«Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов» (из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №86» Грабаренко А.В.)
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_grabarenko_a.v.docx | 408.67 КБ |
seminar-_praktikum.doc | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 86»
«Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов»
(из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №86» Грабаренко А.В.)
2013 г
Бийск
Содержание:
- Условия формирования опыта. 3
- Актуальность опыта. 4
- Теоретическая основа опыта. 5
- Новизна опыта. 9
- Ведущая идея опыта. 9
- Технология опыта. 11
- Промежуточный результат. 15
- Литература 15
- Приложение. 16-30
Условия формирования опыта.
Опыт формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Д/с № 86»
В МБДОУ функционирует 6 групп для детей дошкольного возраста: 1 группа для детей от 2 до 3 лет, 5 групп для детей с 3 до 7 лет. Списочный состав детей – 151 ребенок.
Стаж работы педагогических кадров на 1.09.2012г.
до 5 лет- 13%,
от 5 до 10 лет-13%
свыше 10 лет- 74 %
МБДОУ имеет музыкальный зал, совмещенный с физкультурным, медицинский кабинет, изолятор и ряд служебных помещений.
С детьми осуществляют работу узкие специалисты:
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре.
Образование педагогических кадров на 01.09.2012г.
Высшее педагогическое - 47%.
Среднее профессиональное ( педагогическое) -53%
Педагогический коллектив МБДОУ осуществляет деятельность по основной общеобразовательной программе воспитания и обучения детей в детском саду, разработанной и составленной с учетом ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы.
Квалификационная категория педагогов на 01.09.12г:
1 квалификационная категория – 40% педагогов,
2 квалификационная категория – 20% педагогов,
соответствие занимаемой должности-13%
Актуальность.
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации деятельности детей.
Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Умение пользоваться методов проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования определяют содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально- личностному, познавательно- речевому и художественно- эстетическому. Использование метода проектной деятельности, на мой взгляд, является актуальным и эффективным при соблюдении данных требований.
Несмотря на то, что в нашем учреждении педагогический состав менялся не часто, многие педагоги привыкли работать по методам традиционной педагогике, отказываясь принимать новые требования к воспитанию и обучению детей. Результаты анкетирования педагогов в конце 2008-2009 уч. года показали, что возникла необходимость совершенствования методической работы в МБДОУ, направленной на переориентацию профессионального мышления от репродуктивного ( традиционного) типа к продуктивному
( инновационному).
Совместная деятельность старшего воспитателя и педагогов, должна способствовать обучению всех педагогов общему методу проектирования и доведения до нормы проектной деятельности детей в нашем учреждении.
Теоретическое обоснование.
В основу опыта положены следующие теоретические положения:
История возникновения метода проекта в педагогике.
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Внешне результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Условия успешности по Дж.Дьюи:
- проблематизация учебного материала
- активность ребенка
- связь обучения с жизнью
Из официальной статьи профессора Е.С. Полата на сайте Российской Академии образования.
«В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути».
Из статьи директора свободной школы «ЭПИ-ШКОЛА» Санкт-Петербурга Михаила Эпштейна в газете «Первое сентября»
«В России педагогические идеи, связываемые с именем Дж. Дьюи, первым реализовал в практике С.Т.Шацкий со своими товарищами, начав эту длительную работу в 1905 году. После революции в России метод проектов нашел благодатную почву. Фактически на него опирается Декларация о единой трудовой школе 1918 года. В двадцатые годы добрались до России и Дальтон-план, и метод проектов Петера Петерсона, и другие новые технологии обучения. Вопрос о методе проектов широко дискутировался в педагогической печати. Метод применялся многими учителями. Трансформация его на нашей почве дала комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий и многие другие вариации. (Бригадно-лабораторная система фактически также была измененным вариантом, построенным на основе нескольких американских методов, в частности Дальтон-плана.) Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта было, прежде всего, в том, что советскими педагогами делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов. Меньше внимания уделялось учебным проектам, что привело, в частности, к ослаблению содержательного наполнения деятельности ребят. В стране шел широкий поиск, который подразумевал как достижения, так и ошибки. Во многих школах метод проектов применялся успешно. Выстраивалась определенная система, нарабатывались проекты (комплексы), включающие в себя основные программные знания. Все это мы можем проследить по педагогической печати того времени. Этот процесс был прерван постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».
