Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_.docx | 60.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №117»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружковая деятельность по развитию логического мышления
МБ ДОУ «Детский сад №117»
Составили:
Шевкунова Е. И. – воспитатель
I квалификационной категории
Дорошенко Г. И. – воспитатель
Новокузнецк, 2015
Содержание
- Паспорт программы 3
- Пояснительная записка 5
- Общие сведения о кружке 5
- Комплектование группы 6
- Цели и задачи кружка 6
- Формы организации детей 6
- Формы работы с детьми 7
- Методы работы 7
- Актуальность кружка 7
- Перспективно-календарный план работы кружка 9
- Программно-методическое обеспечение работы кружка 21
- Ожидаемые результаты 22
- Мониторинг 23
- Паспорт программы
Наименование программы | Программа кружка по развитию логического мышления |
Реквизиты образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение |
Основание для разработки программы |
|
Заказчик программы | Родители воспитанников. |
Автор-составитель | Шевкунова Елена Ивановна - воспитатель Дорошенко Галина Ивановна - воспитатель. |
Цель программы | Пропедевтика основных понятий по ФЭМП, развитие интеллекта и логического мышления в подготовке к успешному обучению в школе. |
Задачи программы |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
|
Сроки реализации программы | 2015-2016 г. |
Система организации контроля исполнения программы | Контроль выполнения программы осуществляет администрация МБДОУ. |
- Пояснительная записка
- Общие сведения о кружке.
Программа занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуации содружества, содеятельности.
Программа кружка обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 6 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также формирует навыки учебной деятельности.
Социальными заказчиками деятельности кружка являются родители воспитанников. Анкетирование родителей позволило определить направления деятельности кружка:
- интеллектуальное развитие детей;
- подготовка к обучению в школе (развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти);
Комплексно-тематический план рассчитан на год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия в год. Продолжительность занятий подготовительной группе – 30 минут.
- Комплектование группы.
№ | Группа в соответствии с возрастом детей | Наполняемость |
1 | Подготовительная группа | 10 |
- Цели и задачи кружка.
Цель: пропедевтика основных понятий по ФЭМП, развитие интеллекта и логического мышления в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи:
- обучение элементарным математическим представлениям в объеме программы подготовительной к школе группе;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей);
- обогащение опыта самопознания дошкольников;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
- Формы организации детей.
- Индивидуальные.
- Подгрупповые.
- Групповые.
- Формы работы с детьми.
- Игра.
- Ситуативный разговор.
- Беседа.
- Рассказ.
- Чтение.
- Интегративная деятельность.
- Проблемная ситуация.
- Методы работы с детьми.
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
- Актуальность кружка.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение.
Среди всех познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте особое место занимает развитие и формирование мышления. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Для того чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение, нами и была выбрана данная тема кружка, цель которого - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
- Перспективно-календарный план
Месяц | Тип занятия | Неделя | Содержание занятий | Задачи | Материал к занятию |
Сентябрь | Диагностика | 1-я |
|
| И. В. Стародубцева, Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей |
2-я |
|
| Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей Б. Н. Бухаров «Думай в квадрате». | ||
Развивающие занятия | 3-я |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Палочки Кюизенера. Картотека пальчиковых игр и упражнений. | |
4-я |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Палочки Кюизенера. Картотека пальчиковых игр и упражнений. | ||
Октябрь | Развивающие занятия | 1-я |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». Картотека пальчиковых игр. Картотека «Рисуем по клеточкам». |
2-я |
|
| Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». Картотека пальчиковых игр. Картотека «Рисуем по клеточкам». Кубики Никитина. | ||
3-я |
|
| Головоломки. В. Волина «Учимся играя». Картотека пальчиковых игр. Картотека «Рисуем по клеточкам». | ||
4-я |
|
| Картотека пальчиковых игр. И. В. Стародубцева, Кубики Никитина. | ||
Ноябрь | Развивающие занятия | 1-я |
|
| Картотека «Рисуем по клеточкам». И. В. Стародубцева, Картотека пальчиковых игр и упражнений. |
2-я |
|
| Блоки Дьенеша. И. В. Стародубцева, Картотека пальчиковых игр и упражнений. | ||
3-я |
|
| Картотека пальчиковых игр и упражнений. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». | ||
4-я |
|
| Т. П. Воронина, Блоки Дьенеша. И. В. Стародубцева, Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ» | ||
Декабрь | Развивающие занятия | 1-я |
|
| «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». |
2-я |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Блоки Дьенеша. Картотека пальчиковых игр и упражнений. | ||
3-я |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Картотека пальчиковых игр и упражнений. В Волина «Учусь играя». Палочки Кюизенера. Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». | ||
4-я |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». И. В. Стародубцева, | ||
Январь | Развивающие занятия | 1-я |
|
| Картотека пальчиковых игр и упражнений. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». |
2-я |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Палочки Кюизенера. Картотека пальчиковых игр и упражнений. | ||
3-я |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Блоки Дьенеша. Картотека пальчиковых игр и упражнений. | ||
Февраль | Развивающие занятия | 1-я |
|
| Д/игра «Логическое домино». Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера. Картотека пальчиковых игр и упражнений. Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». |
2-я |
|
| Картотека пальчиковых игр и упражнений. Блоки Дьенеша. Картотека пальчиковых игр и упражнений. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». | ||
3-я |
|
| Картотека игр на развитие мелкой моторики. «Вся дошкольная программа. Мышление». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». | ||
4-я |
|
| Картотека игр на развитие мелкой моторики. «Вся дошкольная программа. Мышление». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». | ||
Март | Развивающие занятия | 1-я |
|
| Картотека игр на развитие мелкой моторики. «Вся дошкольная программа. Мышление». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Палочки Кюизенера. |
2-я |
|
| Картотека пальчиковых игр и упражнений. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». Е.Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». | ||
3-я |
|
| Блоки Дьенеша. Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». И. В. Стародубцева, | ||
4-я |
|
| Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера. Картотека пальчиковых игр и упражнений. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». | ||
Апрель | Развивающие занятия | 1-я |
|
| Картотека игр на развитие мелкой моторики. «Вся дошкольная программа. Мышление». Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». |
2-я |
|
| Картотека игр на развитие мелкой моторики. Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера. А. И. Воронина «Логика в картинках для дошколят». | ||
3-я |
|
| Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера. Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики. А. И.Воронина «Логика в картинках для дошколят» | ||
4-я |
|
| Картотека пальчиковых игр и упражнений. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». | ||
Май | Развивающие занятия | 1-я |
|
| Блоки Дьенеша. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». |
2-я |
|
| Блоки Дьенеша. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки». | ||
Мониторинг | 3-я |
|
| Викторина для детей старшего дошкольного возраста. | |
4-я |
|
| Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей |
- Программно-методическое обеспечение работы
Цель | Создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе. |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
| |
Перечень пособий | |
|
- Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе кружка у детей сформировано:
- умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;
- умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях (внимание);
- произвольная память;
- мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
- интерес к окружающей действительности, образ
«положительного я».
Дети умеют:
- выделять самое существенное в предметах;
- видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
- пользоваться различными схемами и планами;
- рассуждать;
- делать умозаключения в соответствии с законами логики.
- Мониторинг.
Мониторинг развития у детей форсированности логического мышления проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
Цель: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вкус к творческой работе.Игра «На что это похоже?»Развивает ...
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления д...
Конспект «Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Конспект«Дидактическая игракак средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста»....
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.
В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....
Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста с помощью логико-математических игр
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное...