Диагностика сформированности у старших дошкольников нравственных чувств, представлений, навыков поведения.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Материал включает. Диагностика чувств сострадания и сорадования., направленная на выяснение приоритетов, представлений и суждений о дружбе и дружеских взаимоотношений, на проявление альтруизма, выявление представлений о послушаниивзрослым и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_sformirovannosti_u_starshih_doshkolnikov_nravstvennyh_chuvstv.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика сформированности у старших дошкольников нравственных чувств, представлений, навыков поведения.
(консультация для родителей и воспитателей ДОУ)
Белова Людмила Викторовна,
воспитатель детей дошкольного возраста ГБДОУ №120,
г. Санкт- Петербург.
Серия 1 – Диагностика чувств сострадания и сорадования.
Диагностика чувства сострадания.
Предложить детям ответить на вопросы:
- Если ты увидел, что твой друг (подруга) плачет, что ты будешь делать?
- Твой друг (подруга) очень расстроился, у него не получился на занятии рисунок, что ты ему скажешь?
Вопросы задаются в личной беседе или в подгрупповой игре (2 чел.- 2 ребенка+1 педагог) по технологии «Здравствуйте» (Т.А Берсенев).
Предложить детям картинку, на которой изображены 2 персонажа:
- Мама лежит на кровати с грустным лицом, а рядом стоит сын (дочь).
На картинке надпись, которую дети могут прочитать сами или им читает педагог: «У меня высокая температура и очень болит голова».
Инструкция: педагог обращается к ребенку: «Представь, что слова, которые говорит заболевшая мама, обращены к тебе. Чем ты можешь помочь ей? Какие слова сказать?»
Диагностика чувства сорадования.
Задать вопрос в личной беседе или в игре по технологии «Здравствуйте»
- Если твой друг выиграет у тебя игру «Кто быстрее?» и раньше тебя будет на финише, что ты ему скажешь?
Предложить детям поиграть в игру «Кто быстрее выдернет скакалочку?».
Описание игры: Ставятся 2 стула на расстоянии, под ними протянута скакалка. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Дети под музыкальную запись бегают вокруг стульев; когда музыка заканчивается, дети должны сесть и выдернуть скакалку; кто выдернет скакалку, будет победителем и получит символический приз: дети аплодируют победителю. Педагог должен создать ситуацию, когда один и тот же ребенок оказывается победителем 2-3 раза. После каждой игры педагог наблюдает за поведенческой реакцией остальных детей.
Детям предлагались картинки, на которых изображены 2 персонажа.
Инструкция: вопрос педагога: « Представь, что слова, которые говорит девочка (мальчик), обращены к тебе, что ты ей (ему) скажешь?». На картинке изображена девочка (мальчик), которая держит в руках альбом; улыбаясь, она говорит: «Посмотри, как на этот раз я красиво нарисовала лес. Воспитательница сказала, что мой рисунок ей очень понравился».
Серия 2 – Диагностика, направленная на выяснение приоритетов детей в выборе игрушки.
Предложить детям нарисовать свою любимую игрушку, затем объяснить, почему они ее любят.
Предложить поиграть в игру «Добрые игрушки». Для этого детям дается лист бумаги, на котором нарисованы игрушки: кукла барби, монстр, пушистый зайчик, клоун, кораблик, самолет - трансформер, кукла-пупс.
Инструкция: зачеркни те игрушки, которые ты считаешь злыми.
Серия 3 – Диагностика представлений и суждений детей о дружбе, дружеских взаимоотношениях.
Детям в личной беседе задаются вопросы:
- С кем ты дружишь? Почему?
- Что значит быть верным другом?
Раздать детям специально подобранные картинки с изображениями детей, которые читают, играют, работают, помогают упавшей старушке, ссорятся, ухаживают за больным, ломают дерево, выручают другого ребенка, бросают камни в птиц. Затем задать вопросы:
- С кем из этих детей ты хотел бы дружить? Почему?
- Если твой друг (подруга) тебя нечаянно задел, а потом попросил прощения, как ты поступишь? Почему?
- Если твой близкий друг, не поделив с тобой игрушки, очень сильно тебя ударит, простишь ли ты его?
- Если твоего друга (подругу) наказали, а тебе так хочется с ним поиграть, как ты поступишь?
