Творческий проект "Лукоморье"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
В предыдущей небольшой статье я эмоционально описала работу над педагогическим творческим проектом "Лукоморье", посвященном 220-летию А.С.Пушкина, клоторую осуществила в содружестве с вопитателем дошкольного отделения Гимназии города Троицка. Теперь же выкладываю "практический материал" - описание самого проекта и отчет о проделанной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Лукоморье" | 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Лукоморье»
(по сказкам А.С.Пушкина)
Авторы:
И.В.Давыдова, музыкальный руководитель
Л.С.Безуглова, воспитатель подготовительной группы №11 МАОУ «Гимназия г.Троицка» отделение №8
Содержание проекта:
- Паспорт проекта
- Актуальность
- Проблема проекта
- Ожидаемые результаты
- Этапы реализации проекта
- План реализации проекта
- Результаты проекта
- Список используемой литературы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта:
По целевой установке:
познавательно-творческий.
Длительность: среднесрочный
По составу участников: групповой
Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.
Сроки реализации:
декабрь,2018 – май, 2019
Виды деятельности: чтение художественной литературы, познавательная, музыкальная, театрализованная, трудовая, продуктивная.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Формы проведения:
Познавательная деятельность.
Образовательная деятельность.
Беседы.
Наблюдения.
Чтение.
Слушание музыки.
Литературная викторина.
Музыкальный квест.
Игры.
Драматизация.
Творческая мастерская.
Создание в группе мини-музея «Волшебные предметы из сказок Пушкина»
Тематическое развлечение «Музей сказок Пушкина».
Совместное посещение Троицкого музея с детьми и родителями воспитанников.
Презентация.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сказка-ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
Творческий педагогический проект «Лукоморье» (по сказкам А.С.Пушкина) разработан для детей подготовительной группы и реализуется в канун празднования 220-летнего юбилея великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
В настоящее время дошкольное отделение №8 Гимназии г.Троицка работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного оброазования (ФГОС ДО). Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
В настоящее время, к большому нашему сожалению, дети дошкольного возраста, также, как и их родители, намного больше времени проводят за просмотром телевизионных передач, за компьютерными играми, чем за чтением книг. А уж походы в театр или музей вместе с родителями для многих вообще стали редкостью.
Следствием этого стало заметно снижение у детей интереса к чтению художественной литературы, к театрализованной деятельности, и отсутствие элементарных знаний у детей о музеях вообще.
Поэтому назрела необходимость подробнее познакомить детей с одними из самых ярких творений А. С. Пушкина - с его сказками, приобщить детей к самостоятельной театрализованной деятельности, а также постараться вызвать у дошкольников желание посещать театры и музеи. Образы сказочных героев вызовут интерес к чтению сказок. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогут быстро запомнить текст и с легкостью перенесутся на драматизацию. А совместная трудовая деятельность с педагогом и родителями в «творческой мастерской» по изготовлению «сказочных» предметов для мини-музея, вызовут заинтересованность детей к музеям.
ПРОБЛЕМА
В начале учебного года нами, музыкальным руководителем и воспитателем подготовительной группы дошкольного отделения Гимназии г.Троицка были запланированы мероприятия, посвященные 220-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина. Во время чтения в группе сказок Пушкина выяснилось, что основная часть детей не знакома со сказками А.С.Пушкина по книгам, - в лучшем случае, смотрели мультфильмы, поставленные по его сказкам. А некоторые дети в возрасте 6 лет не знают, кто такой Пушкин, где он жил, какие сказки он написал. Родители воспитанников выразили желание сотрудничать с педагогами для обогащения знаний детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина, принять активное участие в подготовке и проведении всех мероприятий, посвященных великому русскому поэту. Кроме того, в процессе бесед с детьми и их родителями выяснилось, что часть детей группы никогда не посещали каких-либо театров и музеев или выставок с родителями. Поэтому мы, педагоги, решили работать сразу в трех направлениях, объединив их в общий проект.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С.Пушкина
- Развитие творческих способностей детей в художественно-речевой, музыкально-художественной, театрализованной и продуктивной деятельности детей и взрослых.
- Дать детям элементарные знания о разнообразии видов музеев, в том числе и о музеях, посвященных сказкам и великим сказочникам мира.
