Методическая разработка Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Шевкунова Е.И

Дополнительная

общеразвивающая программа

по развитию логического мышления

у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_117_ispravlena_1.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №117»

Дополнительная

общеразвивающая программа

по развитию логического мышления

у детей дошкольного возраста

Составители:

Шевкунова Е. И.,

Дорошенко Г. И.,

воспитатели



Новокузнецк, 2015


Содержание

Пояснительная записка                                        

Учебно-тематический план        

Перспективно-календарный план

Диагностический инструментарий

Информационно-методическое обеспечение программы         

Приложение         


Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение.

Среди всех познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте  особое место занимает развитие и формирование мышления. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

Для того чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение, нами и была выбрана данная тема кружка, цель которого - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.

Программа занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуации содружества, содеятельности.

Программа обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 6 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также формирует навыки учебной деятельности.

Социальными заказчиками деятельности кружка являются родители воспитанников. Анкетирование  родителей позволило определить направления деятельности кружка:

  • интеллектуальное развитие детей;
  • подготовка к обучению в школе (развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти);

Комплексно-тематический план рассчитан на  год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия в год. Продолжительность занятий подготовительной группе –30минут.

Цель:пропедевтика основных понятий по ФЭМП, развитие интеллекта и логического мышления в подготовке к успешному обучению в школе.

Задачи:

  • обучение элементарным математическим представлениям в объеме программы подготовительной к школе группе;
  • формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов;
  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей);
  • обогащение опыта самопознания дошкольников;
  • развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Формы организации детей.

  • Индивидуальные.
  • Подгрупповые.
  • Групповые.
    Формы работы с детьми.
  • Игра.
  • Ситуативный разговор.
  • Беседа.
  • Рассказ.
  • Чтение.
  • Интегративная деятельность.
  • Проблемная ситуация.

Методы работы с детьми.

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Практические.

Учебно-тематический план

№  Блока

Содержание           программы

Объем учебной нагрузки по программе (количество занятий)

Теория

Практика

Беседы

Непосредственная деятельность

1

2

3

4

5

6

Итого:


Перспективно-календарный план

Месяц

Тип занятия

Неделя

Содержание занятий

Задачи

Материал к занятию

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

Диагностика

1

  1. «Сложи узор» (кубики Никитина), «Коврик» (палочки Кюизенера).
  2. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает?», «Что пропущено?»
  3. Игры с блоками Дьенеша.
  4. Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.
  5. Словесно – логические игры и упражнения «Что объединяет?».
  • Выявить уровень развития мыслительных операций у детей.

И. В. Стародубцева,
Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей
6-7 лет.

2

  1. Игры с блоками Дьенеша.
  2. Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.
  3. Словесно – логические игры и упражнения «Что объединяет?».
  • Выявить уровень развития мыслительных операций у детей.

Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей
6-7 лет.

Б. Н. Бухаров «Думай в квадрате».

Развивающие занятия

3

  1. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера).
  2. «Игры – головоломки», «Что изменилось?».
  3. «Чудесный мешочек», «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).
  4. Словесно – логические игры и упражнения «Закончи предложение», «Дополни ряд».
  • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
  • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
  • Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
  •  Развитие речи, мышления.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

Палочки Кюизенера.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

4

  1. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера.
  2. «Игры – головоломки», «Что изменилось?».
  3. «Чудесный мешочек» «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).
  4. Словесно – логические игры и упражнения «Закончи предложение», «Дополни ряд».
  • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
  • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
  • Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
  • Развитие речи, мышления.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

Палочки Кюизенера.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Октябрь

Развивающие занятия

1

  1. Пальчиковые игры.
  2. Словесно – логические игры и упражнения «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».
  3. Рисуем по клеточкам (по образцу).
  4. Колумбово яйцо (по образцу).
  • Развитие наблюдательности, творческого воображения.
  • Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.
  • Развитие пространственного воображения, сообразительност, смекалки.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».
Е.Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

«Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

Картотека пальчиковых игр.

Картотека «Рисуем по клеточкам».

2

  1. Пальчиковые игры.
  2. Рисуем по клеточкам (по образцу).
  3. «Сложи узор» (кубики Никитина), «Коврик» (палочки Кюизенера).
  • Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.
  • Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.
  • Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.

Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

«Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

Картотека пальчиковых игр.

Картотека «Рисуем по клеточкам».

Кубики Никитина.

3

  1. Пальчиковые игры.
  2. Математические загадки.
  3.  Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?», «Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек».
  4. Рисуем по клеточкам (по образцу).
  • Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
  •  Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.

Головоломки.

В. Волина «Учимся играя».

Картотека пальчиковых игр.

Картотека «Рисуем по клеточкам».

4

  1. Пальчиковые игры.
  2. Рисуем по клеточкам (по образцу).
  3. Кубики Никитина.
  4. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает?», «Что пропущено?».
  • Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.
  •  Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий).

Картотека пальчиковых игр.

И. В. Стародубцева,
Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

Кубики Никитина.

Ноябрь

Развивающие занятия

1

  1. Пальчиковые игры.
  2. Рисуем по клеточкам (по образцу).
  3. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает?», «Что пропущено?».
  • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
  • Развитие пространственного воображения, смекалки.
  • Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

Картотека «Рисуем по клеточкам».

И. В. Стародубцева,
Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

2

  1. Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравия», «Построй дорожку» и др.
  2. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает?», «Что пропущено?».
  • Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.
  • Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
  • Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.

Блоки Дьенеша.

И. В. Стародубцева,
Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

3

  1. Пальчиковые игры.
  2. Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд».
  3. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
  4. Колумбово яйцо (по образцу).
  • Развитие умения осуществлять зрительно–мысленный анализ.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Развитие речи, памяти, внимания, мелкой моторики.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников».

«Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

4

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
  2. Задания по Блокам Дьенеша.
  3. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
  4. Найди недостающую фигуру.
  • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
  • Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
  • Развитие мелкой моторики.

Т. П. Воронина,
А. И. Воронина «Логика в картинках для дошкольников».

Блоки Дьенеша.

И. В. Стародубцева,
Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ»

Декабрь

Развивающие занятия

1

  1. Пальчиковые игры.
  2. Поиск недостающей фигуры.
  3. Колумбово яйцо.
  4. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
  • Развитие умения осуществлять зрительно– мысленный анализ.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Развитие речи, памяти, внимания.
  • Развитие мелкой моторики.

«Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

2

  1. Пальчиковые игры и упражнения.
  2. Задания по Блокам Дьенеша.
  3. Логические задачи.
  4. Кубики Никитина.
  • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
  • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
  • Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
  • Развитие речи, мышления.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

Блоки Дьенеша.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

3

  1. Упражнения «Колечко», «Коврик» (палочки Кюизенера).
  2. Задачи в стихах.
  3. Графический диктант.
  • Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
  • Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.
  • Развитие речи, мышления.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

В Волина «Учусь играя».

Палочки Кюизенера.

Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

4

  1. Пальчиковые игры.
  2. Игры – головоломки: «Что изменилось?».
  3. «Чудесный мешочек» «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).
  4. Словесно – логические игры и упражнения «Закончи предложение», «Дополни ряд».
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
  • Развитие речи, мышления.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

И. В. Стародубцева,
Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

Январь

Развивающие занятия

1

  1. Упражнения с массажными шариками.
  2. Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д.
  3. Словесно – логические игры и упражнения «Почему один лишний?», «Назови, одним словом».
  4. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
  • Развитие речи, мышления.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников».

«Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

2

  1. Упражнения с массажными шариками.
  2. «Найди закономерность, дорисуй», «Числовая лесенка» (палочки Кюизенера).
  3. Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
  • Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

Палочки Кюизенера.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

3

  1. Упражнения с массажными шариками.
  2. Игры с блоками Дьенеша: «Праздник в стране Блоков» — альбом с заданиями.
  3. Словесно – логические игры и упражнения «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются».
  • Развитие мелкой моторики.
  • Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания.
  • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
  • Формировать умение описывать определённое понятие.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

 Блоки Дьенеша.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Февраль

Развивающие занятия

1

  1. Упражнения с массажными шариками.
  2. Задания по Блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера.
  3. «Логическое домино».
  4. Графический диктант.
  • Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.
  • Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
  • Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

Д/игра «Логическое домино».

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

2

  1. Пальчиковые игры и упражнения.
  2. Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево».
  3. Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд».
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.
  • Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.
  • Развитие слухового внимания, памяти, речи.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Блоки Дьенеша.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

3

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики с прищепками.
  2. Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками: «Засели домики», «Заполни аквариумы», «Необычные фигуры» (блоки Дьенеша).
  • Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания.
  • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
  • Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
  • Формировать умение описывать определённое понятие.

Картотека игр на развитие мелкой моторики.

«Вся дошкольная программа. Мышление».

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

4

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики с прищепками.
  2. Игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку».
  3. Игры – головоломки со счётными палочками.
  4. Словесно – логические игры и упражнения: «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».
  • Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
  • Формирование представления о символическом изображении вещей.
  • Развитие речи, мышления.
  • Развитие умения быстро подбирать нужное слово.

Картотека игр на развитие мелкой моторики.

«Вся дошкольная программа. Мышление».

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

Март

Развивающие занятия

1

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики с массажными шариками.
  2. Игры с «цветными числами».
  3. Палочки Кюизенера.
  4. «Игры – головоломки», «Что изменилось».
  5. Словесно – логические игры и упражнения  «Закончи предложение», «Дополни ряд».
  • Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и».
  • Развитие внимания, умения анализировать и сравнивать объекты по самостоятельно выделенным свойствам.
  • Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
  • Формирование умения устанавливать логические связи.

