Проект "Лукоморье"
проект по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему
Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя:
- в изучении одной из интереснейших страниц в истории русской культуры;
- в интересе к художественной литературе;
- в приобщении к богатству родного языка;
- в патриотическом воспитании;
- в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._lukomore_.doc | 38.29 КБ |
lukomore_prez.ppt | 607 КБ |
pushkin.ppt | 853.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Лукоморье»
Краткая аннотация проекта
Настоящий проект разработан воспитателем первой квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка».
Участники проекта: дети, воспитатель группы, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, родители.
Время проведения проекта февраль- март 2014.
Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя:
- в изучении одной из интереснейших страниц в истории русской культуры;
- в интересе к художественной литературе;
- в приобщении к богатству родного языка;
- в патриотическом воспитании;
- в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.
Результаты проекта:
- знакомство с творчеством А.С. Пушкина, его сказками;
- интерес к художественной литературе;
- патриотическое воспитание;
- обогащение и активизация лексики детей по данной тематике.
Реализация проекта:
1. Непосредственно образовательная деятельность.
2. Беседы.
3. Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники).
5. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
6. Речевые подвижные игры.
7. Поисково-познавательная деятельность.
8. Создание выставок.
9. Продуктивная деятельность.
10. Дидактические игры.
11.Театрализованная деятельность.
12.Музыка.
13.Просмотр мультфильмов.
14. Слушание аудиосказок.
15.Работа с родителями.
16.Презентация.
Актуальность
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех и далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.
Творческое наследие А.С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
Как-то на прогулке я процитировала несколько строк из сказки Пушкина. Каково же было мое удивление, когда дети не узнали их. Дошкольники стали задавать вопросы: «Кто такой Пушкин?», «Что он писал?», «Какие сказки?», «О чем?». И я поняла, что необходим проект, литературный, по Пушкину.
Данная проблема актуальна, ведь настоящая литература помогает жить полнее и осознаннее: заметить в жизни что-то новое, увидеть в событиях более глубокий смысл. Люди ищут в книгах то, чего не хватает в жизни. Мы смотрим в книгу, как в зеркало, и находим в ней отражение того, что происходит в нашей душе. Необходимо помочь детям «открывать» для себя писателей, поэтов, находить и проходить свой путь навстречу тексту, научиться понимать и чувствовать слово и развивать свой вкус.
В решении этой проблемы может помочь проект «Лукоморье», который дает возможность изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры и приобщить к богатству родного языка.
Цель: приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
Задачи:
- познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками;
- изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры;
- формировать умение понимать главную идею произведения, правильно
оценивать поступки героев;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать связную речь;
- развивать интерес к художественной литературе;
- развивать творческие способности детей;
- развивать психические процессы (внимание, память, мышление,
воображение);
- развивать координацию речи с движением, артикуляционную, тонкую и
общую моторику;
- прививать художественный вкус;
- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
- воспитывать активность и самостоятельность;
- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;
- организовать взаимодействие участников проекта (детей, воспитателя
группы и родителей) с сотрудниками библиотеки;
- создать развивающую среду по данной тематике.
Этапы работы по проекту
1. Подготовительный этап
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта.
4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
5. Провести анкетирование родителей «Творчество А.С. Пушкина».
2. Основной этап
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками.
2. Изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры.
3. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
4. Обогащать и активизировать словарный запас.
5. Развивать связную речь.
6. Развивать интерес к художественной литературе.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
9. Развивать координацию речи с движением, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
10.Прививать художественный вкус.
11.Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.
12.Воспитывать активность и самостоятельность.
13.Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
14.Организовать взаимодействие участников проекта (детей, воспитателя группы и родителей) с сотрудниками библиотеки.
15.Создать развивающую среду по данной тематике.
16.Оформить в книжном уголке выставку произведений А.С. Пушкина.
Мероприятия проекта:
1. Непосредственно образовательная деятельность.
Коммуникация «А. С. Пушкин – великий русский поэт»;
Коммуникация «У лукоморья… Интегрированное занятие»;
Коммуникация «Заучивание стихотворения. А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый...»;
Музыка «Что за прелесть эти сказки!» (образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов).
2.Беседы:
Вечерние беседы с детьми:
«Рассказ воспитателя об А.С. Пушкине»;
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина: русский дом – изба, терем, палата»;
«Море в поэзии А.с. Пушкина»;
«Значение устаревших слов»;
«Мода пушкинских времен»;
«Сказки А.С. Пушкина в рисунках И.Я. Билибина»;
«Мои любимые сказки А.С. Пушкина».
3. Чтение художественной литературы:
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;
«Сказка о золотом петушке»;
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
4. Рассматривание иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники):
«А.С. Пушкин» О. А. Кипренский,
«А.С. Пушкин» В.А. Тропинин,
«А.С. Пушкин» И.Л. Линев,
Три автопортрета в черновых рукописях «Евгения Онегина»,
«А.С. Пушкин в деревне» В.А. Серов,
«А.С. Пушкин в Болдине» Н.В. Кузьмин,
«Н.Н. Пушкина» А.П. Брюллов,
«Пушкин с женой перед зеркалом» Н.П. Ульянов,
«Дуэль Пушкина с Дантесом» А.А. Наумов,
Памятник Пушкину в Москве А.М. Опекушин,
Памятник Пушкину-лицеисту в городе Пушкине Р.Р. Бах,
Памятник Пушкину в Санкт-Петербурге М.К. Аникушин, В.А. Петров,
5. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина:
«Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!» Т.А. Маврина,
«Воротился старик ко старухе…» Т.А. Маврина,
«Избушка там на курьих ножках…» «Там ступа с бабою ягой…» Т.А. Маврина,
«Царевна - Лебедь» М.Врубель,
«Бочка по морю плывет» И. Билибин,
«Тридцать три богатыря» И. Билибин,
«Царевна – Лебедь» И. Билибин,
Автоиллюстрации к «Сказке о попе и оработнике его балде».
6. Речевые подвижные игры:
«Шмель»;
«Подводное царство» эвримическая композиция м. К.Сен-Санса, с. Т. Коти.
7. Поисково-познавательная деятельность:
Целевая экскурсия в библиотеку школы №14;
Целевая экскурсия в книжный магазин «Дом книги»;
Встреча с сотрудником детской библиотеки им. А.П. Гайдара.
8. Создание выставок:
Выставка произведений А.С. Пушкина;
Выставка детских работ «Лукоморье»;
Выставка иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники);
Выставка иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина;
Фотовыставка «Изучаем творчество А.С. Пушкина».
9. Продуктивная деятельность:
Рисование и аппликация «У Лукоморья дуб зеленый…»;
Рисование «Рисование по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
Рисование «Что за прелесть эти сказки! Рисование по сказкам А. С. Пушкина»;
Рисование «Мода пушкинских времен»;
Аппликация и ручной труд «Золотая Рыбка»;
Ручной труд «Кот ученый» (оригами);
Ручной труд «Кораблик» (работа с тканью);
Конструирование «Театр» (конструирование из строительного материала);
Лепка «Белочка»;
Лепка «Царевна – Лебедь»;
«Телевизор» «Сказка о рыбаке и рыбке».
10. Дидактические игры:
«Золотая рыбка»;
«Шифровки»;
«Скажи наоборот»;
«В синем море-океане»;
«Семейка слов»;
«Кого не стало?»;
«Звуковая чехарда»;
«Подбери схему»;
«Вспомни сказку»;
«Составь подписи к картинкам»;
«Кто скорее?»;
«Составь и прочитай слова»;
Пазлы «Сказки Пушкина».
11.Театрализованная деятельность:
Игра-драматизация «У самого синего моря»;
Игра-драматизация «Свет мой, зеркальце»;
Создание тетра к сказке «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
Изготовление «телевизора» «Сказка о рыбаке и рыбке».
12.Музыка:
Слушание «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков,
Слушание «Бой с коршуном» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена,
Слушание «Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»),
Слушание «Море» опера «Садко» Н.А. Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»),
Слушание «Ноктюрн «Грезы любви» Ф. Лист (третье чудо «Превращение Царевны – Лебеди»),
Слушание русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Слушание песня «Ветер по морю гуляет» м. Г. Струве, с. Пушкина.
13.Просмотр мультфильмов:
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;
«Сказка о золотом петушке».
14.Слушание аудиосказок:
«Сказка о золотом петушке».
15.Работа с родителями:
Анкетирование родителей «Творчество А.С. Пушкина»;
Помощь в подборе познавательного материала;
Участие в беседах;
Изготовление родителями и детьми творческих работ.
3. Заключительный этап
Задачи:
1. Подвести итоги проекта.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Определить перспективу на будущее.
Мероприятия проекта
Презентация:
Кроссворды «Мой А.С. Пушкин»;
Книжка-самоделка «Мода пушкинских времен»;
Выставка детских работ «Лукоморье»;
Фотовыставка «Изучаем творчество А.С. Пушкина»;
Раскладушка «А.С. Пушкин»;
Литературно-музыкальная викторина по сказкам А.С. Пушкина.
