«Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов» (из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №86» Грабаренко А.В.)
учебно-методический материал на тему

Грабаренко Алена Владимировна
Актуальность.
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации деятельности детей.
Основное предназначение методов проектов – предоставление  детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Умение пользоваться методов проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Новые требования ФГТ к структуре основной образовательной программе и ФГОС ДО определили новые стандарты для повышения качества дошкольного образования.  Использование метода проектной деятельности, на мой взгляд, является актуальным и эффективным при соблюдении данных требований.
Несмотря на то, что в нашем учреждении педагогический состав менялся не часто, многие педагоги привыкли работать по методам традиционной  педагогике, отказываясь принимать новые требования к воспитанию и обучению детей.  Результаты анкетирования педагогов в конце 2008-2009 уч. года показали, что возникла необходимость совершенствования методической работы в МБДОУ, направленной на переориентацию профессионального мышления от репродуктивного   (традиционного) типа к продуктивному 
( инновационному).
Совместная деятельность старшего воспитателя и педагогов, должна способствовать обучению всех педагогов общему методу проектирования и доведения до нормы проектной деятельности детей в нашем учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_grabarenko_a.v.docx408.67 КБ
Microsoft Office document icon seminar-_praktikum.doc1.01 МБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 86»

«Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов»

(из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №86» Грабаренко А.В.)

C:\Users\PRO\Desktop\конкурс\Безымянный.png

 2013 г

Бийск

Содержание:

  1. Условия формирования опыта.                                                          3
  2. Актуальность опыта.                                                                           4
  3. Теоретическая основа опыта.                                                              5
  4. Новизна опыта.                                                                                    9
  5. Ведущая идея опыта.                                                                           9
  6. Технология опыта.                                                                             11
  7. Промежуточный результат.                                                               15
  8. Литература                                                                                          15
  9. Приложение.                                                                                       16-30

Условия формирования опыта.

Опыт формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Д/с № 86»

В МБДОУ  функционирует 6 групп для детей дошкольного возраста:           1 группа для детей от 2 до 3 лет, 5 групп для детей с 3 до 7 лет. Списочный состав детей – 151 ребенок.

Стаж работы педагогических кадров на 1.09.2012г.

до 5 лет- 13%,

от 5 до 10 лет-13%

свыше 10 лет- 74 %

МБДОУ имеет  музыкальный зал, совмещенный с физкультурным, медицинский кабинет, изолятор и ряд служебных  помещений.

С детьми осуществляют работу узкие специалисты:

  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре.

Образование педагогических кадров на 01.09.2012г.

Высшее педагогическое - 47%.

Среднее профессиональное ( педагогическое) -53%

Педагогический коллектив МБДОУ осуществляет деятельность по основной общеобразовательной программе воспитания и обучения детей  в детском саду, разработанной и составленной с учетом ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы.

                   Квалификационная категория педагогов на 01.09.12г:

1 квалификационная категория – 40% педагогов,

2 квалификационная категория – 20% педагогов,

соответствие занимаемой должности-13%

Актуальность.

В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации деятельности детей.

Основное предназначение методов проектов – предоставление  детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Умение пользоваться методов проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования определяют содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально- личностному, познавательно- речевому и художественно- эстетическому. Использование метода проектной деятельности, на мой взгляд, является актуальным и эффективным при соблюдении данных требований.

Несмотря на то, что в нашем учреждении педагогический состав менялся не часто, многие педагоги привыкли работать по методам традиционной  педагогике, отказываясь принимать новые требования к воспитанию и обучению детей.  Результаты анкетирования педагогов в конце 2008-2009 уч. года показали, что возникла необходимость совершенствования методической работы в МБДОУ, направленной на переориентацию профессионального мышления от репродуктивного   ( традиционного) типа к продуктивному

( инновационному).

Совместная деятельность старшего воспитателя и педагогов, должна способствовать обучению всех педагогов общему методу проектирования и доведения до нормы проектной деятельности детей в нашем учреждении.

Теоретическое обоснование.

В основу опыта положены следующие теоретические положения:

История возникновения метода  проекта   в педагогике.

