Педагогический проект "Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и плачу"
проект (старшая группа) на тему
Год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают, то в резкой форме.
Дети замыкаются на телевизоре, компьютере, стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других,
Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребенка со сверстниками, взрослыми людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_udivlyayus_zlyus_boyus_raduyus_i_plachu.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Тема: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и плачу».
Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, страх, гнев.
- Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам – мимике, пантомимике, жестам.
- Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки)
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают, то в резкой форме. Дети замыкаются на телевизоре, компьютере, стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других,
Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребенка со сверстниками, взрослыми людьми.
Условия реализации проекта:
- Пропаганда важности данной теме всем участникам проекта;
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская»,
- Атрибуты для игр-драматизаций;
- Дидактические пособия;
- Пиктограммы;
- Уголок уединения;
- Уголок настроения;
- Взаимодействие с педагогами-специалистами детского сада;
- Еженедельная кружковая деятельность;
- Ежемесячное обновление материала для родителей;
- Индивидуальная и групповая работа с родителями.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста родители, педагоги.
Срок реализации: среднесрочный (октябрь – март)
Ожидаемый результат:
- повышение уровня эмоционального развития детей;
- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;
- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- создание атмосферы доверия и понимания при совместной работе детей и взрослы;
- создание чувства уверенности и спокойствия у детей от совместно проделанной работы:
- организация деятельности родителей.
Результативность опыта:
В результате проведенной работы мы наблюдали положительные изменения у детей:
- Эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость;
- Преобладают положительные эмоции;
- Появляется постоянная дружба со сверстниками;
- Развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
- Ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
- Эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
- Наблюдается изменение характера детских рисунков;
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Этапы работы над проектом:
I этап – организационно–подготовительный
- Определение темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов.
- Обсуждение проекта с родителями, выявление средств необходимых для реализации проекта. Мотивации родителей к участию в проекте.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта, разработка плана.
II этап – практический
С детьми:
1 этап. Знакомство детей с некоторыми базовыми эмоциями:
Шаг 1. Первичное знакомство с чувствами
Шаг 2. Обучение распознаванию и первичному проявлению чувств
2 этап. Обучение пониманию относительности в оценке чувства
Шаг 1. Обучение умению понимать чувства других людей
3 этап. Итоговый
Работа по развитию эмоциональной сферы:
- Комфортная организация режимных моментов;
- Игротерапия: сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры, дидактические игры, игры на эмоции.
- Психогимнастика: этюды, мимика, пантомимика.
- Релаксационные методы
- Задания, направленные на организованную совместную деятельность, составление рассказов, организация театрализованных игр
- Использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, схем, символов, графических изображений, пиктограмм
- Кружковая работа
- Проведение тематических занятий и бесед познавательного характера
- Физкультурные праздники и развлечения
- Экскурсии. Целевые прогулки
С родителями:
- Разработка и проведение родительских собраний.
- Привлечение к активному участию родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, днях здоровья, выставках.
- Консультации и беседы с родителями.
Взаимодействие с педагогами:
с педагогом по музыкальному воспитанию, психологом и логопедом, с инструктором по физической культуре.
- Организация и проведение конференций, консультаций в рамках обмена опытом с коллегами.
- Подготовка публикаций.
- Создание картотеки по психогимнастике, картотека игр с агрессивными детьми, картотека стихотворений об эмоциях для детей, картотека игр на снятие мышечного напряжения.
- Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности «Дружба и доброта», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Путешествие в мир эмоций»
- Оснащение проекта методическими пособиями.
III этап – рефлексивно-обобщающий
Диагностический инструментарий:
«ЭМОЦИИ» - восприятие детьми графического изображения эмоций (радость, грусть, страх, гнев, удивление).
«СЕКРЕТ» - изучение взаимоотношений, эмоционального благополучия людей, их отношений со сверстниками.
«ЛЕСЕНКА» - определение самооценки ребенка и ожидание самооценки со стороны взрослого.
«ПОПУГАЙ» - изучение выразительности речи.
«ЗАКОНЧИ ИСТОРИЮ» - изучение осознания детьми нравственных норм (доброта – злость, трудолюбие – лень, щедрость – жадность
- Обобщение результатов анкетирования.
- Оценка эффективности реализации проекта.
- Создание методических рекомендаций для родителей по теме.
- Подготовка презентации по результатам проекта на итоговом педагогическом совете.