- Вызвать желание у дошкольников и их родителей посещать театры и музеи.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить детей со сказками Александра Сергеевича Пушкина. Развивать в детях умение заинтересованно слушать и осмысливать услышанное, заучивать отрывки сказок и стихотворений.
- Развивать диалогическую и монологическую речь, выразительность речи, обогащать и расширять словарный запас.
- Знакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А. С. Пушкина. Воспитывать культуру слушания музыки. Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на классическую музыку.
- Развивать у детей образное мышление, воображение, фантазию, артистические способности в театрализованной деятельности.
- Развивать творческие способности в различных видах художественной и художественно-трудовой деятельности.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать коллективное творчество.
- Развивать традиции семейного чтения.
- Развивать традиции семейных походов в театр и музей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У детей развит устойчивый интерес к художественной литературе через знакомство со сказками А. С. Пушкина. Дети заинтересованно слушают сказки А.С.Пушкина не только в детском саду, но и дома, с родителями.
Речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
Дети выучили наизусть и могут не только интонационно выразительно прочитать отрывки из сказок и стихотворения А.С.Пушкина, но и самостоятельно разыгрывать фрагменты из сказок.
Дети раскованно чувствуют себя во время театрализованных представлений. Они с удовольствием выступают перед сверстниками и взрослыми, показывая фрагменты-драматизации, поставленные по сказкам Пушкина.
У детей возникло желание посещать театры разнообразной направленности.
Дети запомнили и узнают фрагменты музыкальных произведений русских композиторов, написанных по сказкам А.С.Пушкина.
У детей развиты художественно-творческие способности. Под влиянием услышанных музыкальных произведений, написанных по сказкам А.С.Пушкина, у детей возникает желание и дальше знакомиться с классической музыкой, а также рисовать природу, сказочные пейзажи, персонажей из сказок.
В своих рисунках и поделках творчески подходят к изображению персонажей и предметов из сказок А.С.Пушкина.
В семьях дошкольников созданы благоприятные условия для семейного чтения художественной литературы и творческого развития ребенка.
В результате создания поделок для «творческой мастерской» в семьях детей возникла совместная деятельность детей и взрослых.
У детей, после посещения Троицкого музея, а также после полученных знаний о музеях и участия в создании мини-музея, возникло желание посещать музеи города Москвы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- Организационный:
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Подбирает дидактические пособия, демонстрационный материал, методическую литературу, книги по теме проекта.
Проводит консультацию для родителей: «Развитие традиций семейного чтения».
Подготавливает информационный материал для родителей:
«Воспитание сказкой. Чтобы ребенок стал Читайкой».
Активизирует родителей для чтения детям стихов и сказок А.С.Пушкина дома.
Постепенно включает детей в познавательную деятельность.
Проводит с детьми беседу о А.С. Пушкине, как о великом русском поэте. Читает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…». Интересуется, как дети представляют Лукоморье, где оно находится, кто там живет?
Планирование:
Определяет направления воспитательно-образовательной работы.
Планирует образовательную и творческую деятельность с детьми.
Планирует совместную работу с музыкальным руководителям по сотрудничеству с родителями воспитанников.
Сбор материала по теме.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Подбирает музыкальный материал для слушание музыки по теме проекта.
Проводит консультацию для родителей: «Значение театрализованной деятельности
дошкольников в семье».
Постепенно включает детей в познавательную деятельность в музыкальном и театральном направлении на тему: «Музыка и Пушкин».
Планирование:
Определяет направления воспитательно-образовательной работы.
Планирует образовательную и творческую деятельность с детьми.
Собирает материал по теме.
Определяет объекты для изучения.
- Практический:
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Проводит образовательную деятельность в области познавательного развития на тему: «А. С. Пушкин».
Рассматривание портрета А. С. Пушкина.
Рассказ воспитателя о Пушкине. Показ иллюстраций с изображениями памятников А.С.Пушкина.
Чтение сказок А. С. Пушкина. Загадывание загадок о персонажах сказок.
Проводит беседы по сказкам Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Проводит беседы о музеях. «Детские музеи в разных странах мира». Показывает иллюстрации и фотографии, используя фотографии из личных архивов родителей.
Проводит образовательную деятельность в области художественно-эстетического развития (рисование, лепка, аппликация) на темы:
«У Лукоморья дуб зеленый»
«Золотая рыбка».
«Три чуда в «Сказке о царе Салтане».