          Метод  проектов  возник еще в 20-е годы прошлого столетия  в США. Его называли методом  проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными  американским философом и педагогом  Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода – идея  о направленности учебно-познавательной деятельности  на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Внешне результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт  деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

Условия успешности по Дж.Дьюи:

-          проблематизация учебного материала

-          активность ребенка

-          связь обучения с жизнью

Из официальной статьи профессора Е.С. Полата на сайте Российской Академии образования.  
«В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов  должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

Из статьи директора свободной школы «ЭПИ-ШКОЛА» Санкт-Петербурга Михаила Эпштейна в газете «Первое сентября»

«В России педагогические идеи, связываемые с именем Дж. Дьюи, первым реализовал в практике С.Т.Шацкий со своими товарищами, начав эту длительную работу в 1905 году. После революции в России метод проектов нашел благодатную почву. Фактически на него опирается Декларация о единой трудовой школе 1918 года. В двадцатые годы добрались до России и Дальтон-план, и метод проектов Петера Петерсона, и другие новые технологии обучения. Вопрос о методе проектов широко дискутировался в педагогической печати. Метод применялся многими учителями. Трансформация его на нашей почве дала комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий и многие другие вариации. (Бригадно-лабораторная система фактически также была измененным вариантом, построенным на основе нескольких американских методов, в частности Дальтон-плана.) Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта было, прежде всего, в том, что советскими педагогами делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов. Меньше внимания уделялось учебным проектам, что привело, в частности, к ослаблению содержательного наполнения деятельности ребят. В стране шел широкий поиск, который подразумевал как достижения, так и ошибки. Во многих школах метод проектов применялся успешно. Выстраивалась определенная система, нарабатывались проекты (комплексы), включающие в себя основные программные знания. Все это мы можем проследить по педагогической печати того времени. Этот процесс был прерван постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней  школе».

Итак, мы можем с уверенностью сказать, что весь ход отношения к методу проектов и в России и за рубежом исторически связывался именно со школой, а не с детским садом. Видимо, он являлся способом организации именно школьного образования детей, а не  дошкольного воспитания, ведь   метод проектов помогает не только в теории, но и на практике ответить на вопросы, заданные детьми в реальной жизненной ситуации

         Коллективное творчество немыслимо без слаженного взаимодействия и поддержки любого, даже самого маленького человеческого усилия или проблеска мысли. Участие в проекте — это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства и ребенку, и взрослому, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к индивидуальному росту, напряженной и радостной работе. Человека могут посетить мгновения духовного подъема и вдохновения.

Н. Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ
А. Н. Веракса, аспирант факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель факультета социальной психологии МГППУ.

    Организация проектной деятельности в детском саду.                        Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Для этого достаточно будет продолжать оставаться самим собой, содержательно реализуя свое отношение к миру. Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Мы исходим из того, что креативность является качеством личности и развивается в том случае, если она представляет социальную ценность, т. Е. ее проявления приветствуются окружающими. В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе), либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи. Приведем пример. При обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать для мамы открытку. Другой поддержал его идею, добавив, что еще можно нарисовать открытку для сестры. С точки зрения взрослого, озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае взрослый может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что еще никто не предлагал открытку для сестры. В этом случае педагог получает несколько преимуществ: во-первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно задаться вопросом, чем различаются открытки для мамы и сестры, а ведь можно еще вспомнить о бабушках, воспитателях и т. Д.), а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка, который получает позитивный опыт высказывания, и в следующий раз, скорее всего, тоже предложит какой-то вариант замысла. Общая рекомендация заключается в том, что стоит поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно буквально повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.

Итак, одна из основных черт проектной деятельности состоит в том, что она разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием. Если ребенок решил построить из кубиков гараж для машины, то очевидно, что перед ним проблемная ситуация – гараж должен быть устойчивым, машина должна свободно помещаться внутри гаража. Однако решение такой задачи в процессе игры не является проектной деятельностью, так как ребенок строит гараж, прикидывает размеры, увеличивает или уменьшает его. Но как такового исследования пространства возможностей не происходит.

Вторая особенность проектной деятельности заключается в том, что ее участники должны быть мотивированы. Но простого интереса недостаточно. Нужно чтобы и педагог, и ребенок реализовывали в проектной деятельности не только свое понимание, но и свои смыслы. Приведем пример. Подготовка к празднику – это привычное мероприятие, технология организации и проведения которого подробно описана во многих программах. Ребенок может быть заинтересован в подготовке к празднику, но проектная деятельность начнется только в тот момент, когда педагог совместно с ребенком попытается открыть для себя смысл праздника. Ведь что такое праздник? Это особый день в жизни человека или страны, напоминающий о какомто важном событии. Поэтому нужно понять, что этот день или это событие означает для каждого ребенка или для педагога. Как мы к нему относимся? Почему мы его празднуем? Какими способами мы выражаем свое отношение к празднику? И так далее. Очевидно, что такие вопросы заставляют задуматься о смысле, который несет праздник для каждого участника проектной деятельности. А как только определен смысл, можно искать способы его предъявления.

Третьей важной особенностью проектной деятельности является ее адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Несмотря на общие особенности структуры, можно выделить три основных вида проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в том, что было проанализировано: цель, задачи, теоретические предпосылки  профессионального роста педагогов, составлен план работы с педагогами, составлен методический проект, разработан диагностический инструментарий.

