Учебно-методическая разработка по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Необходимо в дошкольном возрасте формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вус к творческой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie_po_razvitiyu_logich.myshleniya.docx | 236.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие по развитию логического мышшления у детей дошкольного возраста
Цель: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вкус к творческой работе.
- Игра «На что это похоже?»
Развивает ассоциативность мышления.
Педагог рисует на доске несколько геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат, зигзаг) и обсуждает с детьми, на что это может быть похоже
- Игра "Теремок"
Развивает системность мышления
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
- Игра "Что на что похоже? "
3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой 8, которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывалыциков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
- Игра «Дорисуй»
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
- «Сочинить сказку по картинке»
- Игра "Что на что похоже? "
Дети учатся узнавать предметы по их схематичному изображению. Каждому ребенку раздается по 5-6 карточек со схематичным изображением предметов. Он угадывает, что изображено на рисунках.
- «Сказка по-новому»
Педагог предлагает рассказать сказку про «Красную шапочку», только герои ее будут наделены новыми, не свойственными им характеристиками: Волк не злой, а добрый, Красная шапочка не маленькая девочка, а взрослая, охотники не храбрые, а трусливые и т.д.
- Игра "Соедини картинки в рассказ"
Педагог предлагает ребятам дорисовать изображения на карточках, а затем придумать рассказ, где были бы все изображенные предметы.
- Игра «Коллаж из сказок»
Педагог предлагает несколько ситуаций из разных знакомых сказок, и соединить их в одну. Можно использовать картинки, и тогда выполняется творческая работа в виде коллажа.
Работа по развитию логического мышления с использованием метода мнемотехники может проводиться с использованием мнемотаблиц Т.В.Болыневой из книги «Учимся по сказке».
На 1 этапе - педагог с детьми рассматривает таблицы и разбирают то, что на них изображено.
На 2 этапе - осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование символов в образы, например:
домик - *Й, волк -
медведь - Hili'.
На 3 этапе осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.
При этом большое значение уделяется обучению детей чтению символов.
В таблицах схематически изображены персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, то есть все то, что считает нужным отразить педагог.
В занятия включены различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, народных примет, отгадывание загадок и т.
Д.
Пример 1: отгадывание загадок при помощи мнемотаблицы
Круглая, | а не мяч. | Желтая, |
а не солнце | с хвостом, | а не мышь. |
«Загадка (репка)»
«Загадка (ёжик)»
Под соснами, | под елками | Бежит мешок с иголками |
Пример 2: заучивание стихотворения при помощи мнемотаблицы:
«Игрушки»
Много игрушек
в нашем саду.
длинноухие зайцы,
Наши игрушки стоят
на виду.
Кот в сапогах,
и барабаны,
и балалайки.
Куклы нарядные в
платьях сидят,
куклы на зайцев и
мишек
глядят.
Мы
наши игрушки
не ломаем,
их у друзей не
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программапо развитию логического мышленияу детей дошкольного возраста...
Методическая разработка игр и упражнений для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказател...
Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открыв...
Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.
Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...
«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»
Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...
Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"
Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...
Семинар воспитателей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием кругов Леонардо Эйлера» Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «До свидания, Осень!»
В материале представлен опыт работы по данной теме. Целью мероприятия является обобщение и систематизация знаний детей об осени, используя круги Эйлера....