Программа по дополнительному образованию
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Кружок "Умелые -ручки" Художественный труд.Создание поделок из природного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Кружок « Умелые ручки»
(средняя группа)
Составитель: Воспитатель
Шапошникова Валентина Григорьевна
Содержание работы.
1. Пояснительная записка
2. Цель, задачи
3. Принципы содержания программы
3. Ожидаемый результат работы кружка
4. Перспективный план кружка
5. Материально-техническое обеспечени
Пояснительная записка.
«Источники творческих
способностей и дарования
детей - на кончиках их пальцев.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской руке,
тем умнее ребенок»,
говорил В. А. Сухомлинский.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Природа сказочно богата, какие разнообразные чувства переполняют нас при встречи с ней. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей детей среднего дошкольного возраста. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук. Творчество детей построено по принципу – от простого к сложному, что позволяет развивать у детей дошкольного возраста уверенность в свои силы и успешность. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.
Поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия
Программа раскрывает задачи и содержание творческой работы из природного материала и предполагает использование нетрадиционных форм организации художественной деятельности. Особый акцент программы – творческая деятельность детей, в процессе которой они приобретают навыки и умения в изготовлении поделок, знакомятся с техникой их изготовления.
Цель: развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать самостоятельность, уверенность и инициативность.
Задачи:
- Развивать воображение детей.
- Развивать умения создавать композиции
- Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях народов ханты и манси, свойствах различных материалов).
- Способствовать развитию творческих способностей детей, мелкой моторики рук.
- Поддерживать проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Привлекать детей к работе с разнообразными материалами.
- Формировать положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослым
- Воспитывать усидчивость, внимательность, старательность, самостоятельность;
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Принципы содержания программы:
1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка
Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
Целевая аудитория:
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста( 4-5 лет)
Объём
Срок реализации программы: 1 год.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.
Планируемые результаты(ожидаемые результаты работы)
1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к
решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
2. Совершенствована мелкая моторика руки;
3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий
Форма организации занятия
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи, игровые упражнения. В теоретической части используется рассказ воспитателя, беседа, рассказы детей, показ воспитателем способа действия; в практической части – непосредственное изготовление изделий, самостоятельное художественное творчество детей, коллективная, групповая работа.
Формы контроля
Итогом реализации программы являются: выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам) ; участие на конкурсах различного уровня. При помощи наблюдений за деятельностью дошкольников на занятиях, в свободной творческой деятельности, а также путём анализа детских работ выявляются результаты
Перспективно-тематическое планирование
месяц | тема | цель | Формы работы | материал |
сентябрь | «Стрекоза» | Учить детей создавать игрушку из полосок бумаги, воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук. | индивидуальное выполнение | Зеленый картон, полоскицветной бумаги, клей, кисточки, салфетки. |
«Бабочка-красавица» Аппликация из стружки от карандашей. | Наклеивание древесной стружки от карандашей; создание образа бабочки; развитие световосприятия. | Ознакомительная беседа, игра, индивидуальное выполнение творческих композиций | Квадраты 7х7 из бумаги (белый,красный) для гриба,зеленая,желтая,красная бумага для оформления,ножницы,клей | |
«Жар-птица» Аппликация из осенних листьев – флористика | Знакомство детей с техникой выполнения работы из осенних листьев; предложить самим определиться с видом и количеством листьев; Развитие воображения, фантазии. | Индивидуальное выполнение творческих работ. | Разноцветные листья, клей, кисточки, салфетки, картон10Х10 см | |
