Путешествие в страну речи (викторина для педагогов)
консультация на тему

Затопляева Любовь Герасимовна

Связная речь – это наиболее сложный вид речевой деятельности.В материале предложены разные варианты заданий на развитие культуры речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_rechi.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну речи»

 (ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)

          А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после   весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие, читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.                                          Я предлагаю вспомнить некоторые определения русского языка и разгадать кроссворд.                                                                                                    1.  Одна из основных, структурных единиц языка, которая служит для наименования предметов, их качеств, характеристик их взаимодействий, именования понятий.   ( Слово)

  1. Форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. (Алфавит).
  2. Правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме. (Орфография).
  3. Книга для изучения алфавита. (Азбука).
  4. Речь одного лица, обращенная к слушателям. (Монолог).
  5. Тип речевой коммуникации осуществляющейся в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками. (Диалог).
  6. Произношение, манера выговаривать слова (четкость и ясность произношения). (Дикция).
  7. Отрезок речи с законченной интонацией. (Фраза).
  8. Совокупность слов характерных для данного варианта речи (бывает бытовая, военная, детская и т.д.). (Лексика).
  9. Парный знак препинания, используемый для выделения в тексте прямой речи (цитат, и заглавий). (Кавычки).
  10. Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке с толкованиями. (Словарь).

                                        С Л О В О

                         А Л Ф А В И Т

       О Р Ф О Г Р А Ф И Я

                                     А З Б У К А

                                М О Н О Л  О Г  

                                 Д И А Л О Г

                      Д И К Ц И Я

                                     Ф Р А З А

                                      Л Е К С И К А

                         К А В Ы Ч К И                                                                                               С Л О В А Р Ь

Ключевое слово у нас получилось - связная речь. Связная речь – это наиболее сложный вид речевой деятельности. Психологи включают в это понятие следующее: это всегда коммуникативная, активная, монологическая речь. В ходе ее формирования развивается эмоциональность, наблюдательность, развиваются навыки осмысления и оценивания предметов и явлений окружающего мира, установления причинно-следственных связей между явлениями. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому мы, как педагоги должны уделять особое внимание развитию речи, культуре речи, а также культуре общения.     Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это также и наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих.                                                                        Заговори, и я пойму кто ты, это уже давно всем известно. Об этом давняя пародия Иванова, на стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение».

Я помню чудное мгновенье!

Передо мной взошла она!

на две трамвайные ступени.

Обворожительна, стройна!

Во мне воскресли все поэты,

Запели солнечно в крови

Петрарки нежные сонеты,

Стихи Шекспира о любви!

И ликом "Незнакомки" Блока

Душа волшебно пленена!

И страстью Тютчева глубокой...

Но вдруг, как рявкнула она-

"Не пяль глаза, испортишь зренье!

Куда ты прешь, дурной телок!-

И умерли в одно мгновенье

Шекспир,Петрарка, Тютчев, Блок!!!

Ю.В. Рождественский на материале пословиц и поговорок выводит правила, регулирующие отношения людей, разделяя их на три подгруппы. Первая подгруппа - это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова типа «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани», «Худой мир лучше доброй ссоры».                                           Вторая подгруппа пословиц посвящена порядку ведения беседы (подчеркивается преимущество слушания перед говорением); «Язык - один, ухо - два, раз скажи, два раза послушай», «Слово - серебро, молчание - золото».                                                 Третья подгруппа касается ошибок в построении беседы: «Дед говорит про курицу, а бабка про утку», «В огороде бузина, а в Киеве дядька»

«Составь пословицу».                                                                        Педагогам раздаются по листку бумаги, на котором написано по два слова из известных пословиц. Задача – как можно быстрее составить пословицы, в которых бы встречались указанные слова.                                 1. Перо – топор. (Что написано пером, не вырубишь топором)                         2. Шило – мешок. (Шила в мешке не утаишь)                                

3. Мир – ссора. (Худой мир лучше доброй ссоры)                                         4. Время – потеха. (Делу время, потехе час)                                                 5. Слово – воробей. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)                         6. Читает – знает. (Кто много читает, тот много знает)                                 7. Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров)                                         8. Труд – пруд. (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда)                        

9. Огонь – вода. (Правда в огне не горит, в воде не тонет)                        

10. Свет – тьма. (Ученье – свет, а неученье – тьма)                                

11. Хлеб – голова. (Хлеб всему голова)                                                

12. Дело – смело. (Кончил дело – гуляй смело)                                        

13. Брод – вода. (Не зная броду, не суйся в воду)                                

14. Долг – платеж. (Долг платежом красен)                                                 15. Журавль – синица. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе)        

16. Сеять – жать. (Что посеешь, то и пожнешь)                                        

17. Телега – сани. (Готовь летом сани, а зимой телегу)                        

18. Терпенье – труд. (Терпенье и труд все перетрут)                                         19. Труд – лень. (Труд кормит, а лень портит)                                        

20. Друг – беда. (Друг познается в беде)                                                                Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения и произношение режут слух.        Нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса (особенно с детьми). Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона. Что  не всегда на высоте. Как говорит С.Я. Маршак в стихотворении «Пожелание друзьям»:

 Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.                                                                                                                    

Так давайте будем работать над собой, будем совершенствовать себя, будем приятны себе и людям живущими рядом с нами.

                 (Педагогам предлагаются игры на развитие устной речи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну сказок" (викторина)

Конспект заняти по развитию речи  в подготовительной к школе группе....

Сценарий праздника "Путешествие в страну речи".

Сценарий праздника для детско- родительского клуба "Росинка", написала благодаря материалам воспитателей данного сайта, за что огромное спасибо......

Путешествие в страну речи

конспект для детей старшего возраста...

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум

Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития   детей младшего дошкольного возраста....

Путешествие в страну речи.

Закрепить навыки эффективного взаимодействия родителей и детей в играх по развитию речи....

Конспект открытого занятия по речевому развитию (развитие речи) по теме: «Веселое путешествие в страну Речи»

Конспект открытого  занятия по речевому развитию (развитие речи)  по теме: «Веселое путешествие в страну Речи»...

Конспект по речевому развитию (развитие речи) в подготовительной группе по теме «Веселое путешествие в страну Речи».

Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: Продолжать развивать речь детей и применять их на занятии.Задачи: Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которы...