Образовательная область"Социально-коммуникативное развитие"Организация развивающей среды.
статья (средняя группа) на тему
Задачи,принципы,обогащение предметно-пространственной среды на тему:"Социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_kom._razvitie.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Подготовила: воспитатель
средней группы №2 Дарвина Е.А.
2015
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Организация развивающей среды в средней группе.
Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений ( в соответствии с ФГОС ) является социально -коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, обществ, государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Для решения поставленных задач одним из условий является обогащение предметно-пространственной среды. Организуя развивающую среду необходимо руководствоваться следующими принципами:
-Насыщенности (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию программы).
-Трансформируемости (возможности изменений в зависимости от образовательной ситуации).
-Полифункциональности (возможность разнообразного использования).
-Вариативности (периодическая сменяемость материала).
-Доступности.
-Безопасности.
Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
· Свободное общение со взрослыми и детьми
· Готовность к совместной деятельности со сверстниками
· Основы безопасного поведения в быту
· Позитивные установки к различным видам труда
· Патриотическое воспитание или (формирование начала гражданственности)
Так, в нашей группе в этих направлениях организованы следующие центры активности:
-Центр безопасности, где решаются такие задачи, как ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях (слайд№3). Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Мы используем следующий дидактический материал: плакаты, иллюстрации, картинки на темы: «Уроки безопасности», «Правила личной безопасности», «Правила пожарной безопасности» (слайд). А так же плакаты «Строение тела», «Правильная осанка», дидактическая игра «Полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Правила поведения в природе». С помощью этого материала мы формируем у детей умение беречь свое здоровье.
Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства происходит в уголке по изучению ПДД (Слайд№4);
-Макет перекрестка.
-Мелкие модели транспортного средства.
-Мелкие фигурки людей.
-Набор знаков дорожного движения (слайд№5).
-Самодельные рули для подвижной игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили».
-Набор плакатов с правильными и опасными ситуациями на дороге, в транспорте « Город - в котором я живу» .
-Художественная литература, особенно детям нравится книга «Смешуроки на дороге», они любят рассматривать и обсуждать иллюстрации, с ситуациями в которые попадают смешарики.
Полученные знания из жизни, на занятиях, в беседах, из книг, дети выносят в самостоятельные игры.
Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра (слайд№6). В игре, у детей, закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения. Поэтому особое место в нашей группе отведено центру сюжетно – ролевых игр. Наши дети имеют возможность организовать сюжетно – ролевые игры в следующих направлениях:
-Семья («Дом», «Семья», «Хозяюшки», «День рождения»).
-Здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») (слайд№7);
-Образование («Детский сад») Разыгрывают сюжеты музыкального, физкультурного занятия.
-Торговля «Магазин» (слайд№8);
-Строительство ( «Мы строители», «Строим мост», «Строим дом»).
-Девочки очень любят игру в парикмахерскую (слайд№9).
Дети строят из крупного, мелкого строительного материала, из конструктора «Лего» крупного, мелкого. Мальчикам нравится конструктор из деревянных деталей, где они знакомятся с такими инструментами как - молоток, отвертка, ключ.
-Спорт «Мы спортсмены».
В нашей группе есть фигурки домашних и диких животных, они используются для игр «Зоопарк», «Ферма» (слайд№10);
Для игры «Мы военные», «Защитники отечества» мальчики используют военные фуражки и пилотки (слайд№11);
Так же есть разные атрибуты для ряжения: косынки, юбки, каска, фуражки.
Интерес к жизни родного города и страны, уважения к культуре и традициям народа, любовь и чувство привязанности к родной семье и дому поддерживаем в центре патриотического воспитания. Дети могут рассмотреть и поиграть с куклами в национальных одеждах, в русском и татарском костюмах.
-народные игрушки
-альбом с декоративно-прикладным искусством
-альбом жизни нашей группы
-иллюстрации и фотографии родного края
-символика Татарстана, России (Фотографии президентов, герб, флаги)
-иллюстрации с достопримечательностями Казани, Москвы.
Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности, в среднем дошкольном возрасте созданы следующие условия для трудового воспитания детей (слайд№12). Для организации труда небольшими группами, коллективного труда, трудовых поручений и дежурства сшиты фартуки, головные уборы. Для работы в природном уголке: лейки для полива растений, палочки для рыхления, тряпочки для протирания листьев, опрыскиватели. Для уборки участка: детские лопатки, метелки, ведерки, грабли.
Овладевая навыками разных видов труда, дети включаются в систему социальных отношений.
Участвуя в различных трудовых процессах, они осваивают важные коммуникативные умения, которые помогают договориться о распределении работы, об обязанностях дежурных, убедительно для другого обосновать необходимость каких-то действий в совместной деятельности, что позволит ребёнку свободно общаться со взрослыми и с детьми в процессе трудовой деятельности.
-Центр театрализации – (слайд№13) важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. В театрализованный центр мы включили разные объекты: уголки "Играем в театр", "Наряжайка". В уголке "Играем в театр» располагаются различные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей плоскостные домики, деревья, куклы.
Театрализованная деятельность в группе является одной из любимых видов деятельности детей, а также видны положительные результаты воздействия театральной деятельности на личность ребёнка. Беря на себя роли, дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом.
Рядом находится уголок музыкального развития (слайд№14), способствующий формированию интереса к музыке, к музыкальным инструментам. Дети учатся играть простейшие мелодии, используют музыкальные инструменты для создания таких игр «Музыкальное занятие», «Оркестр», « Мы пришли на концерт». В нашей группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.
Целью центра творчества (слайд№15) является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре, дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги… В данной зоне имеются краски, карандаши, фломастеры, мелки, кисточки, салфетки, трафареты для печатанья, ножницы, цветная бумага, картон и др. Здесь имеются книжки-раскраски, детские поделки выставляются на стенд «Наше творчество».
Не маловажную роль в социально-коммуникативном развитии ребенка играет художественная литература.
Книжный уголок (слайд№16) представляет собой тумбочку с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. Здесь же прослеживается комплексно-тематическое планирование. Проводятся тематические выставки на темы: «Мы любим маму», «Защитники отечества», или творчества какого- либо автора, (Корней Чуковский, Габдулла Тукай ). Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Сказки, рассказы, стихотворения содержат описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Взаимоотношения взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения.
Так же в нашей группе есть уголок настольных, дидактических игр, центр экспериментирования, уголок песка и воды, где так же создаются ситуации для взаимодействия и диалога детей. Где они учатся сотрудничать, слушать и слышать друг друга, понимать информацию и самим говорить.
Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе.
рекомендации по Организации предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе...
Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Введение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации, который теперь ориентирован не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, ...
статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...
Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт ...
Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
laquo;Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
презентация "организация развивающей предметно пространственной среды по образовательной области "социально-коммуникативное развитие" вторая младшая группа "
презентация организация развивающей предметно пространственной среды по образовательной области "Сациально-коммуникативное развитие" вторая младшая группа...