Индивидуальный план повышения профессионального уровня
материал на тему
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы». Период работы над темой: 2011-2015 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_povysheniya_professionalnogo_urovnya_latypova_2011-15_god.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С
ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ
№ 80«РЕЧЕНЬКА»
Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы»
Период работы над темой: 2011-2015 год
Составила: Воспитатель Латыпова Л.Ф.
2011 г.
ФИО: Латыпова Лина Фаритовна
Образование: Средне-специальное образование. Уфимское Медицинское Училище №2 по специальности «Медицинская сестра детских учреждений. Диплом №1263, выдан 28 июня 1982.» Профессиональная переподготовка: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов. Направление: «Воспитатель по дошкольному образованию». Диплом ПП-1 №583998 от 18 декабря 2009г.
Стаж:
Общий: 37 лет
Педагогический: 22 лет
На данной должности: 22 лет
В данном ДОУ: 22 года
Категория: I квалификационная категория, пр. №5147/10 от 30.12.2010
Курсы повышения квалификации: Курсы повышения квалификации для воспитателей на тему: «Обеспечение качественного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 72 часа, «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», удостоверение №1559, выдано 22 апреля 2015г;
Курсы повышения квалификации для воспитателей на тему: «Туризм в ДОУ – как форма работы с одаренными детьми», 36 часов, «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», регистрационный №1325, выдано 13 февраля 2014г.
Тема самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы»
Актуальность: Развитие речи – одна из главных задач образовательной деятельности в детском саду. Эта задача включает в себя ряд задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной (диалогической, монологической) речи.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей младшего возраста посредством художественной литературы.
Задачи: Задача воспитателя в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Решение основной задачи-развития разговорной речи детей- предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является общение со взрослым. В таком общении ребенок осваивает следующие умения: -понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее; -реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя; -относить к себе речь взрослого, обращенную к группе людей, понимать ее содержание, реагировать в соответствии с ним; вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания;
Ребенок осваивает первые уроки культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, благодарить, использование дружелюбного, спокойно тона общения).
Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря, в который входят: названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении; названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета, некоторые другие особенности (теплый, чистый и т. п.); названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде (няня налила в чашку компот, мама выстирала белье, ножницами режут бумагу и т. п.); названия собственных действий (собрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т. п.); имена близких людей (родственников, воспитателя, няни).
Освоение структуры простого предложения; использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени; использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (чик, -щик, -енок, -онок, -ищ).
Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием обще речевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.). Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения.
Существует множество средств развития речи детей, одним из них является художественная литература.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в словах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед нами меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями, сравнениями.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать её 2-3 раза, а можно повторить только самые яркие моменты. После рассказывания лучше предложить детям вспомнить наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторить их словами сказки. Повторяя эти строки, дети лучше усваивают содержание.
Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх.
Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения, такие как А. Барто «Игрушки», с несложным содержанием, близким к опыту ребёнка. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, можно напомнить аналогичные факты из их собственной жизни. И пусть дети строят своё высказывание только из одного-двух простых предложений, но это уже подготовка к последующему развитию связной речи.
Все эти задачи решаются через следующие методы: - инсценирование, - рассматривание иллюстраций, - игры-драматизации, - двигательные импровизации.
После чтения литературного произведения проводиться беседа и выполняются разнообразные творческие задания.
Предполагаемый результат: Развивая речь детей, посредством художественной литературы мы формируем внимание, мышление, память, усидчивость. А чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности – словесном творчестве. И это всё оказывает положительное влияние на развитие речи детей.
I. Этап информационно-аналитический.
Подбор и изучение литературы по теме: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы»:
1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
2. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
4. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
6. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.
7. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
8. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
9. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
10. Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2001.
11. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т . – М., 1986. – т. 1.
Подбор литературы дидактических игр и упражнений:
1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., «Просвещение», 1977.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. С. Л. Новоселовой. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1977.
Подготовить материал для проведения диагностики на начало и конец учебного года:
- Провести диагностику детей по развитию речи (образовательная область «Речевое развитие») с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений;
- Обработка результатов диагностики;
- Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи;
- Ознакомление родителей с результатами диагностики для дальнейшей совместной работы.
Практическая деятельность:
– взаимопосещение;
– обмен опытом;
– открытые просмотры;
– методические посещения.
Оценка работы педагога при посещении занятий, изучение практического материала.
II. Основные направления и действия для повышения личного самообразования
- Профессиональное направление:
- Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.
- Знакомиться с новыми авторскими программами по речевой деятельности.
- Изучать новую литературу по речевой деятельности.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
- Принимать активное участие в работе МО, в научно-практических конференциях, в конкурсах, семинарах.
- Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
- Проводить открытые мероприятия для анализа со стороны коллег.
- Психолого-педагогическое направление:
- Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.
- Изучать современные психологические методики.
- Методическое направление:
- Изучать научно-методическую и учебную литературу.
- Проектировать персональный сайт.
- Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет-сайты.
Форма отчета по проделанной работе:
- Выступления по обмену опытом работы на заседаниях МО воспитателей.
- Итоговая диагностика по речевой деятельности.
- Анализ работы по теме самообразования.
- Сделать консультацию для воспитателей по речевой деятельности.
III. Выводы по окончанию работ.
Вывод: компетентность воспитателя в области речевой деятельности , становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает воспитанникам находить свое место в жизни.
Подведение итогов самообразования:
- Подготовить консультацию для педагогов с выступление на педагогическом совете;
- Принять участие в региональных семинарах – практикумах;
- Оформление сборника консультаций для родителей: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста;
- Открытый просмотр и показ организованной образовательной деятельности;
- Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя.
Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Методическая тема: «Формирование у детей эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества»...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.
Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
авторская разработка....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Тема «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста».Цель: 1.Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математическ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ (ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...