В опыте раскрывается повышение профессионального роста педагогов через организацию проектной деятельности в воспитательно - образовательном процессе МБДОУ « Детский сад № 86».

Ведущая идея опыта.

Внедрение в воспитательно - образовательную деятельность метода проектов позволит педагогам повысить уровень профессионального мастерства на основе проектирования своей педагогической деятельности, что позволит совершить переход работы учреждения в режим инновационной деятельности. Внедрение в процесс воспитания детей   детской проектной деятельности позволит повысить познавательный интерес воспитанников и раскрытие творческих способностей каждого ребенка.

Методическая деятельность по данному направлению опирается на принципы:

Принцип системности – предусматривает охват  педагогов разными формами методической работы в течение 5 лет  по данному направлению  подчиненных единству цели и задач.

Принцип научности – работа старшего воспитателя   направлена на соответствие системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых разных областях.

Принцип дифференцированного подхода – предусматривает учет индивидуальных особенностей  педагогов.

Принцип социального партнерства – взаимодействие с детьми,

 родителям , педагогами ДОУ и социальными партнерами.

Принцип создания благоприятных условий – для эффективной работы, творческого поиска   педагогов.

Выполняет функции:

Аналитическая – анализ профессиональных  потребностей  педагогов, состояния и результатов их деятельности.

Информационная – сбор и обработка информации по проблемным вопросам  педагогов, на выявление и создания  банка данных.

Методическая – изучение запросов, сопровождение и оказание практической помощи педагогам;

Консультативная – организация консультационной работы для педагогов.

Контрольно – диагностическая – организация контроля за работой педагогов.

  

Технология опыта.

Цель: создание условий в ДОУ для повышения профессионального мастерства педагогов через руководство проектной деятельностью.

 Задачи:

  • обеспечить повышение личностного роста педагогов в процессе использования  метода проектов.
  • развивать   профессионально значимые качества педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;
  • Обеспечить информационное пространство для овладения необходимыми  знаниями по данной теме.
  • Работа по данному направлению мною была рассчитана на 5 лет.

В течение 2009 – 2010 года реализовывался методический проект,                                 « Совершенствуемся вместе» целью которого являлось создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через руководство проектной деятельностью.

Тип проекта: информационный, вид: групповой для педагогического состава, по продолжительности долгосрочный, в течение 1 года.

На этапе « Практическая деятельность» проведено:

консультация для педагогов « Проектная деятельность ДОУ. Методические рекомендации», индивидуальные консультации педагогов по данной теме (приложение №1)

Семинар практикум « Проектная деятельность детей» ( Приложение № 2).

Педагогическая мастерская « Работаем по методу проектов»

( Приложение №3)

На этапе « Презентация продукта деятельности» проведен конкурс                                « Волшебство педагогической науки». На конкурсе был обобщен и представлен лучший опыт педагогов, использовавших метод проектов в своей деятельности.

Проведение анкетирования педагогов « Выявление уровня владения методом проектов», показало следующие результаты: теоретически подготовлены для использования метода проектной деятельности в начале года – 23%, в конце года-76%. Применяли или готовы применить в своей работе данный метод : в начале года 15%, в конце года- 76%.

Совместно с педагогами я, как старший воспитатель переходила на более высокую ступень профессионального роста.

В дальнейшем исходя из проблем педагогов и годовых задач реализовывались методические проекты « Правовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении» ( 2010-2011уч. год),  « Социально- личностное развитие дошкольников в условиях ДОУ» ( 2010-2011г), « Новый взгляд на дошкольное образование»(2011-2012г) целью которого было развитие  компетенций  педагогов в вопросах организации воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе. Данный проект позволил безболезненно включить педагогов в процесс преобразования дошкольного образования.  В 2012- 2013 году реализуется проект «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования и исследовательской деятельности». Целью  проекта является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований по развитию познавательной активности дошкольников  средствами исследовательской и экспериментальной деятельности.

На протяжении 2009-2012 года педагогами нашего учреждения были разработаны и реализованы проекты различных типов, наиболее удачные из них:

Игровые проекты: « Человек без Родины, что соловей без песни» ( воспитатель Шиблева И.Э.); «Природа родного края» ( воспитатель Насибуллина Л.А.), «История моей семьи- история моей Родины» ( Жигалова Г.И.) и другие.

2012-2013 учебном году реализуется социальный проект в рамках сотрудничества с детским домом №3 « У друзей нет выходных».

Большое внимание уделяется развитию детской проектной деятельности.

Опыт нашего учреждения показывает, что проектная деятельность детей  успешно способствует  поддержке детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.