Ожидаемый результат проекта
- Расширение кругозора, знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками.
- Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
- Обогащение и активизация лексики детей по данной тематике.
- Развитие устойчивого интереса к художественной литературе.
- Создание развивающей среды.
- Активное участие родителей в жизни группы.
Оценка качества реализации проекта
Проект «Лукоморье» предусматривает работу с детьми старшей подготовительной группы, родителями и педагогами и рассчитан на 2 месяца.
Анализ мероприятий будет отслеживаться по завершению каждого отдельного этапа с использованием наблюдений, бесед с детьми, педагогами и родителями. Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности: занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники), рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина, речевые подвижные игры, поисково-познавательная, продуктивная и театрализованная деятельности, создание выставок, дидактические игры, музыка, просмотр мультфильмов, слушание аудиосказок, презентация.
Родители являются активными помощниками в работе над проектом.
По мнению родителей и педагогов, проект «Лукоморье» интересный и актуальный. Таким образом, мы создадим условия для формирования у детей устойчивого интереса к истории русской культуры и любовь к художественной литературе.
Практическая значимость результатов
- Имеющиеся результаты.
- Установлены партнерские отношения с родителями.
- Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.
- Опыт работы представлен коллегам в виде конкурса чтецов «Лукоморье»».
Прогностические результаты
- Дети, родители и педагоги получат возможность расширить свой кругозор, сформировать устойчивый интерес к истории русской культуры и любовь к художественной литературе.
- Распространение опыта работы в данном направлении.
- Обогащена развивающая среда в группе.
- Взаимосвязь детского сада и семьи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Участники проекта: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители. Возраст детей: 6 - 7 лет. Время проведения проекта: февраль- март 2014 г. Тип проекта: исследовательско-творческий
Проблема: создание данного проекта вызвано потребностью детей ДОУ, их родителей и воспитателей: в изучении одной из интереснейших страниц в истории русской культуры, в приобщении к богатству родного языка; в развитии интереса к художественной литературе; в патриотическом воспитании; в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.
Цель проекта : приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка
Задачи проекта: - познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками; изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры; - развивать интерес к художественной литературе; - формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; - обогащать и активизировать словарный запас, развивать связную речь детей; - развивать творческие способности детей; - воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества; - воспитывать активность и самостоятельность; - организовать взаимодействие участников проекта (детей, воспитателей группы и родителей, сотрудников библиотеки); - создать развивающую среду по данной тематике.
Задачи проекта для педагогов: *воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, выполнять физические упражнения, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровыми; *пробуждать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Задачи проекта для родителей: *научиться ориентироваться в информации по формированию у детей здорового образа жизни; *включиться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
Продукты проекта Для детей: произведения детского творчества (выставки детских работ: коллажи, рисунки, книжки-малышки, макеты по произведениям А.С. Пушкина) книжка-самоделка «Мода пушкинских времен» выставка детских работ «Лукоморье» литературно-музыкальная викторина по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Для педагогов: тематическая выставка в книжном уголке фотовыставка «Изучаем творчество А.С. Пушкина» картотека занятий и развлечений по произведениям А.С. Пушкина презентация проекта Для родителей: изготовление совместных творческих работ изготовление атрибутов для игр – драматизаций, театрализаций
Ожидаемые результаты по проекту - знакомство с творчеством А.С. Пушкина, его сказками - привитие интереса к художественной литературе - патриотическое воспитание дошкольников - обогащение и активизация лексики детей по данной тематике обогащение предметно-развивающей среды группы активизация сотрудничества с детской библиотекой - взаимодействие с родителями воспитанников
Этапы проекта Подготовительный этап Задачи: 1. Определить цель и задачи проекта 2. Изучить и создать информационную базу по проекту 3. Составить план проекта 4. Организовать родителей для помощи в осуществлении проекта 5. Провести анкетирование родителей «Творчество А.С. Пушкина»
