Образовательная область"Социально-коммуникативное развитие"Организация развивающей среды.
статья (средняя группа) на тему

Дарвина Елена Александровна

Задачи,принципы,обогащение предметно-пространственной среды на тему:"Социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno_kom._razvitie.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

     

                                                        Подготовила: воспитатель

                                                                средней группы №2 Дарвина Е.А.

                                                              2015

           Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Организация развивающей среды в средней группе.

  Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений ( в соответствии с ФГОС ) является социально -коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

  Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, обществ, государства.

  Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

   Для решения поставленных  задач одним из условий является обогащение предметно-пространственной среды. Организуя развивающую среду необходимо руководствоваться следующими принципами:

  -Насыщенности (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию программы).

  -Трансформируемости (возможности изменений в зависимости от образовательной ситуации).

 -Полифункциональности (возможность разнообразного использования).

 -Вариативности (периодическая сменяемость материала).

 -Доступности.

 -Безопасности.                                                                              

Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

·        Свободное общение со взрослыми и детьми

·        Готовность к совместной деятельности со сверстниками

·        Основы безопасного поведения в быту

·        Позитивные установки к различным видам труда

·        Патриотическое воспитание или (формирование начала гражданственности)

   

Так, в нашей группе в этих направлениях организованы следующие центры активности:

 -Центр безопасности,  где решаются такие задачи, как ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях (слайд№3). Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.  Мы используем следующий дидактический материал: плакаты, иллюстрации, картинки на темы: «Уроки безопасности», «Правила личной безопасности», «Правила пожарной безопасности» (слайд). А так же плакаты «Строение тела», «Правильная осанка», дидактическая игра «Полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Правила поведения в природе». С помощью этого материала мы формируем у детей умение беречь свое здоровье.

 Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства происходит в уголке по изучению ПДД (Слайд№4);

 -Макет перекрестка.

 -Мелкие модели транспортного средства.

 -Мелкие фигурки людей.

 -Набор знаков дорожного движения (слайд№5).

 -Самодельные рули для подвижной игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили».

 -Набор плакатов с правильными и опасными ситуациями на дороге, в транспорте « Город -  в котором я живу» .

 -Художественная литература, особенно детям нравится книга «Смешуроки на дороге», они любят рассматривать и обсуждать иллюстрации, с ситуациями в которые попадают смешарики.

 Полученные знания из жизни, на занятиях, в беседах, из книг, дети выносят в самостоятельные игры.

    Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра (слайд№6). В игре, у детей, закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения.  Поэтому особое место в нашей группе отведено центру сюжетно – ролевых игр.  Наши дети имеют возможность организовать сюжетно – ролевые игры в следующих направлениях:    

 -Семья («Дом», «Семья», «Хозяюшки», «День рождения»).

 -Здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») (слайд№7);

 -Образование («Детский сад») Разыгрывают сюжеты музыкального, физкультурного занятия.

 -Торговля «Магазин» (слайд№8);

 -Строительство ( «Мы строители», «Строим мост», «Строим дом»).

  -Девочки очень любят игру в парикмахерскую (слайд№9).

Дети строят из крупного, мелкого строительного материала, из конструктора «Лего» крупного, мелкого. Мальчикам нравится конструктор из деревянных деталей, где они знакомятся с такими инструментами как - молоток, отвертка, ключ.

 -Спорт «Мы спортсмены».

 В нашей группе есть фигурки домашних и диких животных, они используются для игр «Зоопарк», «Ферма» (слайд№10);

 Для игры «Мы военные», «Защитники отечества» мальчики используют военные фуражки и пилотки (слайд№11);

 Так же есть разные атрибуты для ряжения: косынки, юбки, каска, фуражки.

   Интерес к жизни родного города и страны, уважения к культуре и традициям народа, любовь и чувство привязанности к родной семье и дому поддерживаем в центре патриотического воспитания. Дети могут рассмотреть и поиграть с куклами в национальных одеждах, в русском и татарском костюмах.

 -народные игрушки

 -альбом с декоративно-прикладным искусством

 -альбом жизни нашей группы

 -иллюстрации и фотографии родного края

 -символика Татарстана, России (Фотографии президентов, герб, флаги)

 -иллюстрации с достопримечательностями Казани, Москвы.

      Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности, в среднем дошкольном возрасте созданы следующие условия для трудового воспитания детей (слайд№12). Для организации труда небольшими группами, коллективного труда, трудовых поручений и дежурства сшиты фартуки, головные уборы. Для работы в природном уголке: лейки для полива растений, палочки для рыхления, тряпочки для протирания листьев, опрыскиватели. Для уборки участка: детские лопатки, метелки, ведерки, грабли.                                

     Овладевая навыками разных видов труда, дети включаются в систему социальных отношений.

Участвуя в различных трудовых процессах, они осваивают важные коммуникативные умения, которые помогают договориться о распределении работы, об обязанностях дежурных, убедительно для другого обосновать необходимость каких-то действий в совместной деятельности, что позволит ребёнку свободно общаться со взрослыми и с детьми в  процессе трудовой деятельности.

  -Центр театрализации – (слайд№13) важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. В театрализованный центр мы включили разные объекты: уголки "Играем в театр", "Наряжайка". В уголке "Играем в театр» располагаются различные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей плоскостные домики, деревья, куклы.

 Театрализованная деятельность в группе является одной из любимых видов деятельности детей, а также видны положительные результаты воздействия театральной деятельности на личность ребёнка. Беря на себя роли, дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом.

 Рядом находится уголок музыкального развития (слайд№14), способствующий формированию интереса к музыке, к музыкальным инструментам. Дети учатся играть простейшие мелодии, используют музыкальные инструменты для создания таких игр «Музыкальное занятие», «Оркестр»,  « Мы пришли на концерт». В нашей группе  создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.

     Целью центра творчества (слайд№15)  является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре, дети обычно проводят много времени,  рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги… В данной зоне имеются краски,  карандаши, фломастеры, мелки, кисточки, салфетки, трафареты для печатанья, ножницы, цветная бумага, картон и др. Здесь имеются книжки-раскраски, детские поделки выставляются на стенд «Наше творчество».

  Не маловажную роль в социально-коммуникативном развитии ребенка играет художественная литература.

  Книжный уголок  (слайд№16) представляет собой  тумбочку с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. Здесь же прослеживается комплексно-тематическое планирование.  Проводятся тематические выставки на темы: «Мы любим маму», «Защитники отечества», или творчества какого- либо автора, (Корней Чуковский, Габдулла Тукай ).       Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

    Сказки, рассказы, стихотворения содержат  описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Взаимоотношения взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения.

   Так же в нашей группе есть уголок настольных, дидактических игр, центр экспериментирования, уголок песка и воды, где так же создаются ситуации для взаимодействия и диалога детей. Где они учатся сотрудничать,  слушать и слышать друг друга, понимать информацию и самим говорить.

 Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе.

рекомендации по Организации предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе...

Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Введение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации, который теперь ориентирован не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, ...

статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...

Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт ...

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

laquo;Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

презентация "организация развивающей предметно пространственной среды по образовательной области "социально-коммуникативное развитие" вторая младшая группа "

презентация организация развивающей предметно пространственной среды по образовательной области "Сациально-коммуникативное развитие" вторая младшая группа...