Итак, мы можем с уверенностью сказать, что весь ход отношения к методу проектов и в России и за рубежом исторически связывался именно со школой, а не с детским садом. Видимо, он являлся способом организации именно школьного образования детей, а не дошкольного воспитания, ведь метод проектов помогает не только в теории, но и на практике ответить на вопросы, заданные детьми в реальной жизненной ситуации
Коллективное творчество немыслимо без слаженного взаимодействия и поддержки любого, даже самого маленького человеческого усилия или проблеска мысли. Участие в проекте — это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства и ребенку, и взрослому, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к индивидуальному росту, напряженной и радостной работе. Человека могут посетить мгновения духовного подъема и вдохновения.
Приложение №2
Педагогическая мастерская
«Работаем по методу проектов»
Цель: создать условия для педагогического сопровождение педагогов в развитии их мотивации на принятие проектного метода как вида педагогической деятельности.
Задача: способствовать развитию у педагогов понимания сущности проектирования.
Структура проведения
Старший воспитатель: уважаемые педагоги сегодня мы с вами собрались на очередное заседание в «Школе молодого специалиста».
К сегодняшнему занятию вам было предложено разработать план проектных мероприятий по самостоятельно выбранной теме.
Чтобы создалось целостное видение разрабатываемых вами проектов,
предлагаю вам принять участие в экспресс - опросе.
Экспресс-опрос педагогов «Ваше мнение».
1.Считаете ли Вы проектный метод средством профессионального совершенствования педагога?
2.Какую педагогическую проблему Вы хотели бы реализовать в проектной деятельности?
3.Чем обоснована тема Вашего проекта?
4.Какое противоречие будет решено Вами в процессе реализации проекта?
5. Какое название будет иметь Ваш проект?
Его особенности, ожидаемые результаты?
6.Каковы предполагаемые затруднения и пути их преодоления?
7.Какая помощь потребуется от старшего воспитателя при разработке и реализации проекта?
8.В какой форме пройдет презентация проекта.
Практический блок
Задача: ввести педагогов в процесс разработки педагогического проекта, четко обозначив его структурные элементы и, предоставив воспитателям и педагогам - специалистам возможность свободного выбора проектных мероприятий.
Работа в группе.
Педагоги обсуждают алгоритм проекта и план мероприятий на каждый из его этапов.
Совместно разрешают возникшие затруднения, путем обсуждения.
Обсуждение представленных вариантов проектных мероприятий.
Задание на перспективу: разработать варианты защиты проекта.
Подведение итогов заседания, рефлексия.
Приложение №3
Семинар - практикум
«Проектная деятельность детей как условие развития познавательной
активности дошкольников»
Цель: создать условия для расширения представлений педагогов об организации проектной деятельности детей в ДОУ.
Задачи:
1.Закрепить теоретические представления о видах и особенностях детского проектирования, и особенностях его использования в воспитательно- образовательном процессе в соответствии с возрастом.
2.Формировать умения педагогов в организации проектной деятельности детей.
3 .Развивать коммуникативные навыки педагогов через активное взаимодействие в группах.
Регламент: 1ч. 25 мин.
Старший воспитатель МБДОУ « Детский сад № 86»:Грабаренко А.В.
Участники: воспитатели.
№ | Структурно - тематические модули семинара | Регламент |
1 | Приветствие участников семинара - практикума. Упражнение для снятия напряжения «Карусель» | 5мин. |
2 | Теоретические аспекты темы « Детское проектирование и организация проектной деятельности в ДОУ» | 20 мин. |
3 | Работа в микрогруппах. Проранжировать этапы освоения дошкольниками проектных действий. | 7мин. |
4 | Работа в микрогруппах. Изучить условия успеха доказать свое согласие или несогласие с данным высказыванием. | 7мин. |
5 | Презентация опыта работы воспитателя Насибуллиной Л.А. «Исследовательская проектная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» | 7 мин. |
6 | Презентация опыта работы воспитателя Грошевой Н.П. « Взаимодействие родителей, детей и педагогов в процессе проектной деятельности» | 7мин |
6 | Презентация творческого проекта «Новые приключения маленькой капельки в детском саду». | 7мин |
7 | Работа по подгруппам: предлагается составить образный макет исследовательского и творческого проектов, используя памятки по составлению данных проектов. | 10мин |
6 | Презентация проектов | 10 мин. |
7 | Подведение итогов семинара. Рефлексия. | 5 мин. |
Ход семинара:
Сообщение темы, цели и регламента семинара-практикума.