Начало работы по данному направлению в нашем учреждении было положено проведением семинара – практикума « Проектная деятельность детей как условие развития познавательной активности дошкольников». Педагоги получили теоретические знания и практические навыки по использованию проектной деятельности детей.  Результатом внедрения данной деятельности стала  разработка и реализация творческого проекта         « Приключения маленькой капельки в детском саду». Большой интерес у детей вызвала исследовательская проектная деятельность. В ходе реализации проекта «Ученый совет Почемучек», который был направлен на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, детьми были составлены ряд  исследовательских проектов по темам живая и неживая природа, которые были успешно презентованы на «Ученом совете Почемучек». Творческой группой был разработан проект « Мир у нас над головой», целью которого являлось создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем формирования навыков наблюдений и элементарных исследований по разделу  программы« Ребенок и окружающий мир. Наша планета».  Данный опыт был одобрен педагогами и родителями, в результате чего было разработано и утверждено в МДОУ « Детский сад № 86» 2010 – 2011 учебном году  положение о конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Маленькие Почемучки». Темы исследовательских работ были расширены. Дети  решают  проблемы по темам: « Человек в истории и культуре», «Наша планета», « Природа вокруг нас». В 2011- 2012 году воспитанники приняли участие в городском этапе всероссийского конкурса « Я исследователь», в котором заняли призовые места.

В процессе данной работы разработаны и реализованы творческие проекты:                « Путешествие в страну здоровья» ( Зубина В.В.); « Подарок маме»  ( воспитатель Грошева Н.П.).

Нормативную проектную деятельность включает в свою работу воспитатель Федосеева О.С.- « Планета вежливости».

Использование детской проектной деятельности часто используется педагогами нашего учреждения в совместной деятельности.

Таким образом, как  показывает практика, проектная деятельность дошкольников позволяет развивать общие способности ребенка – познавательные, коммуникативные, регуляторные.  Кроме того, в ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки, которые способствуют развитию  личности дошкольника и его  взаимоотношению с окружающими.

Формы и методы работы с педагогами

  • Беседа;
  • Консультирование (индивидуальное и групповое);
  • Семинары – практикумы;
  • Практические занятия;
  • Диагностика;
  • Мастер – класс;
  • Диалог;
  • Взаимопосещение;
  • Презентация;
  • Выставки;
  • Анкетирование.
  • Деловая игра

Промежуточный результат.

Результатом данной работы стало повышение профессионального уровня педагогов в данном вопросе.

Увеличилось число педагогов, применяющих в своей работе метод проектной деятельности: 2009-2010 уч. год- 27% педагогов, 2010-2011уч. год -52%, 2011-2012уч. год – 68% педагогов.

Увеличилось число педагогов принимающих участие в конкурсах различного уровня: 2009-2010 уч. год- 13% педагогов, 2010-2011уч. год -46%, 2011-2012уч. год – 72% педагогов.

     В 2009-2010 учебном году педагоги и дети нашего ДОУ успешно участвовали в городских творческих конкурсах,   где занимали призовые места: приняли участие в городском конкурсе по ПДД в номинации «Внимательный пешеход», получили  сертификат участника  в городском интеллектуально-творческом конкурсе «Умники и умницы»; получили сертификат участника в городском конкурсе « Маленькие академики»;в городском литературном конкурсе «Моя семья» получили грамоты за 1 и 3 место; дипломы 3 степени  городского фестиваля дошкольного творчества «Веселая карусель» в номинации «Художественное чтение», «Вокал-соло», «Хореография», команда детей «Крепыши» принимали участие в городских спортивных соревнованиях «Спортивная мозаика»; был предоставлен проект О.А. Демидович «Здоровые ножки шагают по дорожке» на городской конкурс «Расти здоровым, малыш!»

    В 2010-2011 учебном году педагоги и дети нашего ДОУ участвовали в городских творческих конкурсах,:

 «Литературный конкурс»(грамота за участие), « Педагогический звездопад»                     ( диплом лауреата),  «Спортивная мозаика»(диплом за участие), « Веселая карусель»        ( диплом победителя, почетная грамота,4 сертификата ),

 «Волшебница игра», «Умники и умницы», « Пожарная ярмарка», «Космические фантазии» ( сертификат участника), « Космос без границ».  

   

В 2011-2012 учебном году педагоги и дети нашего ДОУ участвовали в  конкурсах различного уровня.

« Маленький пешеход» (2 сертификата); Новогодняя игрушка (2 сертификата,                  1 грамота), « Год Российской истории»(1 благодарность),            « Всероссийская олимпиада педагогического мастерства»                                 (1 диплом),международный конкурс детского рисунка  « Пасхальная радость»  ( 1 благодарность);

Городская научно- практическая конференция «Организация развивающего образовательного пространства для развития детской одаренности»( 1 благодарность, выступление, статья) ; 10 Всероссийская научно- практическая конференция                    « Развитие личности в образовательном пространстве» ( статья, сертификат, выступление); « Я- исследователь»( дипломы 1,2. 3 степени, 2 сертификата); «Спортивная мозаика» (1 грамота); «Литературный калейдоскоп» ( 4 сертификата);

« Маленькие академики» ( 1 грамота), конкурс рисунков

« Мой Алтай»( 1 грамота); «Веселая карусель»( 1 грамота); 1 международный конкурс детского рисунка  « Пасхальная радость»( 2 диплома, благодарность).

Возросла удовлетворенность воспитателей своей профессиональной деятельностью в сравнении 2009г. по 2012г на 57%. Психологическим климатом в коллективе удовлетворены 98%( январь 2013г) педагогов, этому так же способствует системная совместная работа по выбранному направлению.

 Таким образом, анализ результатов данной работы позволяет сделать вывод о том, что мероприятия по изучению и внедрению метода проектной деятельности в воспитательно - образовательный процесс, активное включение в работу детской проектной деятельности способствовали повышению уровня профессионального мастерства педагогов, совместному переходу педагогов и старшего воспитателя на более высокую профессиональную ступень.

Литература

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы  и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.
  5. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003.

     6.  Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников (Текст) /  

          Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.- М.: Москва – Синтез.2008.-109с.

       7. Урмина И.А.Инновационная деятельность в ДОУ ( Текст) /

           И.А. Урмина, Т.А. Данилина- М: Линка- пресс. 2009.-306с.

 

                                                                                       

                                                  Приложение №1

Консультация для педагогов.

Тема: «Проектная деятельность в ДОУ. Методические рекомендации к составлению и оформлению проектов»

Теоретическая основа.

         Метод проектов- система обучения, при которой обучающиеся приобретают                  знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся  практических заданий – проектов.

Автором метода проектов в образовании является американский педагог Е. Паркхарст , предложивший в 1919г. индивидуализировать процесс обучения и дать возможность каждому школьнику обучаться в наиболее удобном для него режиме.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Итак, технология проектирования – является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная(индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.
  4. Структурирование содержательной части проекта( с указанием поэтапных результатов)
  5. Использование исследовательских методов.

Типология проектов

По доминирующему методу или виду деятельности : исследовательский, творческий, ролево - игровой, информационный, практико- ориентированный и др.

Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования. Источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определения путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Творческие проекты, как  правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты и т.д.

Ролево- игровые участники принимают на себя определенную  роль, обусловленную характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая, приключенческая.

Информационные направлены на сбор информации о каком - то объете, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практико- ориентированные дети собирают информацию и реализуют ее, 

 ориентируясь на социальные интересы.

               По составу участников:

Комплексные

Межгрупповые

Групповые

Индивидуальные

По срокам реализации:

Краткосрочные ( от одного дня до четырех недель)

Среднесрочные ( от одного до шести месяцев)

Долгосрочные ( от года и более)

 Примерный план работы педагога по подготовке проекта

1.Поставить цель проекта на основе изученных проблем детей.

2. Разработать план продвижения к цели.

3.Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.Заняться сбором и накоплением материала.

5.Подготовить домашнее задание и задания для самостоятельного выполнения.

6.Организовать и провести презентацию проекта или открытого мероприятия.

Структура проекта

  1. Тема проекта
  2. Тип и вид проекта
  3. Участники проекта
  4. Актуальность
  5. Цель
  6. Задачи
  7. Основные виды детской деятельности
  8. Формы, методы, приемы работы
  9. Результативность
  10. Оценка эффективности проекта
  11. Диагностика
  12. Содержание проекта
  13. Дальнейшее развитие проекта
  14. Приложения
  15. Список литературы

Этапы реализации проекта

(таблица Н.А. Виноградовой)

Фаза

Этапы

проекта

Деятельность педагога

    Деятельность детей

     Проектирования

1.Изучение программного содержания по разделам программы, в рамках которой будет  реализован проект.

2.Разработка проекта.

3. Подготовка учебно-методической базы для реализации проекта.

4. Определение способов оценки эффективности проекта.

 

                                                                   Технологическая

1 этап

Целеполага-

ние. Игровая  мотивация.

Выявление проблемы.

1.Формулирование проблемы (цель) -  при постановке цели определяется и результат проекта.

2. Введение в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Определение задачи (нежестко).

1. Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

Организация

работы над

проектом

I .Помогает в решении задачи.

2. Помогает спланировать деятельность.

3 .Организует деятельность.

1.Объединение детей в рабочие группы.

2. Распре деление амплуа.

3. Систематизируют

информацию.

3 этап

Выполнение

проекта

1 .Практическая помощь (по

необходимости).

2. Направляет и контролирует

Осуществление проекта.

1. Участие в совместной и

занятийной деятельности.

2.Формирование специфических ЗУНов.

