Занимательная деятельность с элементами ТРИЗ "Маленькие человечки"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Занимательная деятельность с элементами ТРИЗ "Маленькие человечки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_malenkie_chelovechki.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательная деятельность с элементами ТРИЗ.

«Маленькие человечки»

Цель: Познакомить с методом «маленьких человечков»

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными состояниями веществ в неживой природе.
  2. Расширять представления детей о многообразии веществ неживой природы.
  3. Учить детей моделировать объекты неживой природы.
  4. Развивать воображение, интерес к познавательной деятельности.
  5. Развивать мышление ребенка, стимулировать его любознательность.

Материалы и оборудование: Сундучок, муз. сопровождение, карточки с изображением маленьких человечков в твердом и жидком состоянии, карточки с изображением: капельки дождя, лужицы, воды, руки.

Ход занимательной деятельности

Проведение опыта: «Лед — твердая вода»

Цель. Доказать, что лед — тоже вода (переход из твердого состояния в жидкое).

Материалы и оборудование. Сосулька (или пластина льда из морозилки), миска.

Ход. Дети и педагог выбирают на площадке сосульку, приносят ее в помещение и помещают в миску для наблюдений за таянием. Педагог обращает внимание детей на то, как постепенно уменьшается сосулька. Что происходит?

Результат.  В теплом помещении сосулька растает и превратится в воду, т.е. перейдет из твердого состояния в жидкое.

Звучит загадочная музыка.

Педагог: Ребята вы слышите этот загадочный звук?

Дети:

Педагог: Это наш волшебный сундучок приглашает к себе, наверное, он нам хочет что-то рассказать. Может, мы откроем его и посмотрим, что он приготовил на этот раз!

Педагог открывает сундучок.

Появляются человечки, которые крепко держатся за руки.

Педагог: Ребята, как вы думаете, кто это или что это?

Дети:

Педагог: Посмотрите эти человечки очень дружные, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их не разъединить. Они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете.

Я предлагаю вам поиграть и найти в группе предметы, в которых живут твердые человечки.

Игра: «Найди, где живут дружные человечки»

Воспитатель достает из сундучка человечков, которые не так дружны.

Педагог: Ребята, чем эти человечки отличаются от предыдущих?

Дети:

Педагог: А вот эти человечки, не так дружны, они стоят просто рядом и только прикасаются друг к другу. Такие человечки живут в жидких веществах. Какие жидкие вещества вы знаете?

Дети:

Педагог: Правильно, поэтому мы с вами легко можем опустить ложку в стакан с чаем и перемешать сахар.

А вот в поле теремок, теремок.

Он не низок невысок, невысок.

В этом тереме живут только жидкие человечки.

И чтоб в этот Терем попасть, надо нам с вами превратиться в те вещества, где живут жидкие человечки.

Педагог: Нам на месте не сидится,

Буду вас я превращать.

Превратимся в человечков,

Будем весело играть.

Педагог: Теперь возьмите ту картинку, где живут жидкие человечки, (ребята выбирают картинки, где могут находиться жидкие человечки).

Педагог: А теперь по очереди, как в сказке, мы пойдем к Терему.

(Воспитатель принимает роль «человечка воды». Ребенок стучится в Теремок.)

П: Кто там?

1Р: Это я, капелька дождя.

П: А что ты можешь делать?

1Р: Я могу капать, моросить, поливать растения, светить на солнышке, брызгаться.

П:А какая ты?

1Р: Прозрачная, маленькая, холодная.

П: А какие в тебе живут человечки?

1Р: Во мне живут жидкие человечки.

П: Заходи в теремок, (ребенок заходит в теремок и садиться на стульчик).

Второй ребенок стучится в теремок.

П: Кто там?

2Р: Это я, лужица.

П: А какая ты?

2Р: Прозрачная, холодная, грязная.

П: А что ты можешь делать?

2Р: Я могу брызгаться, испаряться, замерзать.

П: А какие в тебе живут человечки?

2Р: Во мне живут жидкие человечки.

П: Заходи в теремок, втроем вам будет веселее (ребенок заходит в теремок и садиться на стульчик).

Третий ребенок стучится в теремок.

П: Кто там?

3Р: Это я, вода

П: А какая ты?

3Р: Теплая, светлая, прозрачная.

П: А что ты можешь делать?

3Р: Течь, вытекать, литься.

П: А какие в тебе живут человечки?

3Р: Во мне живут жидкие человечки.

П: Заходи в теремок, втроем вам будет веселее (ребенок заходит в теремок и садиться на стульчик).

Четвертый ребенок стучится в теремок.

П: Кто там?

4Р: Это я, река

П: А какая ты?

4Р: Широкая, глубокая, холодная.

П: А что ты можешь делать?

4Р: Замерзать, течь, испаряться.

П: А какие в тебе живут человечки?

4: Во мне живут жидкие человечки.

П: Заходи в теремок, вчетвером вам будет веселее (ребенок заходит в теремок и садиться на стульчик).

В: И жили в тереме они дружно и счастливо, вместе переливались, капали, замерзали, испарялись, брызгались: капелька дождя, лужица, вода, река.

Подвижная игра " Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями.

Работа с карточками «маленькие человечки» Воспитатель подготавливает набор карточек, где символически изображены маленькие человечки: твердые – держатся за руки; жидкие — руки на поясе.

        

Примеры карточек 

Объяснение карточки

Варианты ответов

Что-то   жидкое   на чем-то твердом 

Лужа на асфальте, роса на ветке, слеза на щеке и др

 

Что-то жидкое в чем-то твердом 

Чай в стакане, бутылка молока, вода в бассейне и др

 


Подведение итогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной деятельности на тему «Снежные человечки»

побуждать детей к созданию образов снеговиков на основе собственных представлений, развивать творческие способности (изображение разных снеговиков с различными деталями и местом действия: у елки, возл...

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

Конспект занимательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" (конструктивно-модельная деятельность) в старшей группе по теме "Роботы"

Форировать умение детей самостоятельно моделировать и конструировать на заданную тему, в умении находить собственное решение....

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Считалочка» (занимательная математика с элементами логики)

Главная цель – вырастить детей умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостояте...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Считалочка» (занимательная математика с элементами логики)

Главная цель – вырастить детей умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостояте...

Конспект образовательной деятельности «Фантастическое путешествие пряничного человечка» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект образовательной деятельности «Фантастическое путешествие пряничного человечка» (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: создавать условия для развития речи детей посре...