Методическое обеспечение формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет по теме: «Осень»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Захарова Наталья Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_obespechenie.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет по теме: «Осень»

Выполнил:

Захарова Наталья Сергеевна

Тольятти, 2014

Содержание

1.Календарно-тематический план «Познавательное развитие» (на материале решения задачи: формирования элементарных математических представлений у детей).

2.Конспект совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме: «Путешествие в осенний лес».

3.Проект предметно – развивающей среды по организации самостоятельной деятельности детей

4. Используемая литература

5. Приложение


Календарно-тематический план «Познавательное развитие » (формирование элементарных математических представлений  у детей 6-7 лет по теме  «Осень»)

Группа: Подготовительная

Тема недели: «Осень»   Тема дня: «Признаки осени »

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

 Дидактические игры:

- «Что изменилось?»;

 - «Четвертый лишний»;

- «Установи соответствие»

Беседа «Листья летом и осенью»

Рассматривание и обсуждение картины «Золотая осень» (И. Левитана)

«Рассматривание и сравнение репродукций картин художников И.И. Левитана «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень».

Рассматривание фотоиллюстраций об осени, о деревьях;

Гимнастика для глаз: «Вот стоит осенний лес!», «Раз, два, три, четыре, пять, будем овощи искать!»

Рассказывание по картине - пейзажу «Поздняя осень» (автор И. Левитан).

Чтение художественной литературы:

- Стихотворение А. С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье!»;

- Стихотворение С. Егорова «Осень»;

- Стихотворение Ю. Капустиной «Осень»;

- Стихотворение Г. Ладонщикова «Поздняя осень».

Прогулка № 1

Наблюдения за живой и неживой природой:

- «Откуда дует ветер?»;

- «Деревья осенью»;

- «Грибы на экологической тропе»;

- «Поведение птиц в осенний период»;

- «Листья осенью, их цвет, форма»;

- «Рябина»;

- «Облака, их форма, зависимость их движения от направления ветра».

Наблюдение за трудом взрослых осенью:

- Уборка дворником осенней листвы.

Подвижные игры

- «Найди свою цифру»;

- «Найди свой круг»;

- «Найди пару в кругу»;

- «Догнать соперника»;

- «Поезд»;

- «К названному дереву беги».

Дидактические игры:

- «Ветер, ветер, ты какой?»;

- «Осенние слова»;

- «Кто больше назовет действий?»;

- «Правильно произнесите слова»;

- «Что будет, если…»;

- «Умный словесник»;

- «От какого дерева ветка».

Беседы:

- «Начало осени»;

- «Грибы на лесной поляне»;

- «Народные приметы и пословицы об осени».

Художественное слово:

- Стихотворение Е. Трутневой «Туман»;

- Стихотворение В. А. Жуковского «Птичка»;

- Стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»;

- Т. Макарова «Сказка о листьях»;

- М. Волошин «Осенью».

Вечер

Рассказ по сюжетным картинкам «Явления природы».

Математические игры с листьями:

- «Порядковый счет»;

- «Что изменилось»;

- «Найди одинаковые»;

- «Будь внимателен»;

- «Отсчитай столько же»;

- «Танграм»;

- «Кто знает - пусть дальше считает»;

- «Составим узор»;

- «Назови соседей»;

- «Разложи фигуры по группам»;

- «Выйди из леса».

Дидактические игры:

- «Вчера, сегодня, завтра!»;

- «Кто внимательный»;

- «Что, где?»;

- «От какого дерева лист»;

- «Что растет в лесу»;

- «Придумай сам»;

 - «Найди дерево по семенам».

- Отгадывание загадок о временах суток.

 Математический театр «Двенадцать месяцев»

Чтение художественной литературы «Осенняя гамма» И. Томашкова

Исследовательская деятельность:

- «Что нужно дереву»;

- «Изучаем листья, кору, ствол, плоды и семена».

Прогулка № 2

Наблюдение за живой и неживой природой:

- «Изменения в погоде в течении суток»;

- «Деревья осенью»;

-  солнца, движение облаков, цвет неба, неустойчивость погоды;

- «Чем отличаются деревья от кустов?»;

- «Погода в разное время суток»;

- «Хвойные и лиственные деревья».

