Обобщение инновационного опыта работы по теме: "Блочно-модульное обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
статья на тему
Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся, является технология блочно-модульного обучения.
Модульная технология – одна из самых молодых альтернативных технологий, которая в последнее время получает широкомасштабное использование.Цель блочно-модульного обучения: Содействие развитию, самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blochno.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Тулуна»
Обобщение
инновационного опыта работы по теме:
Автор: Дмитриева Елена Валерьевна,
воспитатель ОГКУСО «Центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, г. Тулуна»
г. Тулун
2015 год
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в достижении нового качества образования в дошкольном учреждении. Новые ориентиры в общем образовании определяются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения – к внутренней нравственно– волевой регуляции.
Именно поэтому, сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся в школе, является технология блочно-модульного обучения.
Модульная технология – одна из самых молодых альтернативных технологий, которая в последнее время получает широкомасштабное использование. Свое название модульное обучение получило от слова «модуль», одно из значений которого – «функциональный узел». Модули представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала, подлежащие изучению за определенный промежуток времени. Под модульной технологией обучения понимают реализацию процесса обучения разделением его на подгруппы «функциональных узлов» – значимых действий и операций, которые выполняются учащимся более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения.
Цель блочно-модульного обучения:
Содействие развитию, самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Блочно-модульная технология обеспечивает
Индивидуализацию обучения по:
- содержанию обучения
- по темпу усвоения;
- по уровню самостоятельности;
- по методам и способам обучения;
- по способам контроля и самоконтроля.
Блочно-модульное обучения позволяет достаточно просто перерабатывать и обновлять учебный материал, оценить творческий потенциал ребенка, его умения самостоятельного получения новых знаний.
В основе обучения — учебный модуль, включающий:
а) законченный блок информации представляет собой содержание, которое отражает образ мира своего создателя — методиста, и транслирует его в сознании учеников. Содержит как декларируемые, так и скрытые, иногда неосознаваемые автором, цели, ценности, способы взаимодействия с окружающим миром;
б) целевая программа действий обучающегося. В основе самостоятельного способа освоения учебного материала лежит моделируемый конфликт осваиваемого содержания со сложившейся системой взглядов на вещи. Работа обучающегося заключается в примирении блоков информации до «непротиворечия» и заканчивается, как только ученик смог «вписать» новую информацию в свою картину мира. С этого момента информация превращается в знания. В этом случае учебный процесс совпадает с интересами и целями обучающегося и превращает его в субъекта своего обучения. Процесс запускается только в том случае, когда ученик действительно заинтересован в предлагаемой информации.
в) рекомендации (советы) обучающего по успешной реализации программы действий.
Блочно-модульное обучение применяется в высших учебных заведениях, но с 2013/14 года в нашем учреждении, после написания «Образовательной программы дошкольного образования», методическим советом было решено перейти на блочно-модульное обучение, т. к преимуществам модульного обучения относятся:
1) реализация принципов сознательности и активности в обучении;
2) гибкость структуры модуля;
3) системность в определении содержания курса;
4) усиление мотивации и заинтересованности воспитанника в результатах обучения развитие самодисциплины и самооценки;
5) стимуляция равномерной учебной работы обучаемых;
6) улучшение психологического климата;
7) обеспечение эффективного контроля за ходом учебного процесса;
8) сокращение сроков изучения дисциплин;
9) индивидуализация процесса обучения и т. д.
Для реализации данной программы содержание обучения представено в виде самостоятельных блоков – модулей, где образовательный тематический блок - модуль обеспечивает достижение поставленных целей. В тематическом модуле я объединила все виды взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками на основе одной темы, одного сюжета. В разработанных блоках-модулях каждая тема несет определенную функциональную нагрузку, существует логическая связь между темами, которые объединены в модули, применяются различные формы и методы работы. За основу модуля взяты социальные явления или праздники. В модульной системе обучения четко выражена интеграция образовательных областей на основе какого-либо сюжета, что позволяет реализовать принцип обучения в игре, и делает педагогический процесс интересным для детей.
Содержание каждого модуля учитывает определенные требования:
1) содержание должно обеспечивать достижение дидактических целей каждым учеником;
2) учебный материал должен быть представлен относительно законченным блоком с единым содержанием;
3) необходимо использовать различные методы и формы обучения.
Содержание модулей можно посмотреть в приложении к докладу
На втором этапе внедрения блочно-модульного обучения, при перспективном планировании, учебный год я разбила на модули, в которые входят темы (в модуль входят 3-4 темы (проекты), а каждая тема длится — от двух до четырех недель). Модули связаны между собой, и разработаны последовательно, плавно переходя из одного в другой.
Содержание блоков - модулей реализовывается через непосредственную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности:
- совместную деятельность педагога и детей;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельности детей.
Образовательный процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода и взаимодействия взрослого и детей. Реализовываются все принципы педагогики содружества, организованная образовательная деятельность носит комплексно-интегрированный характер.
Для реализации модулей, при непосредственном участии детей, разработан проект развивающей среды, которая включает в себя атрибуты к сюжетно-ролевым играм, режиссерским играм, подобрана художественная литература, настольно-печатные игры, видеофильмы и аудиокассеты, открытки, значки, фотографии и т.д.
Сформированы центры активности: центр сенсорики, центр строительства, центр игры, центр песка/воды, центр исследования, искусства, спорта, чтения, математики, музыки и театра, центр литературы,
Последнее занятие в каждой теме – заключительный этап или практический выход. На нем педагог совместно с детьми подводит итоги проделанной работы: организовываются занятия в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, фотоальбома, выставки детских работ, реализации проекта и т.п.
Для составления модульного занятия используется следующий алгоритм:
- Определение места модульного занятия в теме.
- Формулировка темы занятия.
- Определение и формулировка цели занятия и конечных результатов обучения.
- Подбор необходимого фактического материала.
- Отбор методов и форм преподавания и контроля.
- Определение способов учебной деятельности воспитанников.
- Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.
Успешность внедрения модульной технологии организации образовательного процесса позволяет отследить педагогический мониторинг. Результаты мониторинга представлены в таблице:
Виды деятельности | 2013/14 учебный год | 2014/15 учебный год |
Работа по графическим схемам | Средняя группа | Старшая группа |
1,8 – 60% | 2,1 - 70% | |
Выделение причинно- следственных связей | 1,7 – 56% | 2,1 -70% |
Выделение родовидовые (классификационных) отношений | 1,9 – 63% | 2,2 – 73% |
Выделение пространственных и временных отношений | 2,0 – 66% | 2,3 – 76% |
Владение основными культурными способами деятельности | 1,9 – 63% | 2,2 – 73% |
Инициатива и самостоятельность | 2,0 – 66% | 2,5 – 83% |
Коммуникативность | 1,9 - 63% | 2,2 – 73% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для коррекционной работы или инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.(из опыта работы)
Доклад для воспитателей...
Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются элементы современных технологий формирования коммуникативного подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Использование телесно-ориентированного подхода в совместной работе педагога и инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ...
Значение применения информационных технологий в обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Значение применения ИКТ в обучении ребенка дошкольного возраста с ОВЗ...
Инновационные технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Представлены технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможномтями здоровья автора Гришаевой Н.П., которые могут быть использованы как отдельно, так и комплексно....
Консультация для педагогов «Применение компьютерных технологий в коррекционно-направленном обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Сталкиваясь с актуальными проблемами современности относительно обучения и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, ученые всего мира ищут все новые средства для ока...
Статья "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно-наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение ...