Творческий проект "У Лукоморья"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Бледнюк Светлана Владимировна

Творческий проект "У Лукоморья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческий проект "У Лукоморья"569.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Творческий проект: «У Лукоморья!»

Подготовительная группа

Бледнюк  Светлана Владимировна

с. Леуши

 Творческий проект «У Лукоморья».

Вид проекта:  комплексный, познавательно-творческий.

Продолжительность:  6 месяцев, октябрь 2012  -  март 2013 года.

Участники:  дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.

Актуальность: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения.  Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность,  музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и  ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку,  и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

 Данная проблема актуальна, ведь настоящая литература помогает жить полнее и осознаннее: заметить в жизни что – то новое, увидеть в событиях более глубокий смысл. Люди ищут в книгах то, чего не хватает в жизни.Мы смотрим в книгу, как в зеркало, и находим в ней отражение того, что происходит в нашей душе. Необходимо помочь детям «открывать» для себя писателей, поэтов, находить и проходить свой путь навстречу тексту, научиться понимать и чувствовать слово и развивать свой вкус.
В решении этой проблемы может помочь проект «Лукоморье», который дает возможность изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры и приобщить к богатству родного языка.

Цели проекта:

  • Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина;
  • Развитие  нравственно-эстетических чувств, познавательных, творческих способностей  и продуктивной деятельности детей и взрослых;
  • Интегрированное взаимодействие педагогов, детей и родителей в процессе организации художественно-эстетической и познавательной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками;
  • Изучить одну из интереснейших страниц в истории русской литературы;
  • Развивать коммуникативные способности
  • Создать развивающую среду по данной тематике.

Обеспечение: сборники сказок А.С. Пушкина; иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии по биографии А.С Пушкина, фото-презентации; мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина; аудиозаписи классической музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, А.С. Грибоедова, М.И. Глинки; методическая литература.

Предполагаемый   результат:

  • Развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • Совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
  • Содействие творческому развитию детей;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • Провести анкетирование родителей «ТворчествоА.С.Пушкина;
  • Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального  материала  по теме проекта;
  • Подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
  • Составление плана работы.

Основной: Организация образовательной проектной деятельности.

Образовательная область

Мероприятия

Чтение художественной литературы

1.Чтение сказок А.С. Пушкина:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»,
  • «Сказка о золотом петушке»,
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде».

2.  Беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

3.  Чтение отрывков стихотворений А.С. Пушкина о зиме:

  • «Зимнее утро»,
  • «Зимний вечер»,
  • «Зимняя дорога»,
  • «Какая ночь! Мороз трескучий…»,
  • «Идет волшебница-зима…»,
  • «Зимы ждала, ждала природа…».

4.    Заучивание стихотворения А.С. Пушкина

  • «У лукоморья дуб зеленый…»
  • «Уж небо осенью дышало…»
  • «Унылая пора…».

Коммуникация

1.    Презентация: «Биография А.С.Пушкина»

2.    Презентация: «Зазеркалье сказок - рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина»

  • «Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!» Т.А. Маврина,
  • «Воротился старик ко старухе…» Т.А. Маврина,
  • «Избушка там на курьих ножках…»
  • «Там ступа с бабою ягой…» Т.А. Маврина,
  • «Царевна - Лебедь» М. Врубель,
  • «Бочка по морю плывет» И. Билибин,
  • «Тридцать три богатыря» И. Билибин,
  • «Царевна – Лебедь» И. Билибин,

3.    Презентация: «Памятники  А.С. Пушкину».

4. Презентация: «Царскосельский лицей»

5.    Презентация: «О кавказе»

6.    Презентация: «Викторина по сказкам»

7.    Презентация: Игра: «Ответь на 5»

8.    Аудиоэнциклопедия: «Уж небо осенью дышало».

9.    Речевые подвижные игры:

  • «Шмель»,

 10.      Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».

 11.      Дидактические игры:

  • «Золотая рыбка»,
  • «Скажи наоборот»,
  • «В синем море-океане»,
  • «Кого не стало?»,
  • «Вспомни сказку»,
  • «Семейка слов».

12. Беседа с детьми: «Море в поэзии»

Познание

1.    Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина.

2.    Музыкально – драматическая фантазия по сказкам А.С.Пушкина «У самого синего моря».