Подвижные  игры

- «Живая неделя»;

- «Собери осенний букет»

- «Найди 7 одинаковых предметов».

- «Найди место в числовом ряду».

- «Третий лишний».

Актуальная среда

- предметные картинки из серии «Времена года»;

-энциклопедия «Лесная кладовая»;

- Выставка книг о природе.

- Лото «Съедобные и несъедобные грибы»

- Картинки с изображением деревьев

- Карточки с геометрическими фигурами разного цвета и размера.

- Набор цифр

- Картинки «Явления природы»;

-Карточки с цифрами;

-Карточки с изображением людей, животных, игрушек – из геометрических фигур).

-Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, альбомов.

  - Математические фигуры.

- Совместный досуг «Мы вместе пойдем в осенний лес».

- Консультация для родителей на тему: «Занимательная математика».

- Создание копилки математических игр.

- Ознакомление родителей с методами и формами работы «Как ребенку полюбить математику»

- Экскурсия в осенний лес.

- Сбор природного материала для дидактических игр

- Составление композиций из осенних листьев, плодов, веток, коряг, спилов деревьев


КОНСПЕКТ

по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в осенний лес»

Возрастная группа: подготовительная

Образовательные задачи: (развивающие, воспитательные)

- закреплять умение считать в пределах 10;

- закреплять умение детей решать логические задачи на поиск недостающей фигуры;

 -закреплять умение путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающие фигуры (листья);

- формировать умение складывать из бумаги самолетики способом оригами;

- закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе;

- развивать предпосылки логическое мышления;

- воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Материалы и оборудование.

-  ковролин,

- лодочка, сложенная из волшебного квадрата В. Воскобовича;

 - изображения уточек и гусей (10 штук);

 - наборы кубиков «Сложи узор»;

- таблицы с логическими задачами на поиск недостающей фигуры;

- тетради;

- карандаши;

- листы бумаги для оригами.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

Получение письма о приглашении отправиться в осенний лес.

Предлагает послушать стихотворение А.С Пушкина «Уж небо осенью дышало...» Задаёт вопросы о природе и погоде в осеннем лесу.

Далее педагог предлагает детям путешествовать на лодочке по реке.

 - Слушают и интересуются.

Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы воспитателя.

- Дети закрывают глаза и представляют озеро, где плавают уточки и гуси, которые ещё не успели улететь в тёплые края.

Основная

Воспитатель предлагает выложить силуэты птиц из набора кубиков «Сложи узор»


Воспитатель замечает на поляне сундучок с глиняными табличками. Некоторые фигуры (листья) размыты водой, их нужно восстановить. Проводится игра «Найди недостающую фигуру (лист)»

Воспитатель проводит физкультминутку «Лесная лужайка»

Воспитатель предлагает отправиться в обратный путь на самолете. Для этого необходимо сконструировать самолётик из бумаги (оригами)

- Дети рассматривают уточек и гусей, считают, сколько уточек, сколько гусей, сколько всего плавающих птиц, кого больше, кого меньше.

- Дети выкладывают силуэты птиц из наборов кубиков.

Каждый ребёнок получает карточку – табличку с логической задачей, рассматривает и анализирует ряды фигур, выбирает недостающую из шести предложенных осенних листьев, доказывает правильность своего решения.

Дети выполняют в соответствии со словами физкультминутки.

- Дети конструируют самолётики из бумаги способом оригами.

Заключительная

Воспитатель предлагает детям организовать выставку самолётиков. Дает оценку деятельности детям.

- дети рассматривают бумажные самолётики. Вспоминают, куда сегодня путешествовали.

Методы и приемы:

- сюрпризный момент;

- художественное слово;

- развивающая игра «Сложи узор»;

- развивающая игра «Найди недостающую фигуру;

- физкультминутка;

- конструирование способом оригами;

- вопросы к детям;

- рассматривание;

- выставка;

- оценка деятельности


ПРОЕКТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Название центра (микроцентра)

Материальный компонент среды

Организационный

компонент среды

(ГДЕ и КАК

ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды

(ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов

(ЧТО?)

Характеристика материалов

(КАКИЕ?)