Тренинг для релаксации и снятия напряжения у педагогов. Упражнение «Карусель»
Цель: поддержание положительного эмоционального настроя.
Участники встают в два круга: внутренний - спиной к центру, внешний- лицом к центру, образуя пары. По сигналу круги начинают двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участники должны сказать друг другу комплименты.
Анализ: Что почувствовали? Понравился ли комплимент.
Деление педагогов на 2 микрогруппы. Участникам предлагается разделиться на группы по интересам.
Теоретические аспекты темы « Детское проектирование и организация проектной деятельности в ДОУ»
Что же такое детское проектирование, о котором так много говорят в последнее время. В поле дошкольного образования это комплексная деятельность детей, которые без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны взрослых осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственной, личной, социально-политической. Другими словами, это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование. Количество участников проекта может изменяться , в процессе подготовки могут вноситься коррективы. Неизменными остаются следующие положения каждый ребенок выполняет только то, что ему интересно и что у него получается; взрослые не делают ничего такого с чем дети не могут справиться сами.
Дж. Дьюи доказывал: ребенок прочно усваивает лишь то, что познает через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни.
Ученик и коллега Дж. Дыои профессор У.Килпатрик под проектом подразумевает деятельность детей, которая ими выбрана свободно и выполняется охотно, « от всего сердца». Знания, приобретенные ребенком в свободной, самостоятельной деятельности, являются источником новых интересов, особенно интеллектуального свойства. В связи с этим возникает период времени, в течение которого ребенок остается активным и хочет продолжать работу над проектом. Ученый утверждает, что в основе проектной деятельности лежит решение проблемы. Но только тогда, когда ставится цель и есть желание ее достичь, проблема становится проектом.
П.д. является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной- все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.
В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Например, ребенок хочет сделать подставку
для карандашей или кисточек. Реализация этой задачи в случае проектной деятельности не осуществляется сразу. Сначала дошкольник пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то варианты выполнения поставленной задачи могут быть представлены в форме рисунка. Создав несколько изображений, ребенок удерживает в своем сознании целый ряд вариантов. При наличии нескольких вариантов появляется возможность их анализа путем сопоставления друг с другом, выявления их достоинств и недостатков. Фактически каждый такой вариант позволяет дошкольнику лучше понять то, что он собирается делать и уяснить последовательность действий. При изготовлении подставки ребенок может использовать различный материал. Поэтому при сопоставлении рисунков может учитываться материал будущей поделки. Кроме того, при сравнении рисунков могут приниматься во внимание люди, которые будут участвовать в совместном проекте. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.
Проблемы с которыми может столкнуться педагог при организации проектной деятельности:
Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве - она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.
• Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск
возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка. Приведем пример. При обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать маме открытку. Другой поддержал его идею, сказав, что еще можно нарисовать открытку сестре. С точки зрения взрослого, был озвучен одинаковый замысел. В этом случае педагог может сказать: «Вася уже сказал про открытки.попробуй придумать чтонибудь другое» Но можно поддержать инициативу ребенка, подчеркнув . что про открытки сестре еще никто не говорил. Во первых взрослый открывает новое пространство для творческой деятельности (еще можно вспомнить о бабушках, воспитателях и т.д.), а во- вторых, поддерживает инициативу ребенка (он получает позитивный опыт высказывания и в следующий раз, скорее всего, тоже выскажет какую-нибудь идею). Из сказанного следует, что нужно поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.
• Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Вернемся к примеру с обсуждением подарков к 8 Марта. Любой педагог знает, кому и какие подарки можно дарить в этот день, и каким образом их изготовить. Понятно, что дети не сразу смогут придумать оригинальный подарок. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей. «Знающий» педагог поступит «по инструкции»: объяснит, как вырезать цветочки, куда их приклеить, как сложить открытку, то есть будет действовать с позиции культурной нормы. Педагог, демонстрирующий субъектную позицию, сначала выяснит, как ребенок видит эту ситуацию (для дошкольника создание открытки или приклеивание цветочка - вовсе не очевидное действие, а своеобразное открытие, осмысление праздника). И только потом воспитатель обратится к культурным способам оформления замысла. И тогда вырезание цветочка станет средством реализации замысла ребенка, а не очередным звеном в реализации программы.
В практике дошкольной педагогики условно выделяют четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.
Как же происходит освоение дошкольником проектной деятельности?
