Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников будет протекать наиболее успешно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Музыка помогает познать мир"(первый год работы) | 21.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального искусства
«Музыка помогает познать мир»
Составила:
музыкальный руководитель
негосударственного
дошкольного учреждения
«Детский сад № 67 ОАО «РЖД»
Е.В.Шарко
Пояснительная записка
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к мировой культуре становится социальным заказом общества.
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.
Поликультурное образование - это процесс, в котором происходит усвоение подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры, духовное обогащение и развитие его планетарного мировоззрения, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. Именно поэтому исключительную значимость приобретает традиционная культура в интеграции с мировыми культурами и с учетом освоения национальных и общечеловеческих ценностей в развитии национального самосознания и формирования внутреннего мира личности, приобщения растущего человека к накопленным веками духовным ценностям.
Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников будет протекать наиболее успешно. Данный план-программа составлен с учетом того, что освоение старшими дошкольниками мировой музыкальной культуры начинается лишь после прохождения первоначального этапа - включения их в культуру собственного народа.
Реализация предлагаемого плана-программы осуществляется через организацию совместной деятельности педагога с детьми 1 раз в неделю с группой детей во вторую половину дня на протяжении двух лет. Количество образовательных мероприятий - 68 (по 34 в каждом учебном году). Длительность - 20-30 минут. При определении времени педагог должен ориентироваться на эмоциональное состояние детей, их интерес, наличие внешних эмоциональных проявлений, двигательную активность, желание импровизировать, речевые высказывания (междометия, восклицания и т.п.). При этом педагог не регламентирует деятельность детей, не подавляет эмоциональную, двигательную и речевую активность, а, напротив, всячески ее стимулирует. Мы считаем, что освоение поликультурного музыкального наследия человечества, формирование у детей основ вкуса должно проходить через “овладение”, “проживание” ими содержания музыкальных произведений, его “материализацию” и “опредмечивание”. Данный подход и реализуется в предлагаемом плане-программе.
В заключение необходимо отметить следующее: использование педагогом шедевров народного и профессионального искусства в поликультурном воспитании старших дошкольников должно носить творческий характер, только тогда он может рассчитывать на достижение высоких результатов в работе по воспитанию одного из важнейших качеств личности ребенка-дошкольника - поликультурности; его профессиональные качества в сочетании с разработанными программами, методиками, практическим материалом - вот ключ к успешному, высоко результативному их использованию.
Цель: способствовать развитию познавательного интереса, формированию представлений о жизни своих предков и человечества в целом, специфике бытования народной культуры в России и других странах, содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкального искусства, и, как следствие, формированию поликультурности как одного из важнейших личностных качеств ребенка-дошкольника.
Первый год работы.
Основные задачи.
Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважения к народным традициям, приобщению детей к ценностям родной музыкальной культуры.
Содействовать возникновению у детей желания знакомиться с русским народным творчеством (песни, танцы, хороводы, игры), с народным костюмом; вызвать интерес к обучению игре на русских народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, колокольцы, бубенцы и др.).
Способствовать развитию умения выразительно двигаться, говорить, петь, подражать, изображать действия героя, инсценировать прибаутки, потешки, дразнилки, колыбельные.
Месяц | Неделя | Тема | Репертуар |
Сентябрь | 1 | Встреча осени. Осенины. | «Уйди, туча грозовая» - слушание, «Осень, осень» - пение. |
2 | Милый мой хоровод. Круг. Змейка. | «Как у нашего овса» - слушание, «Дождик, дождик, перестань» - пение. | |
3 | Народные инструменты. | «Каравай» - хоровод, «Репка» - игра с пением. | |
4 | Ложка - знакомая и нет. | «Тимка-тиманка» - пение, игра на погремушках и ложках. | |
Октябрь | 1 | Колыбель и колыбельные песни. | «Баю, баюшки, баю» - слушание, «Уж ты, котенька-коток» - пение. |
2 | Считалки, заклички, прибаутки. | См. сб. Г.Науменко. | |
3 | О труде нянь-пестуний. | «Дрёма» - игра с пением, Колыбельные песни. | |
4 | Милый мой хоровод. Стенка на стенку. | «Как у дяди Симеёна», игра на инструментах. | |
Ноябрь | 1 | День народного единства. | Minina_i_Pozharskogo.html –диафильм. Оратория «Минин и Пожарский». |
2 | «Кузьминки» - ярмарка. | «Как у дяди Симеёна» - хоровод, «Соломинка-ароминка» - игра с пением. | |
3 | Милый мой хоровод. Улица. | «Соломинка-ароминка» - игра с пением, «Патока с имбирем» - плясовая, пение. | |
4 | Считалки, заклички, прибаутки. | «Во горнице» - плясовая,слушание, «Патока с имбирем» - плясовая, пение. | |
Декабрь | 1 | Народные инструменты. | «Зимушка-зима» - слушание, колядки – пение, игра на ложках и бубне. |
2 | Милый мой хоровод. Улитка. | «Как на тоненький ледок» - игровая, пение, игра на инструментах. | |
3 | Святки, колядование, ряженье. | Колядки, щедровки, слушание аудиозаписей, разучивание. | |
4 | Святки. | Проведение праздника. | |
Январь | 1 | -/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/- | -/-/-/-/-/-/-/- |
2 | -/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/- | -/-/-/-/-/-/-/- | |
3 | Январь. Из цикла радиопередач «Народный календарь» | «Щитки-сбитки» - считалка, пение, «Как у дяди Ермолая» - шуточная, пение. | |
4 | Январь. Из цикла радиопередач «Народный календарь» | Повторение пройденного материала (по желанию детей). | |
Февраль | 1 | Милый мой хоровод. Брянская пятёра. | «Как у нашей Дуни» - игровой хоровод. Игра на ложках, бубне. |
2 | Масленица знакомство с обрядом. | «Как у нашей Дуни» - игровой хоровод, масленичные песни. Игра на ложках, бубне. | |
3 | Масленица знакомство с обрядом. | «Коза-дереза» - игровая песня, масленичные песни. | |
4 | Масленица - празднование. | Повторение пройденного материала. |
Месяц | Неделя | Тема занятия | Репертуар |
Март | 1 | Считалки, заклички, прибаутки. | «Заплетися, плетень» - орнаментальный хоровод, «Кот и мыши» - игра. |
2 | Встреча Весны, встреча птиц. | «Заплетися, плетень» - орнаментальный хоровод, игра на дудочке, свистульках и бубне. | |
3 | Сороки. | Закликание весны, птиц, дождя – слушание, пение, игра на свистульках. | |
4 | Театр тантамарески. Лубок. | Потешки, прибаутки. | |
Апрель | 1 | Считалки, заклички, прибаутки. | «Было у матушки» - пение, «Кот и мыши» - игра. |
2 | Народные инструменты | «Было у матушки» - пение, игра на народных инструментах. | |
3 | Милый мой хоровод. Наборный. | «Селезня я любила» - игровой хоровод, «Гуси» - игра. | |
4 | Считалки, заклички, прибаутки. | «Ой, кулики» - пение, слушание аудиозаписи. | |
Май | 1 | Егорий (обряд первого выгона скота). | «Гони коровушку» - слушание, «По деревне идёт Ваня-пастушок» - пение. |
2 | Народные инструменты. | «Люли, люли, люленьки» - слушание, «Ай, бай, бай, бай» - пение. | |
3 | Май. Из цикла радиопередач «Народный календарь». | «Шла кукушка по мосту» - считалка, пение, «Ворон» - плясовая, слушание, заклички солнцу, дождю – пение. | |
4 | Май. Из цикла радиопередач «Народный календарь». | «Берёзынька» - слушание, «Ходит зайка по саду» - пение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства
Задачи: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус; знакомить с разновидностями струнных инструментов; закреплять практические навыки выразительного...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
"Формирование основ поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания"
Консультация...
Консультация для родителей и педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства"
консультация...
Творческий проект Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства
Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. В современных условиях очевидна необ...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства.
В статье рассказывается о влиянии музыки на духовно-нравственное воспитание детей. Порой мы недооцениваем, какой мощной силой обладает музыка, как она способно воздействовать на душу ребёнка....