 3.     Видеосалон: « Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина»:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
  • «Сказка о царе Салтане»,
  • «Сказка о золотом петушке»,
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде».

  4.      Кубики: «Сказки А.С. Пушкина».

  5.      Лабиринт: «Помоги рыбке…»

 6.      Настольно – печатная игра: «Сказки Пушкина».

 7.      Пазл: «Золотая рыбка».

Социализация

 1.     Экскурсия в библиотеку:  «Знакомство со сказками А.С. Пушкина».

 2.    Книжная выставка по сказкам А.С. Пушкина.

 3.    Выставки детско-родительских рисунков:

  • «Пейзажная лирика А.С. Пушкина»,
  • «Сказки А.С. Пушкина»

 4.     Оформление папки: «Творчество А.С.Пушкина»

Художественное творчество

1. Лепка:

  • «Белка песенки поет, да орешки все грызет»,
  • «Царевна Лебедь».

2. Рисование  (тема на выбор):

  • «Рады мы проказам матушки-зимы!»,
  • «Ель растет перед дворцом…»,
  • «Что за прелесть эти сказки!»,
  • «На стеклах легкие узоры…»,
  • Сказочный дворец»,
  • «Петушок с высокой спицы…»,
  • «Царство золотой рыбки».

3. Аппликация, ручной труд (тема на выбор):

  • «Сказочный дворец»,
  • «Золотая Рыбка»,

4. Оригами «Кот ученый», «Царевна Лебедь»,

5.  Природный и бросовый материал «Кораблик».

6.Раскраски по сказкам А.С.Пушкина

7. Изготовление атрибутов и костюмов для игр-драматизаций по сказкам А.С. Пушкина.

 Заключительный этап:

  • Оформление выставки: «Пейзажная лирика А.С. Пушкина», «Сказки А.С. Пушкина».
  • Музыкально – драматическая фантазия по сказкам А.С.Пушкина: «У самого синего моря».
  • Оформление папки: «Творчество А.С. Пушкина».
  • Презентация: «Подведение итогов проектной деятельности».

Реализация проекта проходила через:

  • Занятия.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники).
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
  • Речевые подвижные игры.
  • Продуктивная деятельность.
  • Театрализованная деятельность.
  • Просмотр мультфильмов.
  • Работа с родителями.

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех и далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

Творческое наследие А.С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается нами, как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Приложение 1.
Речевая подвижная игра: «Шмель»

Дети образуют на ковре круг, звучит запись темы: «Полет шмеля».

Тут князь очень уменьшился, (дети приседают).

Шмелем он оборотился.(выполняют мелкие взмахи руками, жужжат).
Полетел и зажужжал.(бегут на носочках, взмахивая руками).

Судно на море догнал,
Потихоньку опустился,
(приседают).
На корму – и в щель забился.

Дидактические игры:

«Золотая рыбка»

Цель: совершенствование навыка составления, чтения и анализа предложений.
Изображение золотой рыбки с крупными снимающимися чешуйками. На обратной стороне чешуек написаны слова: золотая, рыбка, живет, в океане.
- Это золотая, не простая рыбка приплыла к нам и принесла слова, из которых нужно составить предложение.

«Скажи наоборот»

Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.

Игра с мячом.
- Старик добрый, а старуха … (злая).
- Старуха строптивая, а старик … (покорный).
- Сначала море спокойное, а потом … (бурное).
- Землянка была старая, а терем … (новый).
- Одежда у старика была бедной, а у боярыни … (богатой).
- Землянка была низкой, а терем … (высоким).

«В синем море-океане»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
На наборном полотне выставлены плоскостные изображения камней, водорослей, раковин и золотой рыбки.

- Золотая рыбка – владычица морская – живет в синем море-океане.

 Расскажите, что она делает?

(Золотая рыбка выплыла из раковины. Золотая рыбка заплыла за камень. Золотая рыбка выплыла из-за камня. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей).

«Семейка слов»

Цель: обогащение экспрессивной речи однокоренными словами, совершенствование навыков словообразования.

Игра с мячом.

- Мы попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка.
- Как назвать очень большую рыбу? (рыбища)
- Как называют пирог с рыбой? (рыбник)
- Как называется процесс ловли рыбы? (рыбалка)
- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов)
- А по-другому? (рыбак)
- Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? (рыбачка)
- Что делал старик на море? (рыбачил)
- Как называют суп из рыбы? (рыбный)

«Кого не стало?»

Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.
На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.

- Кого не стало?

«Вспомни сказку»

Цель: развитие памяти, ловкости.

Игра с мячом.

- Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мяч мне.

- Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?
- У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?
- В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?
- В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?

                                                                                                            Приложение 2.

Литературно-музыкальная викторина по сказкам А. С. Пушкина.

Задачи: повторить сказки А.С. Пушкина, интересные фрагменты, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас слов, развивать умение внимательно слушать взрослых, речь детей, воспитывать любовь и уважение к русским писателям, композиторам, интерес к сказкам А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина; карточки с вопросами; рисунки детей к сказкам А. С. Пушкина; лук; черный ящик; игрушка-рыбка, веревка, яблоко, звезда, «Подводное царство» (эвримическая композиция).

(В зале оформлена выставка по произведениям А.С.Пушкина, детские рисунки.
За ширмой в кресле сидит ученый Кот и читает «Сказки Пушкина»).

Ведущий:Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда…

А чье сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной?

(За ширмой раздается мяуканье).

Ведущий:Мне показалось? Кто-то мяукнул. Признавайтесь, кто принес кошку? Вы говорите, что это там, за ширмой?

(Отодвигает ширму и все видят кота).

- Что вы здесь делаете, уважаемый Кот? Как вы сюда попали?
Кот: Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я, между прочим, не какой- нибудь Барсик или Мурзик. Я знаменитость. У меня есть ученая степень. Я с самим Пушкиным на дружеской ноге. Я у него в одной сказке по золотой цепи гуляю: направо- налево:Удивительно! (обращается к залу) Как вы меня сразу не узнали?

(Кот ученый!Из Лукоморья!)

Кот: Ну, наконец-то! Люблю умных детей! Только, что это за Лукоморье такое? (У моря, на море!)

Кот: Лук? Там, что лук растет у моря? Может быть и чеснок, а что еще?
Ведущий: Уважаемый Кот, вы нас совсем запутали со своим чесноком. А вы, ребята, как думаете, причём тут лук? И какой лук? Правильно, из которого стреляют.(ведущий достает лук и показывает детям)

Посмотрите - он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли лука. Поэтому и лук. Он лежит на полу, как маленький остров, а вокруг будто бы море. Вот вам и Лукоморье. Яправильно рассуждаю, ученый Кот?
Кот: Ставлю вам пять. Между прочим, в наших ученых кругах считают: Лукоморье не что иное, как сказочный остров Буян.
Ведущий: Остров Буян лежит посреди моря-океана, не то на юге, не то на востоке. Там всегда тепло, всегда лето. Потому что на этом острове живет Солнце. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Это родина всего чудесного. Оттуда они разлетаются по всему миру. Бабушки их рассказывают своим внукам, писатели записывают. А знаете ли вы, кто рассказывал сказки Пушкину, когда он был маленьким?(няня Арина Родионовна) А может, к Арине Родионовне сказки прилетали именно с острова Буяна? Продолжить эту сказку нам поможет викторина, посвященная сказкам великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Кот ученый, хочешь посмотреть, как наши дети знают сказки А. С. Пушкина? Проведем вместе викторину?
(Дети делятся на две команды, придумывают названия, выбирают капитанов.Ведущий представляет жюри, знакомит с правилами викторины).
Правила:
1. Ведущий читает вопрос. Командам отводится 20 секунд на размышления.
2. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку. Если ответ команды неверен, то право ответа переходит к соперникам.
3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.
Вопросы и задания викторины.

1. «Разминка».

Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

  • Снова князь у моря ходит,
    С синя моря глаз не сводит;
    Глядь – поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

  • «Об оброке век мы не слыхали,
    Не было чертям такой печали».
    («Сказка о попе и работнике его Балде»).
  • «Воротился старик ко старухе,
    У старухи новое корыто.»
    («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  • «Месяц, месяц, мой дружок,
    Позолоченный рожок!
    Ты встаешь во тьме глубокой,
    Круглолицый, светлоокий,
    И, обычай твой любя,
    Звезды смотрят на тебя…»
    («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

2.«Черный ящик». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  • В черном ящике находится представитель животного мира, который в одной из сказок А. С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку. (Золотая рыбка)
  • Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?(«Ровно тридцать лет и три года»).
  • Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?(Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу).
  • Сколько раз старик закидывал невод в море? (Три раза).
  • С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной).
  • С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою).
  • С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой).
  • Какими словами бранила старика старуха в сказке? («Дурачина ты, простофиля!»)
  • Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)
  • Какими словами утешала старика золотая рыбка? («Не печалься, ступай себе с богом!»)

3. «Черный ящик». («Сказка о попе и работнике его Балде»)

  • В черном ящике находится предмет, которым Балда «морщил море». Что это? Назовите сказку. (Веревка).
  • Какими словами начинается сказка?

(Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару).

  • За какую плату согласился работать Балда у попа?(«За три щелка тебе по лбу…»).
  • Что случилось с попом с первого щелчка? («Прыгнул поп до потолка»).
  • Со второго? («Лишился поп языка»).
  • С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)

4. «Черный ящик». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

  • В черном ящике находится предмет, который светил во лбу царевны-лебедя. (Звезда).
  • О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (о белке, о богатырях, о царевне Лебеди).

5.Физкультминутка.
Изобразите:

  • Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
  • Волны на море.
  • Изобразите лебедь - гордая осанка, красивая шея.
  • Как лебедь превращается в царевну.
  • Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона.
  • Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.

6. «Черный ящик». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

  • В черном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет? (Яблоко).
  • Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи…»)
  • К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру).
  • Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер).
  • Что произошло со злой царицей? (Со злости умерла).

7. Числовой вопрос.

  • В каких сказках Пушкина встречаются числа?
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» -
    семь богатырей.
    «Сказка о попе и работнике его Балде» - три щелчка.
    «Сказка о царе Салтане» -
    тридцать три богатыря, три девицы.
    «Сказка о рыбаке и рыбке» - тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик.

Ведущий: Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.

Спасибо всем за участие!

Кот: Спасибо, ребята, за ваши ответы, за знание сказок А.С. Пушкина - они меня просто порадовали. А в знак благодарности, я вам дарю книгиуА.С.Пушкина, чтобы вы их читали, рассказывали своим друзьям, близким, родным и знакомым. До свидания, до новых встреч.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозьгода
Вы радость сказки!

(Подведение итогов викторины.Вручение медалей победившей команде).

                                                                                                    Приложение 3.

Беседа с детьми «Море в поэзии»

Задачи: познакомить детей со стихами А.С. Пушкина, посвящёнными морю, показать иллюстрации разного состояния моря: море спокойное, волнуется, буря на море, закрепить навыки изображения моря в разном состоянии; дать характеристику моря словами А.С. Пушкина в соответствии со своим рисунком.

Предварительная работа: подобрать стихи поэта по теме, иллюстрации картин художников с изображением моря в разном состоянии, подготовить пластинку или аудиокассету с записью вступления к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова («Море»).

Ход беседы:

-  Сегодня мы поговорим о море в поэзии А.С. Пушкина.

- Поэт очень любил гулять по берегу моря, смотреть на море, а оно давало ему творческое вдохновение для создания произведений. Пушкин всю жизнь хотел побывать в Италии – стране, которая почти со всех сторон омывается морями. По этому, так и не пришлось там побывать. Однако он часто бывал в Крыму, на Кавказе, где видел море в разном состоянии. Таким же он изображал море в своих стихах. Послушайте:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(« Сказка о царе Салтане»)

- Пушкин любил спокойное море. Вот как он говорил об этом:

Мне моря сладкий шум милее.

Когда же волны по брегам

Ревут, кипят и пеной плещут,

И гром гремит по небесам,

 И молнии во мраке блещут,

Я удаляюсь от морей

В гостеприимные дубравы…

(«Земля и море»)

Или вот ещё:

Ты волна моя, волна!

Ты гуллива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

(«Сказка о царе Салтане…»)

В следующем отрывкеПушкин описывает волнующееся море:

Ветер! Ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

(«Сказка о мёртвой царевне…»)

Или вот:

Как ты, могуч, глубок и мрачен.

Как ты, ничем неукротим

(«К морю»)

- Крым и Кавказ, впервые увиденные Пушкиным, произвели на него огромное впечатление. Громадные горы, яркая растительность, ослепительное солнце, безграничный простор небес и моря – всё это не могло не найти своего отражения у поэзии Пушкина.

Погасло дневное светило,

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

(«Погасло дневное светило…»)

А вот ещё стихи о море:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

(«К морю»)

- Дети, если вы внимательно слушали стихи, то могли заметить, что автор называет море по-разному: море могучее, море голубое и мрачное, синее море, сравнивает море с угрюмым океаном, называет море свободной стихией.

- Тема моря волнует не только писателей, поэтов, но и художников. Посмотрите, как прекрасно море в картинках художников, как они передавали разное состояние моря. И.К. Айвазовский, русский художник, очень часто рисовал море. Вот его картина «Чёрное море» - море волнуется, а вот его картина «Девятый вал» - буря на море, море ревёт и грохочет. У Айвазовского есть картина, на которой изображён Пушкин у моря. Поэт стоит на скалах и любуется морем. Посмотрите копии картин, на которых изображено спокойное море – «торжественное», как говорил Пушкин.

- Сейчас мы приступить к рисованию моря в разном состоянии: моря спокойного торжественного, волнующегося, бури на море. Пусть каждый нарисует море, какое захочет. Слушаем музыку «Море» и з оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова и начинаем рисовать.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

(«К морю»)

                                                                                                    Приложение 4.

Беседа с детьми: «Мои любимые сказки А.С. Пушкина»

- Какие ты знаешь сказки А.С. Пушкина?

- Какая из сказок тебе понравилась больше всего?

- Назови героев, действующих лиц этой сказки?

- Какой из героев тебе понравился больше всех?

- Какие его качества ты хотел бы иметь в своём характере?

- Какой из героев вызывает наименьшую симпатию? Почему?

- Какие черты его характера ты назвал бы отрицательными?

- А.С. Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой намёк, мораль заключается в этой сказке?

- Ты запомнил какие-нибудь интересные моменты, обороты речи, которые Пушкин использовал в своей сказке? Назови их.

- Подумай, к какой из сказок больше всего подходит русская пословица: «Дай с ноготок, запросит локоток» или «Кто чужого желает, тот скоро своё потеряет».

- Моралью какой сказки могут стать пословицы:

  • «Правду, как ни прячь, она наружу выйдет»,
  • «Как аукнется, так и откликнется»,
  • «Доброму везде добро»

- Про кого из героев А.С. Пушкина можно сказать такие слова: «В лихости и зависти нет ни проку, ни радости»

При проведении беседы обратить внимание на правильность и выразительность речи детей.

Приложение 5.

Встреча с сотрудником библиотеки.

Сегодня с вами мы вспомним замечательные сказки А.С.Пушкина. Назовите правильно все сказки А.С.Пушкина.

  1. У каждой сказки свое начало и свой конец. Узнаете ли вы сказку по ее началу?

- Жил-был поп…

- Жил старик со своею старухой…

- Три девицы под окном…

- Царь с царицею простился…

- Негде в тридевятом царстве…

2. От кого маленький Саша узнал много народных сказок? Кто может назвать её имя? (Яковлева Арина Родионовна)

Он няню мамой называл,

Он называл её голубкой,

А ветер сыпал снежной крупкой,

Пути в деревню заметал,

Не гас так долго огонёк

В уютной няниной избушке,

И слушал, слушал няню Пушкин,

                                    Каталась сказка, как клубок.

                                    Смеялся Пушкин, говоря:

                                    «Какая прелесть эти сказки!»

                                    А ночь текла к своей развязке,

                                    За вьюгой брезжила заря.

- Ребята, а вы знаете, что одной из сказок Пушкина в этом году исполняется 180 лет. Самая светлая волшебно счастливая сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане…» была написана в 1831 году, в год женитьбы Пушкина на Наталье Гончаровой.

- Кто подслушал, о чём мечтали три девицы под окном:

(Салтан, Гвидон, Дадон)

- В какое время суток это происходило:

(Утром, днём, вечером)

- Куда отправился царь после венчания:

(На войну, на крещение, на встречу с иностранным купцом)

- В чём царевна с ребёнком прибыли на необычный остров:

(В лодке, в бочке, в шлюпке)

- Кто совершал чудеса на острове:

(Царь Лебедь, Золотой фазан, Жар птица)

- Имя предводителя морских витязей:

(Буян, Руслан, Черномор)

- Сколько было братьев у Царевны Лебеди:

(3, 13, 33)

- Сколько раз князь Гвидон отправлялся в царство славного Салтана:

(3, 5, 7)

- Какие скорлупки у орешек:

(Золотые, серебряные, изумрудные)

- Какими словами начинается сказка «О Золотом Петушке» и «Сказка о рыбаке и рыбке»?

- Сколько лет рыбачил старик?

- Где живёт золотая рыбка?

- Какое жилище было у старика и старухи?

- Чем старик ловил рыбу?

- С каким условием старик отпустил рыбку?

- Какое желание старухи рыбка так и не исполнила?

- Какими словами заканчивается сказка?

- Как вы думаете, какие черты характера осуждает и высмеивает автор в этой сказке?

«Телеграммы»:

- Не могу приехать, «верёвкой хочу море морщить, да проклятое племя чертей корчить…» (Балда)

- Задерживаемся, едем «мимо острова Буяна в царство славного Салтана…» (Корабельщики)

- Ждите, скоро мы «очутимся на бреге, в чешуе, как жар горя…» (33 богатыря)

-Не до праздника мне, дети,

Горе мне, попались в сети

Оба наших сокола!

Горе! Смерть моя пришла! (царь Дадон)

- «Я на свете всех милее, всех румяней и белее». Вместе с зеркальцем моим,

 скоро к вам мы поспешим. (Царица мачеха)

Приложение 6.                  

Анкета для родителей «Творчество А.С. Пушкина»

1. Где и когда родился А.С. Пушкин?
__________________________________________________________________
2. Как звали няню поэта, которую он очень любил?
__________________________________________________________________
3. Какое стихотворение посвятил поэт своей няне?
__________________________________________________________________4. Кто научил А.С. Пушкина русской грамоте?
__________________________________________________________________
5. Умел ли писать стихи отец А.С. Пушкина, Сергей Львович?
__________________________________________________________________
6. Какое время года для него было самое любимое?
__________________________________________________________________
7. Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?
__________________________________________________________________
8. Как звали жену А.С. Пушкина, первую красавицу Москвы?
__________________________________________________________________
9. Как погиб поэт?
__________________________________________________________________
10. Какие художники писали портреты А.С. Пушкина?
__________________________________________________________________

11. В каких городах поставлены памятники А.С.Пушкину?

__________________________________________________________________

12. Какие сказки А.С.Пушкина вы читаете своим детям?

__________________________________________________________________

                                                                                                 

  Приложение 7.

Музыкально – драматическая фантазия по сказкам А.С.Пушкина.

«У Лукоморья»

( На авансцене журнальный столик, кресло, скамеечка. На столе горит настольная лампа. Занавес опущен. Выходит Лена с куклой на руках, укачивает её, напевая колыбельную. С другой стороны выходит мама, снимает фартук, устало садится в кресло.)

Лена:Мамочка! Ты все свои дела закончила?

Мама:  Да, доченька. А тебе (смотрит на часы), между прочим, давно пора спать.

Лена:  Ну, мамочка! Ну, ещё чуть – чуть. Посиди со мной, пожалуйста, ты мне книжку обещала почитать…

Мама:  Хорошо, уговорила. Только недолго. Ну-ка, напомни, какие сказки Пушкина мы читали.

Лена:  О рыбаке и рыбке, о мертвой царевне, о попе и работнике его Балде… (задумывается). А ещё, а ещё…

Мама:  Вспоминай, вспоминай, а то не буду читать новую сказку. «Белка песенки поет…»

Лена:  «Да орешки все грызет!» Вспомнила: ещё сказку о царе Салтане!

Мама:  Молодец! А сегодня я прочитаю тебе поэму Александра Сергеевича, которая называется «Руслан и Людмила», а начинается она вот таким волшебно-сказочным вступлением: «У Лукоморья дуб зеленый…»

Лена:  Мама, а что такое «лукоморье»?

Мама: Это морской берег, но не прямой и ровный, а с изгибами. В этом живописном месте Пушкин поселил героев своих сказок. Он придумал его, создал в своём воображении. Александр Сергеевич очень любил море и посвяти ему чудесные стихи…. Вот послушай:

«Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

А вот ещё:

«Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы».

