Методическая разработка игр и упражнений для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 44.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад № 14 комбинированного вида Кировского района
Методическая разработка игр и упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста
Выполнил воспитатель
Липовская Кристина Дмитриевна
2019 год
Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из
них.
Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.
Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.
Тест «Заселение домика»
Этот тест позволяет оценить особенности мышления ребенка. Выявляет комбинаторные умения и навыки. С его помощью можно выявить, насколько ребенок умеет планировать свою деятельность и контролировать ее результат.
Задание ребенку:
— Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого этажа был другой, не такой, как на шестом эта
Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались незаселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.
Результат
Отлично, если ребенок полностью справился с заданием самостоятельно.
Если он выполнил правильно только два-три варианта — это тоже неплохой, результат, тем не менее, надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.
Идеальный вариант выполнения:
Упражнение 2. «Смысловой ряд»
Какое будет четвертое слово:
Лиса — нора, медведь — ... (берлога)
Больница — лечение, школа —.... (обучение)
Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)
Рыба — вода, птица — ... (небо)
Утка — утенок, курица — ... (цыпленок)
Птицы — перья, звери — ... (шерсть)
Осень -—зима, дождь — ... (снег)
Кастрюля — половник, тарелка — ... (ложка)
Куртка — замок, шуба — ... (пуговица)
Тепло — вода, морозно — ... (лед)
Упражнения 3 «Поиск закономерностей»
Продолжить перечень слов.
Как можно назвать одним словом следующие предметы?
Март, апрель, май, июнь... — месяцы .
Хлеб, молоко, колбаса, макароны... — продукты .
Стол, стул, шкаф, диван... — мебель .
Ромашка, василек, одуванчик, лютик... — полевые цветы .
Туфли, сапоги, валенки, сандалии... — обувь.
Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... — бытовые электроприборы.
Роза, гвоздика, астра, тюльпан... — садовые цвет Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... — школьные принадлежности.
Компот, каша, борщ, хлеб... — еда.
Тарелка, чашка, ложка, стакан... — посуда.
Машина, кукла, кубики, пирамидка... — игрушки.
Молоток, топор, пила, лопата... — инструменты.
Дуб, береза, осина, клен... — деревья.
Упражнение 4 «Ответы на логические вопросы (ситуации)»
Примерные вопросы:
Чем отличается чашка от стакана?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Как зовут маму вашей мамы?
Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)
Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?
Какие слова являются противоположными по значению:
Большой — начало — высокий — брать — ... и т. д.
Когда ты завтракаешь — утром или вечером?
Сколько концов у двух палок?
Чем похожи дерево и куст? Чем они отличаются?
Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.
Примерные ситуации:
1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?
2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?
3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты маленький», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, какой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку ответить на этот вопрос.
4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?
5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?
6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»
7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».
8.На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуляешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, посмотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кончится?».
«Назови соседей»
Игра развивает скорость мыслительных процессов.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.
Рекомендуем
Постепенно усложнять игру: использовать числа второго (третьего и т. д.) десятка.
«Один — много»
Игра направлена на развитие быстроты мышления.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его водящему. называя это слово во множественном числе.
Игра на развитиемышления «Куда уместится кошка?»
Попросите малыша изобразить знакомое емуживотное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда ономогло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в этукоробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумываетместа, куда можно пристроить кошку. Игра способствует развитию воображения,речи, памяти, навыков сопоставления.
Упражнение на развитиемышления
«План местности»
Цель: Развитие навыков совместнойдеятельности. Возраст: дошкольный, младший школьный. Материал: картонное игровое поле наборкарточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты,река, озеро. Проведение: Дети разбиваются на командыи выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этимпланом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
Обощенный опыт работы...
Методическая разработка Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программапо развитию логического мышленияу детей дошкольного возраста...
Статья "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений"
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений....
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша»
Введение Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, с...
Учебно-методическая разработка по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
Необходимо в дошкольном возрасте формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вус к творческой работе....
Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...
Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.
Разработка направлен на развитие умственных способностей детей начиная с раннего возраста...