Индивидуальный план работы воспитателя Ибрагимовой Ризали Ринатовны на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей с заболеванием ДЦП средствами нетрадиционной продуктивной деятельности с помощью инновационных методов и технологий»
материал

Ибрагимова Ризаля Ринатовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №16»

Ново-Савиновского района г. Казани

План самообразования

воспитателя группы коррекционной направленности

на 2020-2025 учебный год на тему:

«Развитие мелкой моторики рук у детей с заболеванием ДЦП средствами нетрадиционной продуктивной деятельности  с помощью инновационных методов и технологий»

Составила:

Ибрагимова Ризаля Ринатовна

воспитатель высшей кв. категории

2020год

Общие сведения о воспитателе:

Ф.И.О.:  Ибрагимова Ризаля Ринатовна

Год рождения: 1964.

Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №16»

Ново-Савиновского района г. Казани

 Должность: воспитатель группы коррекционной направленности

Педагогический стаж:  с 1989 года

В данной должности: с 1989 года

Образование: высшее.

Квалификационная категория: высшая

Прохождение курсов: 

  • Краткосрочное повышение квалификации по теме: «Профессиональные компетенции педагога инклюзивной образовательной организации», 24 часов в Казанского инновационного университета им.Тимирясова(ИЭУП), 2017г.
  • Диплом о профессиональной переподготовке КИУ 000000001169 2017,ДЛ-15-31-1017-К 15.08.2017г.
  • «Дефектология» в Казанском инновационном университете имени В.Г. Тимирясова от 29.05.2017г.
  • «ИКТ компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС», 2часа, 2017г серия 081624 №117268
  • Дополнительного профессионального образования «Международный социально- гуманитарный институт» по программе: «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС. Инклюзия и интеграция»,72 часов, 30 июня 2017г.
  • Удостоверение о повышении квалификации 162410355997 Учреждении высшего образования «Университет управления «ТИСБИ» 25.12.2019 года. «Технология разработки и особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ ДОО»

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей с заболеванием ДЦП средствами нетрадиционной продуктивной деятельности  с помощью инновационных методов и технологий»

Актуальность выбранной темы

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

/В.А.Сухомлинский/

   Год от года число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно с ДЦП, неуклонно растет. Дети с детским церебральным параличом – это дети с особыми образовательными потребностями и возможностями. Ведущим в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности). У  детей с ДЦП мелкая моторика не развита, спастика, парезы, гиперкинезы затрудняют движения. В процессе продуктивной деятельности  ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется творению,  которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать разными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Занятия продуктивной деятельностью  и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому особенно важны эти занятия  для детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. 21-й век – век НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, именно поэтому, чтобы больше заинтересовать детей, завлечь, мотивировать необходимо применять ИКТ – новые методы и технологии, которыми они увлечены каждый день.

Период работы над темой: с 2020по 2025 гг.

Цель: продолжать повышать свой профессиональный уровень посредством изучения теории и оттачивания практических навыков по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей с заболеванием ДЦП средствами нетрадиционной продуктивной деятельности  с помощью инновационных методов и технологий»

Задачи:

  • изучать нормативно-правовые документы, методическую литературу, практический опыт по данной теме;
  • реализовать проект «Развитие мелкой моторики рук у детей с заболеванием ДЦП средствами нетрадиционной продуктивной деятельности  с помощью инновационных методов и технологий»
  • апробировать на практике методики по использовании средств альтернативной (дополнительной) коммуникации, проанализировать эффективность используемых методик;
  •  распространять опыт среди коллег городского, республиканского, федерального, мирового уровней;
  •  публикации в сборниках научных трудов Международных научно-практических конференциях.
  • Отслеживать соответствие выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
  • Проводить индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия;
  • Консультировать педагогов и родителей;
  • Активизировать участие детей с заболеванием ДЦП в различных мероприятиях, различных форм и уровней организации
  • Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии;
  • Работать в условиях введения ФГОС ДО для детей с ОВЗ;
  • Разрабатывать диагностический материал по данной теме;
  • Разрабатывать психолого-педагогический инструментарий для коррекции детей с заболеванием ДЦП.

