Процедура диагностической работы педагога-психолога ДОО по запросу суда и органов опеки
консультация на тему
Процедура диагностической работы педагога-психолога ДОО по запросу суда и органов опеки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsedura_diagnosticheskoy_raboty_pedagoga.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Процедура диагностической работы педагога-психолога ДОО по запросу суда и органов опеки
Этап1Обращение родителей к педагогу-психологу
Родители обращаются к педагогу-психологу в психологический центр с письменным запросом о диагностической работе из суда или органов опеки и попечительства.
Шаг1
Педагог-психолог знакомится с родителем, изучает поступивший запрос и определяет удобное для ребенка и психолога время встречи для проведения диагностических процедур.
Внимание
На первой встрече педагог-психолог знакомит родителя с "правилом невмешательства", которое состоит в исключении обсуждения с ребенком ожидаемых результатов диагностики, запугивания и оказания на него психологического давления.
Шаг2
Совместно с родителем формулируется объяснение для ребенка необходимости похода к педагогу-психологу, например: "Пойдем к тете-психологу, чтобы ты поиграл(а) и стал(а) веселой" и т. п.
Шаг3
Родитель заполняет заявление о согласии на проведение психологической диагностики с его ребенком.
Внимание
Данная встреча не предполагает подробного описания ситуации родителем. Однако некоторые сведения психологу необходимо выяснить: причина развода, сколько лет было ребенку в момент расставания родителей, как он реагировал на изменения в семье, в каких формах другой родитель общался с ребенком, что сейчас знает ребенок о происходящей ситуации, как он обычно реагирует на стрессовые для него события.
Этап2Подготовка пакета диагностических методик
Шаг1
Педагогом-психологом учитываются цели обследования, возраст ребенка и необходимость применения разных методик для "разговорчивых" и "не разговорчивых" детей (последние с удовольствием рисуют, выбирают и перекладывают картинки, играют с "киндер-игрушками", камешками и т. п.).
Шаг2
Педагог-психолог составляет для себя перечень методик с учетом чередования разных видов деятельности, предлагаемых ребенку: беседа, упражнение с игрушками, задание с цветными карточками, рисование, рассматривание картинок, упражнение "Ракета" ("Продолжи предложение быстро, как ракета"), ответы на вопросы, рисование, заполнение анкеты и вновь беседа. Это необходимо для снижения утомляемости обследуемого и поддержания его интереса к заданиям.
К сведению
Рекомендуется следующий пакет методик:
- Психологическая беседа.
- Игровое упражнение с "киндер-игрушками" "Мой мир".
- Цветовой тест отношений А. Эткинда.
- Тест М. Люшера.
- Рисунок "Моя семья"/ "Семья животных".
- Элементы методики Рене Жиля.
- Проективная методика "Три дерева".
- Методика незаконченных предложений (сокращенный вариант).
- Методика "Шкала привязанности" А.И. Баркана.
- Семейное интервью А. Захарова.
- Анкета о родителях.
- Упражнение "Мой совет маме (папе)".
Психологическое обследование одного ребенка дошкольного возраста с использованием указанного пакета методик занимает в среднем 1–1,5 часа.
Этап3Проведение диагностического обследования
Шаг1
Проведение встречи ребенка с педагогом-психологом
Ребенок знакомится с пространством, в котором будет проводиться диагностика.
Педагог-психолог называет свое имя и отчество, узнает у ребенка его имя и фамилию, а также вариант имени, который дошкольнику приятен, для того чтобы его так называл педагог-психолог.
Ребенку предлагается походить по помещению, посмотреть и потрогать игрушки, игры, книжки и выбрать себе место, в котором ему будет приятно выполнять задания. Педагог-психолог сообщает дошкольнику, что сегодня они вместе с ним будут рисовать, играть и выполнять много интересных заданий и что некоторые задания будут "секретными", поэтому педагог-психолог предлагает маме или папе (родителю, который пришел с ребенком) почитать книги и журналы, приготовленные для них, в другом месте. Ребенку сразу сообщается, что его родитель будет рядом, в другом помещении, и после окончания игр маму (папу) тут же позовут.
Шаг2
Педагог-психолог проводит диагностическое обследование в соответствии с составленным ранее перечнем методик, с соблюдением инструкции к каждой из них.
Шаг3
Педагогом-психологом проводится обработка результатов психологической диагностики в соответствии с правилами обработки каждой методики. Полученные показатели фиксируются в общем протоколе обследования.
Сопоставив результаты, полученные по методикам, педагог-психолог делает предварительный вывод по каждому пункту, запрашиваемому судом или органом опеки и попечительства:
- о степени психологической привязанности ребенка к значимым взрослым – высокая, средняя, низкая;
- об общем эмоциональном состоянии дошкольника – преобладании положительных или отрицательных эмоций либо их уравновешенности (норма);
- об актуальных переживаниях, потребностях и интересах ребенка, восприятии им семейной ситуации и каждого из родителей;
- об источниках стресса у ребенка на момент обследования;
- о потребностях дошкольника в изменении настоящей семейной ситуации и в изменении поведения каждого из родителей и т. д.
Шаг4
Проводится знакомство родителя с результатами обследования во время его второй встречи с педагогом-психологом.
Педагог-психолог рассказывает о полученных показателях по каждой методике отдельно, о своих наблюдениях и результатах психологической беседы в процессе обследования, а также о предварительных выводах по итогам психологической диагностики в целом и рекомендациях родителю и ребенку.
В рамках данной встречи возможно получение подробной информации от родителя о сложившейся ситуации, вызвавшей необходимость обращения в суд и органы опеки и попечительства.
Шаг5
Готовится заключение по результатам проведенного диагностического обследования по следующим пунктам:
- указание номера и даты запроса, на который дается ответ;
- перечисление методик и методов проведения психологического обследования ребенка;
- краткое описание результатов по каждой методике, полученных при обследовании;
- дополнительные сведения, полученные в ходе диагностики, которые педагог-психолог считает важными для принятия решения по рассматриваемому делу;
- общие выводы по результатам обследования (должны отвечать целям диагностики, поставленным в запросе);
- психологические рекомендации по результатам обследования;
- подпись педагога-психолога с указанием фамилии, имени и отчества, квалификационной категории;
- подпись руководителя образовательной организации, в котором работает педагог-психолог, с указанием фамилии, имени и отчества;
- штамп и печать образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические методики в работе педагога-психолога с воспитателями
Тесты и анкеты применяемые педагогм-психологом в работе с воспитателями в ДОУ...
Организация работы педагога-психолога в ДОУ. Цели, задачи, направления. Программно-методическое и диагностическое обеспечение.
В данном материале прописана работа педагога-психолога ДОУ. Даны цели, задачи, направления. Подобрано программно-методическое и диагностическое обеспечение. Подобраны консультации по всем возрастам с ...
Профилактика заболеваний органов дыхания ребёнка старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога
Снижение высокой заболеваемости дошкольников острыми респираторными инфекциями является наиболее трудно решаемой проблемой в детских коллективах. Это связано прежде всего с сотнями...
Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РДА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ»
Целью данного мастер-класса является повышение профессиональных умений педагогов-психологов ДОУ через повышение знаний и умений в вопросе диагностического обследования детей дошкольного воз...
Журнал учёта диагностической работы педагога-психолога
Журнал учёта диагностической работы педагога-психолога...
Журнал учета диагностической работы педагога-психолога
Форма журнала диагностической работы педагога-психолога...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ»
Предлагаемые методические рекомендации являются попыткой обобщить и систематизировать современные актуальные подходы к организации диагностической работы с детьми разных возрастных групп в условиях ДО...