Центр познания

Центр изо творчества

Центр занимательной математики

Центр занимательной математики

Стимульный материал

- предметные картинки из серии «Времена года»;

-энциклопедия «Лесная кладовая»;

- Выставка книг о природе.

- Лото «Съедобные и несъедобные грибы»

- Картинки с изображением деревьев

- Картинки «Явления природы»;

-коллекция осенних листьев;

- раскраски с осенней тематикой;

-трафареты листьев, овощей;

- Карточки с геометрическими фигурами разного цвета и размера.

- Набор цифр;

 -Карточки с цифрами;

-Карточки с изображением людей, животных, игрушек – из геометрических фигур)

Геометрические фигуры

 Из бумаги

Природный материал

Из бумаги

Из пластика

Из картона и бумаги

Из дерева

Из бумаги

Из пластика

На полке

На столе.

На полке

На столе

На доске

На столе

На полке

- рассматривают;

-классифицируют;

-раскладывают;

- рассматривают;

- раскладывают;

- обсуждают;

- представляют;

-рассматривают;

-раскрашивают;

-выкладывают;

- рассматривают;

- показывают;

-считают;

- рассматривают;

- фантазируют;

- анализируют;

-конструируют;

-выкладывают узор;

-фантазируют;


Литература:

1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 432с.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд.,испр. И доп. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336с.

3. Вакуленко В.А. Математика. Считалочка – выручалочка: занимательный материал для занятий с детьми 5- 7 лет. Волгоград: Учитель. 2008.- 127с.: ил.

Приложение № 1

Стихотворение А. С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Стихотворение Ю. Капустиной «Осень»:

В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

С неба сонный месяц чуду удивляется,

Все кругом искрится, все переливается.

Приложение № 2

Загадки

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - …     (осень)

Спрятал луга,

Спрятал стога

В синий карман,

Синий…       (туман)

         

Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь!          (ветер)

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий.   (небо)

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (осенний листопад)

Приложение№ 3

Развивающие игры:

«Сложи узор»

Дети делятся на пары.  Перед ними наборы геометрических фигур и по две прикрытые карточки, на каждой - ряд из семи геометрических фигур, по-разному расположенных. С помощью жеребьевки выбираются ведущий: один из играющих берет какой-нибудь предмет, прячет его в руке. Тот, кто отгадает, в какой руке предмет, становится ведущим. Ведущий берет одну из карточек и начинает называть геометрические фигуры в ряду. Другой ребенок раскладывает фигуры согласно инструкции. После того, как  ребенок разложил геометрические, фигуры, дети проверяют, правильно ли он выполнил задание. Теперь ведущим будет тот, кто раскладывал геометрические фигуры. Он берет другую карточку.

«Живые цифры».

На столе лежат два комплекта перевернутых цифр двух цветов. По сигналу дети берут по одной цифре и выстраиваются по порядку в две колонны соответствии цвету цифры. Воспитатель дает задание: - Выйдите «соседи» числа пять и назовите себя. После выполнения задания пары детей возвращаются на прежнее место. Игра продолжается. При повторном проведении игры роль ведущего переходит к одному из детей. Усложненный вариант. Перевернутые цифры лежат на столе. По сигналу цифру дети берут по одной цифре и находят свою пару по цвету и выстраиваются по порядку. Задание меняется:  - Выйди «сосед» чисел три и пять.

Приложение №4

В. Сутеев  «Под грибом».

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! 
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился. 
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. 
— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! 
— Тут места нет. 
— Подвиньтесь, пожалуйста! 
— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает. 
— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался? 
— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"

С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...

Методическая разработка Формирование элементарных математических представлений у детей старшего возраста детского сада

. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума....

Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений у детей в возрасте 3-4 лет»

В данной,методической разработке,вы узнаете о формировании  элементарных математических  представлений у детей в возрасте 3-4 лет....

Методические рекомендации «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Цель методической разработки – представление практического материала для организации работы по развитию элементарных математических представлений у ребенка раннего возраста.Задачи:1. Позна...

Методическое пособие «Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития»

Формирование элементарных математических представлений  предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами мн...

Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...

Презентация к методической разработке «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...