Методическая разработка Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Дополнительная
общеразвивающая программа
по развитию логического мышления
у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_117_ispravlena_1.docx | 51.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №117»
Дополнительная
общеразвивающая программа
по развитию логического мышления
у детей дошкольного возраста
Составители:
Шевкунова Е. И.,
Дорошенко Г. И.,
воспитатели
Новокузнецк, 2015
Содержание
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Перспективно-календарный план
Диагностический инструментарий
Информационно-методическое обеспечение программы
Приложение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение.
Среди всех познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте особое место занимает развитие и формирование мышления. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Для того чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение, нами и была выбрана данная тема кружка, цель которого - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Программа занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуации содружества, содеятельности.
Программа обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 6 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также формирует навыки учебной деятельности.
Социальными заказчиками деятельности кружка являются родители воспитанников. Анкетирование родителей позволило определить направления деятельности кружка:
- интеллектуальное развитие детей;
- подготовка к обучению в школе (развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти);
Комплексно-тематический план рассчитан на год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия в год. Продолжительность занятий подготовительной группе –30минут.
Цель:пропедевтика основных понятий по ФЭМП, развитие интеллекта и логического мышления в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи:
- обучение элементарным математическим представлениям в объеме программы подготовительной к школе группе;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей);
- обогащение опыта самопознания дошкольников;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Формы организации детей.
- Индивидуальные.
- Подгрупповые.
- Групповые.
Формы работы с детьми. - Игра.
- Ситуативный разговор.
- Беседа.
- Рассказ.
- Чтение.
- Интегративная деятельность.
- Проблемная ситуация.
Методы работы с детьми.
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
Учебно-тематический план
№ Блока | Содержание программы | Объем учебной нагрузки по программе (количество занятий) | |
Теория | Практика | ||
Беседы | Непосредственная деятельность | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
Итого: |
Перспективно-календарный план
Месяц | Тип занятия | Неделя | Содержание занятий | Задачи | Материал к занятию |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | Диагностика | 1 |
|
| И. В. Стародубцева, Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей |
2 |
|
| Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей Б. Н. Бухаров «Думай в квадрате». | ||
Развивающие занятия | 3 |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Палочки Кюизенера. Картотека пальчиковых игр и упражнений. | |
4 |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Палочки Кюизенера. Картотека пальчиковых игр и упражнений. | ||
Октябрь | Развивающие занятия | 1 |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». Картотека пальчиковых игр. Картотека «Рисуем по клеточкам». |
2 |
|
| Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». Картотека пальчиковых игр. Картотека «Рисуем по клеточкам». Кубики Никитина. | ||
3 |
|
| Головоломки. В. Волина «Учимся играя». Картотека пальчиковых игр. Картотека «Рисуем по клеточкам». | ||
4 |
|
| Картотека пальчиковых игр. И. В. Стародубцева, Кубики Никитина. | ||
Ноябрь | Развивающие занятия | 1 |
|
| Картотека «Рисуем по клеточкам». И. В. Стародубцева, Картотека пальчиковых игр и упражнений. |
2 |
|
| Блоки Дьенеша. И. В. Стародубцева, Картотека пальчиковых игр и упражнений. | ||
3 |
|
| Картотека пальчиковых игр и упражнений. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». | ||
4 |
|
| Т. П. Воронина, Блоки Дьенеша. И. В. Стародубцева, Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ» | ||
Декабрь | Развивающие занятия | 1 |
|
| «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». |
2 |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Блоки Дьенеша. Картотека пальчиковых игр и упражнений. | ||
3 |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Картотека пальчиковых игр и упражнений. В Волина «Учусь играя». Палочки Кюизенера. Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». | ||
4 |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». И. В. Стародубцева, | ||
Январь | Развивающие занятия | 1 |
|
| Картотека пальчиковых игр и упражнений. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». |
2 |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Палочки Кюизенера. Картотека пальчиковых игр и упражнений. | ||
3 |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Блоки Дьенеша. Картотека пальчиковых игр и упражнений. | ||
Февраль | Развивающие занятия | 1 |
|
| Д/игра «Логическое домино». Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера. Картотека пальчиковых игр и упражнений. Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». |
2 |
|
| Картотека пальчиковых игр и упражнений. Блоки Дьенеша. Картотека пальчиковых игр и упражнений. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». | ||
3 |
|
| Картотека игр на развитие мелкой моторики. «Вся дошкольная программа. Мышление». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». | ||
4 |
|
| Картотека игр на развитие мелкой моторики. «Вся дошкольная программа. Мышление». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». | ||
Март | Развивающие занятия | 1 |
|
| Картотека игр на развитие мелкой моторики. «Вся дошкольная программа. Мышление». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Палочки Кюизенера. |
2 |
|
| Картотека пальчиковых игр и упражнений. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». Е.Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». | ||
3 |
|
| Блоки Дьенеша. Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». И. В. Стародубцева, | ||
4 |
|
| Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера. Картотека пальчиковых игр и упражнений. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». | ||
Апрель | Развивающие занятия | 1 |
|
| Картотека игр на развитие мелкой моторики. «Вся дошкольная программа. Мышление». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». |
2 |
|
| Картотека игр на развитие мелкой моторики. Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера. А. И. Воронина «Логика в картинках для дошколят». | ||
3 |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера. Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики. А. И.Воронина «Логика в картинках для дошколят» | ||
4 |
|
| Картотека пальчиковых игр и упражнений. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». | ||
Май | Развивающие занятия | 1 |
|
| Блоки Дьенеша. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». |
2 |
|
| Блоки Дьенеша. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». | ||
Мониторинг | 3 |
|
| Викторина для детей старшего дошкольного возраста. | |
4 |
|
| Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей |
Диагностический инструментарий
Мониторинг развития у детей сформированности логического мышления проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления.
К концу обучения по программе кружка у детей сформировано:
- умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;
- умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях (внимание);
- произвольная память;
- мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
- интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».
Дети умеют:
- выделять самое существенное в предметах;
- видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
- пользоваться различными схемами и планами;
- рассуждать;
- делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Информационно-методическое обеспечение программы
Перечень программ и технологий
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. – 2008 с.
- Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. – 224 с.
Перечень пособий
- Б. Н. Бухаров «Думай в квадрате» - Изд.: Карапуз, 2012. – 16 с.
- Т. П. Воронина А.И.Воронина Логика в картинках для дошколят –Москва: «Грамотей», 2011
- В. М. Доскова, А. Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»
- Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» - Сфера, 2011. – 48 с.
- Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с.
- И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М.: АРКТИ, 2010 г. - 68 с.
- Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». – Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия:Развивающее обучение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста...
Учебно-методическая разработка по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
Необходимо в дошкольном возрасте формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вус к творческой работе....
Методическая разработка игр и упражнений для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказател...
«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»
Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...
Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"
Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...
Семинар воспитателей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием кругов Леонардо Эйлера» Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «До свидания, Осень!»
В материале представлен опыт работы по данной теме. Целью мероприятия является обобщение и систематизация знаний детей об осени, используя круги Эйлера....
Городское методическое объединение по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в игровой форме с нестандартными дидактическими средствами"
Презентация на заседание городского методического объединения по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в игровой форме с нестандартными дидактическими средствами"...