Творческий проект "Лукоморье"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Давыдова Ирина Вадимовна

В предыдущей небольшой статье я эмоционально описала работу над педагогическим творческим проектом "Лукоморье", посвященном 220-летию А.С.Пушкина, клоторую осуществила в содружестве с вопитателем дошкольного отделения Гимназии города Троицка. Теперь же выкладываю "практический материал" - описание самого проекта и отчет о проделанной работе. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Педагогический проект

«Лукоморье»

(по сказкам А.С.Пушкина)

Авторы:

И.В.Давыдова, музыкальный руководитель

Л.С.Безуглова, воспитатель подготовительной группы №11 МАОУ «Гимназия г.Троицка» отделение №8

                 

                           Содержание проекта:

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность
  3. Проблема проекта
  4. Ожидаемые результаты
  5. Этапы реализации проекта
  6. План реализации проекта
  7. Результаты проекта
  8. Список используемой литературы

                                       

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта:

По целевой установке: 

познавательно-творческий.

Длительность: среднесрочный

По составу участников: групповой

Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.

Сроки реализации:

декабрь,2018 – май, 2019

Виды деятельности: чтение художественной литературы, познавательная, музыкальная, театрализованная, трудовая, продуктивная.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Формы проведения:

Познавательная деятельность.

Образовательная деятельность.

Беседы.

Наблюдения.

Чтение.

Слушание музыки.

Литературная викторина.

Музыкальный квест.

Игры.

Драматизация.

Творческая мастерская.

Создание в группе мини-музея «Волшебные предметы из сказок Пушкина»

Тематическое развлечение «Музей сказок Пушкина».

Совместное посещение Троицкого музея с детьми и родителями воспитанников.

Презентация.

                                   

                            АКТУАЛЬНОСТЬ

                                                                 Сказка-ложь, да в ней намек!

                                                                 Добрым молодцам урок.

                                                                                                А.С.Пушкин

Творческий педагогический проект «Лукоморье» (по сказкам А.С.Пушкина) разработан для детей подготовительной группы и реализуется в канун празднования 220-летнего юбилея великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

В настоящее время дошкольное отделение №8 Гимназии г.Троицка работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного оброазования (ФГОС ДО). Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

В настоящее время, к большому нашему сожалению, дети дошкольного возраста, также, как и их родители, намного больше времени проводят за просмотром телевизионных передач, за компьютерными играми, чем за чтением книг. А уж походы в театр или музей вместе с родителями для многих вообще стали редкостью.

Следствием этого стало заметно снижение у детей интереса к чтению художественной литературы, к театрализованной деятельности, и отсутствие элементарных знаний у детей о музеях вообще.

Поэтому назрела необходимость подробнее познакомить детей с одними из самых ярких творений А. С. Пушкина - с его сказками, приобщить детей к самостоятельной театрализованной деятельности, а также постараться вызвать у дошкольников желание посещать театры и музеи.  Образы сказочных героев вызовут интерес к чтению сказок. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогут быстро запомнить текст и с легкостью перенесутся на драматизацию. А совместная трудовая деятельность с педагогом и родителями в «творческой мастерской» по изготовлению «сказочных» предметов для мини-музея, вызовут заинтересованность детей к музеям.

ПРОБЛЕМА

В начале учебного года нами, музыкальным руководителем и воспитателем подготовительной группы дошкольного отделения Гимназии г.Троицка были запланированы мероприятия, посвященные 220-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина.  Во время чтения в группе сказок Пушкина выяснилось, что основная часть детей не знакома со сказками А.С.Пушкина по книгам, - в лучшем случае, смотрели мультфильмы, поставленные по его сказкам. А некоторые дети в возрасте 6 лет не знают, кто такой Пушкин, где он жил, какие сказки он написал. Родители воспитанников выразили желание сотрудничать с педагогами для обогащения знаний детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина, принять активное участие в подготовке и проведении всех мероприятий, посвященных великому русскому поэту. Кроме того, в процессе бесед с детьми и их родителями выяснилось, что часть детей группы никогда не посещали каких-либо театров и музеев или выставок с родителями. Поэтому мы, педагоги, решили работать сразу в трех направлениях, объединив их в общий проект.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С.Пушкина
  • Развитие творческих способностей детей в художественно-речевой, музыкально-художественной, театрализованной и продуктивной деятельности детей и взрослых.
  • Дать детям элементарные знания о разнообразии видов музеев, в том числе и о музеях, посвященных сказкам и великим сказочникам мира.
  •  Вызвать желание у дошкольников и их родителей посещать театры и музеи.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей со сказками Александра Сергеевича Пушкина. Развивать в детях умение заинтересованно слушать и осмысливать услышанное, заучивать отрывки сказок и стихотворений.
  2. Развивать диалогическую и монологическую речь, выразительность речи, обогащать и расширять словарный запас.
  3. Знакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А. С. Пушкина. Воспитывать культуру слушания музыки. Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на классическую музыку.
  4. Развивать у детей образное мышление, воображение, фантазию, артистические способности в театрализованной деятельности.
  5. Развивать творческие способности в различных видах художественной и художественно-трудовой деятельности.
  6. Воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать коллективное творчество.
  7. Развивать традиции семейного чтения.
  8. Развивать традиции семейных походов в театр и музей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У детей развит устойчивый интерес к художественной литературе через знакомство со сказками А. С. Пушкина. Дети заинтересованно слушают сказки А.С.Пушкина не только в детском саду, но и дома, с родителями.

Речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

Дети выучили наизусть и могут не только интонационно выразительно прочитать отрывки из сказок и стихотворения А.С.Пушкина, но и самостоятельно разыгрывать фрагменты из сказок.

Дети раскованно чувствуют себя во время театрализованных представлений. Они с удовольствием выступают перед сверстниками и взрослыми, показывая фрагменты-драматизации, поставленные по сказкам Пушкина.

У детей возникло желание посещать театры разнообразной направленности.

Дети запомнили и узнают фрагменты музыкальных произведений русских композиторов, написанных по сказкам А.С.Пушкина.

У детей развиты художественно-творческие способности. Под влиянием услышанных музыкальных произведений, написанных по сказкам А.С.Пушкина, у детей возникает желание и дальше знакомиться с классической музыкой, а также рисовать природу, сказочные пейзажи, персонажей из сказок.

В своих рисунках и поделках творчески подходят к изображению персонажей и предметов из сказок А.С.Пушкина.

В семьях дошкольников созданы благоприятные условия для семейного чтения художественной литературы и творческого развития ребенка.

В результате создания поделок для «творческой мастерской» в семьях детей возникла совместная деятельность детей и взрослых.

У детей, после посещения Троицкого музея, а также после полученных знаний о музеях и участия в создании мини-музея, возникло желание посещать музеи города Москвы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

  1. Организационный:

           ВОСПИТАТЕЛЬ:

Подбирает дидактические пособия, демонстрационный материал, методическую литературу, книги по теме проекта.

Проводит консультацию для родителей: «Развитие традиций семейного чтения».

Подготавливает информационный материал для родителей:

«Воспитание сказкой. Чтобы ребенок стал Читайкой».

Активизирует родителей для чтения детям стихов и сказок А.С.Пушкина дома.

Постепенно включает детей в познавательную деятельность.

Проводит с детьми беседу о А.С. Пушкине, как о великом русском поэте. Читает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…». Интересуется, как дети представляют Лукоморье, где оно находится, кто там живет?

Планирование:

Определяет направления воспитательно-образовательной работы.

Планирует образовательную и творческую деятельность с детьми.

Планирует совместную работу с музыкальным руководителям по сотрудничеству с родителями воспитанников.

Сбор материала по теме.

                 

                        МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Подбирает музыкальный материал для слушание музыки по теме проекта.

Проводит консультацию для родителей: «Значение театрализованной деятельности 

дошкольников в семье».

Постепенно включает детей в познавательную деятельность в музыкальном и театральном направлении на тему: «Музыка и Пушкин».

Планирование:

Определяет направления воспитательно-образовательной работы.

Планирует образовательную и творческую деятельность с детьми.

Собирает материал по теме.

Определяет объекты для изучения.

  1. Практический:

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Проводит образовательную деятельность в области познавательного развития на тему: «А. С. Пушкин».

Рассматривание портрета А. С. Пушкина.

Рассказ воспитателя о Пушкине. Показ иллюстраций с изображениями памятников А.С.Пушкина.

Чтение сказок А. С. Пушкина. Загадывание загадок о персонажах сказок.

Проводит беседы по сказкам Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Проводит беседы о музеях.  «Детские музеи в разных странах мира». Показывает иллюстрации и фотографии, используя фотографии из личных архивов родителей.

 

Проводит образовательную деятельность в области художественно-эстетического развития (рисование, лепка, аппликация) на темы:

«У Лукоморья дуб зеленый»

«Золотая рыбка».

«Три чуда в «Сказке о царе Салтане».