Содержание работы
содержание | срок | задачи |
1-ый этап – накопление знаний |
|
|
Чтение и анализ литературы по теме .Подбор творческих игр и творческих заданий. Формирование детских групп. | Октябрь | Выявление неблагополучных семей, |
Анкетирование родителей «Игровое общение с ребенком» | Ноябрь | Выяснить, какую роль играет игра в общении с родителями и детьми |
Консультация для педагогов «Эмоциональная культура педагогов» | Декабрь | Повысить эмоциональную культуру педагогов, развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность, создавать благоприятный фон в группе |
| ||
Памятка для родителей « Правила поведения и общения с детьми» | Декабрь | Познакомить родителей с правилами поведения с детьми |
2-ой этап - практический |
|
|
Занятие «Я и моя семья» | октябрь | Расширять представления детей о своей семье, способствовать формированию заботливого, внимательного отношения к членам семьи, к чувствам, эмоциям, желаниям других. |
Занятие «Радость» | ноябрь | Знакомство с чувством радости, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать эмоции других людей. |
Беседа с детьми «Как узнать настроение человека» | ноябрь | Продолжать формировать умение распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния. |
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» | ноябрь | Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического комфорта для правильного развития и становления личности. |
Занятие «Страх» | декабрь | Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике, развитие эмпатии, умении сопереживать другим. |
Игры-упражнения «Маленький храбрец», «Воспитай свой страх» | Декабрь | Коррекция эмоции страха |
Стендовая информация «Детские страхи» | декабрь | О предотвращении детских страхов, и как бороться с существующими. |
Занятие «Удивление» | январь | Знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков. |
«Время сюрпризов»- | Январь | Изготовление маленьких сюрпризов руками детей и родителей |
Занятие «Злость» | февраль | Знакомство с чувством злости, тренировка умения различать эмоции |
«Волшебный мешочек» | Февраль | Изготовление родителями мешочка для снятия эмоциональных состояний у детей, вербальной агрессии. |
Досуг «Мой папа –самый, самый» | Февраль | . Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлять радость от участия в празднике. |
Занятие «Печаль» | Март | Знакомство с чувством грусти, закрепление мимических навыков |
Консультация для родителей «Приобщаем ребенка к изобразительному искусству» | Март | Учить и видеть красоту природы, распознавать настроение персонажей картины. |
Веселый досуг с бабушками и мамочками» | март | Доставлять радость от участия в празднике, |
3-ий этап – презентация проекта |
|
|
Май | Закрепить имеющиеся представления о здоровом образе жизни, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой | |
Создание медиа-коллекции электронной презентации по теме: «Чувства, эмоции» для дальнейшего использования в образовательном процессе. Сообщение о результатах реализации проекта на педагогическом совете с помощью презентации. Выступление на КМО | Май | Закрепить полученные в процессе реализации проекта знания, развивать творческое воображение, композиционные и технические умения |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА В результате проведенной работы мы наблюдали положительные изменения у детей: Эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость,∙ преобладают положительные эмоции; Появляется постоянная дружба со сверстниками;∙ Развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств ;∙ Ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков∙ переживаний, интонаций голоса; Эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации ;∙ Наблюдается изменение характера детских рисунков
Список используемой литературы:
- Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста».,Творческий Центр,Москва, 2004г.
- Данилина Т.А. «В мире детских эмоций» , АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2004г.
3.Князева О.Л, «Я-ты, мы», Методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
4.Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет», Ярославль,Академия Развития, 2001г
.Крюкова С.В, Слободяник И.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Москва, «Генезис»,2003г.
Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Москва 2013г
Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет», Творческий центр,Москва 2004г.
Панфилова М.А.»Игротерапия общения»,Москва 2000г.
.Пашкевич Т.Д. «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет.Совместная деятельность, развивающие занятия.»Волгоград,2015г.
Семенака С.И. «Уроки добра», коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет,Москва.2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие
Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...
программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь"
программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь"...
Психологический занимательный тренинг для детей подготовительных групп на тему: «Злюсь, боюсь и радуюсь».
Тренинг включает в себя игры и упражнения, направленные на ознакомление детей с различными эмоциями. Данные упражнения учат различать своё эмоциональное состояние и понимать эмоции других людей, прави...
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...
Методиская разработка досуга "Удивляюсь, злюсь, радуюсь..."
Развитие эмоциональной сферы детей.Дети в этот период всё больше начинают выражать свои эмоции и актуально с ними чаще,на вечерних досугах проигрывать эмоциональные сценарии....
Проект "Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь"
Проект эмоционального развития детей дошкольного возраста, основанный на программе Крюковой С.В. и Слободник Н.П....