Методы и методики применяемые в диагностике педагогом-психологом по запросам органов опеки и попечительства.
статья на тему

Методы и методики применяемые в диагностике педагогом-психологом по запросам органов опеки и попечительства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_metodiki_primenyaemye_v_diagnostike_pedagogom.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и методики применяемые в диагностике педагогом-психологом по запросам органов опеки и попечительства.

Профессиональные (специальные) знания психолога в судопроизводстве могут применяться в процессуальной и непроцессуальной формах. Формы использования специальных знаний, регулируемые Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ), - это судебная экспертиза и деятельность специалиста. В гражданском судопроизводстве при рассмотрении дел об определении места жительства ребенка с одним из родителей в соответствии с ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) или определении порядка встреч отдельно проживающего родителя с ребенком (ч. 1 ст. 66 СК РФ) может быть назначена судебная экспертиза (ст. 79 ГПК РФ) при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в научной психологии. Проведение судебно-психологической экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Наиболее распространенной формой комплексной экспертизы по судебным спорам о воспитании детей является психолого-психиатрическая экспертиза, в отношении которой по вышеуказанным категориям дел разработаны теоретические и методологические основы (Сафуанов Ф. С., Харитонова Н. К., Русаковская О. А., 2011).

В необходимых случаях суд может привлекать психолога в качестве специалиста для получения консультаций, пояснений (ст. 188 ГПК РФ). Специалист дает консультацию в устной или письменной форме, отвечает на поставленные судом и сторонами вопросы, однако в отличие от эксперта специалист дает заключение, не проводя специальных исследований (ст. 188 ГПК РФ), которые назначаются определением суда.

 На практике специалист-психолог обычно привлекается для содействия в постановке вопросов эксперту, для оценки обоснованности и полноты уже проведенной судебной экспертизы или психологического содержания иного письменного доказательства. В последние годы в связи с увеличением семейно-правовых споров о воспитании детей стала получать широкое распространение практика привлечения органами опеки психологов к судебному разбирательству в непроцессуальных формах - чаще всего это запрос на проведение психологического исследования членов семьи или только ребенка для подготовки органами опеки заключения в суд по существу спора.

В каких случаях необходимо проводить исследование родительско-детских отношений.

  1. Обследование кандидата в опекуны при назначении опеки над несовершеннолетним.
  2. При определении места жительства несовершеннолетнего ( с отцом или с матерью)
  3. При возвращении несовершеннолетнего в семью после ограничении в родительских правах родителей (опекунов)  или одного из родителей (опекуна).
  4. Определения порядка встреч одного из родителей (законных представителей) с ребёнком.
  5. Иные спорные вопросы при разводе родителей.

Исследование проводят по:

- запросу органов опеки и попечительства

- по требованию органов правопорядка и суда

- по запросу адвоката

- по запросу родителей (законных представителей) ребёнка.

 

Методы и методики используемые при проведении психологического обследования:

  1. Беседа (проводится в доверительной обстановке).
  2. Наблюдение.

- Методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (взрослые);

- Опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина (взрослые);

- Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (взрослые);

- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ взрослые);

- Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI);

- Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А. Дарки;

- Методика диагностики предрасположения личности к конфликтному поведению К.Томаса;

- Цветовой тест М.Люшера (в динамике взрослые и дети);

- Проективная методика «Рисунок семьи» (дети);

- Проективный тест «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера и О.В. Черемисина (дети);

- Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

В отличие от процессуальных форм использования специальных психологических знаний, при которых эксперт и специалист обладают определенными правами и обязанностями, дают свои заключения согласно определению и вопросам суда, руководствуются в своей деятельности гражданским процессуальным законодательством.  Обследования, где психолог (сотрудник психолого-медико-социальных и аналогичных центров системы образования, социальной защиты и т. п., школьный психолог, медицинский психолог, преподаватель вуза и пр.) выступает в качестве консультанта или "специалиста" в непроцессуальном значении этого слова и дает письменное заключение, законодательно и нормативно никак не регламентированы. Отношения органа опеки и попечительства, судебных органов, полиции с консультантом-психологом складываются либо произвольно, либо опираясь на внутренние документы учреждения, в котором работает психолог.

В связи с этим остаются неясными организационные вопросы, форма и содержание запроса органа опеки и попечительства психологу (или учреждению, в котором работает психолог), формулировка задач исследования и конкретных вопросов, границы компетенции психолога, форма итогового документа, который, как правило, носит название "заключение специалиста". Не определены требования к психологу, исследующему сложившуюся семейную ситуацию, его профессиональной квалификации. Никто не предупреждает психолога о даче заведомо ложного заключения. Так же следует отметить, что в отличие от экспертизы, психолог-консультант в подавляющем большинстве случаев не имеет возможности знакомиться с материалами гражданского дела и ограничивается только очным освидетельствованием членов семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Диагностика педагога-психолога по образовательным областям (ФГОС ДО)

Первая младшая группа; Вторая младшая группа; Средняя группа; Старшая группа; Подготовительная группа; Готовность к школе; Диагностика по запросам родителей и педагогов....

Процедура диагностической работы педагога-психолога ДОО по запросу суда и органов опеки

Процедура диагностической работы педагога-психолога ДОО по запросу суда и органов опеки...

Организация психологической диагностики педагогом-психологом с детьми от3 до 4 лет

Материал предназначен для педагогов ДОУ для исследования уровня психических процессов у детей 3-4 лет с помощью комплекса "стандартизированных"  методик...

План взаимодействия с Органами Опеки и Попечительства по работе с семьями группы риска 2017-2020

Дети, состоящие на учете в ООиП, нуждаются в дополнительной сопроводительной работе в детском саду....

Особенности использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе педагога-психолога с эмоциональ-ными состояниями дошкольников.

Описание общих разделов арт-терапии.Применение различных способов арт-терапии для коррекции и воспитания ребенка....