«Сказачные рыбки» Пластилинография | Скатывание шариков из пластилина одинаковой величины и последовательное располагание их на трафарете рыбки, развитие мелкой моторики. | индивидуальное выполнение творческих композиций | Трафареты рыбки, пластилин разных цветов. | |
октябрь | «На поляне ежики» из семян подсолнуха, коктельные трубочки) | Научить детей создавать объемные фигурные образы; учить четко следовать устным инструкциям воспитателя; предложить сделать выбор в создании иголок для ежа, воспитывать умения работать коллективно, развивать инициативу, творчество прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности. | Коллективная работа | Пластилин семена подсолнуха, коктельные трубочки 2,5-3см. поляна покрытая мхом. |
«Ветка рябины» Аппликация из скатанных салфеток | Учить детей нетрадиционным способам: скатывание шариков из салфеток одинаковой величины; развитие чувства композиции; | Индивидуальное выполнение творческих работ | Картон, салфетки-красные и оранжевые, кисточки, клей, полоски цветной бумаги -коричневого и зеленого цвета. | |
Снеговик из манки | Продолжать развивать интерес к созданию аппликации с помощью манной крупы, Воспитывать трудолюбие. | индивидуальное выполнение творческих композиций | простые поделки» стр 9 Цветная бумага, манная крупа, клей, ножницы. Е Румянцева «Аппликация 4 | |
«Овечки из ваты» | Наклеивание контура ватой; воспитание бережного отношения к животным | Занятие – эксперимент. | Цветная и белая бумага, ножницы, вата, клей. Е Румянцева «Аппликация простые поделки» стр 104 | |
ноябрь | «Колосок» Аппликация из семян | Учить передавать особенности строения колоска из семян. Развивать аккуратность творчество, закреплять знание о цвете. Учить наносить клей капельным способом | Индивидуальное выполнение творческих работ | Семена арбуза, тыквы, дыни, картон, клей ПВА, зубочистки Т.Ф.Панфилова «Обучение детей работе с природным материалом» стр-29 |
«Цыпленок» | Продолжать учить детей работать с бумагой, создавалт объемную аппликацию, передавать в работе характерные черты цыпленка. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Цветная бумага, ячейка из под яиц предварительно выкрашенная в желтый цвет, ножницы, клей. | |
Настольная игрушка «Улитка» | Учить детей создавать яркие образы из бумаги на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; закреплять умения вырезать круг из квадрата, развивать творческое воображение; мелкую моторику рук. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Цветной картон, клей ножницы, шаблон улитки, квадраты разного размера и цвета | |
«Украшение для мамы» | Учить детей нанизывать бусы из макарон на нить, чередуя цвет. Развить мелкую моторику рук, художественный вкус, чувство ритма и цвета. развивать инициативу | Индивидуальное выполнение творческих работ | Макароны разного цвета и формы. Нитки. Образцы разных бус. | |
декабрь | «Ёлочка - пушистая иголочка» Аппликация из шерстяной нити | Выполнение аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развитие фантазии и воображения; воспитание аккуратности. | работа в паре | Шерстяные нитки разных оттенков зеленого, ножницы, клей, картон. |
«Марш Снеговиков» | Учит детей создавать образ снеговика из ватных дисков. Воспитывать аккуратность, трудолюбие .Упражнять детей в составлении композиции . Воспитывать умения работать коллективно | Коллективная работа | Цветной картон голубого цвета, ватные диски, клей, ножницы, Журнал «Самоделкин» № 18-2013 стр14 | |
«Снежинки» | Познакомить детей с разнообразием крупы и зернобобовых Учить детей удерживать крупу пальцами. Развивать мелкую моторику, глазомер, стимулировать зрительное внимание | Индивидуальное выполнение творческих работ | Крышки из под майонеза, по количеству детей, пластилин, рис длинозерный. | |
«Домик из спичек» | Закреплять умение вырезать из квадрата треугольник , составлять целостный образ. Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Квадраты цветной бумаги, синий картон, клей ПВА, спички, манная крупа. Е Румянцева «Аппликация простые поделки» стр 88 | |
январь | «Ах, ты, Зимушка-Зима, снежная красавица» | Закрепить умение детей обрывать бумагу на мелкие полоски, создавая картину зимнего леса. Упражнять детей в составлении композиции зимнего леса. | Коллективная работа | Цветной картон, белая бумага |
Пингвин из шишек | Учить передавать особенности строения птицы. Воспитывать трудолюбие. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Пластилин, шишки И.В.Новикова «100 поделок из природного мат-ла» стр.26 | |