        

Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя в работе с детьми с ДЦП; педагогов, родителей;
  • разработка буклетов, памяток направленных развитие мелкой моторики рук у детей с заболеванием ДЦП средствами нетрадиционной продуктивной деятельности  с помощью инновационных методов и технологий
  • разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с само обобщением опыта;
  • продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов;
  • разработка методических рекомендаций на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей с заболеванием ДЦП средствами нетрадиционной продуктивной деятельности  с помощью инновационных методов и технологий» в рамках реализации городского инновационного проекта «Современный психолого-педагогический инструментарий как средство коррекции и компенсации развития детей с ОВЗ»

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план,
  2. Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения воспитателей, педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Источники самообразования

  • Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • Интернет - ресурсы;
  • Медиа - информация на различных носителях;
  • Уроки  и мероприятия по обмену опытом, конференции, курсы повышения квалификации.

Этапы реализации

Сроки

Задачи

Содержание работы

Подготовительный

2020-2021учебный год

1. Изучение методической литературы по данной теме.

2. Использовать ресурсы Интернета для ознакомления с опытом коллег и внедрение инновационных технологий. 

  • Изучить методическую литературу: 
  • Моурлот Л.И., Ремезова JI.A. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2007
  • Верясова Т.В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. – уч. пособие – Екатеринбург, 2000
  • Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП. – Москва: Теревинф, 2012
  • Изучение статей по развитию мелкой моторики в научно-методических журналах  «Дефектология», «Логопед».
  • Знакомство с ресурсами Интернета для изучения опыта коллег в области развития мелкой моторики рук
  • Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  • Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют – СПб.: «Паритет», 2003.;
  • Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012
  • Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008; Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребёнка. - М.ТЦ Сфера, 2009; УзороваО. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика - М.: АСТ: Астрель, 2007
  • Интернет-ресурсы:
  • Детский портал "Солнышко"
  • Журнал"Дефектология" 
    uchkopilka.ru ; doshkolnik.ru.

Организационный

2021-2022 учебный год

1. Разработка перспективных и тематических планов

2.Презентации

3.Видео материалы занятий, творческих мастер- классов

  • Изучение состояния данной проблемы в группах компенсирующей направленности ДОУ
  • Проектирование деятельности по развитию мелкой моторики рук детей с ОВЗ
  • Мониторинг освоения программы и развития  мелкой моторики детей с ОВЗ в результате работы по данной теме
  • Разработка конспектов занятий и перспективного планирования по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ с помощью инновационных методов и технологий
  • Изготовление картотеки упражнений и игр по развитию мелкой моторики
  • Изготовление демонстрационного материала по развитию мелкой моторики
  • Презентации к занятиям
  • Картотека ИКТ игры на интерактивном столе («Раскраски», «Подбери цвет», «нарисуй  не достающий  элемент» итд) и интерактивной доске
  • Разработка индивидуальных планов по развитию мелкой моторики детей группы компенсирующей направленности

Практический

2022-2024 учебный год

Апробация системы коррекционных мероприятий с использованием инновационных приемов, направленных на коррекцию недостатков двигательной сферы детей с ДЦП.

Использование платформ для проведения дистанционных занятий

  • Разработка методических рекомендаций на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей с заболеванием ДЦП средствами нетрадиционной продуктивной деятельности  с помощью инновационных методов и технологий» в рамках реализации городского инновационного проекта «Современный психолого-педагогический инструментарий как средство коррекции и компенсации развития детей с ОВЗ»
  • Изготовление и приобретение методических пособий для развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ
  • Проведение диагностики развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ групп компенсирующей направленности
  • Проведение коррекционной работы по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности
  • Проведение диагностики развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ групп компенсирующей направленности с целью отслеживания результата работы
  • Анализ результатов диагностики
  • Планирование индивидуальной работы с детьми групп компенсирующей направленности по развитию мелкой моторики рук на 2022-2024 уч. год
  • Проведение коррекционной работы по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ группы компенсирующей направленностив соответствии с ФГОС ДО и нормативными документами ДОУ

Аналитический

(Обобщение опыта работы)

2024-2025учебный год

1. Анализ созданных коррекционных условий для развития мелкой моторики рук детей с ДЦП.

2. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала с целью распространение опыта  работы на федеральном, республиканском, муниципальном уровне

  • Разработка конспектов занятий по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО
  • Распространение опыта  работы на федеральном, республиканском, муниципальном уровне
  • Дополнить методическую разработку «Развитие мелкой моторики рук детей с ДЦП» для работы с детьми группы компенсирующей направленности в соответствии с ФГОС  ДО и нормативными документами ДОУ
  • На основе изученных методических источников, практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, инновационных технологий  направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ для родителей и педагогов
  • Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средством пальчиковых игр".

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...

Самообразование Тема:"Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средствам нетрадиционной техники рисования".

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...