Проектная деятельность как условие повышение проффесиаонального мастерства педагогов ДОУ.
статья на тему
В практике дошкольных учреждений существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. Все они основаны на личностно-ориентированном обучении, отражающие принципы гуманистической направленности в педагогике. К образовательным технологиям, наиболее полно отражающим мировые тенденции в области личностно-ориентированной педагогики, относится метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность, как условие повышения
профессионального мастерства педагогов
В последние годы в дошкольном образовании происходят значительные изменения: на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» меняются образовательные парадигмы, осуществляется введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Процессы развития дошкольного образования очень усложнились и затрагивают практически все элементы образовательных систем, поскольку появляются новые цели, технологии, содержание образования, новые формы организации образовательного процесса, новая правовая база, механизмы финансирования, требования к педагогическим кадрам, меняется правовой и экономический статус образовательных учреждений и т.д.
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приёмов преподнесения содержания детям. Всё это требует от педагогических работников ДОУ нового комплекса умений - умения проектировать развитие образовательной системы или собственную образовательную деятельность. В свою очередь подобные изменения призывают методическую службу ДОУ к обновлению содержания, поиску новых, инновационных форм работы с педагогическими кадрами.
В практике дошкольных учреждений существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. Все они основаны на личностно-ориентированном обучении, отражающие принципы гуманистической направленности в педагогике. К образовательным технологиям, наиболее полно отражающим мировые тенденции в области личностно-ориентированной педагогики, относится метод проектов. Эта технология XXI века, предусматривающая умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. Поэтому способность дошкольного учреждения, как базового звена образования, использовать в работе проектный метод имеет большое значение для развития современного общества.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной педагоги использование метода проектов эффективно по нескольким причинам:
- данная технология хорошо сочетается с образовательными программами, реализуемыми в дошкольных учреждениях;
- При интеграции в учебно-воспитательный процесс метод проектов позволяет достигать поставленных целей с помощью альтернативных средств обучения;
- это истинно педагогическая технология, обеспечивающая не только освоение программного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, позволяющая сформировать у ребенка дошкольного возраста предпосылки учебной деятельности.
- метод проектов удовлетворяет потребности педагогов-новаторов в инновационной деятельности, повышает их квалификацию.
Внедрение в практику работы проектного метода необходимо начать с организации работы с педагогическими кадрами. Задача методической службы состоит, прежде всего, в том, чтобы научить педагогов правильно организовывать проектную деятельность, которая даст возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, способствовать воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Уместно процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Работу по применению метода проектов стоит начать проводить через специально подготовленные методические мероприятия, такие как консультации по изучению и анализу специальной методической литературы, теоретические, практические занятия и проекты с педагогами. Таким образом, выстроить систему работы по освоению и внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ, которая выглядит следующим образом:
1. Информационно-методический блок, включающий в себя: методическую, специальную литературу, практические материалы из опыта работы, проектные документы на различных носителях, мультимедийные материалы.
2. Образовательный блок, включающий в себя: теоретико-практические занятия, проекты и индивидуальную работу с педагогами, в том числе по вопросам оформления проектной документации; планирование работы по проектам, составление паспортов проекта, разработку конспектов совместной деятельности взрослого и детей и др.
Представим вашему вниманию несколько проектов с педагогами:
- Составление рабочей программы педагогов ДОУ. (Административная группа, методическая служба, воспитатели, узкие специалисты)
- Молодые дарования. (Методическая служба, группа наставников, молодые специалисты)
- Перспективы экологического образования дошкольников (Воспитатели, педагоги дополнительного образования, методическая служба)
- Дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды. (Административно-хозяйственная, методическая, психологическая службы, узкие специалисты, воспитатели)
- Социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (Все члены коллектива)
- Воспитание здорового ребенка (В рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб)
3. Блок дидактического обеспечения проектов: организация предметно - познавательного пространства: подбор и изготовление настольно-печатных игр, пособий, демонстрационных, наглядных материалов и др.
Работа с педагогическими кадрами, направленная на формирование аналитических, прогностических, проективных умений, предусматривает решение несколько важных задач:
1. Осознание педагогами понятия «Технология проектирования».
Необходимо направить усилия на осознание педагогами отличий проектной деятельности от комплексной работы по теме: педагог не преподает готовое знание, которое детям остается только усвоить. Он не объясняет и демонстрирует детям правильный способ действия, которыми они могли бы овладеть путем прямого подражания. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некую проблему, слишком сложную, чтобы ее можно было решить сразу по уже известной схеме.
2. Выстраивание взаимоотношений воспитателя и ребенка в процессе проектной деятельности.
Партнерская позиция, позиция соучастия требует совместного постижения проблемы. Из носителя готовых знаний и информации, всезнающего оракула, воспитатель превращается в организатора деятельности, консультанта, партнера по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
3. Соотнесение умения доли нового и известного в проекте.
Воспитателям необходимо усвоить, что любой проект должен опираться на предыдущий опыт и некоторые знания детей о предмете, базовые умения и навыки. «Готовые» новые знания для детей воспитатель может дать только в очень незначительном объеме и в момент востребованности детьми. Таким образом, можно сказать, что, происходит следующее развитие применения навыков проектной деятельности у дошкольников: самоизучение, самоосвоение информации и материала.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности детей, учебно-воспитательная работа и работа воспитанников переориентируется на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
В современных условиях развития ДОУ проектная деятельность на практике показывает свою эффективность. Педагоги учатся работать с методикой проектного метода, выбирают подходящие технологии, активно взаимодействуют с родителями и детьми. Проектная деятельность дает возможность самореализации, интеграции теоретической и практической подготовки, умения работать в команде единомышленников для достижения личностно и профессионально значимой цели.
Говоря о повышении квалификации педагогов ДОУ, можно утверждать, что только системный подход и применение новых инновационных форм работы с педагогами будут решающим фактором для развития творчества, инициативы каждого члена педагогического коллектива, а в дальнейшем и для повышения уровня квалификации и профессиональной компетенции педагогов. Грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-86520-1360239237.jpg)
Методическая служба дошкольного образовательного учреждения как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагогов
О роли методической службы в создании организационно – педагогических условий для осуществления непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации, развития и реализац...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-629435-1430500985.jpg)
«Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов» (из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №86» Грабаренко А.В.)
Актуальность.В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации де...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/05/picture-955427-1599330436.jpg)
Проектная деятельность как средство повышения педагогического мастерства.
Проектная деятельность как средство повышения педагогического мастерства....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-697951-1485179694.jpg)
"Использование проектного метода, как условие повышения профессионального уровня педагогов"
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/21/picture-304618-1603234049.jpg)
Проектная деятельность как средство повышения педагогического мастерства
Проектная деятельность как средство повышения педагогического мастерства...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/15/picture-417826-1447591814.jpg)
Проектная деятельность, как условие повышения педагогической компетентности родителей.
Дошкольная образовательная организация и семья – это два основных института воспитания, каждый из которых имеет влияние на формирование личностных качеств ребенка и приобретение им социального о...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-1357277-1634970092.jpg)
Научная статья: "Проектная деятельность как условие повышения педагогической компетентности родителей"
Автор: Жаркова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс...