Научная статья: "Проектная деятельность как условие повышения педагогической компетентности родителей"
статья (старшая группа)

Жаркова Галина Александровна

Автор: Жаркова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zharkova_ga.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как условие повышения педагогической компетентности родителей.

Жаркова Галина Александровна, воспитатель, МАДОУ «ЦРР-детский сад №175»

Аннотация. Рассмотрены теоретические основы проектной деятельности, как интерактивной формы сотрудничества с родителями. Представлен опыт работы в рамках реализации проекта «Мой город – Северодвинск».

Ключевые слова: семья, родители, сотрудничество, проектная деятельность.

Дошкольная образовательная организация и семья – это два основных института воспитания, каждый из которых имеет влияние на формирование личностных качеств ребенка и приобретение им социального опыта. Несмотря на разные воспитательные функции этих институтов, для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Поэтому так важно установление доверительных, партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. [1, с. 3]

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации. [2]

В этой связи, необходима разработка и внедрение новой системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольной образовательной организации. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия ДОО с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Для плодотворного сотрудничества мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем интерактивные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением потребностей, интересов и запросов самих родителей. Одними из основных требований к формам взаимодействия являются: оригинальность, востребованность, интерактивность.

Именно поэтому, проектная деятельность, как условие повышения педагогической компетентности родителей, широко используется в образовательной работе с детьми во многих дошкольных образовательных организациях. Метод проектов – это не просто интегрированный подход в рамках одной темы для решения педагогических задач с детьми. На наш взгляд, метод проектов содержит более глубокий развивающий и образовательный потенциал, обеспечивающий не только развитие ребенка, но и психолого-педагогическую поддержку родителей, повышение их педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения своих детей.[1, с. 27]

Опыт взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Мой город – Северодвинск».

Максимальное вовлечение родителей в проектную деятельность – это одна из основных задач, которая перед нами стояла при реализации проекта по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Мой город – Северодвинск». Именно поэтому «сотрудничество с родителями» предполагалось на каждом этапе проекта.

В рамках реализации первого этапа проекта (подготовительного) мы провели анкетирование для родителей на тему «Знаешь ли ты свой город?». Продиагностировав результаты, пришли к выводу, что 50% родителей не обладают достаточным уровнем знаний о своем городе. Для повышения компетентности родителей была проведена консультация с мультимедийным сопровождением «Из истории Северодвинска», в ходе которой мы рассказали о важности взаимодействия родителей с ДОО для всестороннего развития ребенка. Получив обратную связь, обсудили темы блоков и формы работы над проектом. После чего, собрав достаточное количество тематической информационной базы, мы приступили к основному этапу проекта.

В рамках реализации второго этапа, с детьми были проведены: познавательные беседы, виртуальные экскурсии, литературные викторины, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Тема родного города прослеживалась во всех видах деятельности:

аппликация «Герб города», «Мой дом»;

конструирование «Городские улицы»;

рисование «Подводная лодка», «Ягринский бор»;

прослушивание гимна города и аудиозаписей с песнями про город Северодвинск;

чтение и обсуждение художественных произведений (А. Рязанцева «Город северный наш», Г. Бездольный «Возле моря Белого», В. Кушаков «Северная Двина», Н. Соснин «Мы живём на Севере”»);

составление рассказов «Мой дом, моя улица», «Профессии родителей», «Как иду я в детский сад».

Для расширения представления детей об объектах, находящихся на улицах города Северодвинска и организации уличного движения были проведены целевые прогулки (по близлежащим улицам «Мы по улицам шагаем, все увидим, все узнаем», к площади Победы, к Вечному огню), в которых активное участие принимали родители. Были организованы посещения детско-юношеской библиотеки и краеведческого музея.

Благодаря родителям, пополнилась наша предметно-развивающая среда:

альбом с иллюстрациями и фотографиями города Северодвинска «Из прошлого в настоящее»;

альбом с фотографиями «Любимые места отдыха северодвинцев»;

альбом с картами-схемами «Дорога из дома до детского сада».

Были организованы фотовыставки:

«Мой любимый двор»;

«Мама, папа на работе»;

«Наши прадеды»;

«Мы любим и знаем свой город»;

«В нашем северном лесу…».

Совместное творчество детей и родителей было отражено в выставках рисунков:

«По тихим улочкам Северодвинска»;

«Детский сад – наш дом родной».

Внушительная подготовка велась к выставке совместного творчества «Достопримечательности родного города». Семьями воспитанников были созданы следующие макеты:

Николо-Корельский монастырь;

Стелла;

Вечный огонь;

Драматический театр;

памятник Ричарду Ченслеру;

подводная лодка.

Некоторые родители настолько заинтересовались и прониклись проделанной работой, что помимо макетов достопримечательностей, приготовили мультимедийные презентации, в которых отразили историю возникновения выбранного памятника, описали и проиллюстрировали фотографиями этапы работы над макетом.

В результате проделанной работы:

обогатились знания детей о своем городе, о его истории, улицах, достопримечательностях и памятниках;

повысилась педагогическая культура родителей, и установились с ними доверительные и партнёрские отношения;

уголок нравственно-патриотического воспитания «Юные патриоты» пополнился продуктами проектной деятельности.

Нашу задачу по обеспечению, с помощью метода проектов, максимальной заинтересованности родителей в полноте передачи ребенку социальной информации, социального опыта, формированию педагогической позиции родителей, позволяющей понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность мы считаем выполненной. Такой подход к пониманию метода проекта позволяет обеспечить высокое качество и позитивный эффект, основанный на активности всех участников образовательных отношений, и родителей в том числе. Мы считаем, что проектная деятельность подходит для этого наилучшим образом. Реализация проекта представляет собой социальный процесс взаимодействия детей и взрослых, включенный в определенный социокультурный контекст, что обеспечивает современный подход к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. [1, с. 28]

Список использованной литературы

  1. Е.В. Ковалева, Г.С. Лакеева, Е.Н. Патароча, Г.А. Семенюта, Н.Ю. Яблонцева, О.Н. Бабитинская Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / авт.- сост. Е.В. Ковалева, Г.С. Лакеева, Е.Н. Патароча, Г.А. Семенюта, Н.Ю. Яблонцева, О.Н. Бабитинская – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. – 109 с

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей

Отношения семьи и детского сада определяется понятиямСовместная деятельность– это активная совместная работа воспитателя и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении,...

РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОО

Достоинством родительских тренингов, как интерактивной и нестандартной формой взаимодействия между семьей и ДОО, является получение новых знаний, навыков, моделей поведения по отношению к ребёнку, воз...

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста...

Проектная деятельность, как условие повышения педагогической компетентности родителей.

Дошкольная образовательная организация и семья – это два основных института воспитания, каждый из которых имеет влияние на формирование личностных качеств ребенка и приобретение им социального о...