Картотека игр на развитие мелкой моторики.

«Вся дошкольная программа. Мышление».

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

Палочки Кюизенера.

2

  1. Упражнения с массажными шариками.
  2. Поиск недостающей фигуры.
  3. Колумбово яйцо.
  4. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
  • Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии.
  • Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.
  • Развитие мелкой моторики.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников».

«Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

Е.Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

3

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
  2. Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Гдеспрятался Джерри.
  3. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
  • Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта).
  • Развитие умения разбивать множества на классы, производить логические операции.
  • Развитие умения сравнивать.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Развитие мелкой моторики.

Блоки Дьенеша.

Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

И. В. Стародубцева,
Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

4

  1. Упражнения с массажными шариками.
  2. Задания по Блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера.
  3. Задание на классификацию.
  • Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.
  • Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
  • Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.
  • Развитие умения быстро подбирать нужное слово.

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

Апрель

Развивающие занятия

1

  1. Упражнения с массажными шариками.
  2. Колумбово яйцо.
  3. Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Логические цепочки».
  • Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.
  • Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.
  • Развитие мелкой моторики.

Картотека игр на развитие мелкой моторики.

«Вся дошкольная программа. Мышление».

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

2

  1. Упражнения с массажными шариками.
  2. Работаем с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
  3. Упражнения на сравнение двух групп фигур.
  4. Словесно – логические игры и упражнения «Представь, что это?».
  • Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
  • Формирование представления о символическом изображении вещей.
  • Развитие речи, мышления.

Картотека игр на развитие мелкой моторики.

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера.

А. И. Воронина «Логика в картинках для дошколят».

3

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
  2. Задания по Блокам Дьенеша.
  3. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
  • Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления.
  • Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
  • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
  • Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера.

Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

А. И.Воронина «Логика в картинках для дошколят»

4

  1. Упражнения с массажными шариками.
  2. «Найди все дороги», «Где чей домик?», «Математическое лото», «Логическая мозаика» - занимательные игры.
  3. Учебно–игровые пособия: «Логика и цифры», «Играем в математику».
  • Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления.
  • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
  • Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников».

Май

Развивающие занятия

1

  1. Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».
  2. Математические загадки, игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?», «Торопись, да не ошибись», «Примеров много – ответ один».
  3. Словесно – логические игры и упражнения: «Четвёртый лишний», «Нелепицы».
  • Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.
  • Развитие математических понятий о составе числа.
  • Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.
  • Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации

Блоки Дьенеша.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

2

  1. Игры с блоками Дьенеша по альбомам с заданиями: «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране Блоков», «Давайте поиграем» (учебно–игровые пособия).
  2. «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры.
  3. Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Толкование пословиц», «Суждения».
  • Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления.
  • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
  • Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.

Блоки Дьенеша.

Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

«Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

Мониторинг

3

  1. Игра «Умники и умницы».
  • В игровой форме закрепить понятия: классификация, сравнение, симметрия, высказывание, отрицание.
  • Проверить уровень сформированности определенных умений и навыков.
  • Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде; прививать аккуратность в оформлении коллективных творческих работ.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста.

4

  1. Диагностическое занятие.
  • Сделать сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций у детей с сентября по май.

Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей
6-7 лет.


Диагностический инструментарий

Мониторинг развития у детей сформированности логического мышления проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления.

К концу обучения по программе кружка у детей сформировано:

  • умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;
  • умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях (внимание);
  • произвольная память;
  • мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
  • интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

Дети умеют:

  • выделять самое существенное в предметах;
  • видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
  • пользоваться различными схемами и планами;
  • рассуждать;
  • делать умозаключения в соответствии с законами логики.


Информационно-методическое обеспечение программы

Перечень программ и технологий

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. – 2008 с.
  2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. – 224 с.

Перечень пособий

  1. Б. Н. Бухаров «Думай в квадрате» - Изд.: Карапуз, 2012. – 16 с.
  2. Т. П. Воронина А.И.Воронина Логика в картинках для дошколят –Москва: «Грамотей», 2011
  3. В. М. Доскова, А. Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»
  4. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» - Сфера, 2011. – 48 с.
  5. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с.
  6. И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М.: АРКТИ, 2010 г. - 68 с.
  7. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». – Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия:Развивающее обучение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста...

Учебно-методическая разработка по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Необходимо в дошкольном возрасте формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вус к творческой работе....

Методическая разработка игр и упражнений для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказател...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

Городское методическое объединение по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в игровой форме с нестандартными дидактическими средствами"

Презентация на заседание городского методического объединения по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в игровой форме с нестандартными дидактическими средствами"...