Консультация для воспитателей:"Формирование у дошкольников с нарушением слуха навыков поведения в труде".
консультация
Данная консультация позволит систематизировать знания педагогов по формированию у дошкольников с нарушением слуха навыков поведения в труде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 14.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Подготовила воспитатель: Пухова Н.Н.
Формирование у дошкольников с нарушением слуха навыков поведения в труде.
Важным направлением в компенсации нарушения слуха и в социальной адаптации к жизни является приобщение людей с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для выбора профессии, соответствующий как их склонностям и способностям, так и специальным особенностям. Л.В.Выготский считал, что труд есть основной стержень, вокруг которого организуется и строится жизнь общества.
В дошкольном возрасте важное значение имеет формирование элементарной трудовой деятельности, так как в ней развивается потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности.
Среди главных задач трудового воспитания детей с нарушениями слуха следует отметить,- воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду.
Особое значение в формировании нравственного воспитания ребёнка имеет элементарная трудовая деятельность. Именно в труде формируются такие качества как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, инициативность.
Выполнение определённых посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у дошкольников с нарушениями слуха чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости.
Участие детей в хозяйственно- бытовом труде начинается рано, примерно с трёх лет. Даже ограниченные психические и физические возможности маленького ребёнка дают ему возможность проявить самостоятельность, активность при выполнении трудовых поручений, во время дежурств связанных с наведением порядка в помещении, на участке. Хозяйственно- бытовой труд имеет известную цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от детей при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умений устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой(готовность принять участие в хозяйственно- бытовом труде, удовлетворение от оказания посильной помощи товарищу, воспитателю, няне) способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим. В процессе труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Дошкольники постепенно накапливают опыт участия в труде (знакомятся с названиями трудового инвентаря, названиями трудовых действий, учатся делать отчёт о своей работе, таким образом происходит развитие речи детей с нарушенным слухом), овладевают различными трудовыми навыками, постепенно усваивают правила организации трудовой деятельности(т.е по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог переходит к выполнению более сложных задач. Важное значение имеет формирование начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднение товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда. Эти задачи наиболее успешно решаются в коллективном труде.
В детском саду используются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.
В общем труде детей объединяет общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Участие в общем труде начинается со второй половине 3 года обучения. Выполнение части общего дела даёт возможность ребёнку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, как члену детского общества. В коллективной трудовой деятельности создаются условия для общения детей, усвоения основных типов коммуникативных высказываний в связи с выполнением практических действий (мы вместе работали, мы вместе сделали). В общем труде создаются благоприятные условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за товарищей, умения подчинять свои желания требования группы.
С дошкольниками 5 года обучения используют более сложную форму организации детей-объединение их непосредственно в процессе трудовой деятельности. Здесь каждый ребёнок выполняет не всё задание целиком, а какую-либо часть и каждый раз передаёт результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше. При этом дети оказываются в зависимости друг от друга в самом процессе деятельности. Такое объединение детей в процессе работы называется совместным трудом.
При организации коллективного труда педагог осуществляет руководство детьми. Воспитатель мог бы и сам назначить каждого на определённый участок работы, но тогда вся деятельность по распределению, которая побуждает детей вступать в общение, уступать друг другу, договариваться между собой, не будет использована в полной мере. Но решая задачу формирования начал коллективизма воспитатель продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребёнком оказался самостоятельный и уверенный, рядом с неумелым- умелый и т.д. Учитывает задачи по формированию навыков поведения, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребёнок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником. Педагог вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступать чтобы было поровну, по-товарищески, справедливо. Воспитатель опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает поведение, отношение к товарищам, к порученному делу.
Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"
Воспитание безопасного поведения у детей одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своему развитию и знаниям становится к этому подгото...
Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задачдошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительнораньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к ...
Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"
Важность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Это проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует ...
Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города".
Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"...
Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах ".
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к ...
Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах ".
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. ...
Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников навыков работы с ножницами"
Фрмы и методы работы по формированию навыков работы с ножницами у дошкольников...