- Твой близкий друг доверил тебе свой секрет, кому ты его расскажешь?
Серия 4 –Диагностика проявления альтруизма.
Задать детям в личной беседе следующие вопросы:
- Если бы у тебя был большой волшебный апельсин, с кем бы ты поделился?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, какие бы желания ты загадал для мамы, папы?
После работы в фольклорной студии детям предложить не забирать своих рождественских ангелочков домой, а украсить ими зал, чтобы гости могли полюбоваться ими.
Предложить детям нарисовать свои «добрые дела».
Серия 5 – Выявить представления детей о послушании взрослым, определить мотивы послушания.
В личной беседе задать вопрос:
- «Как ты поступишь, если мама купила твое любимое мороженое, положила его в холодильник и сказала, что съесть его можно только после обеда, затем она ушла в другую комнату заниматься домашними делами, а ты остался один?»
Предложить нарисовать сюжетный рисунок: «Непослушный мальчик».
Спросить: «Почему в сказке Иванушка превратился в козленочка?»
Обсудить с детьми ситуацию, когда ребенком не выполнена просьба или требование воспитателя, и из-за этого произошел неприятный (опасный) случай. Почему это произошло?
Предложить нарисовать детям то, чем они любят заниматься, когда остаются одни.
Серия 6 – Выявить представления детей о нравственных качествах, поступках людей. Выявить личностные нравственные качества детей.
Предложить поиграть детям в игру «Кулачок – ладошка».
Игра проводится с двумя детьми, которые сидят спиной друг к другу. Инструкция: детям поставлена задача:
«Если вы услышите доброе слово, то покажете ладошку, если злое – кулачок». Слова для игры: дразнить, угощать, разрушать, ругать, пугать, утешать, защищать, строить, верить, любить, охранять, думать , лечить, хитрить , запугать, спасать, верить, отдавать, показать, завидовать, мириться, украсть, простить.
Попросить детей назвать слова – «неприятели».
- Говорить-…(молчать).
- Лениться-…(трудиться).
- Печаль-…(радость).
- Добрый-…(злой).
- Война-…(мир).
- Друг-…(враг).
- Крик-…(шепот).
- Больной-…(здоровый)
Спросить в личной беседе:
- Твой друг принес в группу новую игрушку, и многим детям очень хочется с ней поиграть. Они просили у него эту игрушку, но он не давал да?»
(Выяснить представления детей о жадности – причине многих детских конфликтов.)
Спросить в личной беседе:
- Кто такой ябеда?
- Ты когда-нибудь обманывал?
- Ты брал чужие игрушки без спроса?
- Если у детского сада ты нашел игрушку, о которой мечтал, что ты сделаешь?
- Почему лису называют хитрой?
- В каких сказках есть ленивые герои?
- Как ты думаешь, за что был наказан колобок?
- В каких сказках герои обманывают родителей?
- Что бы хотел спросить у волшебного зеркала?
Серия 7 – Выявить элементарные представления детей о стране, в которой живут.
В личной беседе спросить:
- Как называется наша страна?
- Почему так называется наш город?
- Какие праздники, которые отмечают все жители нашей страны, ты знаешь?
- Кто родился в праздник «Рождества»?
- Нарисуй флаг нашей страны.
- Выбери среди 3-х разных народных костюмов русский костюм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика физической подготовленности старших дошкольников
Данный материал поможет инструктору по физической культуре, воспитателю определить физическую подготовленность детей 6 - 7 лет на основе тестов для определения скоростных качеств, скоростн...
Диагностика правовой культуры старших дошкольников.
Диагностика правовой культуры старших дошкольников....
Технология активизации связной речи у старших дошкольников в процессе формирования навыков безопасного поведения.
В статье представлен опыт работы по активизации связной речи впроцессе формировани навыков безопасного поведения....
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариативной части ООП.
Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую ду...
Консультация для родителей старших дошкольников "Воспитание чувства ответственности у детей"
Консультация в уголок для родителей "Воспитание чувства ответственности у детей"...
Консультация для воспитателей:"Формирование у дошкольников с нарушением слуха навыков поведения в труде".
Данная консультация позволит систематизировать знания педагогов по формированию у дошкольников с нарушением слуха навыков поведения в труде....
Формирование у дошкольников нравственных чувств и этического сознания
Процесс нравственного поведения имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребенка и целенапр...