До 5 лет ребенок развивается на подражательно- исполнительском уровне, отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому основная роль в организации проекта принадлежит взрослому, внимательное отношение к потребностям ребенка, изучение его интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети данного возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности.
К концу 5-го года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнение взрослого и сверстников.
Работа в микрогруппах. Проранжировать этапы освоения дошкольниками проектных действий.
Дети 4-5 лет
-Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).
»
-Определение взрослым цели проекта, его мотивация.
-Привлечение детей к участию в планировании деятельности.
-Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата (делание вместе), выполнение детьми отдельных несложных поручений.
-Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.
Дети 5-6 лет
-Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.
-Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результатов.
-Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.
-Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.
-Обсуждение результата работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
-Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.
Дети 6-7 лет
-Обозначение (детьми или взрослыми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
-Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
-Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.
Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.
-Обсуждение результата работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
-Определение детьми перспективы развития проектирования
Работа в микрогруппах. Изучить условия успеха доказать свое согласие или несогласие с данным высказыванием.
Условия успеха
(доказать свое согласие или несогласие с данным высказыванием)
1микрогруппа.
1.Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающие событие.
2.Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы. Пока не угас интерес, мотивация к работе, т. к. интересы дошкольников ситуативные, у них не сформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении.
3.Создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта.
4.Пректные задания должны предусматривать использование детьми совершенно новых, не знакомых им ранее знаний. (Несогласие)
5.Четко спланировать ход проекта и определить. Каким видам деятельности дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта
6.Спланировать предварительную и подготовительную работу.
7.Профессионализм педагога ( умение спланировать работу детей над проектом, обеспечить мотивацию к труду, уметь выбирать для детей посильные задачи, ненавязчиво добывать новые знания)
2 микрогруппа.
1.Всячески приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок «правильно», «неправильно». Важно - обосновано решение или нет.
2.Исследование детей не должно идти одновременно с обучением. (несогласие)
3.Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя.
4.Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающие событие.
5.Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы. Пока не угас интерес, мотивация к работе, т. к. интересы дошкольников ситуативные, у них не сформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении.
6.Создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта.
7.Пректные _ задания должны предусматривать использование детьми совершенно новых, не знакомых им ранее знаний. (Несогласие)
Презентация опыта работы воспитателя Насибуллиной Л.А. «Исследовательская проектная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
Презентация опыта работы воспитателя Грошевой Н.П. « Взаимодействие родителей, детей и педагогов в процессе проектной деятельности»
Презентация творческого проекта «Новые приключения маленькой капельки в детском саду».
Работа по подгруппам: предлагается составить образный макет исследовательского и творческого проектов, используя памятки по составлению данных проектов.
Презентация проектов участниками семинара.
Подведение итогов семинара. Рефлексия.
Игра «Солнце способностей». Участникам каждой группы предлагается создать солнце своих способностей и не решенных вопросов. На лучах красного солнца необходимо написать свои способности, умения, отвечая на вопрос: «Теперь я умею, я могу…» На лучах желтого солнца необходимо написать свои не решенные вопросы по теме семинара.
Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать творческие личности в наших воспитанниках. Удачи вам!
Литература:
1.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников ( Текст) / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.- М.: Москва – Синтез.2008.-109с.
2. Урмина И.А.Инновационная деятельность в ДОУ ( Текст) / И.А. Урмина, Т.А. Данилина- М: Линка- пресс. 2009.-306с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных презентация в процессе повышения профессионального уровня педагогов ДОУ
В данной статье представлен интересный и познавательный материал, который можно использовать в работе с различными категориями кадров, в том числе в плане повышения их профессионального уровня....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего воспитателя МБДОУ № 7 «Чебурашка» ЗМР РТ Яшиной Евгении Георгиевны
Методическая тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов»Технология, по которой работаю: технология системно-деятельностного метода обучения. Общественно-педагог...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2018 – 2023 годы старшего воспитателя Гиндуллиной Гульнары Хайрулловны
Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышению профессионального уровняна 2018 – 2023 годы старшего воспитателяГиндуллиной Гульнары Хайрулловны...
Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов (из опыта работы МБДОУ №79 "Золотой колосок")
Качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов...
"Использование проектного метода, как условие повышения профессионального уровня педагогов"
презентация...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2021-2025гг. воспитателя МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №57» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Ев
Методическая тема: "Дидактическая игра. как средство развития речи детей с ТНР"....