Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"
консультация
Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе.
Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
(дошкольное отделение «Ёлочка»)
Сообщение из опыта работы
Развитие логического мышления
у детей дошкольного возраста
посредством использования игровой технологии
«Логические блоки Дьенеша»
Воспитатель:
Орехова Екатерина Сергеевна
высшая квалификационная категория
г.о. Электрогорск
1.Титульный лист.
2.Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
3.Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребёнка.
4.Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе.
5.Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра –
6. одно из самых привлекательных для детей занятий.
7.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
8.Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
9.Одним из наиболее эффективного пособия и являются логические блоки Дьенеша.
10.Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадях, а играя.
11.Итак, давайте вместе заглянем в коробку и ознакомимся с его содержимым:
12.Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной.
13.В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
14.Логические игры, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики, а также аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие,
15. абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам.
16.Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.
17.Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и
18. математических представлений, лучшей подготовки к школе, лучшей адаптации в новой обстановке.
19.Цель моей работы заключается в создании условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша.
20.С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.
21.В предметно-развивающую среду группы включила набор логических блоков Дьенеша, дидактические средства, наглядный материал.
22.Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, ребятам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности.
23.Наблюдая за детьми, делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперёд. Вся работа планировалась в игровой форме.
24.В младшей и средней группе давалось задание: угадай форму, цвет; найди пару;
25. построй свой домик; выложи по картинке;
26. продолжи ряд; что изменилось; цепочка, бусы для куклы Наташи, покажи такую же фигуру;
27. Придумай картинку.
28.Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности. Такой подход предупреждает утомляемость.
29.Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых – в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине.
30.Начиная со старшей группы в работе с детьми использовала опорные карточки-символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий.
31.Так, цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий), форма – соответственно контурами фигур, толщина условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий), величина – силуэтом дома (большой, маленький).
32.Пользуясь карточками, дети называют «имя» каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый».
33.На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задания постепенно усложняются. И дети постепенно учатся выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Имеются и карточки с отрицанием свойств (не желтый…).
34.Предлагаю детям игры: «Кто быстрее соберёт блоки?», «Поручение», «На своё место», «Рассели жильцов», «Построй автотрассу»
35. расположить внутри синего обруча все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные, и слежу, чтобы дети выполняли все качественно, чтобы блоки в данных играх были в поле зрения играющих – это обеспечивает детям опору на непосредственном восприятии свойств блока при решении задач.
36.Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову».
37.Работа с Блоками Дьенеша может быть применена как на занятиях, так и в свободные часы, как в детском саду, так и дома,
38. в конструировании – в процессе моделирования, и в подвижных играх, и в рисовании и аппликации – моделируем узор, орнамент,
39. в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной игровой деятельности.
40.Большой интерес для меня представляют сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Например,
41. играя в «Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах – их символическими свойствами (или наоборот, т.к. детям интересно положить «денюжку» в кошелек).
42.Ребята заходят в отдел игрушек. У каждого покупателя есть только 3 «денежки» (фигуры). При покупке должно выполняться важное условие: приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, жёлтый или круглый и т.п.).
43.В старшей группе игра усложняется: предмет уже выбирается по двум признакам (к примеру, большая и круглая). Кроме отдела игрушек, в игру можно включить отдел «Овощи-фрукты».
44.Другими вариантами сюжетно-ролевых игр, где уместно использовать набор Дьенеша могут быть «Почта» и «Поезд»; с помощью блоков обозначается адрес на конверте, посылке, соответствие билета и места, в качестве предметов-заместителей, а адрес на доме обозначается кодовыми карточками.
45.Аналогично, «Поезд» - билеты, места.
46.Таким образом, использование логических блоков Дьенеша для логико-математического развития детей в сюжетно-ролевой игре будет эффективным если вводить в игры карточки-символы, блоки Дьенеша (как предметы заместители) стараясь не терять при этом принцип самих блоков – выполнение детьми мыслительных операций.
47.Анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах;
48. ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; заметно развиваются мыслительные процессы,
49. способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию; дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства, возможность верно улавливать причинно-следственные связи –
50. это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит развитие логического математического мышления – залог будущей успешности наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Наблюдая за детьми ...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.Наблюдая за детьми старшей группы, мы отметили, что дети очень...
Материалы конкурсной работы "Творческое лицо педагога ДОУ" по теме " Развитие предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игр "Блоки Дьенеша" и "Фонарики" В.Воскобовича"
Соединение функционала игр "Блоки Дьенеша" и "Фонарики" В.Воскобовича...
Консультация«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»
Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, одна...
Консультация: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»
Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, однако не ...
Обобщение педагогического опыта. Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окру...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками Дьенеша
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками Дьенеша...