Лена: А «Сказка о рыбаке и рыбке» тоже про море. Я помню, как она начинается:

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря…».

Лена:Мамочка, теперь читай дальше про лукоморье.

Мама:

У лукоморья дуб зеленый

(звучит музыка)

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет на право – песнь заводит,

Налево сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны…

(раздается телефонный звонок).

Мама: Леночка, посмотри пока картинки в книге, я сейчас вернусь.

Уходит. Девочка перелистывает книгу. Звучит колыбельная. Лена засыпает.

Появляется Кот ученый, он подходит к Лене, гладит её лапкой. Лена открывает глаза.

Кот ученый: Мур-р-р! Здравствуй, Лена

Лена: Здравствуй, а ты кто?

Кот: Я тот самый кот, который живет у лукоморья под дубом и знает много песен и сказок.

Лена: А где же твоя цепь золотая?

Кот: Когда я отправляюсь в гости к детям, я прошу Бурого волка и Русалкупосторожить мою цепь. Скажи-ка мне лучше, Лена, хочешь ли ты побывать у самого синего моря и увидеть героев любимых сказок, которых придумал Александр Сергеевич Пушкин?

Лена: Конечно, хочу! Только мама, я боюсь, будет волноваться.

Кот: Что ты! Мы мигом – туда и обратно. Мама даже не заметит. Давай руку, закрой глаза и ничего не бойся.

Музыка. Кот и Лена подходят к дубу и садятся. Открывается занавес. У моря стоит Старик, чешет затылок, потом собирает сеть, забрасывает её на плечо и медленно направляется сторону кулис. Навстречу ему, подбоченившись, выходит Старуха.

Старик: (растерянно).

Я сегодня поймал было рыбку.

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценой откупалась:

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так пустил в синее море.

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Кот:

Вот пошел он к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось.

(Музыка.Море волнуется).

Стал он кликатьзолотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила…

Рыбка: Чего тебе надобно, старче?

Кот: Ей с поклоном старик отвечает…

Старик:

Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось.

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто.

(Старик уходит, рыбка уплывает).

Кот: Что скажешь, Леночка? Узнала героев этой сказки?

Лена: Конечно, это же старик, его жадная и вредная жена и волшебная золотая рыбка.

Кот: Умница! А теперь смотри и слушай. Кто-то приближается к синему морю. Похоже, что он кого-то ищет…

(Звучит музыка.К морю выходит королевич Елисей).

Елисей:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься ни кого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её…

Ветер: Постой,-

Кот: Отвечает ветер буйный,-

Ветер:

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На столбах между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста.

(Елисей медленно, опустив голову, уходит.Леночка плачет, трет глаза).

Кот: О чем ты плачешь, Леночка?

Лена: Царевну жалко.У-у-у.

Кот: Разве ты забыла, что в сказке о мертвой царевне любовь и преданность Елисея спасут, оживят его невесту, а завистливая мачеха от злости и тоски умрет, а закончится сказка свадебным пиром.

Лена: (улыбается). Я вспомнила, какой веселый конец у этой сказки:

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Кот: Тс-с! Смотри: поп Балду к чертям за оброком прислал.

(Звучит музыка. К морю выходит  Балда с веревкой на плече. Начинает крутить веревку. Из моря вылезает Бес).

Бес: Зачем ты, Балда, к нам залез?

Балда:

Да вот веревкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить.

Кот: Беса старого взяла тут унылость.

Бес: Скажи, за что такая немилость?

Балда:

Как за что? Вы не плотите оброка,

Не помните положенного срока;

Вот уж будет нам потеха,

Вам, собакам, великая помеха.

Бес:

Балдушка, погоди ты морщить море,

Оброк сполна ты получишь вскоре.

Погоди, вышлю к тебе внука.

Балда:  (про себя)… Этого провести не штука!

Из моря появляется Бесенок.

Бесенок:

Здравствуй, Балда-мужичек;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали.

Ну, так и быть – возьми, да с уговору,

С общего нашего приговору –

Чтоб впредь не было никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят мешок.

Балда:

Где тебе тягаться со мною,

Со мною, с самим Балдою?

Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата.

(Балда и бесенок уходят за кулисы в разные стороны).