Совместно с музыкальным руководителем организует интегрированное занятие  «Рисуем под музыку», с использованием фрагментов классической музыки русских композиторов, созданных по сказкам А.С.Пушкина

Проводит образовательную деятельность в области речевого развития:

- Организует литературную викторину: «Волшебные предметы в сказках А.С. Пушкина"

- Учит детей составлять описательный рассказ по картинкам из сказок, развивает память, наблюдательность, внимание, связную речь.

- Разыгрывает с детьми по ролям фрагменты сказок Пушкина.

Организует кружковую деятельность – «Творческая мастерская». Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей. Изготовление «волшебных предметов» из сказок Пушкина. Создание «Мини-музея сказок Пушкина».

Во время самостоятельной игровой деятельности в группе – воспитатель поощряет самостоятельный выбор отрывков из сказок, разделение на группы, выбор ролей.

Совместно с музыкальным руководителем  организует итоговое тематическое развлечение «Музей сказок Пушкина».

                 

 МУЗЫКАЛЬНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ:

Организует и проводит образовательную деятельность в области музыкального развития: прослушивание музыкальных произведений Римского-Корсакова«Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь»«Полет шмеля»«Океан море», написанных по сказкам А.С.Пушкина

Добивается от детей запоминания и узнавания   фрагментов музыкальных произведений Римского-Корсакова, написанных по сказкам А.С.Пушкина.

Организует театрализованную деятельность воспитанников. Работает с детьми над театральной постановкой фрагментов сказок А.С.Пушкина для итогового тематического развлечения «Музей сказок Пушкина». Добивается от детей выразительности в интонации, мимике и движениях во время разучивания ролей. Поощряет творческие проявления у детей в исполнении ролей.

Совместно с воспитателем организует итоговое тематическое развлечение «Музей сказок Пушкина».

               СОТРУДНИЧЕСТВО  С  РОДИТЕЛЯМИ

Воспитатель и музыкальный руководитель: 

  1. Включает родителей в образовательную деятельность. Родители принимают участие в разучивании с детьми стихотворных отрывков из сказок А.С.Пушкина.
  2. Привлекает родителей к изготовлению костюмов и декораций для итогового развлечения «Музей сказок Пушкина».
  3. Готовят наглядную информацию для родителей: «Музеи Москвы и Подмосковья».

  1. Организуют поход детей группы и их родителей в Троицкий музей. Активизирует родителей для походов с детьми в другие музеи города Москвы.

  1. В индивидуальных беседах с родителями обращают внимание на активизацию и поощрение театрализованной деятельности детей дома.

  1. Презентационный

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Выставка детских рисунков в группе «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А.С.Пушкина
  2. Творческая мастерская: «Волшебные предметы в сказках Пушкина».

(Совместные поделки детей и родителей к сказкам А. С. Пушкина для участия в конкурсе «Лучшая творческая работа по сказкам Пушкина»).

  1. Мини-музей «Лукоморье» с использованием детских и детско-родительских поделок.

4. Итоговое тематическое развлечение: «Музей сказок Пушкина».

5. Презентация творческого педагогического проекта педагогам дошкольного отделения №8 Гимназии г.о.Троицка

6. Данный отчет о реализации творческого педагогического проекта «Сказки Пушкина» с предоставлением в Приложении практических, фото материалов и авторских методических разработок:

- сценарий литературной викторины

- конспект открытого занятия

- конспект музыкального квеста «Музыка к сказкам Пушкина»;

- сценария итогового развлечения «Музей сказок Пушкина».

Использованная литература:

  1. А. С. Пушкин. «Стихи и сказки». Изд. «Махаон», 2015.
  2.  «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» Москва, Детская литература, 1982.
  3. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка" // Справочник музыкального руководителя" - СПБ. Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. -№2
  4. Волынкин В.И. Художественно- эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2007.
  5.  «Досуговая педагогика» Автор. Исаева И.Ю. - М. 2010.
  6. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М., ТЦ «Сфера», 2005.
  7. Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки // Начальная школа. - 1991. - № 12.
  8.  И. Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине. Дошкольное воспитание.
  9. Г. Светлова. А. С. Пушкин «Там русский дух…». Дошкольное воспитание №1.1999
  10. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
  11. Интернетресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От творческого занятия по бисероплетению к творческому росту ребёнка»

Художественно- эстетическое воспитание дошкольников....

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

"От творческого воспитателя - к творческому ребенку"

 Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитание в семье, но и специальными  занятиями организуемые в детском саду, и может о...

Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ

Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...