Совместно с музыкальным руководителем организует интегрированное занятие «Рисуем под музыку», с использованием фрагментов классической музыки русских композиторов, созданных по сказкам А.С.Пушкина
Проводит образовательную деятельность в области речевого развития:
- Организует литературную викторину: «Волшебные предметы в сказках А.С. Пушкина"
- Учит детей составлять описательный рассказ по картинкам из сказок, развивает память, наблюдательность, внимание, связную речь.
- Разыгрывает с детьми по ролям фрагменты сказок Пушкина.
Организует кружковую деятельность – «Творческая мастерская». Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей. Изготовление «волшебных предметов» из сказок Пушкина. Создание «Мини-музея сказок Пушкина».
Во время самостоятельной игровой деятельности в группе – воспитатель поощряет самостоятельный выбор отрывков из сказок, разделение на группы, выбор ролей.
Совместно с музыкальным руководителем организует итоговое тематическое развлечение «Музей сказок Пушкина».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Организует и проводит образовательную деятельность в области музыкального развития: прослушивание музыкальных произведений Римского-Корсакова: «Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь»; «Полет шмеля», «Океан море», написанных по сказкам А.С.Пушкина
Добивается от детей запоминания и узнавания фрагментов музыкальных произведений Римского-Корсакова, написанных по сказкам А.С.Пушкина.
Организует театрализованную деятельность воспитанников. Работает с детьми над театральной постановкой фрагментов сказок А.С.Пушкина для итогового тематического развлечения «Музей сказок Пушкина». Добивается от детей выразительности в интонации, мимике и движениях во время разучивания ролей. Поощряет творческие проявления у детей в исполнении ролей.
Совместно с воспитателем организует итоговое тематическое развлечение «Музей сказок Пушкина».
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
Воспитатель и музыкальный руководитель:
- Включает родителей в образовательную деятельность. Родители принимают участие в разучивании с детьми стихотворных отрывков из сказок А.С.Пушкина.
- Привлекает родителей к изготовлению костюмов и декораций для итогового развлечения «Музей сказок Пушкина».
- Готовят наглядную информацию для родителей: «Музеи Москвы и Подмосковья».
- Организуют поход детей группы и их родителей в Троицкий музей. Активизирует родителей для походов с детьми в другие музеи города Москвы.
- В индивидуальных беседах с родителями обращают внимание на активизацию и поощрение театрализованной деятельности детей дома.
- Презентационный
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Выставка детских рисунков в группе «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А.С.Пушкина
- Творческая мастерская: «Волшебные предметы в сказках Пушкина».
(Совместные поделки детей и родителей к сказкам А. С. Пушкина для участия в конкурсе «Лучшая творческая работа по сказкам Пушкина»).
- Мини-музей «Лукоморье» с использованием детских и детско-родительских поделок.
4. Итоговое тематическое развлечение: «Музей сказок Пушкина».
5. Презентация творческого педагогического проекта педагогам дошкольного отделения №8 Гимназии г.о.Троицка
6. Данный отчет о реализации творческого педагогического проекта «Сказки Пушкина» с предоставлением в Приложении практических, фото материалов и авторских методических разработок:
- сценарий литературной викторины
- конспект открытого занятия
- конспект музыкального квеста «Музыка к сказкам Пушкина»;
- сценария итогового развлечения «Музей сказок Пушкина».
Использованная литература:
- А. С. Пушкин. «Стихи и сказки». Изд. «Махаон», 2015.
- «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» Москва, Детская литература, 1982.
- Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка" // Справочник музыкального руководителя" - СПБ. Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. -№2
- Волынкин В.И. Художественно- эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2007.
- «Досуговая педагогика» Автор. Исаева И.Ю. - М. 2010.
- Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М., ТЦ «Сфера», 2005.
- Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки // Начальная школа. - 1991. - № 12.
- И. Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине. Дошкольное воспитание.
- Г. Светлова. А. С. Пушкин «Там русский дух…». Дошкольное воспитание №1.1999
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
- Интернетресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"От творческого занятия по бисероплетению к творческому росту ребёнка»
Художественно- эстетическое воспитание дошкольников....
Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...
Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина» Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, позн...
Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой
Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...
Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...
"От творческого воспитателя - к творческому ребенку"
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитание в семье, но и специальными занятиями организуемые в детском саду, и может о...
Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ
Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...