творчество. Музыка. Физическая культура. | Изготовление с детьми традиционного мяча из овечьей шерсти с помощью валянья, игра «Передай мяч». |
Обрядовый праздник Мокоши | Познание. Социализация. Коммуникация. Художественное творчество. Чтение художественной литературы. Труд. Музыка. Физическая культура. | Знакомство с традициями народного обрядового праздника: угощение гостей пшенной кашей на молоке, начало больших зимних домашних работ, пение разученных ранее хороводных песен, использование устного фольклора (приветствие, пословицы). Конкурс плетения кос. |
Итоговым продуктом проекта стало создание в старших группах совместно с родителями воспитанников мини-музея «Славянские умельцы», экспонатами которого стали предметы русской старины, образцы вышивок, росписи, куклы в национальных костюмах, детские поделки. Кроме того, в заключительной части проекта был проведен праздник «Золотая осень России» совместно с родителями и приглашенными гостями.
В целом, в процессе мультикультурного образования в группах появляется обновленная предметно-развивающая среда, составляются планы-проекты, подбирается разнообразный наглядный и иллюстративно-познавательный материал, игры, развлечения и праздники, способствующие ознакомлению детей с культурой Великобритании, Египта, США и Японии.
Совместная деятельность взрослого и ребенка предполагает тесную взаимосвязь воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, ПДО по хореографии, преподавателей по английскому языку и по изобразительной деятельности. Мультикультурное образование детей дошкольного возраста, построенное на интеграции всех образовательных областей, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника. Формируется мультикультурная личность ребенка, признающая культурный плюрализм и активно содействующая ему, принимающая национально-культурное многообразие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства
Задачи: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус; знакомить с разновидностями струнных инструментов; закреплять практические навыки выразительного...
Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства
Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников буд...
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста...
Интегрированный подход в дошкольном образовании. РАЗРАБОТКА НОД
Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования. Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз&ra...
Целевые ориетиры поликультурного образования дошкольников Приангарья
В статье описаны цели поликультурного образования дошкольников и примеры их реализациии...
Педагогические чтения как одна из форм взаимодействия с педагогами по поликультурному образованию дошкольников
Многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур разных народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает з...
Буклет "Проблема поликультурного образования дошкольников"
Буклет "Проблема поликультурного образования дошкольников" в формате буклета...