4 этап

Презентация

продукта

проекта

1. Подготовка к презентации.

2.Презентация.

1. Готовят продукт

деятельности к презентации.

2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт

деятельности.

5 этап

Подведение

итогов.

Обсуждение

нового

проекта

решения

другой

проблемы.

1 .Помогает детям сформулировать

выводы о решении проблемы.

2. Постановка нотой проблемы.

1. Делают выводы о решении проблемы.

2. Определяют цель нового проекта.

Рефлексия  

1. Оценка эффективности проекта. 2.Обобщение материалов проекта.

3. Обсуждение результатов проекта на заседании творческой группы.

Техническое оформление проекта:

1.Оформляется титульный лист – это заглавная страница проекта.

На титульном листе сверху указывается название образовательного учреждения. Далее приводится название проекта, возрастная группа, должность, фамилии и инициалы составителей проекта. Внизу дата составления.

2. После титульного листа рекомендуется прописать оглавление проекта

3.Краткая анатация проекта.

4.Реализация проекта это поэтапная деятельность, поэтому при оформлении проекта следует отражать распределение деятельности детей и взрослого согласно основным этапам проекта.

5.Содержание технологической фазы реализации проекта:

этап

срок

Место проведения

Содержание работы

6.объем занятия и язык преподнесения информации должен соответствовать возрасту.

  1. Предоставляемые в приложении материалы ( конспекты) должны соответствовать требованиям соответствующего оформления.
  2. Список литературы (ФИО авторов, название работы, название журнала, выходные данные, названия сборника, фамилии редакторов или составителей, год издания. Общее число страниц)
  3. Цветная печать и приложение фотографий приветствуется.

Литература

 1.Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.         Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

 3.Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

4.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 7. Урмина 5.И.А.Инновационная деятельность в ДОУ ( Текст) /И.А. Урмина, Т.А. Данилина- М: Линка- пресс. 2009.-306с.

                                                               Приложение №2

Педагогическая мастерская

«Работаем по методу проектов»

Цель: создать условия для  педагогического  сопровождение педагогов в развитии их мотивации на принятие проектного метода как вида педагогической деятельности.

Задача: способствовать развитию у педагогов понимания сущности проектирования.

Структура проведения

Старший воспитатель: уважаемые педагоги сегодня мы с вами собрались на очередное заседание  в «Школе молодого специалиста».

К сегодняшнему занятию вам было предложено разработать план проектных мероприятий по самостоятельно выбранной теме.

Чтобы создалось целостное видение разрабатываемых вами проектов,

предлагаю вам принять участие в  экспресс - опросе.

Экспресс-опрос педагогов «Ваше мнение».

1.Считаете ли Вы проектный метод средством профессионального совершенствования педагога?

2.Какую педагогическую проблему Вы хотели бы реализовать в проектной деятельности?

3.Чем обоснована тема Вашего проекта?

4.Какое противоречие будет решено Вами в процессе реализации проекта?

5. Какое название будет иметь Ваш проект?

Его особенности, ожидаемые результаты?

6.Каковы предполагаемые затруднения и пути их преодоления?

7.Какая помощь потребуется от старшего воспитателя при разработке и реализации проекта?

8.В какой форме пройдет презентация проекта.

                                                Практический блок

Задача: ввести педагогов в процесс разработки педагогического проекта, четко обозначив его структурные элементы и, предоставив воспитателям и педагогам - специалистам возможность свободного выбора проектных мероприятий.

Работа в группе.

Педагоги  обсуждают алгоритм проекта и план мероприятий на каждый из его этапов.

Совместно разрешают  возникшие затруднения, путем обсуждения.

Обсуждение представленных вариантов проектных мероприятий.

Задание на перспективу: разработать варианты защиты проекта.

Подведение итогов заседания, рефлексия.

Приложение №3

Семинар - практикум

«Проектная деятельность детей как условие развития познавательной

активности дошкольников»

Цель: создать условия  для  расширения  представлений  педагогов  об организации проектной деятельности детей в ДОУ.

Задачи:

1.Закрепить теоретические представления о видах и особенностях детского проектирования, и особенностях его использования в воспитательно- образовательном процессе в соответствии с возрастом.

2.Формировать  умения педагогов в организации проектной деятельности детей.

3 .Развивать коммуникативные навыки педагогов через активное взаимодействие в группах.

Регламент: 1ч. 25 мин.

Старший воспитатель МБДОУ « Детский сад № 86»:Грабаренко А.В.

Участники: воспитатели.

Структурно - тематические модули семинара

Регламент

1

Приветствие участников семинара - практикума. Упражнение для снятия напряжения «Карусель»

5мин.

2

Теоретические аспекты темы « Детское проектирование и организация проектной деятельности в ДОУ»

20 мин.

3

 Работа в микрогруппах. Проранжировать этапы освоения дошкольниками проектных действий.