Деятельностный этап (реализация проекта) Задачи: - познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками; изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры - формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев - обогащать и активизировать словарный запас, развивать связную речь - развивать интерес к художественной литературе - развивать творческие способности детей - воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества - воспитывать активность и самостоятельность - организовать взаимодействие участников проекта (детей, воспитателей группы и родителей, сотрудников библиотеки) - создать развивающую среду по данной тематике
Интеграция образовательных областей в проекте Физическая культура Подвижные игры: «Шмель» «Подводное царство» музыка К.Сен-Санса, С. Т. Коти
Интеграция образовательных областей в проекте Познание НОД «А.С. Пушкин – великий русский поэт» «У лукоморья… » Интегрированное занятие Совместная деятельность педагога с детьми: Рассказ воспитателя об А.С. Пушкине «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина: русский дом – изба, терем, палата» «Море в поэзии А.С. Пушкина» «Значение устаревших слов» «Мода пушкинских времен» «Сказки А.С. Пушкина» в рисунках И.Я. Билибина «Мои любимые сказки А.С. Пушкина»
Интеграция образовательных областей в проекте Коммуникация Рассматривание и беседы по иллюстрациям к сказкам А.С. Пушкина: «Царевна с яблоком», «Пробуждение царевны», «Дочка царская жива!» Т.А. Маврина «Воротился старик ко старухе…» Т.А. Маврина «Избушка там на курьих ножках…» «Там ступа с Бабою Ягой…» Т.А. Маврина, «Царевна - Лебедь» М. Врубель «Бочка по морю плывет» И. Билибин «Тридцать три богатыря» И. Билибин «Царевна – Лебедь» И. Билибин «Сказка о попе и работнике его Балде»
Художественное творчество Продуктивная деятельность: Рисование и аппликация «У Лукоморья дуб зеленый…» Рисование по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Рисование «Что за прелесть эти сказки!» Рисование «Мода пушкинских времен» Аппликация «Золотая Рыбка» Лепка «Белочка» Лепка «Царевна – Лебедь» Интеграция образовательных областей в проекте
Социализация Создание выставок: Выставка произведений А.С. Пушкина Выставка детских работ «Лукоморье Выставка иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники; Выставка иллюстраций к сказкам А.С. Пушкин; Фотовыставка «Изучаем творчество А.С. Пушкина» Театрализованная деятельность: Игра-драматизация «У самого синего моря» Игра-драматизация «Свет мой, зеркальце» Интеграция образовательных областей в проекте
Чтение художественной литературы Заучивание «У Лукоморья дуб зеленый...» «Кораблик» Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» «Сказка о Золотом Петушке» «Сказка о попе и о работнике его Балде» Интеграция образовательных областей в проекте
Труд Ручной труд «Кот ученый» (оригами) Ручной труд «Кораблик» (работа с тканью) Создание театра к сказке «Сказка о попе и о работнике его Балде» Изготовление «телевизора» к «Сказке о рыбаке и рыбке» Интеграция образовательных областей в проекте
Интеграция образовательных областей в проекте Музыка «Что за прелесть эти сказки!» (образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов) Слушание «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков, Слушание «Бой с коршуном» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена, Слушание «Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»), Слушание «Море» опера «Садко» Н.А. Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»), Слушание «Ноктюрн «Грезы любви» Ф. Лист (третье чудо «Превращение Царевны – Лебеди»), Слушание русская народная песня «Во саду ли, в огороде» Слушание песня «Ветер по морю гуляет» муз. Г. Струве, сл. А.С.Пушкина
Самостоятельная деятельность детей Дидактические игры: «Золотая рыбка» «Шифровки» «Скажи наоборот» «В синем море-океане» «Семейка слов» «Кого не стало?» «Звуковая чехарда» «Подбери схему» «Вспомни сказку» «Составь подписи к картинкам» «Кто скорее?» «Составь и прочитай слова» Пазлы «Сказки Пушкина»
Формы взаимодействия с семьёй Анкетирование родителей «Творчество А.С. Пушкина» Помощь в подборе познавательного материала Участие в совместных беседах о творчестве поэта Изготовление родителями и детьми творческих работ Подготовка к театрализованным играм и играм-драматизациям
Задачи: Подвести итоги проекта Проанализировать полученные результаты Определить перспективу на будущее Завершающий этап
Воспитатель первой квалификационной категории Бийгуленко Екатерина Александровна. МДОУ №23 № «Аленушка»» г. Клин Московская область
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИ ДЕВИЦЫ ПОД ОКНОМ, ПРЯЛИ ПОЗДНО ВЕЧЕРКОМ…
ЕЙ В ПРИДАННОЕ ДАНО БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО; СВОЙСТВО ЗЕРКАЛЬЦЕ ИМЕЛО, ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!
ЖИЛ СТАРИК СО СВОЕЙ СТАРУХОЙ У САМОГО СИНЕГО МОРЯ. ОНИ ЖИЛИ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!
ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ И И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ…
БЕЛКА ПЕСЕНКИ ПОЕТ ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ, А ОРЕШКИ НЕ ПРОСТЫЕ, ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!