Путешествие в страну речи (викторина для педагогов)
консультация на тему
Связная речь – это наиболее сложный вид речевой деятельности.В материале предложены разные варианты заданий на развитие культуры речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_rechi.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну речи»
(ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)
А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие, читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка. Я предлагаю вспомнить некоторые определения русского языка и разгадать кроссворд. 1. Одна из основных, структурных единиц языка, которая служит для наименования предметов, их качеств, характеристик их взаимодействий, именования понятий. ( Слово)
- Форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. (Алфавит).
- Правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме. (Орфография).
- Книга для изучения алфавита. (Азбука).
- Речь одного лица, обращенная к слушателям. (Монолог).
- Тип речевой коммуникации осуществляющейся в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками. (Диалог).
- Произношение, манера выговаривать слова (четкость и ясность произношения). (Дикция).
- Отрезок речи с законченной интонацией. (Фраза).
- Совокупность слов характерных для данного варианта речи (бывает бытовая, военная, детская и т.д.). (Лексика).
- Парный знак препинания, используемый для выделения в тексте прямой речи (цитат, и заглавий). (Кавычки).
- Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке с толкованиями. (Словарь).
С Л О В О
А Л Ф А В И Т
О Р Ф О Г Р А Ф И Я
А З Б У К А
М О Н О Л О Г
Д И А Л О Г
Д И К Ц И Я
Ф Р А З А
Л Е К С И К А
К А В Ы Ч К И С Л О В А Р Ь
Ключевое слово у нас получилось - связная речь. Связная речь – это наиболее сложный вид речевой деятельности. Психологи включают в это понятие следующее: это всегда коммуникативная, активная, монологическая речь. В ходе ее формирования развивается эмоциональность, наблюдательность, развиваются навыки осмысления и оценивания предметов и явлений окружающего мира, установления причинно-следственных связей между явлениями. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому мы, как педагоги должны уделять особое внимание развитию речи, культуре речи, а также культуре общения. Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это также и наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Заговори, и я пойму кто ты, это уже давно всем известно. Об этом давняя пародия Иванова, на стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение».
Я помню чудное мгновенье!
Передо мной взошла она!
на две трамвайные ступени.
Обворожительна, стройна!
Во мне воскресли все поэты,
Запели солнечно в крови
Петрарки нежные сонеты,
Стихи Шекспира о любви!
И ликом "Незнакомки" Блока
Душа волшебно пленена!
И страстью Тютчева глубокой...
Но вдруг, как рявкнула она-
"Не пяль глаза, испортишь зренье!
Куда ты прешь, дурной телок!-
И умерли в одно мгновенье
Шекспир,Петрарка, Тютчев, Блок!!!
Ю.В. Рождественский на материале пословиц и поговорок выводит правила, регулирующие отношения людей, разделяя их на три подгруппы. Первая подгруппа - это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова типа «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани», «Худой мир лучше доброй ссоры». Вторая подгруппа пословиц посвящена порядку ведения беседы (подчеркивается преимущество слушания перед говорением); «Язык - один, ухо - два, раз скажи, два раза послушай», «Слово - серебро, молчание - золото». Третья подгруппа касается ошибок в построении беседы: «Дед говорит про курицу, а бабка про утку», «В огороде бузина, а в Киеве дядька»
«Составь пословицу». Педагогам раздаются по листку бумаги, на котором написано по два слова из известных пословиц. Задача – как можно быстрее составить пословицы, в которых бы встречались указанные слова. 1. Перо – топор. (Что написано пером, не вырубишь топором) 2. Шило – мешок. (Шила в мешке не утаишь)
3. Мир – ссора. (Худой мир лучше доброй ссоры) 4. Время – потеха. (Делу время, потехе час) 5. Слово – воробей. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь) 6. Читает – знает. (Кто много читает, тот много знает) 7. Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров) 8. Труд – пруд. (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда)
9. Огонь – вода. (Правда в огне не горит, в воде не тонет)
10. Свет – тьма. (Ученье – свет, а неученье – тьма)
11. Хлеб – голова. (Хлеб всему голова)
12. Дело – смело. (Кончил дело – гуляй смело)
13. Брод – вода. (Не зная броду, не суйся в воду)
14. Долг – платеж. (Долг платежом красен) 15. Журавль – синица. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе)
16. Сеять – жать. (Что посеешь, то и пожнешь)
17. Телега – сани. (Готовь летом сани, а зимой телегу)
18. Терпенье – труд. (Терпенье и труд все перетрут) 19. Труд – лень. (Труд кормит, а лень портит)
20. Друг – беда. (Друг познается в беде) Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения и произношение режут слух. Нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса (особенно с детьми). Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона. Что не всегда на высоте. Как говорит С.Я. Маршак в стихотворении «Пожелание друзьям»:
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
Так давайте будем работать над собой, будем совершенствовать себя, будем приятны себе и людям живущими рядом с нами.
(Педагогам предлагаются игры на развитие устной речи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в страну сказок" (викторина)
Конспект заняти по развитию речи в подготовительной к школе группе....
Сценарий праздника "Путешествие в страну речи".
Сценарий праздника для детско- родительского клуба "Росинка", написала благодаря материалам воспитателей данного сайта, за что огромное спасибо......
Путешествие в страну речи
конспект для детей старшего возраста...
Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум
Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста....
Путешествие в страну речи.
Закрепить навыки эффективного взаимодействия родителей и детей в играх по развитию речи....
Конспект открытого занятия по речевому развитию (развитие речи) по теме: «Веселое путешествие в страну Речи»
Конспект открытого занятия по речевому развитию (развитие речи) по теме: «Веселое путешествие в страну Речи»...
Конспект по речевому развитию (развитие речи) в подготовительной группе по теме «Веселое путешествие в страну Речи».
Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: Продолжать развивать речь детей и применять их на занятии.Задачи: Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которы...