7мин.

4

Работа в микрогруппах.  Изучить условия успеха доказать свое согласие или несогласие с данным высказыванием.

7мин.

5

Презентация опыта работы воспитателя Насибуллиной Л.А. «Исследовательская проектная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

7 мин.

6

Презентация опыта работы воспитателя Грошевой Н.П.     « Взаимодействие родителей, детей и педагогов в процессе проектной деятельности»

7мин

6

Презентация творческого проекта «Новые приключения маленькой капельки в детском саду».

7мин

7

Работа по подгруппам: предлагается составить образный макет исследовательского и творческого проектов, используя памятки по составлению данных проектов.

10мин

6

Презентация проектов

10 мин.

7

Подведение итогов семинара. Рефлексия.

5 мин.

Ход семинара:

Сообщение темы, цели и регламента семинара-практикума.

Тренинг для релаксации и снятия напряжения у педагогов. Упражнение «Карусель»

Цель: поддержание положительного эмоционального настроя.

Участники встают в два круга: внутренний - спиной к центру, внешний- лицом к центру, образуя пары. По сигналу круги начинают двигаться  противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участники должны сказать друг другу комплименты.

Анализ: Что почувствовали? Понравился ли комплимент.

Деление педагогов  на 2 микрогруппы. Участникам предлагается разделиться на группы по интересам.

Теоретические аспекты темы « Детское проектирование и организация проектной деятельности в ДОУ»

Что же такое детское проектирование, о котором так много говорят в последнее время. В поле дошкольного образования это комплексная деятельность детей, которые без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны взрослых осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственной, личной, социально-политической. Другими словами, это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование. Количество участников проекта может изменяться , в процессе подготовки могут вноситься коррективы. Неизменными остаются следующие положения каждый ребенок выполняет только то, что ему интересно и что у него получается; взрослые не делают ничего такого с чем дети не могут справиться сами.

Дж. Дьюи доказывал: ребенок прочно усваивает лишь то, что познает через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни.

Ученик и коллега Дж. Дыои профессор У.Килпатрик под проектом подразумевает деятельность детей, которая ими выбрана свободно и выполняется охотно, « от всего сердца». Знания, приобретенные ребенком в свободной, самостоятельной деятельности, являются источником новых интересов, особенно интеллектуального свойства. В связи с этим возникает период времени, в течение которого ребенок остается активным и хочет продолжать работу над проектом. Ученый утверждает, что в основе проектной деятельности лежит решение проблемы. Но только тогда, когда ставится цель и есть желание ее достичь, проблема становится проектом.

П.д. является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной- все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Например, ребенок хочет сделать подставку

для карандашей или кисточек. Реализация этой задачи в случае проектной деятельности не осуществляется сразу. Сначала дошкольник пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то варианты выполнения поставленной задачи могут быть представлены в форме рисунка. Создав несколько изображений, ребенок удерживает в своем сознании целый ряд вариантов. При наличии нескольких вариантов появляется возможность их анализа путем сопоставления друг с другом, выявления их достоинств и недостатков. Фактически каждый такой вариант позволяет дошкольнику лучше понять то, что он собирается делать и уяснить последовательность действий. При изготовлении подставки ребенок может использовать различный материал. Поэтому при сопоставлении рисунков может учитываться материал будущей поделки. Кроме того, при сравнении рисунков могут приниматься во внимание люди, которые будут участвовать в совместном проекте. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

Проблемы с которыми может столкнуться педагог при организации проектной деятельности:

Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве - она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

• Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск

возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка. Приведем пример. При обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать маме открытку. Другой поддержал его идею, сказав, что еще можно нарисовать открытку сестре. С точки зрения взрослого, был озвучен одинаковый замысел. В этом случае педагог может сказать: «Вася уже сказал про открытки.попробуй придумать чтонибудь другое» Но можно поддержать инициативу ребенка, подчеркнув . что про открытки сестре еще никто не говорил. Во первых взрослый открывает новое пространство для творческой деятельности (еще можно вспомнить о бабушках, воспитателях и т.д.), а во- вторых, поддерживает инициативу ребенка (он получает позитивный опыт высказывания и в следующий раз, скорее всего, тоже выскажет какую-нибудь идею). Из сказанного следует, что нужно поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.

• Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Вернемся к примеру с обсуждением подарков к 8 Марта. Любой педагог знает, кому и какие подарки можно дарить в этот день, и каким образом их изготовить. Понятно, что дети не сразу смогут придумать оригинальный подарок. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей. «Знающий» педагог поступит «по инструкции»: объяснит, как вырезать цветочки, куда их приклеить, как сложить открытку, то есть будет действовать с позиции культурной нормы. Педагог, демонстрирующий субъектную позицию, сначала выяснит, как ребенок видит эту ситуацию (для дошкольника создание открытки или приклеивание цветочка - вовсе не очевидное действие, а своеобразное открытие, осмысление праздника). И только потом воспитатель обратится к культурным способам оформления замысла. И тогда вырезание цветочка станет средством реализации замысла ребенка, а не очередным звеном в реализации программы.