Лена: Я знаю, Балда пошел в лесок зайцев ловить, чтобы бесенка перехитрить. Он двух зайчишек поймает…

Кот: Тише, тише, смотри:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(звучит музыка.По морю «плывет» бочка, в ней царица и князь Гвидон).

Гвидон:

Ты, волна моя, волна!

Ты гулливаи вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Кот:

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько…

(Из бочки выходят царица и Гвидон).

Царица:

Море синее кругом

Дуб зеленый над холмом.

Гвидон:

....Добрый ужин

Был бы нам, однако нужен.

(Князь Гвидон берет лук и идет вдоль моря. Уходит за кулисы. Появляется Лебедь, за ней гонится коршун. Борьба Лебедя и коршуна  в плане танцевально – пластической импровизации. Вновь появляется Гвидон и стреляет из лука в коршуна).

Лебедь:

Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море:

Это горе – все не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея погубил.

Ввек тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду.

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись.

Лена: Это самая прекрасная сказка на свете! Сказка о царе Салтане.

Кот: А что тебе больше всего в ней нравится?

Лена: Ну, конечно, чудеса всякие: витязи морские, белочка – певунья с золотыми орешками и прекрасная царевна Лебедь.

Кот: Смотри, а вот и она, по волнам плывет.

(Звучит музыка.Появляются царевна Лебедь и князь Гвидон).

Лебедь:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Гвидон:

Грусть – тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат, лишь я хожу.

Лебедь:

А кого же на примете

Ты имеешь?

Гвидон:

Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Только, полно, правда, ль это?

Лебедь:

Да! Такая есть девица.

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом –

Слушай: обо всем об этом

Пораздумай ты путем,

Не раскаяться б потом.

Гвидон:

О, готов душою страстной

За царевною прекрасной

Я пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

Лебедь:

…Зачем далеко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта – я.

(Звучит музыка. На берег выходит царевна. Берет  Гвидона за руку. Раздается колокольный звон. Занавес опускается).

Кот ведет Лену по авансцене, сажает в кресло. Уходит. С другой стораны появляется мама.

Мама:  Девочка моя, да ты совсем спишь. Давай, я отведу тебя в кровать.

Лена: Мамочка, ты даже представить себе не можешь, где я была!

Мама: очень интересно. Где же это?

Лена: У самого синего моря, под большим дубом, вместе с котом.

Мама: Каким еще котом?

Лена: Ну, тем самым, который и днем и ночью все ходит по цепи кругом.

Мама: Да? Пойдем спать, Леночка. Уже очень поздно. Ох уж эти детские фантазии!

Все для детского сада © Сайт Иванищина Алексея

C:\Users\User\Desktop\выпуск 2013\SDC17003.JPGC:\Users\User\Desktop\выпуск 2013\SDC16989.JPG

C:\Users\User\Desktop\выпуск 2013\100_3570.JPGC:\Users\User\Desktop\выпуск 2013\SDC16987.JPG

C:\Users\User\Desktop\выпуск 2013\SDC16996.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - творческий проект : А.С.Пушкин "У лукоморья..."

Познавательно - творческий проект в старшей группе. Тематическое планирование по теме А.С.Пушкин "У лукоморья...". Мероприятия по  образовательным  областям (3 недели) , завершается интеграт...

Проект "Лукоморье"

Материаллы по ознакомлению детей со сказками А. С. Пушкина...

Проект "Лукоморье"

Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя:- в изучении одной из интереснейших страниц в истории русской культуры;- в интер...

Проект «Лукоморье» (подготовительная к школе группа)

Проект предусматривает знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина через образовательную, игровую, самостоятельную деятельность детей. В процессе участия в проекте дети рассмотрят положительных и отри...

Творческий проект "У Лукоморья дуб зеленый"

Творческий проект по сказкам  Александра Сергеевича Пушкина«У Лукоморья дуб зеленый»в подготовительной группе №12 «Звездочки»...

Творческий проект "Лукоморье"

В предыдущей небольшой статье я эмоционально описала работу над педагогическим творческим проектом "Лукоморье", посвященном 220-летию А.С.Пушкина, клоторую осуществила в содружестве с вопита...

Творческий педагогический проект «Лукоморье» (по сказкам А.С.Пушкина)

middot;Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С.Пушкина·Развитие творческих способностей детей в художественно-речевой, музыкально-художестве...