февраль | «Гусеница» | Учить детей делать гусеницу , дополняя ее деталями, придающими работе особую выразительность. Закрепить у детей навыки приема обрывания бумаги, совершенствовать навыки работы с ножницами. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Кусочка цветной бумаги, шаблон гусеницы на зеленом картоне, ножницы, клей. |
«Черепашка из ракушек» | Учить лепить из пластилина черепаху. Панцирь выкладывать из ракушек слегка вдавливая, подбирая по цвету и размеру. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Пластилин, мелкие круглые ракушки , лак И.В.Новикова «100 поделок из природного мат-ла» стр.51 | |
«Самолет» | Продолжать учить детей создавать игрушки своими руками. Закреплять умение вырезать овал из прямоугольника. Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Пласмасовые бутылки 0,5л. по количеству детей, ножницы, прямоугольники из толстого картона | |
«Автомобиль» | Закреплять умение делать машину из геометрических форм. Развивать воображение, воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками чувство ритма и цвета. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Цилиндры от туалетной бумаги, краски, картон, ножницы, клей. Журнал «Самоделкин» № 11-2013 стр5 | |
март | «Ветка мимозы» Аппликация из пшена | Закрепление умения детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять букет веточками из цветной бумаги. | Индивидуальное выполнение творческих работ, игровые упражнения | Картон, цветная бумага, пшено, клей, салфетки, кисточки. |
«Сумочка» | Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Картон, бумага, ножницы, клей, пайеткики для украшения. | |
Кофейные сердечки | Воспитывать желание сделать работу хорошо, развивать самостоятельность, навыки самообслуживания. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Картон, клей, зерна кофе. | |
«Вертушка» | Учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками | Индивидуальное выполнение творческих работ | Картон, ножницы, | |
апрель | Бусы из бересты | Познакомить детей с украшениями народов Ханты и манси. Предложить сделать бусы из бересты. | Коллективная работа | Образцы украшений народов севера., береста, ножницы, клей. |
Закладка для книг» Национальный орнамент» | Познакомить детей с национальным орнаментом народов ханты и манси. Предложить сделать закладку для книг своими руками. закреплять умение пользоваться ножницами. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Образны разных орнаментов, цветной картон, ножницы. | |
«Подсолнухи» | Продолжать поддерживать интерес к созданию поделки своими руками, воспитывать самостоятельность, трудолюбие. | Индивидуальное выполнение творческих работ | Семечки подсолнуха, картон, веточки, гофрированная бумага оранжевого и желтого цвета, кожницы, клей ПВА «Самоделкин №12 -2013г стр 6 | |
«Ромашка из перьев» | Продолжать учить детей изготавливать поделки из разных материалов. развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками | Индивидуальное выполнение творческих работ | Перья разных размеров, желтый картон, клей. | |
май | «Золотые рыбки в аквариуме» | Продолжать учить детей создавать образ рыбки из макаронных изделий. Развивать творчество, воображение эстетические чувства. воспитывать умения работать коллективно развивать инициативу | Коллективная работа | Трафарет рыбки, макароны(гребешки рожки), пластилин, нарисованный аквариум. |
«Весёлая овечка» работа по замыслу Работа с разными материалами (по выбору детей) | Закрепление умения детей самостоятельно выбирать материал для работы, изготовление аппликации из разных материалов по выбору; развитие мелкой моторики рук, аккуратности; воспитание интереса к животным. | Индивидуальное выполнение творческих работ, игровые упражнения. | Трафарет овечки, миски с разными материалами- горох, ватные диски, макароны, арбузные семечки, кусочки ниток, салфетки, клей пластилин. | |
«Грибной дождь» | Продолжать закреплять умение детей правильно пользоваться ножницами, стричь по прямой, изготавливать поделки из полосок бумаги. воспитывать умения работать коллективно | Коллективная работа | Голубая бумага- , ножницы, клей, ватман. |
Список использованной литературы.
- А.Верхола «Чудеса из природных материалов».
- Е.Румянцева «Аппликация. Простые поделки»
- И.В.Новикова, Л.В.Базулина « 100 поделок из природных материалов»
- Г.Н.Давыдова «Детский дизайн - поделки из бросового материала»
- А.А.Анистратова, Н.И. Гришина «Поделки из бумаги»
- И.М.Петрова «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких»
- Т.Ф.Панфилова «Обучение детей работе с природным материалами»
- М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры»
- В.Пудова, Л.Лежнева «Игрушки из природных материалов»
- Журналы «Самоделкин» за 2013г
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....