В практике дошкольной педагогики условно выделяют четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

Как же происходит освоение дошкольником проектной деятельности?

До 5 лет ребенок развивается на подражательно- исполнительском уровне, отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому основная роль в организации проекта принадлежит взрослому, внимательное отношение к потребностям ребенка, изучение его интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети данного возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

К концу 5-го года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнение взрослого и сверстников.

Работа в микрогруппах. Проранжировать этапы освоения дошкольниками проектных действий.

Дети 4-5 лет

-Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).

»

-Определение взрослым цели проекта, его мотивация.

-Привлечение детей к участию в планировании деятельности.

-Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата (делание вместе), выполнение детьми отдельных несложных поручений.

-Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.

Дети 5-6 лет

-Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.

-Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результатов.

-Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.

-Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.

-Обсуждение результата работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

-Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.

Дети 6-7 лет

-Обозначение (детьми или взрослыми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

-Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

-Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.

Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

-Обсуждение результата работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

-Определение детьми перспективы развития проектирования

Работа в микрогруппах.  Изучить условия успеха доказать свое согласие или несогласие с данным высказыванием.

Условия успеха

(доказать свое согласие или несогласие с данным высказыванием)

1микрогруппа.

1.Важно,        чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающие событие.

2.Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы. Пока не угас интерес, мотивация к работе, т. к. интересы дошкольников ситуативные, у них не сформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении.

3.Создание        максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта.

4.Пректные        задания должны предусматривать использование детьми совершенно новых, не знакомых им ранее знаний. (Несогласие)

5.Четко спланировать ход проекта и определить. Каким видам деятельности дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта

6.Спланировать        предварительную и подготовительную работу.

7.Профессионализм        педагога ( умение спланировать работу детей над проектом, обеспечить мотивацию к труду, уметь выбирать для детей посильные задачи, ненавязчиво добывать новые знания)

2 микрогруппа.

1.Всячески        приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок «правильно», «неправильно». Важно - обосновано решение или нет.

2.Исследование        детей не должно идти одновременно с обучением. (несогласие)

3.Ребенку        важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя.

4.Важно,        чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающие событие.

5.Начинать        осуществлять проект сразу после выбора темы. Пока не угас интерес, мотивация к работе, т. к. интересы дошкольников ситуативные, у них не сформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении.

6.Создание        максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта.

7.Пректные _        задания должны предусматривать использование детьми совершенно новых, не знакомых им ранее знаний. (Несогласие)

Презентация опыта работы воспитателя Насибуллиной Л.А. «Исследовательская проектная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

Презентация опыта работы воспитателя Грошевой Н.П.                               « Взаимодействие родителей, детей и педагогов в процессе проектной деятельности»

Презентация творческого проекта «Новые приключения маленькой капельки в детском саду».

Работа по подгруппам: предлагается составить образный макет исследовательского и творческого проектов, используя памятки по составлению данных проектов.

Презентация проектов участниками семинара.

Подведение итогов семинара. Рефлексия.

Игра «Солнце способностей».  Участникам каждой группы предлагается создать солнце своих способностей и не решенных вопросов. На лучах красного солнца  необходимо написать свои способности, умения, отвечая на вопрос: «Теперь я  умею, я могу…» На лучах желтого солнца  необходимо написать свои не решенные вопросы по теме семинара.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать творческие личности в наших воспитанниках. Удачи вам!

Литература:

1.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников ( Текст) / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.- М.: Москва – Синтез.2008.-109с.

2. Урмина И.А.Инновационная деятельность в ДОУ ( Текст) / И.А. Урмина, Т.А. Данилина- М: Линка- пресс. 2009.-306с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентация в процессе повышения профессионального уровня педагогов ДОУ

В данной статье представлен интересный и познавательный материал, который можно использовать в работе с различными категориями кадров, в том числе в плане повышения их профессионального уровня....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего воспитателя МБДОУ № 7 «Чебурашка» ЗМР РТ Яшиной Евгении Георгиевны

Методическая тема:  «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов»Технология, по которой работаю: технология системно-деятельностного метода обучения.  Общественно-педагог...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2018 – 2023 годы старшего воспитателя Гиндуллиной Гульнары Хайрулловны

Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышению профессионального уровняна 2018 – 2023  годы старшего воспитателяГиндуллиной Гульнары Хайрулловны...

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов (из опыта работы МБДОУ №79 "Золотой колосок")

Качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов...